Тетраморф
1) иконографический образ, отражающий образ таинственных животных с четырьмя лицами, которых созерцал пророк Иезекииль (Иез.1:4-11), а также образ четырех таинственных животных, которых созерцал евангелист Иоанн Богослов (Откр.4:6-8);
2) иконографический образ, объединяющий символы евангелистов, представляющий изображение четырех живых существ, связанный с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8).
Тетрамо;рф (др.-греч. ;;;;;-;;;;;; «четырёхобразный, четырёхвидный» от ;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;; «четыре» + ;;;;;, ;;;;; «вид, образ, очертание») — в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.
Книга «Зо;ар» называет эти четыре образа над «Таинственной колесницей» (др.-евр. — «Меркава») — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. В каббале эти существа носят название «хайот ха-кодеш» (дословно;— «святые животные»).
Позднее в христианском учении эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения:
Матфей в образе ангела,
Марк в образе льва,
Лука в образе тельца,
Иоанн в образе орла.
Каждый из них крылат и держит Евангелие.
Есть и иное (старообрядцы) толкование и соотнесение этих образов и Евангелистов.
В Ветхом Завете
Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:
облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
— Иез. 1:5-18
В Новом Завете
Апостол Иоанн в «Откровении», 4-я глава, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:
…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
— Откр. 4:6-8
В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).
Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» (ивр. — «Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.
В христианствеЭти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:
Человек (ангел)
(лат. imago hominis) Матфей Человеческая природа Христа, его воплощение
Лев
(лат. imago leonis) Марк Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол)
(лат. imago vitulis) Лука Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва
Орёл
(лат. imago aquilae) Иоанн Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господ
В Русской православной церкви
Икона «Видение Иезекии», 14 век, Фессалоники
Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году
. В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.
Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено. Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи.
При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. 1:9). Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез. 1:22). Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.
Аналоги в других традициях
Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:
В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, тигр, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро.
Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.
В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:
чёрная черепаха, белый тигр, малиновый феникс, зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
орёл, слон, дракон, рыба (Древняя Греция),
ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).
Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.
Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха (Ноя): «сказали [своим единоверцам]: „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува', ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах, имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.
Свщмч. Александр Глаголев отмечает, что «композиция животных элементов составляет общую принадлежность символики египтян, ассириян, вавилонян, финикийцев, арабов, а равно и арийских народов».
Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Эфиопской православной церкви
Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.
В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля»
Свидетельство о публикации №125010707236