Иконография Рождества Христова - краткий обзор

      Для любого православного сам факт возможности изображения Господа Иисуса Христа свидетельствует о Его истинном воплощении, что мы, по сути, и празднуем в светлый день Рождества Христова.
     На иконе время существует по своим законам. Исторические события, которые могли происходить не одновременно, могут быть совмещены на иконе. Посмотрим внимательно на икону Рождества Христова. Она содержит много таких событий. В центре внимания само Рождество Христово. Среди других сюжетов могут быть: и ангел, призывающий пастухов поклониться младенцу Христу, и звезда, которая привела волхвов к месту рождения Спасителя, и сами  волхвы, приносящие дары младенцу Христу, и даже избиение младенцев по приказу царя Ирода и бегство святого семейства в Египет…
     Иконография Рождества Христова развивалась долгое время, и пришла на наши земли с иконописцами из Византии. Многие концепции и решения уже были разработаны. Младенец Христос лежит в белых пеленах в пещере на чёрном фоне. Вспоминаем Евангельские строки: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Так на иконах изображается не только рождение, но и смерть. Это своего рода пророчество о том, что ему надлежит умереть, а потом воскреснуть. Это восприятие смерти как рождения в новую жизнь. Аналогичные приёмы присутствуют и на иконе успения Пресвятой Богородицы.
     Во времена, когда творил преподобный Андрей Рублёв, канон иконографии Рождества Христова практически полностью сложился. Сюжет поклонения волхвов перестали выделять в отдельную икону, и он занял своё место в общей композиции. Некоторые сюжеты наоборот убрали, облегчив восприятие иконы.
     Одна из наиболее постоянных тем посвящена мучительному сомнению праведного Иосифа по поводу непорочности его названной жены девы Марии.  На иконе перед ним стоит сгорбленный пастух и, опираясь на палку, как бы говорит ему : скорее эта палка принесёт зелёные побеги, чем случится такое чудо. На всех иконах, где присутствует этот персонаж, он одет в овечью шкуру. Специалисты склоняются к трактовке этого образа по словам из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мт. 7:15-20).  Под тяжестью помыслов склоняется голова праведного Иосифа, и на иконе мы видим, что взгляд Пресвятой Богородицы в этот момент устремлён именно на своего названного мужа. Смотрит она на него с глубоким состраданием и желанием помочь справится со всеми искушениями, и в этом событии угадывается её будущее служение Заступницы Усердной перед Богом за всех страждущих и взывающих к ней людей. По преданию она не испытала мук при родах и смогла сразу начать молиться. В некоторых изображениях её взгляд обращён на младенца Христа. Получается, что на иконе присутствуют события, как предшествующие Рождеству Христову, так и последовавшие за ним вплоть до наших дней. Мы ведь получили возможность молитвы к Иисусу Христу и Пресвятой Богородице и обретаем от них утешение, как обрёл его праведный Иосиф, с Божией помощью преодолевший все искушения.


Рецензии