Поэтический салон Диа-Логин - 2025
С вами редактор площадки Елена Чалиева.
В рамках «Сетевого Клуба Поэтов» открываю этой публикацией Поэтический салон «Диа-Логин - 2025». Здесь любой автор «Стихи.ру», а не только резидент «СКП», может предложить интересующую его поэтическую или литературную тему для обсуждения всеми авторами сайта, написав её в рецензии к этой публикации. Это может быть какая-то общая тема, а могут быть конкретные стихи или вопросы, которые мы разберём и в учебных целях, и просто для поговорить и пообщаться. В «Диа-Логине» можно обсуждать и различные вопросы, связанные с проведением наших конкурсов, высказывать ваши замечания и предложения. Критика возможна любая, даже очень жёсткая. Но только стихов! Переход на личности авторов в негативном плане запрещён, как и обсценная лексика. Нарушителям сначала делаем замечание, а потом отправляем в «Чёрный список» площадки.
В «СКП» постоянно проходит много обсуждений различных произведений в наших конкурсах, в том числе помощь и советы авторам от принимающих редакторов и экспертов. Но наша редакция считает, что хорошего много не бывает. К тому же там автор фактически один на один с экспертом. А вдруг кому-то из вас захочется обсудить свои стихи в то время, когда нет подходящего конкурса? Или вам захочется узнать мнение «народа» о своём произведении? Тогда приносите своё творение в «Диа-Логин», и мы его все вместе обсудим. Можете обратиться за советом к одному конкретному редактору или резиденту «СКП» – вам никто из нас не откажет.
И ещё хочу попросить всех, кто напишет здесь рецензию или своё мнение в замечаниях, записи потом не стирать. Если вы собираетесь написать что-то сгоряча и не уверены, что захотите, чтобы ваша запись сохранилась, то лучше ничего не пишите. А уж если написали, то оставляйте. Это – правило в «Диа-Логине», и прошу ему следовать, если хотите, чтобы вас сюда пускали.
Итак, друзья, жду ваши темы и стихи для обсуждения в нашем Поэтическом салоне «Диа-Логин».
Елена Чалиева – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
За аватар поэтического салона "Диа-Логин" редакция благодарит Дмитрия Куваева и Йурича.
Свидетельство о публикации №125010603719
...............это место для выражения читательского негодования.............
Мало? Вот ещё
..............................................................................
Правильнее: не только ЭТО - поэзия. Я специально написал провокативно первую фразу, чтобы расшевелить внимание читателя. Определений поэзии много и нет в одно и тоже время. Как часто вы читали или слышали про какой-нибудь рифмованный текст, что это не поэзия? Тот, кто так говорит, не прав: И это тоже поэзия! После обсуждения в прошлом сезоне (см. «Поэтический салон Диа-Логин - 2024» http://stihi.ru/rec.html?2024/01/22/6594) мне пришла в голову такая вот мысль. Мало кто оценивает музыкальное произведение читая первоисходник с нотного листа. Произведение к нам приходит в оранжировке/интерпретации/изложении/.../звучании исполнителей, так что тут не только (и порой не столько) музыка с листа, но и подбор инструментов и их качество, и состав и мастерство исполнителей, и "видинее темы" дирижёром, и ...и...и.... и, не в последнюю очередь, известность исполнителей. А живописные полотна? Любуемся картиной в рамке как конечным продуктом работы художника. Что большинству зрителей понятно про как падает свет на полотно, материалы, типы использованных кисточек, методы прорисовки, идеи сюжета и проч.? И в музыке и в живописи перед нами интерпретация исходника. Мы говорим, что такой-то рифмованный (или нет) текст, чьёйтое творчество с точки зрения анализа текста/смысла/..../восприятия - не поэзия. А ведь это - поэзия, если говорить о поэзии как о виде творческой деятельности, которое включает в себя кроме текстов первоисходников и всё остальное: и личности и выступления и диспуты и конкурсы и многое-многое другое (в том числе и известнейшие тексты Незнайки). А может как продукты музыки/.../живописи так и стихотворные исходные тексты надо оценивать не с листа, а в интерпретации? Но как быть с тем, что "опытный декламатор может выразительно прочитать любой текст. Если ещё приправить выступление спецэффектами: подпустить дыма, разбавить взрывами и всхлипами музыки, ослепить цветовыми бликами, то получим шедевральное стихо при том, что половину текста никто не услышит или не расслышит в схлипах и рыках исполнителя"?
Абрамов Олег 13.02.2025 23:26 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 14.02.2025 15:29 Заявить о нарушении
А вот здесь (цитирую): <Так, например, композитор пишет музыку, но в большинстве случаев вовсе не он, а о[а]ранжировщик расписывает её звучание для инструментов оркестра или квартета. Так возникает дуэт художника и мастера. Нечто подобное мы часто видим и в союзе архитектора и инженера. Но в поэзии и живописи такое "разделение обязанностей" невозможно>, непонятна связка архитектора и инженера. И откуда вывод, что в поэзии разделение обязанностей невозможно? Ещё в СССР повсеместно в школах устраивали музыкальные инсценировки стихотворений (инсценировка – переработка литературного произведения для сцены, а также трансформация повествовательного текста в драматургическую форму). Теперь, после всяких КВНов, этим заполнен Ютюб, Рутюб и Тик-ток с вКонтакте. Чистой воды связка поэзии с декламацией (декламация — это выразительное, художественное чтение стихов или прозы с соблюдением необходимых технических, логических и художественных условий). Да и в случае живописи - связка художник/галерист.
Абрамов Олег 14.02.2025 16:57 Заявить о нарушении
Абрамов Олег 14.02.2025 17:12 Заявить о нарушении
Ваша провокация — лучший комплимент поэзии. Ведь если текст не вызывает ни ярости, ни восторга, он мёртв. Ибо без конфликта нет жизни .
Так что пусть Пушкин остаётся "не поэзией" для тех, кто видит в нём лишь учебный материал. Настоящая поэзия — это то, что, заставляет нас искать ответы даже в пустоте. И если для этого нужно "подпустить дыма" — что ж, пусть. Главное, чтобы за дымом горел огонь.
Пы. Сы. Почему не оценивать стих. тексты так же, после представления их слушателю? А не это ли происходит на турнире поэтов?
Дмитрий Куваев 15.02.2025 22:19 Заявить о нарушении
Вначале были своеобразные театрализованные представления, а через них потом признание имён, ну и итогово гениальности самих авторов и всех их авторских текстов.
Абрамов Олег 17.02.2025 17:16 Заявить о нарушении
Если ценность любого стиха определяется искусством его интерпретации...
Вот квадрат Малевича непрерывно нуждается в интерпретациях, а Мона Лиза нет!
А, по-моему, если ты сочинил дерьмо, то, как его не интерпретируй, оно так и останется дерьмом! Даже, если вы его завернёте в блестящую обёртку.
Хорошая музыка, поэзия чувствуется с первых нот и строк и не нуждается ни в каких интерпретациях.
В своё время, когда я начинал писать тексты песен, меня учили, что главное в тексте - цепляет он или нет. Это же надо относить и к стихам.
Но можно заняться и интерпретациями: а что у вас в стихах необычного? а оригинального??
Вот в серебряном веке всё искали новые формы. И что помогло им это достигнуть высот золотого века?
Но надо отдать им должное - они старались быть "метафизически честными" в искусстве, ибо понимали значение слова, предназначение поэзии.
Анатолий Приморский 20.02.2025 00:46 Заявить о нарушении
Вы правы: дерьмо, завернутое в фольгу, останется дерьмом. Но кто решает, что есть дерьмо? Современники Бодлера называли «Цветы зла» похабщиной, а ныне это — учебник мировой поэзии. Или взять Пушкина: «Евгения Онегина» журналы клеймили как «безнравственную чепуху», а сегодня мы цитируем её, как Евангелие. Всё дело в оптике, Анатолий! Искусство — не статичный объект, а диалог: оно мертво без вопрошающего взгляда.
Серебряный век искал новые формы не от скуки, а потому, что старые уже не вмещали разорванный XX век. Блок, Ахматова, Мандельштам — они не соревновались с Пушкиным, они отзывались эхом в разломе истории. Да, их строки порой требуют усилий — но разве Шекспир сразу понятен? Его современники плевались от «гамлетовских метаний», а теперь потомки коверкают цитатами.
И да, «цепляет» — важно. Но что цепляет? «Тату» в 2000-х цепляла миллионов, а Бродский — единиц. Однако через сто лет «Тату» станут курьёзом, а Бродский — классиком. Потому что искусство — это не только эмоция, но и работа с языком, с культурной памятью. Вы говорите: «Мона Лиза не нуждается в интерпретациях». А я отвечу: она уже стала интерпретацией самой себя. Её ценность — в том, что она пережила все толкования, как дуб переживает бури.
Так что, Анатолий, не спешите хоронить квадраты и верлибры. В конце концов, и Пушкин когда-то был «солнцем русской поэзии» лишь для узкого круга, а остальные спрашивали: «Ну когда же он, наконец, перестанет рифмовать сладость — младость, племя — время, сети — дети, пишет — дышит, тень — день?» Время всех рассудит. Или, как говаривал Заболоцкий: «Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Вот и искусство — не вода в ступе, а вино, которое бродит, пока его пьют.
Дмитрий Куваев 20.02.2025 10:02 Заявить о нарушении
Уровень любого художника (в широком смысле) определяется уровнем его накоплений, частотой вибраций за все его воплощения помноженными на всю палитру его жизненного опыта.
В соответствии с этим у одного рождается "Евгений Онегин", а у второго только матерные частушки. Но оба называются поэтами!
Раньше говорили: поэт первого, второго ряда. Но можно и продолжить: третьего, четвёртого... и тридцать четвёртого! А если вы поэт 34-го ряда, то вы танк от поэзии и будете смотреть на всех через дуло: "мороз и солнце, день чудесный", - так и я так могу, что здесь нового, оригинального?
Раньше не стеснялись говорить о низких и высоких жанрах. И те, и другие нужны в соответствии с уровнем воспринимающего. Только не надо их демократичненько уравнивать!
Потом есть искусство и антиискусство от тёмненьких. Последнему и нужно это уравнивание, интерпретации, квадраты Малевича, изображение консервной банки на полотне, как нового слова в живописи, рэп и т.д. Додумались писать всё со строчной буквы без знаков препинания. Ай да молодцы, ай да сукины дети! Грустно всё это.
Анатолий Приморский 20.02.2025 11:32 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 20.02.2025 11:45 Заявить о нарушении
Да у нас на ТВ, эстраде они со всех щелей лезут!
В принципе у любого художника есть и тёмная сторона, но у одного она спит или подавляется, а у другого выпрыгивает из штанов!
Анатолий Приморский 20.02.2025 12:16 Заявить о нарушении
Анатолий, Ваш пассаж о поэтах 34-го ряда, танкующих сквозь дуло банальностей, — это уже чистый Базаров в духе тургеневской «порядочный химик полезнее поэта». А, разве сам Базаров — не порождение искусства? Вот вам и первый парадокс: отрицание искусства становится его частью. Да, иерархия — вещь удобная. Аристотель в «Поэтике» и Феофан Прокопович в трактатах делили искусство на «высокое» и «низкое», но уже тогда подчёркивали: поэзия рождается из «неистовства души», а не из социального статуса. Ваш «Евгений Онегин» — это ведь тоже эксперимент: смесь романтизма, иронии и светской хроники. Пушкин, кстати, и сам бывал «танком» для современников, разрывая каноны. Чёрный квадрат Малевича — не просто мазня. Это семиотический взрыв, попытка свести форму к нулю, чтобы обнажить саму суть знака. Да, консервная банка Уорхола — провокация, но и она часть культурного кода, зеркало общества потребления. А рэп? Это же современная баллада с ритмом улиц и социальным пафосом. Вы же не станете отрицать, что «Горе от ума» — тоже рэп XIX века, только в рифмованных куплетах? Если говорить аб строчных буквах и прочем бунте, тут вы правы: графомания — болезнь века. Я вот и сам графоман махровый и практически необучаемый. Но! Как отличить её, графомань, от авангарда? Вспомните Хлебникова с его «заумью» — казалось бы, бред, а оказалось — лингвистическая революция. Да, сегодня многие пишут «без правил», но это не всегда отсутствие мастерства. Иногда — поиск нового языка, как у Делёза «сингулярности вместо причинности». Другое дело, что 99% таких экспериментов — мусор. Но 1% становится искусством. Искусство — не штангенциркуль с делениями, а хаотичная вселенная, где «Евгений Онегин» и матерная частушка сосуществуют в разных орбитах, хотя и пересекающиеся периодически. Высокое требует контекста: без культурного кода Рафаэль — просто «грош медный», как говаривал Базаров. Низкое? Оно выживает, если попадает в нерв эпохи. А демократия здесь ни при чём: время само отсеивает шелуху. Как говорил Пастернак: «Поэзия — это проза в действии». Так что пусть танкуют 34-е ряды и 80-е левелы — история рассудит. А нам остаётся лишь помнить: даже квадрат Малевича когда-то был хулиганским жестом, а не иконой в музее.
Пы. Сы. Ваша непримиримость, Анатолий, — лучший комплимент искусству. Ведь если оно не вызывает споров и неподсудно критике, оно мертво. Как тот же Базаров, чей нигилизм стал памятником... себе же противоречащим .
Дмитрий Куваев 20.02.2025 13:16 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 20.02.2025 13:58 Заявить о нарушении
Искусство — дышит скандалами, перформансами и даже диссами. «Горе от ума» выжило не благодаря ямбу, а вопреки — потому что Грибоедов попал в нерв: вечную войну ума с косностью, индивидуальности — с толпой. Ваш конкурс «Вольный стих» мог бы стать мостом между эпохами: пусть классику читают на фоне битов, а рэп-куплеты пишут вольными ямбами. Ведь, как говаривал тот же Чацкий: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». А сегодня это звучит как: «Не загоняйся под систему — будь в ритме». Кстати, если Павленский — это Маяковский эпохи метамодерна («Наш бог бег, сердце наш барабан»), то ваш конкурс может стать «Ковчегом для гениев». Главное — не прибивать к брусчатке ничего, кроме строф. Хотя... кто знает?
Дмитрий Куваев 20.02.2025 16:19 Заявить о нарушении
Что же такое эти классики? Откуда? Кто их туда вписал? И вот ещё важное: что? у т.н. классиков всё-всё гениально? Существует тенденция, что по истечении весьма длительного времени что-либо становится классикой. Между прочим это вполне объясняет тенденцию переоценки примитивной живописи - куда уж ближе к наскальным рисункам. Так что? В стихотворчестве back to «Слово о полку Игореве»? Моё предпочтение в Пушкине поместилось бы в небольшую книжонку и серию детского формата со сказками. Впрочем золотая классика прекрасно оформлена в школьные учебники литературы (плюс доп. чтение). Там же представлены и Есенин с Маяковским. А вот кто и как протолкнул Ахматову, Гумилёва, Цветаеву, Мандельштама и проч. в классики? Их ведь и не издавали долго. А потом как понеслось - многотомными тиражами на голову читателя. Мои поиски импрессарио новых гениев серебрянного века (и поздних времён) не увенчались открытиями (это как попробуйте найти описания схем приХватизации в 90-ые). Разве вот эта статья http:// dzen.ru/a/Zct6TP2m3y73XmBN "Мандельштам на палочке. Зачем создаётся его культ?" Для себя (и для других) я оставляю возможность сам[ому/им] принимать не классиков, а их произведения. А не так, что раз классик, то только восхищение творениями (т.е. про их тексты как про покойников: или хорошо или никак).
По поводу цепляет/не...
Тут, Анатолий, Вы сами загоняете себя в угол противоречий. Что если стихо классика не цепляет? Или классики отдельно, ну а все прочие по цепляемости? А вот ещё: может чита[ете/ем] не правильно? Слушайте представление декламатора/артиста. Не понимаете или в смысловые галлюцинации текста не врубаетесь? Читайте литературоведов. Они нас вразумят и обучат. Помню попалась статья в сетях что-то типа в каком порядке читать Верлена, чтобы понять гениальные тексты. Или всё же читать стихотворные тексты самим с "нотного" листа?
Абрамов Олег 20.02.2025 17:10 Заявить о нарушении
PPS: Леонардовская "Мона Лиза" стала так популярна как раз через перформанс - почитайте сколько раз её воровали из музея (например здесь http:// www.gazeta.ru/science/2021/08/20_a_13898456.shtml). Другие столь не распиаренные работы да Винчи как в питерском Эрмитаже, так и в вашингтонской Национальной галерее искусств, во флоренцийском музее Уффици, и в том же Лувре картина «Мадонна в скалах», не привлекают толпы зрителей.
Абрамов Олег 20.02.2025 17:47 Заявить о нарушении
Дмитрий Куваев 20.02.2025 17:59 Заявить о нарушении
Абрамов Олег 20.02.2025 18:20 Заявить о нарушении
Абрамов Олег 21.02.2025 18:29 Заявить о нарушении