Антониони - и экзистенциализм

АНТОНИОНИ — ТРИ ФИЛЬМА


Считается, что Антониони снял трио фильмов об отчуждении и непонимании- Приключение, Затмение и Ночь…
Итальянский кинематограф конечно был прорывом в 60-х годах. Я с удовольствием смотрю эти фильмы, и хоть не все может мне нравятся, но этот язык кино вошел в мировую культуру как уникальное явление.
Висконти, Феллини, Антониони, Бертолуччи — вот интересно, почему в Италии появились эти режиссеры?
Первым я посмотрел «Затмение» и смотрел внимательно.
60-е годы — время философии экзистенциализма. Сартр и Камю создали прозу, которая повлияла на искусство и общество.
Сюжет не хочется пересказывать. Как гласит Википедия - На рассвете понедельника 10 июля 1961 года молодая переводчица Виттория (Моника Витти) разрывает отношения с Риккардо (Франсиско Рабаль) после долгой ночи разговоров в его квартире в римском квартале всемирной выставки.
Это расставание сопровождается сложными диалогами.
Я для себя кино Антониони определил как чередующиеся фразы, картинки — полумысль, полуслово, полуряд, полунастроение и т. д. «полу»…
Почему "полу"? Потому что Антониони показывает свою половину, а зритель в своих мозгах должен додумать вторую "полу"... И это конечно загадка, возможны разные варианты...
Возможно ошибаюсь, в «Тошноте» и «Возрасте зрелости» Сартр описывает состояние экзистенциалиста. Углубляться не буду — экзистенциализм это именно состояние, самоуглубление в свое Я, отказ от связи с окружающим миром. Это больше психология. Как мне кажется.
 Моника Витти конечно хороша в этой роли. Она вообще хороша, в 1960 году ей 30 лет.
В разговоре с Риккардо звучат абстрактные выражение. Но героиня не видит в его словах полного погружения в любовь к ней. « Я хотел, чтобы ты была счастлива… Я все сделаю для тебя… Ты выйдешь замуж за меня? … «…
Зритель видит одно — ему удобно с красивой женщиной, но — нет любви… И она это чувствует…
«Когда ты меня разлюбила? — спрашивает Риккардо… В принципе — лишний вопрос, но ведь он отражает главное: для Риккардо любовь — это время, начало, рамки, условия… Она уклончиво отвечает, ведь для нее Любовь — это абсолютное чувство, оно тебя или поглощает, и ты не сможешь ответить — когда полюбил, нет условий и материальных обстоятельств.
Виттория уходит.
Антониони мастер. Лаконично. Кадры, в которых нет людей. Много архитектуры и формы, линии, изломы, ветхость зданий подчеркивают внутреннее настроение кадра.
На фондовой бирже Виттория знакомится с биржевым маклером Пьеро (Ален Делон). Биржа снята шикарно. Вообще Антониони снимал безупречно, и игра актеров безупречна.
Уже после половины фильма в какой-то момент у Пьеро появляется интерес к Виттории. Опять же — в ней сомнения, она не поддается сначала этому интересу, потом уступает. Вроде вот оно — фильм может перерасти в отличный и понятный фильм с началом, сюжетом, развязкой. Вот вроде отношения Виттории и Пьеро могут возникнуть, возле одного здания они договариваются о свидании в 8 часов вечера, но никто не придет на свидание. Почему?
Для Антониони нет привычных сюжетных линий, он мастер недосказанного, живущего больше в подсознании, чем в реальной жизни и реальных отношениях.
Виттория и Пьеро встречаются в одно из свиданий в его конторе. И вот удивительно, как Антониони умеет показать то отчуждение между казалось бы близкими людьми: Когда он спрашивает её, зачем она с ним встречается, Виттория говорит: «Я бы хотела не любить тебя. Или любить сильнее». Спустя некоторое время Виттория и Пьеро целуются и обнимаются, лёжа на кушетке в его кабинете, и борются на полу как дети. Когда срабатывает будильник, они прощаются, договорившись встретиться в восемь часов вечера в «обычном месте» рядом с квартирой Виттории.
Она спускается по лестнице, внизу в сомнениях останавливается, и мне показалось, что здесь Антониони дает шанс Пьеро, у него есть возможность броситься за ней, кричать о любви.
Но… но Пьеро после ее ухода начинает класть телефонные трубки на апппараты, там было около 10 аппаратов, трубки были сняты с аппаратов, чтобы не мешать свиданию, раздается звонок и он начинает разговаривать о деньгах. Он уже забыл Витторию, он ее уже не любит. Вот оно, вечное отчуждение, ты не в человеке, которому механически заявляешь, что его любишь, ты не с ним всегда, он для тебя лишь удобная тень твоей жизни.
Антониони дает кадр места возле дома, где они должны встретиться в 8 часов вечера, но в этот вечер воскресенья 10 сентября 1961 года ни один из них не появляется в условленном месте.
В кадрах пустынные улицы, Виттория и Пьеро гуляют, шутят. Появляется женщина с детской коляской, как символ возможно рождения эмоции или чувства, потом мелькают суровые лица мужчин, женщин, исчезают. Солнце и линии архитектурных зданий.
О фильмах Антониони сложно говорить, просто пересказ сюжета ни о чем не скажет. Главное- внутренние переживания и сомнения. И снимает он как документальный фильм. Это не история с началом, сюжетом и некоей концовкой, в которой мог бы быть заключен и выражен замысел режиссера и идея. Нет, фильмы его — это просто вырванный отрезок из общего потока времени, герои сегодня здесь и живут сегодня, и нет в них чувства и сопереживания. Холодные камни зданий и пустынные улицы. Пустые лица.
Антониони надо смотреть внимательно, его киноязык уникален. К сожалению перевод не очень удачный, русский текст заглушается итальянским.
После Антониони смотреть другие фильмы - это как после Достоевского читать Донцову...
Добавить что-либо о фильме «Приключение» не получается. Моника Витти в таком же неопределенном настроении отсутствия настоящей любви, мужчина, который говорит ей о любви, а через 2 часа она находит его на диване с проституткой. Но в этом фильме, когда герой фильма возвращается к ней после этой сцены с проституткой, он садится на скамейку и плачет, и героиня — Моника Витти, подходит к нему, и Антониони показывает, как она приближается к нему. Кладет руку на спину и вот-вот погладит по голове. Она смирилась с отчужденностью и принимает правила этой игры.
Вообще фильмы «Забриски пойнт», «Профессия:репотер» с Джеком Никольсоном — уникальны.


Рецензии
Валерий, замечательная статья, прочитала на одном дыхании. О таком сложном режиссере, как Антониони, рассказал просто и понятно. Полностью разделяю твое мнение о его фильмах. Жду новых произведений.
С уважением, Рэчел.

Рэчел   06.01.2025 12:34     Заявить о нарушении
спасибо, дорогая:::)))

Валерий Кувшинчиков   06.01.2025 12:42   Заявить о нарушении