Конкурс-Развесёлые колядки
Здравствуйте, уважаемые члены Клуба Крылатых и дорогие гости ТМ "Гуси-Лебеди!"
*********************************************************
Дорогие друзья!
Продолжаются конкурсы в рамках
ПРОЕКТА: «РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК»
************************************************
Сегодня, в преддверии Рождественских праздников, предлагаю Вам окунуться в старину. Особенно интересны праздничные гуляния в рождественские праздники.
7 января в России отмечают праздник Рождества Христова, день появления на свет Спасителя. Это один из самых главных православных, да и вообще христианских праздников.
Начиная с 7 января и до Крещения Господня - 19 января, проходят Cвятки с колядованием.
Что такое колядки?
Колядки — это особые обрядовые песни, которые обычно исполняют в период от Рождества Христова до Крещения Господня.
Колядовать на Руси начали гораздо раньше, чем приняли христианство — у язычников-славян этот обряд был посвящен рождению Солнца (зимнему солнцестоянию), началу нового календарного цикла. Колядки — фольклорный жанр поэзии, обрядовые песни, посвященные в данном случае смене природного цикла года.
Еще не так давно жизнь человека сильно зависела от природы: дожди, солнце, морозы могли как подарить богатый урожай, так и уничтожить его. Поэтому колядки в большинстве своем связаны с культом плодородия.
По одной из версий, само слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом и солнцем. Впрочем, есть разные версии. Например, в словаре «Славянские древности» сказано, что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца».
В разных регионах обрядовые песни назывались по-разному: в южных районах — колядки, в Средней полосе России — овсеньки, на Севере — виноградье. И эти определения сохранились в припевах обрядовых зимних песен (например, «овсень, таусень»; «виноградье, красно-зеленое мое»). Колядки исполнялись исключительно во время зимних праздников.
Рождественские колядки.
После крещения Руси языческий праздник рождения нового Солнца постепенно начал заменять христианский праздник Рождества Христова. Но в народных традициях языческие элементы праздника долгое время соседствовали с христианскими. Под иконы клали кутью, а также зерно и сено, ряженые одевались в костюмы, изображая домашних животных, пародировали их крики, мычание и кудахтанье. Корни другого обычая — наряжаться в страшные маски — тоже уходят в язычество: так ряженые изображали покойных предков, которых тоже просили способствовать будущему урожаю.
Ближе к XV веку начали различать маскарад, греховный, шумный, и благочестивые христославные колядки.
В текстах колядок возникли образы младенца Иисуса Христа, Богородицы и святых. В них появились такие слова как, например, «Христово рождение — людям на збавленье» или «Сын Божий в мир родился». А само колядование стало означать не столько начало нового годичного цикла, сколько рождение Христа.
Дети и взрослые ходили колядовать вместе, но собирались отдельными группами: родители, подростки и дети порознь. Считалось, что чем больше колядовщиков придет в дом за день, тем лучше будет жизнь хозяев дома. Хозяевам полагалось одаривать гостей угощениями, которые колядующие затем съедали все вместе.
Когда принято колядовать?
Обычно колядки поют, начиная с 6 января, вечера рождественского Сочельника, и до кануна праздника Крещения Господня. Так как считалось, что день начинается с кануна (с первой звезды), можно было начинать колядовать вечером перед Рождеством: праздник уже наступил, пост окончен.
Колядки продолжались 7 и 8 января. А затем начинали петь щедровки (в них необязательно упоминалось Рождество, но в припеве непременно были слова «щедрый вечер» и пожелания добра и достатка хозяевам). Их пели в канун старого Нового года — 13 января, и в его первый день — 14 января, а также накануне Крещения, 18 января.
Традиции колядок.
Именно на Новый год (на день святой Меланьи и в канун дня святого Василия) была традиция рядиться в костюмы животных — козы, волка, медведя. Ряженые ходили по домам, пели, плясали под звуки народных музыкальных инструментов, разбрасывали зерно, поздравляли с праздником хозяев дома: «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин...».
Отказать колядующим в угощении или мелкой монете считалось грехом, поэтому люди заранее готовились к приходу этих гостей, пекли пироги и закупали леденцы.
«Христославные» колядующие устраивали на Рождество шествие с вифлеемской звездой, установленной на длинном шесте, и изображали поклонение волхвов младенцу Христу. Рождественские колядки в наше время одновременно могут содержать и сюжеты, связанные с Рождеством Христовым, и пожелания богатства и плодородия, и быть смешанными.
Разнообразие рождественских колядок.
«За советское время традиции колядок были изрядно подзабыты, но сейчас в деревнях и селах понемногу возрождаются праздничные мероприятия с участием ряженых и исполнением колядок. Да и в городах обычай понемногу появляется — людей привлекает его яркая, театрализованная форма».
Вот только воцерковленных православных среди колядующих обычно не бывает: эта традиция в сознании людей мало связывается с верой, несмотря на то, что речь в песнях идет о Рождестве Христовом.
В других славянских государствах есть свои собственные обряды, связанные с колядованием. Так, например, на старый Новый год в белорусском селе Семежево принято проводить процессию «колядных царей»: мужчины стучат в дома, поздравляют хозяев с праздником и получают угощение. А в Карпатах и сегодня на Рождество колядуют практически все. Не случайно в 2009 году этот обряд включили в список нематериального наследия культуры ЮНЕСКО.
Чем отличаются колядование, щедрование и посевание?
Часто колядование продолжается и после Рождества. В некоторых случаях оно иначе зовется: так, 13 января, в канун старого Нового года (Щедрый вечер), — щедруют, то есть поют щедровки. А утром 14 января, в первый день старого Нового года, посевают — то есть разбрасывают зерно и приговаривают: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю…». Считается, что посевание приносит достаток в дом на весь год. Посевальщика тоже нужно обязательно чем-нибудь угостить.
Все обрядовые песни Святочного периода (от Рождества до Крещения) полны света и добра. В них звучат поздравления и пожелания жизненных благ — здоровья, богатства, процветания, а также выражается радость по поводу пришествия в мир младенца Иисуса.
Вот некоторые примеры таких колядок:
1. Пришла Коляда
Накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
По проулочкам...
2. Христос Спаситель
В полночь родился.
В месте небогатом
Он поселился.
Вот над тем местом
Звезда сияет.
Христос-Владыко,
В Твой день рожденья
Подай всем людям
Мир и прощенье!
5. Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
6. Пришла Коляда
Накануне Рождества.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Всем людям добра желаем.
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов.
Доброго здоровья,
Маслица коровьего.
7. Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
***************************************************
Большинство фольклорных традиций - это отличный терапевтический инструмент. Сейчас на смену ему пришли разные виды психотерапии, практик. Люди платят за то, чтобы научиться справляться со стрессом, почувствовать себя живыми, сбавить градус серьезности, раскрыть творческий потенциал. Идут на сеансы смехотерапии, арт-терапии, сказкотерапии. А колядки - это все эти виды вместе взятые, да еще и бесплатно!
Под конец года человек устает от всего - работы, людей, забот, подавленное состояние усугубляется тем, что солнечный день максимально короткий. Ни суматошная подготовка к Новому году, ни праздничное застолье часто не приносят облегчения и расслабления.
****************************************************
От автора принимается ОДНО новое или опубликованное ранее стихотворение, которое сам автор считает его лучшим, написанное на русском языке, НЕ содержащее нецензурную лексику, пропаганду насилия, пьянства и наркомании, расовую, межнациональную или религиозную неприязнь.
НА КОНКУРС принимаются стихи от 8 до 24 строк.
Напоминаю, что колядки должны нести радость, веселье, добро, остроумие, но не пошлость!
****************************************************
ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.
ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233
ЗАЯВКИ принимаются с 04.01. 2025 года до набора 25-30 стихотворений или до 18 января.
ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.
Победителей ждут призы:
за 1 место – 1500 с\б
за 2 место – 1000 с\б
за 3 место – 700 с\б
за 4 место - 500 с/б
Участие в конкурсе бесплатное, однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди"
(на логин - gusilebedi1).
______________________________________________
Лучшая колядка будет отмечена лично ведущей.
*******************************
Ведущая конкурса – НАДЕЖДА ТУМАНОВА.
Всем новогоднего вдохновения!
Свидетельство о публикации №125010405979
Надежда Туманова 18.01.2025 21:15 Заявить о нарушении