Мир Обязательно примет тебя

 
Саша сидела на скамейке и любовалась тем, как играет ее сын. Четырехлетний малыш сидел на корточках и перебирал камешки на детской площадке. Он внимательно изучал каждый из них, а самые ровные складывал в ведерко. Казалось, занятие настолько увлекло его, что он совершенно потерял счет времени и не обращал внимания на происходящее вокруг.

Погода была чудесная, тепло, но не жарко. Чувствовалось приближение осени. Саша откинулась на спинку скамейки и запрокинула голову. Закрыв глаза, она глубоко вдохнула свежий воздух. Ей совершенно не хотелось идти домой к куче скопившихся дел, поэтому хорошо, что малыш сегодня такой спокойный и неторопливый, и можно насладиться прогулкой.

Вдруг к Сашиному сыну подошла девочка лет пяти и с интересом посмотрела на его занятие.

; А что ты делаешь? ; спросила она и присела рядом на корточки.

Но мальчик ее игнорировал. Он был настолько увлечен, что ничего не замечал.

Девочка не особо расстроилась. Она взяла первый попавшийся камешек и кинула в его ведерко. Мальчик на мгновение замер, а потом достал «чужой» камешек и бросил обратно на землю.

Девочка рассмеялась и вновь бросила первый попавшийся камешек в ведерко. Она с любопытством посмотрела на мальчика, ожидая его реакции. Но он вновь замер на несколько секунд, обдумывая произошедшее, затем выбросил «лишний» камешек и продолжил свое занятие.

Саша насторожилась. С виду незаметно, но сын начал нервничать.

; Не расстраивай его, пожалуйста, ; Саша улыбнулась, обращаясь к незваной гостье. Девочка удивленно посмотрела на взрослую женщину, которая почему-то вмешивалась в их дела.

; А ему что, жалко?

; Дело не в этом. Ему просто важно выбрать только те камни, которые ему нравятся. Ты же не любишь, когда тебе мешают заниматься любимым делом?

Девочка ухмыльнулась, но ничего не ответила. У нее резко пропал интерес к недружелюбному мальчику и его камням. Подскочив с места, она побежала на горку.

Саша вновь запрокинула голову и прикрыла глаза, пытаясь насладиться свободным временем. Однако детей на площадке становилось все больше, и о спокойствии можно было забыть.

Саша посмотрела на сына, которого не волновало появление новых людей. Она достала из сумки бутылку с водой и протянула ему.

; Илюш, будешь пить?

Но Илья молчал. Мама подошла вплотную к нему и поднесла бутылку ближе к лицу, чтобы она попала в поле его зрения.

; Будешь?

Илья молча отодвинул бутылку тыльной стороной кисти: не хочу. Саша отпила сама и убрала бутылку обратно в сумку.

В этот момент к Илье подкатился мяч, который случайно толкнул в его сторону другой мальчик. Ярко-бирюзовый, блестящий мячик выглядел соблазнительно, и Илья взял его в руки.

; Это мое! Отдай! ; подбежал к нему мальчишка примерно того же возраста. Он схватил мяч и потянул на себя, но Илья еще не успел его рассмотреть, поэтому не собирался уступать интересный предмет.

Саша подбежала к детям, чтобы предотвратить конфликт.

; А можно он просто посмотрит на него несколько минуточек? ; она улыбнулась чужому ребенку, чтобы задобрить его. ; А у меня смотри что есть!

Саша протянула ему небольшой калейдоскоп, который, к счастью, был в ее кармане. Она всегда носила с собой пару небольших игрушек, что отвлекать внимание других детей.

; Что это? ; мальчик отпустил мяч из рук и посмотрел на непонятную штуковину.

; Это калейдоскоп. Не видел раньше?

Мальчишка отрицательно замахал головой.

; Вот, смотри сюда, ; Саша показала на отверстие для глаза. Ребенок взял калейдоскоп и посмотрел в него. Увидев цветные камушки, он улыбнулся. ; Вращай по кругу, и картинка будет меняться. А если еще и на солнышко посмотришь, то будет намного красивее.

Мальчик так и сделал и улыбнулся еще шире. Пока он был занят диковинным предметом, Илюша уже потерял интерес к мячу. Он отложил его в сторону и вернулся к своим камням.

Саша выдохнула и отдала мальчику его мяч. Улыбнулась:

; Спасибо, что поделился.

Довольный ребенок побежал обратно на середину площадки. Но не успела Саша вернуться на свою скамейку, как из ниоткуда появился еще один малыш лет двух. Он бежал в сторону качелей и совершенно не заметил ведерко с камешками. Споткнувшись, он удержался на ногах, но все камни оказались на земле.

Илюша сразу подскочил с места и стал кружиться. Мальчик не обратил на это внимание, а побежал дальше.

; Ну вот… ; пробубнила Саша и тяжело вздохнула.

Подняла с земли ведерко и один из тщательно отобранных камешков. Она потрясла ведерком и протянула камень Илье.

; Илюша! Илюша! ; пыталась она привлечь его внимание, но малыш продолжал кружиться на месте. Саша подошла вплотную, чтобы ему было проще заметить ее. Замедлив скорость, сын все-таки посмотрел на маму. Он был расстроен произошедшим, как будто случилось нечто непоправимое. Кружение сменилось прыжками на месте и взмахами руками, а в глазах блестели слезы.

Саша кинула камешек в ведерко и начала трясти перед Илюшей, чтобы дать понять, что оно снова не пустое. Ребенок остановился и заглянул внутрь. Он внимательно посмотрел на камень, пытаясь удостовериться в том, что это именно его. Затем взял ведерко, вернулся на свое прежнее место и стал еще усерднее перебирать камешки, чтобы вновь отобрать самые лучшие.

Саша рухнула ну скамейку и снова выдохнула. Несмотря на то, что такие ситуации повторялись довольно часто, ей все равно было сложно спокойно на них реагировать. Какая мать не будет принимать переживания своего ребенка близко к сердцу?

Некоторое время все было спокойно. Илюша вновь набрал коллекцию камней, а другие дети играли в стороне. Однако в какой-то момент пара ребят оказались рядом с ними. У них была игрушка, издающая громкий звук. Его можно было сравнить с гудком, который обычно берут с собой на футбольные матчи болельщики. Детей забавляла игра, в которой они наперебой нажимали на игрушку и направляли ее друг другу в лицо. Вот только когда этот звук раздался рядом с Ильей, он испуганно подскочил и побежал к маме, закрыл уши руками и уткнулся лицом ей в грудь, пытаясь спастись.

Саша крепко обняла его, давая понять, что он в безопасности, принялась гладить по голове, баюкать, чтобы не началась истерика.

К сожалению, дети не заметили, что напугали мальчика, и продолжали играть в том же ритме.

; А можете немножко в сторону отойти? ; наконец, привлекла Саша их внимание. Дети остановились и посмотрели на нее, не понимая, что именно ее не устраивает. Саша дружелюбно улыбнулась и показала рукой в сторону. ; Поиграйте, пожалуйста, вон там. Мальчика ваша игрушка напугала.

Дети переглянулись, не понимая, как такая безобидная вещь может кого-то напугать.

; А что с ним? Он дурачок? ; наконец, задал один из них вопрос, не стараясь выбирать выражения.

Саша привыкла слышать подобные словечки от детей, поэтому ничуть не удивилась и не обиделась. К сожалению, дети не понимают, что некоторые слова могут прозвучать грубо, поэтому и спрашивать с них тоже нет смысла. Остается только надеяться, что родители в свое время научат их выражать свои мысли в вежливой форме.

; Он особенный, ; мягко сказала Саша.

; А что это значит? ; спросил другой ребенок. Детское любопытство не знает границ, а взрослые должны помогать детям разобраться в том, чего они не понимают, и научить чему-то новому.

; Это значит, что он отличается от вас. Он не глупый, просто по-другому все видит и слышит. Из-за этого может бояться вещей, которые вам кажутся совершенно обычными, как эта игрушка. Вас этот звук забавляет, а ему он слышится в разы громче, из-за чего пугает.

Дети с интересом смотрели на Сашу.

; А чего еще он боится?

; Ну, например, растений. Он боится зеленых листьев или цветов, а еще фруктов и овощей.

Дети рассмеялись. Им казалось это настолько глупым, что они не могли в это поверить. Один из мальчиков подбежал к клумбе и сорвал одуванчик. Он протянул его Саше, желая убедиться в ее словах. Саша взяла цветок и показала Илюше. Она не стала подносить его близко и уж тем более пытаться вложить в руки.

; Илюш, посмотри, ; она показала цветок на безопасном расстоянии. Илья исподтишка посмотрел на него. Он попытался аккуратно, тыльной стороной кисти, отодвинуть мамину руку с одуванчиком, чтобы случайно не коснуться его. После этого он вновь уткнулся лицом в мамину грудь.

Дети снова переглянулись и рассмеялись. К счастью, в этот момент одного из них окликнула мама, и они убежали, потеряв интерес к особенному мальчику. Саша еще некоторое время обнимала ребенка, а потом аккуратно отодвинула его от себя.

; Иди, поиграй еще, а то скоро уже домой пойдем.

Илья посмотрел в сторону своего ведерка. Оно было наполовину полным, а все камешки рядом с ним были уже тщательно изучены. Илюша постоял несколько минут, погруженный в свои мысли, а потом медленно направился в центр площадки, изучая камни под ногами. Несколько раз он останавливался и поднимал какой-нибудь с земли. Если камень ему нравился, то он возвращался к маме и клал его в ведерко. Однако носить ведро с собой он не собирался.

Саша с интересом наблюдала за монотонными действиями сына. Она не вмешивалась в процесс, потому что знала, что это для него важно. Главное, чтобы он был спокоен и чувствовал себя хорошо. У Илюши было достаточно занятий с разными специалистами, однако вот такие игры были обязательной частью его жизни. Именно такие монотонные действия помогали малышу расслабиться и отдохнуть.

Обойдя таким образом всю площадку, Илюша подошел к девочке лет трех и посмотрел ей под ноги. Очевидно, он увидел интересный камешек. Присев рядом с ней на корточки, он аккуратно взял ее ступню и попытался сдвинуть с места. Девочка, которая все это время неподвижно за ним наблюдала, вдруг испугалась и заплакала.

На ее плач обернулась мама, которая сидела на скамейке неподалеку и болтала с кем-то по телефону.

; Ты что делаешь? А ну уйди от нее! ; воскликнула она.

Саша подскочила с места и побежала к детям.

; Простите! Он не хотел ее обидеть! Он просто увидел… ; начала извиняться, однако мама девочки даже не стала слушать ее оправданий.

; Вы почему за своим ребенком не следите? А если бы он ее толкнул? А если бы она упала? Вы бы что тогда делали?!

; Ну это же площадка… Все дети толкаются и как-то контактируют…

; И что теперь? За детьми своими не следить? ; сказала женщина на повышенных тонах и потянула свою дочь прочь за локоть.

Саше было обидно это слышать, потому что это как раз она не сводила глаз со своего ребенка, в отличие от мамаши, болтавшей все это время по телефону. Если бы девочка не заплакала, то ее мама даже не посмотрела бы в ее сторону.

Саша взглянула на Илюшу. Он совершенно не заметил произошедшего. В его руках был желанный камешек, на котором ранее стояла девочка. Илья спокойно направился в сторону своего ведерка, не замечая даже подбежавшую к нему маму. По крайней мере, он не испугался чужих криков и плача. Этого было вполне достаточно.

Время близилось к обеду, а ведерко уже наполнилось. Саша посмотрела на часы. Пора собираться домой. Илюша, который уже, очевидно, проголодался, подошел к маме и протянул ей ее же сумку. Таким способом он всегда просил кушать, зная, что в ее сумке может лежать еда. Саша улыбнулась и посмотрела, что у нее было сегодня с собой.

Достав пачку печенья и влажные салфетки, она указала мальчику на место рядом с собой, приглашая присесть. Он понятливо влез на скамейку. Саша протерла Илюше руки влажной салфеткой и протянула открытую пачку детского печенья. Илья запустил туда руку и достал одно из них в форме звездочки. Внимательно рассмотрев его, он обнаружил, что один из краев сломан. Вернул печенье обратно в пачку, достал еще одно в форме круга и вновь внимательно изучил. Оно было идеальной формы и полностью устроило Илюшу. Он засунул его целиком в рот и начал тщательно разжевывать.

Саша всегда с интересом наблюдала за сыном. Она считала его не странным, а, скорее, необычным. Хотя, возможно, дело было в том, что она очень сильно его любила. Она принимала его таким, какой он есть, и пыталась всегда понять его действия и чувства. К сожалению, пока у них не было возможности поговорить. Илья не разговаривал, да и речь понимал очень плохо. Но Саша верила, что все этот поправимо.

В этот момент легкий ветерок донес до них мыльный пузырь. Илья сразу заметил его и посмотрел в ту сторону, откуда он прилетел. Одна из мам надувала мыльные пузыри своему годовалому ребенку в коляске. Их окружили другие дети ; все любят мыльные пузыри.

Илюша совершенно забыл про печенье и побежал к ним. Точь в точь как остальные, он радостно ловил пузыри в воздухе. Увидев малыша такими радостным, Саша тоже улыбнулась. В этот момент он совершенно не отличался от других детей, и на мгновение могло показаться, что они играют все вместе. Конечно, Саша понимала, что Илюша увлечен только пузырями и не замечает людей вокруг, но это не означало, что он не может радоваться жизни вместе с другими.

Собрав вещи и убрав за собой мусор, Саша подняла с земли ведерко с камнями и пошла к детям. Дождавшись, пока пузыри закончатся, она протянула сыну руку.

; Пошли домой, ; тепло сказала она. Малыш послушался.

Когда они уже отошли на некоторое расстояние, Саша нежно взглянула на сына.

; Не волнуйся Илюш, я буду связующим звеном между тобой и этим миром, пока ты сам не научишься с ним общаться.

В ее глазах блеснула слеза, но она смогла ее удержать. Она знала, что ребенок не понимает ее слов… но чувствует любовь.


Посвящается моему сыну Илюше и всем детям с РАС*. Я верю, что у вас все получится. Однажды мир обязательно примет вас и попытается понять.

---

Автор: Александра Федорова

*РАС - расстройство аутистического спектра


Рецензии