Тезисы Бердяева о революции и вайшнавские общества

Анализ универсальных тезисов Бердяева о революции.

1

"Дух революции, дух людей революции ненавидит и истребляет гениальность и святость, он одержим черной завистью к великим и к величию, он не терпит качеств и всегда жаждет утопить их в количестве.

Революции никогда не ценят людей духовного движения и духовного творчества; они извергают этих людей, часто ненавидят их и всегда считают их ненужными для своего дела".

1

Эти тезисы Бердяева применительны к различным общественным группам, чье предназначение - осуществлять в социуме радикальные изменения. Они пригодны в  качестве критериев во всеразличных областях: политике, знании, маркетинге и других. Допустим, открытие свойств нефти и изобретение автомобиля породили промышленную революцию, которая капитально изменила сельское хозяйство, промышленность, логистику, но одновременно не давала ход ряду гениальных транспортных технологий. Гениальные конструкторы сотворили машины с двигателями, использующими для работы воду и растительное масло, но власть имущие не пускали их в производство. Генри Форд планировал поставить на конвейер лёгкий и прочный автомобиль из сои и конопли на соевом и конопляном масле. Этому воспрепятствовали полиция, нефтяные и автомобильные концерны.
А электромобиль был внедрён частично, как троллейбус, трамвай и электровоз, и лишь в наше время начал масштабно производиться, став для всех доступным. В результате внимание человечества было сориентировано на узком применении транспорта.

Извлечённые из Бердяева цитаты предкомментируют ситуацию в современных вайшнавских объединениях, подобных революционным. Наши общества бенгальского вайшнавизма - яркие представители Настоящего Просвещения. Их деятельность привносит в мировую культуру обновляющие ведические знания. Эти обширные тексты в силу своей целостности и зрелости преподавших их мудрецов  конкурируют с современным мэйн-стримом знаний в сфере разнообразных дисциплин: религии, психологии,  археологии, технологий, астрономии, философии, древней истории человечества, самоосознании, медицине, йоге, этике, эстетике и других.

Несмотря на высокие задачи, в вайшнавских коллективах мало думают о популярной литературе как возможности для проповеди. Этим невниманием исключают из своих рядов одарённых авторов. Литераторы могут оставаться в общинах преданных, соглашаясь сковать свою писательскую активность и занявшись другим служением. Или они в праве направить литераторство узко: на философские книги и исторические лавсаики.

В то же время нельзя сказать, что авторитеты и святость низвергнуты, а преданные исполнены завистью к великим и величию. Скорее, этическая система ценностей индуизма по-своему определяет критерии авторитета и великого человека. Тут надо отметить, что современный индуизм отличается от традиционной ведической дхармы. Вот одно из серьезных отступлений. Обряды мудрецов с использованием сомы, представленные в Риг Веде, самой первой из четырёх Вед, считаются рудиментом. Пойдя на комромисс с кабинетами власти, для деградации навязывающими человечеству единственный наркотик - алкоголь, большинство гуру заблокировали сому, заявив, что на земле её нет. Она есть только на небесах, якобы, за несколько лет со времен написания Риг Веды группа растений, содержащих сому, исчезла с планеты. Видимо, была сожжена инквизиторами в крестовых походах с факелами и розыскными собаками по следам ариев в горах и лесах Евразии.

Следующее несоответствие, опять-таки, касается когнитивности. Древние шастры, распушенные за несколько тысячелетий тысячью тысяч комментариев, подаются и изучаются прозой. Однако, известно, поскольку запечатлено в Ведах, что риши познавали их через поэзию. Приводимые в них санскритские стихи или шлоки заучиваются бхактами как поэзия на иностранном языке, но самым старательным из них всё же служат молитвами и памятками учения. Знание шлок
позволяет блеснуть эрудицией, что напоминает украшение своей речи французским языком российскими дворянами. Кроме того, непосредственно в среде преданных Кришны стихи из шастр функционируют в качестве неопровержимых аргументов для убеждения, что вовсе не аналогично для людей, не имеющих веры в абсолютный авторитет Вед.

В качестве столпов проповеднической миссии  общества бенгальского вайшнавизма используют философские лекции, харинаму, распространение философских трактатов и освящённой пищи. К этому сводится проповедь современного движения Харе Кришна, чья цель -  благотворительная и платная раздача ведического знания. Оно способно поставить цивилизацию на пути правильного развития, освежить и обогатить мировую культуру первозданной цельностью традиции. Революция течёт в области знания, одно из её достижений - труды Института Бхактиведанты (Майкла Кремо и других). Они вскрыли много артефактов и аргументов, что противоречат научной и исторической парадигме материалистов и обличают фантасмагоризм теории эволюции. Их идеи были подхвачены многими прогрессивными учеными. В том числе, на них опирался коллектив исследователей  из лаборатории альтернативной истории во главе с Андреем Скляровым, руководителем, наверное, наиболее могучего в мире видеопроекта, что разоблачает доминирующие исторические представления.

2

Вайшнавы продолжают путь французских традиционалистов во главе с Рене Геноном, но не перехватывают у него эстафетную палочку в понятии "от учителя к ученику". Еще сто лет назад этот человек из поколения Прабхупады выпустил в свет "Кризис современного мира", где заявил о необходимости появления людей с подобной устремленностью. Тогда же, в девятьсот двадцатых, он опубликовал работу по основам индуистских доктрин, комментарии к различной эзотерике. Одной из последних была книга "Заметки о посвящении", а после его смерти в 1951-м в Каире, до середины семидесятых последователи издавали очерки Генона об индуизме, исламе, даосизме и другие книги.

Итак, вайшнавы приходят не в качестве непосредственных последователей Генона, а как следующая формация людей, посланных Провидением. Они воплощают задуманное традиционалистами, обосновавшими задачу: по зернышку собрать забытую в западной цивилизации традицию. Освещающими самоцветами она рассыпана по фольклору, древним книгам, священным писаниям. Она способна возродить утерянную человечеством гармонию совершенной культуры, царившую когда-то в обществе. Невидимый Гуру, подготовив мыслящее человечество работами традиционалистов, забросил в него непосредственных носителей древней культуры - современных индуистов. Новые - гораздо онтологичнее, чем напоминатели, лишь симпатизирующие непознанной ими ведической системе знаний и следующие ей частично. Традиционалисты определили важность традиции, которую они увидели в действии в Индии, Китае, Египте, исламских странах. А бхакти растёт непосредственно из её корня. Генон только указывал на этот корень и ставил задачу его выкапывания, возрождения и использования, преданные явились её решать.   

3

Трансцендентная литература у нас, вайшнавов, - в приоритете до такой степени, что многим замещает всю мировую библиотеку. Поставив в ум доминантой памятование Кришны (чтобы, как можно быстрее прогрессировать через общение с продвинутым божественным сознанием), преданные изучают и проповедуют философские тексты, как это заповедно заведено. Мало кто признаёт другие жанры матери искусств серьезной платформой для проповеди. Занятия преданных по созданию прозы и поэзии почти не оцениваются старшими. Даже больше, чем ситуация во время коммунистической революции, сложившееся положение соответствует мысли Бердяева: "Революции никогда не ценят людей духовного движения и духовного творчества; они извергают этих людей, часто ненавидят их и всегда считают их ненужными для своего дела", Октябрьская революция показывала исключения в его анализе.

Преданные, одержимые стремлением установить в обществе варнашраму (систему четырёх каст и укладоа жизни) -  и другими миссионерскими целями, не размышляют интенсивно о построении моста между российской культурой и философией Прабхупады через массовую литературу. Непосредственно это выражается в невнимательном отношении старших к вайшнавам-литераторам. 

Удачливыми душами, обретающими знания бхакти, становятся лишь реципиенты, способные напрямую
воспринимать философию. Остальные остаются за порогом когнитивности, о чем начал говорить еше где-то на стыке тысячелетий Рохинисута Махарадж, лидер движения санкиртаны. После перехода из послушнического ашрама в  семейный он высказал на лекции в Москве неожиданное заявление: "Большой ли прок в том, что мы распространили миллионы книг? Люди их не понимают, не читают. Следует толкнуть вторую волну санкиртаны, идти в дома к имеющим книги Прабхупады и простым слогом пересказывать философию".

Оговариваюсь, в данном эссе не обсуждаются любители музыки бхакти и вегетарианской кулинарии, способные подружиться с вайшнавским сообществом от любви к ним, без философских раздумий. У них может не быть вкуса к изучению шастр, но полагается его развитие в будущем. К сожалению, так выходит не всегда, допустим, мы в московских храмах на Беговой и Сухаревской раздавали оставшиеся в кухонных котлах приготовления бомжам и малоимущим, забиравшим всё. Однако, за те десять лет, в течение которых я знал этих прихожан, лишь небольшая их часть посещала лекции, киртаны, читала шастры. А четырём профессионалам - музыкантам "Битлз" - сначала понравилось петь мантры, но единственно Джорджу Харрисону посчастливилось заинтересоваться философией. Он стал преданным Кришны, другом Мукунды Махараджа, Шьямасундры Прабху и Ямуны Майи. В отношении трёх других битлов, ученики Прабхупады надеялись, по общему допущению, что те достигнут преданности в следующей жизни, раз уж в этой попели Махамантру. Этой веры им было достаточно, чтобы чувствовать удовлетворение от проповеди битлам.

4

Первостепенная платформа для благовествования в ИСККОНе - продажа книг Бибити. А проповедь через написание не философской литературы - платформа низшая,"поэтому нам и не нужно творчество в этом направлении, будем его зарубать". Как раз это подразумевает Бердяев: "Раз партия сказала: "Бить ту контру, которая не хочет стрелять в контру, чтобы встать с нами в один строй, вместе окровавив руки", то мы не будем допускать этих старорежимных интеллигентов к серьёзным постам и даже работу им не дадим. Пусть выметаются из нашего общества в Европу. Им с нами не по пути, по пути же  пусть солнце запечёт им хребет!"

Похоже, Джаядева и Рупа Госвами вайшнавам нужны в истории, но не в современности, им достаточно представленного великими поэтами. Они давно всё написали, а "нам никакого новья даже в поэзии не надо, пусть ачарьи живут идеалами в древности. Прабхупада завещал ничего не менять, и мы никого не примем. Пусть он будет Кришна Вьяса или Рагхунатх Дас Госвами, мы его не узнаем, потому что Прабхупада сказал ничего не менять. А разве могут такие авторы просто повторять за Прабхупадой, не давая собственного виденья?

В незаботливом отношении лидеров к вайшнавам-литераторам  проявляется суждение Бердяева о том, что чисто революционный дух не терпит людей творчества. По поведению старших и их массовок, видно, что они несерьёзно относятся к национальному собранию сочинений. Оно не расценивается как полезное для духовного прогресса, а значит, не заслуживает внимания. Почему-то не учитывается, не обдумывается, что вайшнавские ценности и учение могли бы занять достойное место в российской литературе, украсить и усилить её. А для помещения их в народное собрание сочинений автору, по меньшей мере, следует знать, как грамматику с навыками сочинительства, так и лучшие произведения любимых народом писателей. Необходима ему и поддержка общества.

Младшие слушают и, как поёт группа "Воскресение", "идут след в след, след в след... пока лениво меняется свет". Не литераторствуют. Если человек хочет писать, то даже при получении благословения гуру, ему нужно преодолевать не единственную сложность. Устоять перед общим, по идее, позитивным и энергичным пафосом, сторониться превалирующего настроения. Это очень трудно осуществить, живя в ашраме, настроенном на продажу книг и прасада. В одном жилище, общежитии,  брахманическое пересекается с вайшье-брахманическим и вайшьевским. Иначе говоря, пишущий книги, согласующиеся с дхармой, не расчитывает, что они принесут ему доход. Ему подобны лекторы, не распространяющие книги, но они - устоявшийся ашрамский тип жизни, хотя в девяностых их настроение нередко не принималось. В Сухарево Гададхара Пандит (Денис Дьяков, теперь автор-философ) и Нартанакула какое-то время занимались проповедью в школах, мы с Видурой их поддерживали, но нельзя сказать, что равнозначно проповедникам, продающим книги. Допустим, им не выделяли машину, тогда, как каждого санкиртанщика стремились обеспечить местом в храмовом автомобиле.   

При отсутствии финансового стимула автору или лектору нужны иные мотивации для работы. Идеально, если ашрам это понимает, поддерживает его и не препятствует.

Вайшье-брахманическое настроение приносит в храм средства, его предикат - вручение человеку книги с короткой проповедью перед этим или без проповеди. Санкиртанщик не надеется, что его слова сразу приведут человека к Кришне. Ему важнее продать книги, поскольку человек может узнать из них гораздо больше, чем из его речи. В действительности, продажа книг давалась не всем преданным, по моим наблюдениям, это лучше получалось у тех, кто имел опыт в торговле и использовал психологию, чтобы склонить собеседника к покупке книг. А преданные, которые хотели подробно нести учение здесь и сейчас, могли по часу проповедовать заинтересованному человеку, их результаты продаж были невысокими. Так было и у автора этих строк, ему потребовалось поездить с Самбой и Ильей Мошенко, чтобы научиться у них психологическим приемам и торговым навыкам. Позднее я перетек из благовестника в санкиртанщика, в смысле, в иные дни стал распространять по сто и двести больших книг. Комплектами по десять книг, а не по одной. Я уже не заботился о том, чтобы объяснять людям учение, старался поскорее уйти от таких, не завязать в проповеди, чтобы больше распространить.

Литератор, чья продуктивность зависит от времени, потраченного на затвор, создаёт  в ашраме дисгармонию, ему естественно мешают. Покалывают и едят. Затвор и современный Гаудия-ашрам несовместимы. Бабаджи - "вымерший вид", а бабаджи, живущие на Радхакунде, "понятное дело", притворщики. Тот, кому необходимо много времени проводить в уединении, должен рисовать свой миссионерский вектор. Удачно это получилось у  теолога-ведантиста Шилограма (Сергея Неаполитанского), питерского издателя и составителя ведических книг. Он принял посвящение у гуру ИСККОН, а потом абсолютно обособился и достиг успеха.

Литераторам требуется находить спонсоров для издания книги или зарабатывать на него. Благо открыто (насколь долговечно?) окно в Интернет, где преданным можно публиковать персонально сложенные тексты, если они смогут игнорировать настроение мэйнстрима вайшнавских объединений  Они слышат настороженные голоса своего внутреннего редактора суть чьи-то голоса из эгрегора вайшнавского общества и предпочитают не выделяться сочинительством. Если это занятие практикуется кем-то, не получившим одобрения гуру (или, по личному опыту, даже получившим), то оно в консервативном сообществе, вообще,трактуется многими, как анартха, недостаток. А именно, семя и росток "порочного стремления выделиться". У таких вайшнавов все должны быть "связанными одной целью и скованными одной цепью". Инициатива литератора большинством  встречается в штыки. С позиции ашрамской гармонии, она, скорее, фурункул, набухший на гладкой коже или партия скрипки, несвоевременно солирующая в оркестре. 

Приходилось слышать о себе, что избегаю жизни и служения  в общем ашраме, ищу независимости, сижу в затворе со своими анартхами. От тех, кто сам мог бы писать (имел тогда в активе один самый активный такой товарищ хорошую  статью о служении преданных), но не рискнул выйти из ряда вон и пожертвовать репутацией, как ближайшие вриндаванские преданные Кришны или лучник Арджуна на Курукшетре. Как ему было стерпеть выскочкину "наглость", "презрение им приоритетов и авторитетов"? Он пытался истолковать мою целеустремленность с долей безрассудности, будто, она
отклонение самолёта от курса эскадрильи в штопор. Когда это открылось, пришлось его пристыдить, и он извинился.

Приходится закрывать глаза на поддержание репутации. Для репутации вайшнаау надёжнее говорить в проповедях и множить в постах то, что напечатано в книгах и лекциях ачарьев. Делать то служение, которое считается наиважнейшим. Тогда никто не вменит ему в вину нескромность и несмирение.

Но не только внутренний редактор препятствует решимости преданных творить книги. Вслух им тоже говорят: "Кто это будет читать?.. Писатель выискался!..Ты ничего нового не сказал, Прабхупада всё до тебя сделал!.. Это, не топ, упа-проповедь... Пу-уп надорвешь! Нет у тебя способностей к изящной словесности!.."


Рецензии