19. Как пройти и не запутаться
Если вы в одну историю поместите и кукол, и солдатиков, и футбол, и выбор платья, то такая история будет никому неинтересна. Она будет скучна и девочкам, и мальчикам, и детям, и взрослым.
Не верите? Тогда такой пример.
Представьте, что вам надо пройти в какое-то место, и вы спрашиваете дорогу у доброй старушки. И она начинает рассказывать. Примерно вот так.
Вы сейчас пойдёте прямо, мимо киоска. Ах, какой красивый киоск. И там столько всего продают. Но продавщица там – такая невоспитанная женщина ... И так далее. Потом старушка заканчивает рассказывать про продавщицу и продолжает: дойдя до девятиэтажного дома, повернёте налево. Кстати, в этом доме живёт мой внук. Такой очаровательный мальчик... и ещё полчаса про внука... И таким способом она будет объяснять весь путь.
Как вы думаете, что с вами будет? Сначала, вы запутаетесь, потом вам станет скучно. Может быть, вы даже рассердитесь на эту добрую старушку. А всё почему? Вместо того, чтобы придерживаться темы, – объяснить дорогу – она добавила в ответ тему красоты киоска, потом ещё тему о продавщице, потом тему о своём внуке... И так далее.
– Эта старушка совсем как заяц, который прыгает туда-сюда, – заметила Маша.
– Заяц прыгает туда-сюда, чтобы запутать лису, – возразила ей Веснушка, – а автор стихов – он что, хочет запутать читателя?
– Кто знает ... – задумчиво произнёс Мартин.
– То, что в стихотворении должна быть выдержана одна тема, называется ТЕМАТИЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ. Тема – это цель рассказа или стихотворения. И автор должен в неё постоянно целиться. И не отвлекаться ни на
что другое, – и я закончил взрослой, непонятной для детей фразой:
– Стихотворение должно быть тематически цельным.
– У стихотворения или рассказа должна быть одна тема. А где-то бывает по-другому? – спросил Ваня.
– Несколько тем может быть в больших произведениях. Например, в романе, – ответил я Ване.
Свидетельство о публикации №125010406370