Общечеловеческая вера
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВЕРА
(Субъективные заметки)
В ХХ1 веке продолжается драматизм формирования общечеловеческой веры. Почему драматизм? Потому, полагаем мы, что, если человечество не осознАет себя единой общностью при сохранении своего социально-культурного многообразия, оно имеет высокую степень вероятности себя истребить.
Мы не претендуем на изречение абсолютных истин, как не смеем считать наши предположения и предложения неоспоримыми. Формирование общечеловеческой веры сопровождается поиском наиболее эффективных средств её установления и распространения.
Термин «общечеловеческая вера» не научное понятие, что-то вроде метафоры. Если каждый человек как личность, каждая общность, народ может иметь свою веру, то почему её не может иметь всё человечество, существующее, пока, на относительно небольшой планете Земля в безграничном пространстве Вселенной.
Мы воспользуемся таким определением: общечеловеческая вера – это система духовных ценностей, признание которых людьми, живущими на планете Земля, остановило бы, а затем исключило бы человеческое самоистребление. Мы остановились не на структурных элементах этого феномена, а на его наиболее актуальной на данный момент функции. Самоистреблением, является любая горячая война, мало того любая кровавая схватка.
Почти синонимичными «общечеловеческой вере» являются следующие понятия: «мировая духовная культура», «общечеловеческие моральные ценности». Хотя они близки по содержанию, но синонимами в полной мере не являются.
Почему? Время от времени в мега- и макро- социумах и их отдельных частях устанавливается затишье, мир. А затем самоистребление продолжается, сопровождаясь изменениями численности социумов, конфигурации территорий, статусной структуры: феномен общечеловеческой веры в сознании, замирившихся было, мелькнул на время, но не закрепился. Войны – это прежде всего страдания простых людей, основных производителей материальных и духовных благ.
Перемирия, особенно длительные, давали надежду на возможность установления вечного мира. Промежутки мирного сосуществования указывали на возможность появления «общечеловеческой веры».
Не может стать «общечеловеческой» вера, в которой присутствует разделение людей по биологическим или социальным признакам на сверхлюдей, людей и неполноценных людей, что в той или иной мере свойственно фашистским идеям и идеям религиозных фанатиков.
Синонимом общечеловеческой веры можно считать «общечеловеческий этос», что означает приверженность каждого представителя человеческого рода спасению и сохранению каждой человеческой жизни. В реалии такого этоса в настоящее время не существует, но ещё в мифолого-религиозном знании возможность его существования подразумевалась.
Естественно, что стремление к восприятию общечеловеческой веры наиболее всего свойственно всегда было трудящимся классам и слоям, что подтверждается фактом присутствия во всех мировых религиях в той или иной форме запрета и осуждения убийства. В исламе, в частности, это представлено очень выразительно : «Кто убьёт душу не за душу и не за преступление…» [ ], «тот [ ] подобен убийце всех людей». (см. Св. Коран, 5:32); « а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (см. Св. Коран, 5:32).».
Увы, между провозглашением ценности и признанием её большая разницв.
Несмотря на внешние заметные различия войн между странами (между государствами) и гражданскими войнами, основная причина и тех, и других – одна и та же – элементарная жадность, хищничество, социальный индивидуализм (эгоизм), доминирующих социальных групп (господствующих классов).
В связи с этим классовая борьба трудящихся в нашем аспекте выглядит одной из форм погашения социального эгоизма, а, следовательно, погашения главного первоисточника развязывания войн. Все, известные истории попытки трудящихся создать социально справедливые общества, в том виде, как они им представлялись, становились одновременно и опытами (удачными или неудачными – это другой вопрос) создания общества общечеловеческой веры.
Самыми последними и грандиозными из всех примеров таких опытов являются попытки в ХХ и в начавшемся ХХ1 веке создать социалистические и социальные государства. Конечно, народы этих государств лишены были империалистами, представляющими доминирующие классы Запада, возможности осуществлять свои «опыты» в мирных условиях.
Они же (доминирующие классы) в той или иной мере поддерживали и поддерживают фашизм, неофашизм, религиозных фанатиков – террористов, что не отрицается фактом тяготения к тем и другим ещё и просто патологических типов.
Уровень развития технологий производства, достигнутый при капитализме таков, что он позволяет «разумной» организацией, обеспечить всем необходимым каждого живущего на Земле человека. Но разумной организации этого уровня, предоставленный самому себе (разгулу хищнических инстинктов) капитализм избегает. И вот уже в России даже большие чиновники начали жаловаться, что они устали бороться с капитализмом. А один губернатор «даже признался, что ему снится крейсер "Аврора"».*
Общечеловеческая вера не отрицает многообразия, богатства культур народов, проживающих на планете Земля. России легче всего было бы представить себя в ценностях общечеловеческой веры, опираясь на удачи и неудачи своего опыта строительства социализма и удачи, и неудачи опыта возрождения капитализма в начале ХХ1 века.
Основной формой, известной на данный момент, приобщения к общечеловеческой вере является обращение каждого человека, живущего на Земле, к сокровищницам народных культур, к сокровищам мировой культуры. Последнее можно определить как универсальный «Диалог с Богом» («Диалог с Абсолютом») или, иначе, обращение к тем духовным богатствам, которые выработало человечество. Разумеется, здесь «Диалог» необходимо рассматривать тоже как метафору, но она подразумевает всю полноту человеческой деятельности, даже социальную борьбу духовным оружием, нацеленную на поиск правды, всю полноту человеческой деятельности, кроме убийства дюдей.
___________________________________
* Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"
Свидетельство о публикации №125010404584