Первородство и чечевичная похлёбка
А именно: что такое страсть и страстность, и кто такие святые?
Не раз мне приходилось слышать, что некоторые светские люди отвергают православное вероучение лишь потому, что в Православии страсть считается чем-то однозначно отрицательным. Давайте сверим понятия.
Что такое СТРАСТЬ и СТРАСТНОСТЬ в понимании светского человека, какие есть варианты понимания? Это неравнодушие, пламенное нутро, выраженная устремлённость к чему-либо, темперамент, живая натура, эмоциональность. То есть многое, присущее ЧЕЛОВЕКУ, что само по себе не может являться чем-то отрицательным.
Что такое СТРАСТЬ И СТРАСТНОСТЬ в Православии? А это совсем иное. Житейское определение: пагубная страсть или порок. Привожу также научное определение Вячеслава Дубынина (кому-то, возможно, оно интересно): страсть - это гиперманифестация биологической программы. То есть это то, когда любая биологическая программа, присущая человеческому организму, вместо выполнения своей функции незаметно и постепенно берёт власть над человеком и берёт его в свои тиски (допустим, в случае с наркоманией и алкоголизмом это наиболее очевидно). А какие, например, есть биологические программы как таковые? Есть наиболее низменные инстинкты – допустим, поесть, поспать, размножиться. А есть более сложные. Например, программа сохранения ресурсов, преобладание которой ведёт к жадности и безумному накопительству; есть программа сохранения энергии, преобладание которой приводит к лени; также человеку присуща потребность в самоутверждении и одобрении общества (поскольку мы существа социальные), она может перейти в тщеславие, и т.д. Все эти программы, которые выходят за рамки своей функции и здравого смысла и обретают власть над человеком - и есть страсти. Их много, и рвут на части человеческое существо. Страстны мы все, это делает нас несчастными, душит в нас добродетели и способность любить. Очень наглядно это прослеживается, опять же, в случае с алкоголизмом, когда человек меняет на бутылку всё и всех, отказывается от самого дорогого и от любви к кому бы то ни было. И мы с вами имеем страсти и регулярно меняем "первородство на чечевичную похлёбку", поскольку природа наша глубоко повреждена, а её восстановление и переход к естественному состоянию – это долгий и тернистый путь.
Кто такие святые в Православии? Святой - это человек, который стал храмом Божьим при жизни. Он очистил душу свою от страстей (в плохом понимании) и стал домом Божьим, жилищем Святого Духа.
Святые, как и мы все, могут быть очень разными по характеру и по складу.
Они бывают как очень весёлыми, с чувством юмора, так и суровыми, лишенными чувства юмора.
Они бывают мягкими, а бывают жесткими.
Бывают экстравертами, а бывают интровертами.
Бывают темпераментными и склонными выдавать реакцию на внешние факторы воздействия, а бывают флегматичными и погруженными в себя.
Они бывают "из простых" (пастухами, рыбаками), а бывают интеллигентными, образованными и знающими много языков.
Бывают тонкими и чувствительными, а бывают более грубыми людьми, которым не доступны тонкости и нюансы бытия.
Они все разные и человечные, живые. И всё, что перечислено выше, - не хорошо и не плохо. Это лишь разные свойства психики и нервной системы, всем дано своё.
Но всех их объединяет то, что они очистились от страстей и стали храмом Святого Духа.
Кто такой святой в понимании светского человека? Есть вариант понимания такой, что это кто-то идеальный и безгрешный (коих не существует, поскольку человеческая природа глубоко повреждена).
Есть вариант понимания, что это некий праведник, который соблюл, грубо говоря, 1001 закон, сложил всё это в своей жизни, как кубик Рубика; ходит по струнке: шаг вправо, шаг влево - расстрел, и собой быть ему нельзя. Что, мол, такие люди все одинаковые, как под копирку; что это некое "белое пальто". С точки зрения Православия это фарисейская добродетель. Вспомните, как Христос обличал фарисеев, и вспомните притчу о мытаре и фарисее.
Эту статью я посвятила герменевтике* тех понятий, которые не только по-разному толкуются в светской и православной среде, но и вовсе толкуются принципиально по-разному. И этот анализ, надеюсь, поможет понять, почему же страсть (однокоренное со словом "страдать") для православного человека является крайне негативным явлением, и что такое святость для нас, к которой мы все стремимся, потому что сказано: "Будьте святы, потому что Я свят".
*Философская дисциплина, которая занимается проблемой толкования текстов, понятий и символов.
Свидетельство о публикации №125010406840