Всевидящее око, вписанное в треугольник

Глаз, как духовно-религиозный символ, будучи органом зрения, тесно связан со светом, способностью духовного видения, познания и открытия истины.

А поскольку зрение, это своего рода отражение окружающего мира в душе человека, глаз и сам стали считать зеркалом души, считая что отражение души можно увидеть в глазах человека извне.

В Древнем Египте
 Уаджет
Соколиный глаз Гора

Как глаз часто ассоциируется с солнцем в микрокосме, который нередко видят в человеке, так и Солнцу многие народы поклонялись или поклоняются как всевидящему оку божества (к примеру, семанги, бушмены, огнеземельцы). Подобный культ был и в Древнем Египте, и, в частности, был связан с сокологоловым богом Гором, правый и левый глаза которого ассоциировались с солнцем и луной. Стилизованное изображение левого соколиного глаза Гора (луны) известно как Уаджет. Его использовали для амулетов, символизировавших различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия

Средневековая Европа

Ассоциация глаза (ока) в треугольнике с промыслом Божим встречалась в христианстве задолго до появления масонства. В европейской иконографии позднего Возрождения это было явным символом христианской Троицы. Итальянский живописец Понтормо изобразил Око Провидения на полотне «Ужин в Эммаусе» (1525 год). В семнадцатом веке всевидящее око иногда изображают окружённым облаками или солнечными лучами. Око Божие в треугольнике до сих пор используется в церковной архитектуре и христианском искусстве как символ Троицы, вездесущности Бога.


В России

С конца XVIII века символ, называемый «Всевидящее око» появляется в оформлении русских храмов. Имеет и другое название — Око провидения — выражение, пришедшее в русский язык из христианства, и означающее «промысел Всевышнего, всеведение Божие». Позднее аналогичные изображения начинают выполнять на иконописной доске, как иконы. Они получили широкое распространение в середине XIX века.

До середины XVIII века символ использовался в качестве различных изображений на боевых знамёнах. В XIX веке неоднократно можно встретить изображения на медалях


Православная икона

Основная статья: Всевидящее око (икона)

С конца XVIII — пер.пол. XIX веков изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие», являющаяся символико-аллегорической композицией на слова Священного писания о неусыпно всевидящем и всеведущем Христе. Идея иконы восходит к словам Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32: 18)



Русский классицизм

Начиная с XVIII века в России распространяется западноевропейский вариант трактовки Всевидящего ока, связанный с влиянием, в частности масонства.

Египетские мотивы классицизма проникали в русское искусство (екатерининский классицизм), стремящееся не отставать от моды. Главными их распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр Сергеевич Строганов. Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и сложной символике которого важное место получили египетские божества Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется, скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого стиля в Европе, прежде всего, в Италии»

Другое

Изображение «Всевидящего ока» используется на Большой печати США, откуда оно попало на американскую однодолларовую купюру. Также «Всевидящее око» размещено на аверсе медали «В память Отечественной войны 1812 года».


Всевидящее око, также лучезарная дельта — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник


Рецензии