Птица счастья
Действующие лица:
Вика – молодая артистка
Костя – рок-вокалист
Аделаида Пустельга – прима театра
Марк Степной – премьер театра
Аполлон Григорьевич Сковородкин – режиссёр
Юрий Павлович – руководитель ансамбля
Стелла – подружка Вики
Маруся – подружка Вики
Тётя Зина – уборщица в театре
Безымянный актёр (реплики)
Вспомогательный состав:
Рок-музыканты
Бэк-вокал
Подтанцовка
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Театр. Репетиционный зал. Общее собрание труппы.
Режиссёр (хлопая в ладоши): Внимание! Все успокоились! ТИХО!!! Так, а где наш премьер? Где Марк?
Прима: Может заболел?
Стелла: Ага, известно чем.
Маруся: Он же не злоупотребляет.
Стелла: Да я о другом. У нашего Маркуши давняя и неизлечимая звёздная болезнь. И опоздать можно себе позволить.
Режиссёр: Ладно, не будем терять время, начнём без Степного. У меня вопрос: какой сегодня век?
Стелла: В смысле? Двадцать первый, Аполлон Григорьевич. По-моему.
Режиссёр: Вот именно. А мы застряли в классическом репертуаре. У нас всё чайки над вишнёвым садом летают. И гроза, которая уже давно не гремит. Мы на дне. Не так ли, господа Головлёвы? Согласны? (Все соглашаются). Я предлагаю встряхнуть наше театральное болото и поставить нечто сверхординарное. И не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на…
Стелла: Вильяма нашего Шекспира! А я могу рассчитывать хотя бы на Офелию? Ну, пожалуйста…
Режиссёр: Нет, Стелла Леонидовна. Я имею в виду рок-оперу! Если замахнёмся правильно – будет бомба. А Шекспира оставим Москве. Наше маленькое датское королевство сцену без Гамлета спокойно переживёт. Да и на Гамлета у нас вряд ли кто потянет, даже всеми обожаемый Марк Степной. Максимум – на Фортинбраса.
Стелла: Ой, а это кто? Извините, конечно.
Режиссёр: А это, Стелла Леонидовна, норвежский принц из массовки. Нельзя быть такой невежественной, милочка. Стыдно.
Безымянный актёр: Все знают, что Стэлка… гы-гы-гы…
Стелла (с вызовом): Зато красивая!
Режиссёр: Кончили дебаты. Как малые дети. На счёт рок-оперы будут какие-то мнения, контраргументы? Сосредоточьтесь, друзья мои.
Прима: У меня не мнение, а сомнение. Какими силами будем делать бомбу? Не выйдет ли холостой патрон? И второй вопрос. Кого я буду играть?
Режиссёр: У вас, уважаемая Аделаида Эдуардовна, возрастная роль. (Упреждая). Что делать – все мы не молодеем. Надо быть честными. Увы, в этой пьесе такой роли нет. Теперь о силах. (Уборщице у двери): Зинаида Васильевна, если не трудно, позовите ребят. (Входит рок-группа). Вот, знакомьтесь, это Юрий Масленников и его коллектив. Наш музыкальный трамплин.
Стелла: Прикольно. А играть-то они умеют?
Режиссёр: Юрь Палыч, развейте сомнения наших дам. Прошу.
1.Песня рок-группы
(ПИЛИГРИМЫ)
Силой, злою силой если беды жмут,
Было то, что было, песни живут.
Лет грядущих пена не намылит глаз.
Что второстепенно, то не для нас.
Даже круша эшафот,
Наша душа не умрёт.
Даже круша эшафот,
Наша душа не умрёт.
Нам важна красота.
Нам нужна высота.
Гимны, наши гимны только о любви.
Где мы не взаимны, то се ля ви!
Жизнь неповторима, даже если сед.
В сердце пилигрима воля и свет.
Жаждою марша честна
Каждая наша весна!
Жаждою марша честна
Каждая наша весна!
Нам важна красота.
Нам нужна высота.
Силой, злою силой если беды жмут,
Было то, что было, песни живут.
Даже круша эшафот,
Наша душа не умрёт.
Даже круша эшафот,
Наша душа не умрёт.
Нам важна красота.
Нам нужна высота.
Режиссёр: По-моему, достаточно убедительно. Или недостаточно?
Стелла (восторженно): Да круто! Не ожидала.
Маруся: Давайте уже о пьесе. Мне через час ребёнка из садика забирать.
Режиссёр: Я прошу в рабочее время личные дела сюда не выносить. Хорошо? (С улыбкой). Успеешь забрать ребёнка, не задержу. (Всем). Пьеса у нас, кстати, называется либретто. Написал его Юрий Палыч – руководитель ансамбля.
Руководитель: Уточняю – я автор музыки, а слова – Константина Макарова, это наш фронтмен и поэт. Костя, покажись людям.
(Костя показывается).
Стелла: Как я догадываюсь, молодой человек заявлен на роль главного героя. Или всё же наш Марк Степной?
Режиссёр: Вы весьма проницательны, Стелла Леонидовна. Именно Константин Макаров. Фронтмен группы как локомотив спектакля. Или кто-то сомневается в моей логике?
Безымянный актёр: Ну вот, Стелла только что сбила корону с Марка. Браво!
Стелла: А как называется наше либрэтто?
Костя: «Птица счастья».
Стелла: А кто у нас будет героиней? Тут я не претендую – мне медведь на ухо наступил.
Маруся: У нас Вика неплохо поёт! Вик, по-моему, ты в музыкалке занималась?
Вика (испуганно): Я рок не пою, мне джаз ближе. И вообще больше мелодичные вещи нравятся.
Режиссёр: Сделаем баттл. Константин, можете исполнить что-то, чтобы Виктория вам подыграла? Какую-то несложную композицию.
Костя: Могу. Правда, она полностью моя, три в одном. Это можно?
Все (одобрительно): Нужно, нужно.
2.Песня Кости
(МОЙ РОК)
Как жених идёт к невесте
По осеннему ковру,
Провалиться мне на месте,
Я гитарой не совру.
Верен я моей гитаре,
А моя гитара – мне.
Мы под небом не витали,
Мы ходили по земле.
Не дойти до горизонта,
Не найти таких дорог.
Звёзд не видно из-под зонта,
Если музыка – не рок.
Не делами измождённый,
Не считающий года,
Если рокер прирождённый,
То без рока никуда.
Вечный бог идёт по саду,
Он играет на трубе.
Вы не слышите балладу
О любви и о судьбе?
Я кладу её на струны,
Я у бога вестовой.
И разносит эти руны,
Как листву по мостовой.
Тихо движется планета
По космической глуши.
Эти руны из Рунета,
Эти руны из души.
Не тая тоски устало,
Я пишу баллады впрок.
Жизнь моя – моя гитара,
Моя музыка – мой рок.
Все (аплодируя): Браво! Браво!
Костя (смущённо): Спасибо. (Вике): А вам, кажется, не понравилось?
Вика: Почему же? Не баллада, а прямо исповедь. Душевно.
Костя: Мне казалось, что это манифест. Или декларация. Короче, признание в любви. Гитара хотя и предмет, но вполне одушевлённый (улыбается).
Стелла: Это смотря в чьих руках предмет.
Маруся: Стел, тут всё по адресу. Хватит подкалывать.
Стелла: Ладно, автора не кантовать и при пожаре выносить первым.
Костя: Виктория, теперь ваша очередь. Споёте?
Вика (вздохнув): Спою.
3.Песня Вики
(ОДИНОЧЕСТВО)
Не кривая, не прямая
Даль, в которую гляжу.
Ничего не понимая,
Я по улице хожу.
У судьбы прошу ответа,
Ничего не слышу вновь.
Неизвестная планета
Прячет девичью любовь.
Рощи осенью раздеты,
Улетели соловьи.
Затуманили рассветы
Ожидания мои.
Их ищу, а где-то в поле
Ветер воет и свистит.
И грущу я поневоле,
Как мелодия грустит.
Все леса в меха оделись,
Подо льдом бежит вода.
И куда же грёзы делись,
И мечты ушли куда?
Может быть, сошла с ума я,
Жду за осенью весну.
Тьму ночную обнимая,
С одиночеством усну.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Где-то в театре среди декораций. Интимная встреча Режиссёра и Стеллы. Они обнимаются.
Режиссёр: Ты бываешь такая невыносимая. Что ты устроила в зале? Что за демонстрация?
Стелла: Не ты, мой милый, а Стелла Леонидовна. Будь последователен.
Режиссёр: Хочешь поставить меня в неловкое положение?
Стелла: Да все всё понимают.
Режиссёр: Что – всё? Что ты дурочка?
Стелла: Не хами, Аполлон. Что у нас РО-МАН. (Кокетливо-страстно). Служебный.
Режиссёр: Ты невыносима. Обожаю.
Стелла: Только вот главных ролей не даёшь.
Режиссёр: Это же не твой уровень, глупая. (Пальцем давит в нос). Твоя главная роль – быть моей. Можешь даже повелевать.
Стелла: Подкаблучник.
4.Песня Режиссёра
(СПЕКТАКЛЬ)
Кресло режиссёра – это плаха.
То один звонок, а то другой.
Тяжела ты, шапка Мономаха,
Гнёт меня ответственность дугой.
Уж как я рад или не рад,
Ночей не сплю – висят мешки.
Когда бы знал театра зал,
За что я рву свои кишки.
Никому ничем не потакая,
Надо коллективом управлять.
Это ведь ответственность какая,
Чтобы аппетиты утолять.
В который раз поймаю фарт
И вновь останусь на плаву.
Перенесу микроинфаркт
И всех врагов переживу.
Я держу позицию упруго
И левак не мечу номерком.
Если всё пронюхает супруга –
Полечу из дома кувырком.
Неверный шаг – и снова шах,
И на аншлаг – как на таран.
Иду опять на эту пядь
И докажу, что я тиран.
Как очередная карта ляжет,
Волны неприятные гоня?
Что там за спиной моею скажут,
Как посмотрит труппа на меня?
Не изменю своё меню
И на посту не я сгорю.
За это всё театр ценю
И за спектакль благодарю.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Театр. В гримёрке Вика, Стелла и Маруся.
Стелла (несколько помятая, приводя себя в порядок у зеркала): Как вам сегодняшнее заявление руководства?
Маруся: Да уж, мягко говоря, неожиданно для нашего захолустья. Рок-опера. Это не хухры-мухры.
Вика: Я лично пока в раздумье. Похоже на авантюру.
Стелла: Ты что, Викусь, не въехала? Наш Аполлон вознамерился стать Бельведерским.
Маруся (с усмешкой): Да, это лучше, чем Сковородкин. (Осторожно). А у вас-то с ним серьёзно?
Стелла: У меня? Да боже упаси! У него надёжный тыл. И он порядочный трус. Просто ему так удобно. Мужские амбиции и комплексы. И вообще артисток в жёны не берут, максимум – в содержанки.
Маруся: А как вам Костя? Он клёвый. Не типичный. Стесняется. Да, Вик?
Вика: Песни хорошие. Это главное. Талантливый парень.
Стелла: Ой, подруги, в этом тихом омуте ещё появятся черти! Помяните моё слово. Гляди, Викусь, не обожгись.
Вика: На чём?
Стелла: Ну, вы же творческий дуэт. Я бы сказала: тандем. Любовь будете играть.
Вика: Да я ещё ничего не решила. А может, меня вовсе не утвердят и героиней будет Аделаида.
Стелла: Пустельга? Не смеши меня. Она старая. И совсем герою не пара. Это будет не рок-опера, а водевиль. А знаете что, девки? Давайте сегодня потусим. Завалим в какой-нибудь ночник и устроим девичник. Вы как?
Маруся: Почему бы нет. Но чтобы место поприличнее, без этих приставучих типов. Терпеть не могу.
Вика: Стелк, ты не можешь без шоу. Тебе уже тридать, какой ночник?
Стелла: А нам года – не беда. Ну, поехали, что ли?
5.Песня подружек
(динамично)
Полуночный Гименей
Стрелы так и мечет.
И девчонок, и парней
Кто от них излечит?
Мы не старые ещё,
Бодрые артистки.
Нам на свете хорошо
Как в земле редиске.
Пусть находится Парнас
Выше огорода,
Деревенская у нас
Всё-таки порода.
Проползёт и эта ночь,
Как по торту муха.
И тоску прогонит прочь
Наша веселуха.
Хоть на сцену не бежим –
Имя не порочим.
Соблюдается режим
Нами, между прочим.
Но не рампу целовать,
Как бабулю, в щёки,
Будем петь и танцевать
Мы под караоке.
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Театр. В баре Марк, в руке бокал с минералкой. Подходит Аделаида.
Аделаида: Здравствуй, Маркуша. Никак бурно вчера время провёл?
Марк: Да, было дело.
Аделаида: Мог бы отзвонить. Аполлон бы не обиделся.
Марк: Если честно, я был не в форме.
Аделаида: Ну, явка на общий сбор без уважительной причины – грубое нарушение трудовой дисциплины.
Марк: Шухер был, что ли?
Аделаида: Да нет, знаешь ли. Можно сказать, отвоё отсутствие прошло почти незамеченным.
Марк (уязвлённо): Как это? Совсем-совсем?
Аделаида: Да нужды в тебе особой не возникло. Обсуждали новую постановку. Роли распределяли. И мы с тобой, Маркуша, пролетели, как фанера над Парижем. Оба-два.
Марк: Что за постановка? Классика?
Аделаида: Держи карман шире. Современная пьеса, «Птица счастья». Но не нашего счастья, дорогой. Не так уж мы незаменимы. Ты петь умеешь?
Марк: Не очень.
Аделаида: Ну вот. И я не очень. А надо очень. Аполлон задумал ставить рок-оперу. И твой хлеб отдал молодому легионеру. А мой – нашей Викусе. Она, видите ли, музыкальную школу посещала. Это мой фатальный пробел.
Марк: Нас вообще не включили в состав, что ли?
Аделаида: Пока не знаю. Поговори с Аполлоном, там что-то говорили про Фонтебраса.
Марк (поправляет): Фонтибрас, Аделаида, Фонтибрас. Это эпизодический герой из «Гамлета».
Аделаида: О! Да ты продвинутый! И всё ещё мечтаешь, небось, о роли Гамлета. А не приходило тебе на ум, что мы – уходящая натура? Какой Гамлет, Марк? Да ещё у нас. Будь реалистом.
Марк: Смоктуновскому было за сорок – сыграл.
Аделаида: Но ты-то не Смоктуновский. И не Высоцкий. Хотя репетиции динамишь не хуже него. Но ему было можно, а тебе уже нет. Судя по последнему распределению ролей.
Марк: Выходит, мы за бортом этого тонущего «Титаника».
Аделаида: Я бы сказала: на берегу. Мы вообще не попали на борт. Лайнер «Экзотика» пойдёт ко дну без нас.
6.Дуэт Марка и Аделаиды
(ЗА БОРТОМ)
Марк:
Наша театральная ривьера
То же, что шекспировский сонет.
Не бывает сцены без премьера
И без примы выигрыша нет.
За места дерутся фавориты,
Пролетел – и быть тебе нулём.
Что уже тогда ни говори ты,
Не присядешь рядом с королём.
Аделаида:
Горечь на губах от шоколада,
Ничего другого не едим.
И чужого места нам не надо,
Но и своего не отдадим.
Море роз раскинется широко
И закружит вихрем карнавал.
Без короны ты по воле рока,
А с короной бог поцеловал.
Вместе:
Кланяемся публике у рампы,
Взоры наши лампочки слепят.
Славу обеспечивают штампы,
Обливая с головы до пят.
Жулик одурачивает лоха,
Сцена и не лоха задурит.
Только фавориту будет плохо,
Если он уже не фаворит.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Театр. Репетиционный зал. Вика, Костя, рок-группа и режиссёр.
Режиссёр: Друзья мои, давайте вместе поищем главную музыкальную тему. Чтобы напористо, но не агрессивно. Всё-таки речь о любви. Юрий Палыч, есть у вас что-то в заготовках?
Руководитель: Надо подумать. (Даёт знак музыкантам). Ребята, попробуем нашу магистральную. Да и я тряхну стариной.
7. Песня худрука
(ДРАЙВ)
Играют ветра на нервах,
Заботы стоят стеной.
Работа у нас во-первых,
А во-вторых выходной.
Мы нашей верны системе:
Гитара, вокал и хит.
И спорить готовы с теми,
Кто разной попсою сыт.
Картин и песен череда
Меняет в окнах города.
И мы опять поверим в их ажиотаж.
Вчера ты там, а нынче тут,
Когда тебя повсюду ждут,
И даже в песне этот драйв не передашь.
Не цены горчат в печёнке,
Не кровь, что волной мутИт.
У сцены кричат девчонки
И рёв площадной летит.
Как время рождает струи,
Так вечно жива любовь.
И если порвутся струны,
То мы их натянем вновь.
Припев…
Не годен герой на старость,
В России короткий стаж.
Приходит порой усталость,
Но силы вернёт кураж.
Дорожник рисует зебру,
Художник – туман дорог.
Мы падаем в эту землю,
Которой дарили рок.
Припев…
Режиссёр: Мощно, мощно. Но это не наша тема. Нужна романтическая баллада. Ребятки, покопайтесь в загашнике.
Группа наигрывает мелодию «Зеркала».
Режиссёр: Вот-вот, что-то уже близко. Давайте разовьём. Скажите, Юрий Палыч, мы можем сделать из этого дуэт главных героев?
Руководитель (спокойно): Можно разбить на две партии.
Режиссёр: Ну так попробуем? Вика, прошу на авансцену.
Руководитель: Костя, передай девушке текст, пожалуйста. (Костя передаёт листок). Исполнители готовы? Даю отсчёт: раз, два, три…
8. Дуэт Кости и Вики
(ЗЕРКАЛА)
Костя:
Жизнь смеялась нам в лицо, души нам коверкала.
И, попав в её кольцо, мы искали зеркало.
Ты искала, я искал, перебрали сто зеркал:
Где же то, что даст ответ?
Припев (вместе):
Отдели нам зеркало правду ото лжи.
И до брода мелкого карту одолжи.
Укорить тут некого, что не знает зеркало,
Где реальность, где миражи.
Вика:
Как бы речка ни текла, будет колыхание.
И туманит зеркала времени дыхание.
Но завидною судьбой – ты со мною, я с тобой,
И над нами яркий свет.
Припев (вместе)…
Костя:
Жизнь по-разному секла, дули ветры шквальные.
И без этого стекла мы уже зеркальные.
Вика:
Ты во мне, а я в тебе отражаемся в судьбе
До скончанья наших лет.
Припев (вместе)…
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
Набережная. Костя с гитарой за спиной в раздумье прислоняется к парапету. Перебирает струны.
9. Песня Кости
(ВЛЮБЛЁН)
Распускается весною
То ли верба, то ли клён
Я не знаю, что со мною,
Неужели я влюблён?
Неужели, неужели
В год, который не прошёл,
Я в подобном положенье
Не замечу, что нашёл?
Люди многое теряли,
Тратя попусту лимит.
Я в таком материале,
Что сознание дымит.
У любви и зов, и крылья,
И мелодия легка –
Я сумел бы без усилья
Воспарить под облака.
Уходить в мечту не вредно,
Это сладкий карантин.
Как Виктория победна
И незыблем Константин.
Безутешные скитальцы,
Что отринули года,
Мы протянем наши пальцы,
Их сплетая навсегда.
Появляется Марк. Проходит мимо, оборачивается, возвращается.
Марк (нагловато): Константин Макаров, что ли?
Костя: Допустим.
Марк: Рок-музыкант?
Костя: Ну да, а что?
Марк: Да ты расслабься, чувак. Я – Марк Степной, слыхал? Уточняю: ведущий артист нашего театра.
Костя: Слышал. Какие-то вопросы ко мне?
Марк: Да вот, хотел посмотреть, кто мне дорожку перебежал. Конечно, я не вокалист, горло драть не умею и на гитаре не бренчу. Но я драматический актёр и уж как-нибудь сыграл бы в вашей пьеске про птичку счастья. (Напористо). Это мой хлеб! Понял? Ты на чужой каравай рта не разевай, рокер! Поперхнёшся.
Костя: Угрожаешь, что ли?
Марк (спокойно): Так, предупреждаю. Не все актёры – девочки, мужики тоже есть.(Приподняв мнимую шляпу). Прошу простить за мою сермяжную правду. Честь имею, маэстро.
Костя (иронично): Приятно было побеседовать, Марк Степной.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ
Театр. Аделаида в своей гримёрке. Придирчиво рассматривает себя в зеркало, ища момент удовлетворения. Погримасничав, раздражённо бросает тампон от пудреницы на стол.
Аделаида (о себе с прискорбием): Горе ты моё! Так и до комической старухи недалеко…
10. Песня Аделаиды
(ГОДЫ)
Несёте вы, годы, актрисам седины,
Кладёте морщины на лица актрис.
Мы в этом едины, печально едины,
И близится выход последний на бис.
Богиня сцены, ты меня не выдай,
Не выело чтоб душу до пустот.
Пусть будет ангел мой с Аделаидой,
Когда во мне огонь уже не тот.
Театр не бывает без кровопролитий,
И страсти шальные – не сны наяву.
От происходящих со мною событий
Я шизофрению себе наживу.
Богиня сцены, ты меня не выдай,
Тебе ль я, Мельпомена, не верна?
Пусть будет ангел мой с Аделаидой,
Когда придут худые времена.
Беда в одиночку по свету не ходит,
А сцена подарит забвенье на час.
И тот кукловод, что фигурами водит,
Не лучшее всё вынимает из нас.
Богиня сцены, ты меня не выдай,
Не отними ни лодку, ни весло.
Пусть будет ангел мой с Аделаидой,
Куда б меня волной ни занесло.
Появляется Вика.
Вика: Аделаида Эдуардовна, вы не очень заняты?
Аделаида (ворчливо): Смена пришла. Что ж, на ловца и зверёк бежит. (Вике:). Заходи – не укушу.
Вика: Я только спросить. Можно?
Аделаида: Валяй.
Вика: Помните, вы играли Мэгги в «Кошке на раскалённой крыше». Вы, кстати, хорошо играли. Как вы достигали такого внутреннего напряжения, что аж мурашки по спине?
Аделаида: О божё! Мэгги, Мэгги Поллитт, бедная Мэг… Марк играл Брика. Отвратительно играл. Не Марк, а Мрак Степной. Роль не для сопляка, каким он тогда был. Роль с двойным дном. Чего уж – Марк не справился. Но на его фоне я блистала, это верно. Напряжение… Викуся, а зачем тебе то моё напряжение? В рок-опере пусть музыканты струны напрягают и в барабаны колотят. Ты просто не вываливайся из материала. Плыви по течению.
Вика: Мне кажется, драматизм в любовной истории не будет лишним. Интриги особой там нет, её надо бы создать. Может, мне чем-то заболеть? Чем-то опасным. А?
Аделаида: Тебе бы с такими фантазиями к авторам и к Аполлону. Это их территория. А мы кто? Мы марионетки. Да ладно, дам тебе совет. Я перед тем спектаклем пила много кофе. Это возбуждает. И непременно надо с кем-то поссориться накануне. Лучше с близким человеком. Взвинченное состояние гарантирую.
Вика: Спасибо, попробую воспользоваться. Приятно, когда можно посоветоваться со старшим товарищем.
Аделаида: Вот, я уже и старший товарищ. Прелестно.
Вика: Извините, с опытным мастером. Ну, не буду мешать. Ещё раз спасибо.
Уходит. Аделаида вновь одна.
Аделаида: Иди, дорогая, иди. Кофе погоняет тебя по сцене похлеще, чем по раскалённой крыше, мочегон проверенный. А скандальчик с Костей, надеюсь, будет на руку нашему Маркуше. Тогда и посмотрим, какие вы артисты. Как говорил Карлсончик на другой крыше: вот тогда и похохочем!
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ
Театр. На сцене сталкиваются Вика и Костя.
Вика: Привет, ты чего здесь? Нет уже никого.
Костя: Гулял. А ты?
Вика: От Аделаиды иду.
Костя: Куда идёшь?
Вика: Не знаю. Ищу краски для образа.
Костя: Нашла?
Вика: Пока нет. Я хотела сказать: ты хорошо поёшь. С отдачей и душевно. Может, споёшь что-нибудь своё. Пожалуйста. Для меня.
Костя: Ну, если просишь… (настраивает гитару). Садись в зал.
Вика: Если можно, я тут, напротив.
Костя: Как хочешь. Но всё же сделай дистанцию, я смущаюсь. Не поверишь, может, первый раз за последнее время. Ну, как стал играть на публику.
Вика отступает на некоторое расстояние.
11. Песня Кости
(МОЯ ГИТАРА)
- блюз -
Текли ручьи по тротуару,
Весна безумною была,
Когда я в руки взял гитару,
Когда она меня взяла.
Не обрести иного круга,
Моя душа обнажена.
Гитара – лучшая подруга,
Гитара – первая жена.
Рука гитару держит твёрдо
И, устремлённая в полёт,
Душа высокие аккорды
Под эту музыку берёт.
Ты помнишь, верная гитара,
Своими струнами звеня,
Когда любви моей не стало,
Ты не оставила меня.
И судьбоносного маршрута
Достигла жизни колея.
Моя гитара – это круто,
Моя гитара – это я.
Припев…
Играй по-прежнему, гитара!
Читай элегии, поэт!
Мы – удивительная пара,
Мы – замечательный дуэт!
И не найти иного круга,
И вся душа обнажена.
Гитара – лучшая подруга,
Гитара больше, чем жена.
Припев…
Костя: Спасибо, что оценила способности, но и ты тоже не промах. Сила в голосе есть. Рок – не эстрада, мощь необходима.
Вика: Как у Кормухиной или Дайаны Росс?
Костя: Или как у Ротару и Уитни Хьюстон. Ну, хотя бы как у Шакиры. Сказал бы как у Шер, но у тебя голос выше. Неплохо бы хрипотцы добавить, связочки расщепить. Тогда образ глубже, с судьбой. Понимаешь?
Вика: Ага. Типа Аллегрова – все мы бабы-стервы (смеётся).
Костя (робко): Вик…
Вика (трепетно): Да…
Костя (неожиданно): Покажешь мне азы актёрского мастерства?
Вика (разочарованно): А, всего-то! Конечно, покажу.
Костя (уверенно): Тогда я приглашаю тебя вечером на променад. Совместим приятное с полезным. Ты не против?
Вика (скрывая радость): Нормально.
Костя: Ну, пока?
Вика: Пока. (Вдогонку Косте). До вечера.
12. Песня Вики
(ЗАБЕРИ МЕНЯ)
У твоей руки хватка волка.
Встречи коротки – эхо долго.
Убери тебя – в сердце пусто.
Это всё театр или чувство?
Забери меня у моей тоски.
За четыре дня стали мы близки.
Ты прильни к устам, будоража кровь.
Что же будет там, где живёт любовь?
Силы будут красть эти стены.
Но добавят страсть наши сцены.
Изо всех миров лучший с нами.
Роковых костров бьётся пламя.
Припев…
На душе дожди, всё намокло.
Входят миражи сонно в окна.
В сердце без огня дождь стучится.
И грызёт меня ночь-волчица.
Припев…
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ
Театр. Проходящего Марка останавливает режиссёр.
Режиссёр: Степной, уделите мне пару минут?
Марк: Почему же, можно и больше.
Режиссёр: Время лишнее?
Марк: Девать некуда. Слоняюсь вот без дела. По вашей милости, Аполлон Григорьевич. Выходит, прошла любовь – завяли помидоры?
Режиссёр: Ну, брось, Марк, брось. Обиды – слабость водовозов. Просто сделай творческую паузу. Пойди в антрепризу, если невмоготу. Деньжата заколотишь.
Марк: Вы чего хотели-то?
Режиссёр: Да так как-то. Объясниться. Не чужие вроде.
Марк: Дружба дружбой, а табачок врозь.
Режиссёр (отчаянно): Да не твоя это партия! Не твоя!
Марк: Вы про Вику?
Режиссёр: Я про постановку. Это экспериментальная вещь, для нас – дебют. Тут многое на кон поставлено, может быть, будущее театра. А кто в ней ты? Внешность – да, но там петь надо. Профессионально петь. А из тебя певец – как из меня боксёр. Рылом не вышли. Ну, мир, что ли?
Марк: Я подумаю.
Режиссёр: Подумай, Степной. Ты мне нужен, имей в виду.
Марк: Да вроде коней на переправе не меняют. Правда, загнанных пристреливают.
Режиссёр: Ну почему ты всё драматизируешь?
Марк: Наверно, потому, что актёр драматического театра. Или уже нет? Вы же могли и не ставить эту чёртову рок-оперу. Что это вас угораздило? И всем нам нашлось бы место – как всегда. А так ведь раскол. Два МХАТа – и вся песня.
Режиссёр: Ну, со МХАТами ты высоко метишь. Ты не Доронина и я не Ефремов. Наш статус уездный. После этой постановки всё вернётся на круги своя. Если не будет фурора. А если фурор – будем осваивать новые реалии. Сила в движении. И не забывай о кассе. Кстати, твой простой не лишает тебя оклада. Ну чем ты недоволен, скажи?
Марк: Да всем. Всем, Аполлон Григорьевич. Чему мне радоваться? Премьер без работы. Колоссальный успех.
Режиссёр: Завидуешь этому рокеру? Он в паре с Викой. Молод, красив, талантлив. Его, кстати, либретто. Поёт, пишет, на гитаре играет… Завидуешь.
13.Дуэт Режиссёра и Марка
(ЗАВИСТЬ)
Марк:
Зависть закралась в сердце.
Зависть легла на грудь.
Зависть не спит младенцем,
Нас изводя, как ртуть.
Зависть тупа, хоть колом
На голове теши.
Зависти разум полон,
Жалобы не пиши.
Вместе:
Если рвёт горло
Что-то, терзаясь,
Это – как гордость,
Это всё зависть.
Полнит как жаждой,
Мне бы под дождик.
Болен ей каждый,
Бедный художник.
Режиссёр:
Зависть изводит снами,
Зависть – исчадье тьмы.
Зависть играет с нами,
Но проиграем мы.
Зависть душе не прачка,
Если душа скорбит.
Ты не завидуй мрачно
И не копи обид.
Вместе:
Припев…
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ
Театр. Вика и уборщица тётя Зина.
Вика: Тёть Зин, любовь есть?
Тётя Зина: Вот те на! Да ты ж её всё время играешь.
Вика (соглашаясь): Играю… А в жизни? Хотя… и жизнь – театр, и люди в нём – актёры. Все во что-то играют.
Тётя Зина: Я тебе так, девонька, скажу. Это всё по молодости и от книжек. А любовь узнать надо. Чтобы не обмануться. Иные за любовь выдумку принимают. Выдумают и сами поверят. А любовь – она хмель. Ты вроде и сама себе не хозяйка. Вот тащит тебя, как нечистый в пропасть – и всё тут. И никакого сладу нет. И еда нейдёт, и сон нейдёт, и душа не на месте. А как бы тревожно, как бы маетно. И все мысли о нём. Поняла?
Вика: Верно, ой, верно… Все мысли о нём.
Тётя Зина (добродушно): В Костю, что ли, влюбилась?
Вика: Почему в Костю?
Тётя Зина: А в кого бы ещё? Такой складный парень. Сама влюбилась бы, да года не те. Да и какая я артистка.
Вика: А как у вас с мужем-то было? Вот так, как ты говоришь?
Тётя Зина: Так, да не так.
14. Песня уборщицы
(РАЗВЕ Я ЗАБЫЛА)
Был у меня кавалер,
Сердце поныне скорбит.
Мил, как на карте валет,
Дамой другою побит.
Всем пересудам назло
Мы укрывались в ночи.
Так завязало узлом,
Что не разрубят мечи.
Разве я забыла (3р.)
Сахар на устах?
Ах, как я любила (3р.)
Уж не любят так!
Всё это будто туман,
Высохла счастья слеза.
Был тот короткий роман,
Словно ночная гроза.
Точку поставить на том
Разум ещё не готов.
Замуж я вышла потом,
Да потеряла любовь.
Припев…
Если порушена связь,
Разве заклеишь её?
Это подруга, смеясь,
Счастье украла моё.
Муж у меня – это щит,
Да и сама хороша.
Только доныне пищит
Раненой мышью душа.
Припев…
Вика: Тёть Зин, прямо до слёз.
Тётя Зина: Да ведь я не жалуюсь. А вот могло быть всё иначе. Не сложилось. Как у вас говорят: по другому сценарию. (Обнимает Вику). А у вас всё получится. Только уж держи своего поближе. И за подружками приглядывай. (Целует Вику). Поняла?
Вика: Постараюсь…
Тётя Зина: Ну вот и ладно. Главное – Костя тебя любит. Я вижу, как он смотрит. (С хитринкой). Я всё тут вижу. Меня вроде как мебель тут не замечают, вроде я реквизит. А я не мебель, я живой человек. Разве что не артистка (смеётся).
ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ
Театр. Премьера спектакля. За кулисами все герои в костюмах.
Режиссёр (вбегая в смущённом возбуждении): Друзья мои, у нас полный стадион, в смысле зал! Ну, собрались, оставили всё ненужное… Выход! (Косте назидательно). Да, Макаров, и не забудьте сказать героине «я люблю тебя»!
Стелла и Маруся (режиссёру хором): Он же автор!
Режиссёр: Да? Ну, ни кассы ни аншлага…в смысле ни пуха ни пера!
Все: К провалу, то есть к чёрту!!! (смеются).
Исполнители уходят, остаются Аделаида, Марк и уборщица тётя Зина.
Аделаида: Маркуш, ты чё такой смурной? Не грусти, ещё не вечер.
Марк: Отстань. Оптимистка. Мы теперь в компании тёти Зины. Неужели не понятно?
Аделаида (многозначительно): Война планы покажет.
Марк: Какие планы? Какая война? Стратег, тоже мне.
Аделаида: Это я так, фигурально. Пока ты рефлексировал, я кое-что предприняла. Возможно, мы увидим конфузик с последующим крушением фигуры Аполлона Бельведерского.
Марк: Темнишь, мать.
Аделаида: Наберись терпения, мальчик. И утри носик, а то покраснеет.
15.Песня Аделаиды
(ПАЛКИ В КОЛЁСА)
Когда без дела дар – тоска и скука.
Тактический удар – войны наука.
И если ищет враг тебе замену,
То ты не будь дурак и делай сцену.
Палки в колёса – это не споры.
Нет у колосса точки опоры.
Ада не надо трясти,
Надо удар нанести.
Среди былых утех не ром на перце,
А нам чужой успех – как нож под сердце.
И если не марать врагу полотна,
То можно проиграть бесповоротно.
Припев…
Не выдали аванс – живи со скукой.
А если выпал шанс – ты не профукай.
Театра волшебство мы не уменьшим,
Ведь нету никого коварней женщин.
Припев…
ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ
Театр. Сцена. Финал спектакля «Птица счастья».
Вика: Любимый, что бы я делала, если бы не встретила тебя? У меня будто выросли огромные крылья – величиной с небо. Такие же синие-синие.
Костя: Как у птицы счастья?
Вика: Да!
Костя: Знаешь, я думал, что упустил свою птицу счастья, но теперь понял, что её нет. Это наивная сказка. Зато есть ты. Я люблю тебя!
16.Песня Кости
(ПОЗОВИ МЕНЯ)
Встречи небо синее, а разлуки – колкое.
Если сердце сильное, будет песня долгая.
Ты живёшь судьбой иной и не мною дышишь.
Но услышишь голос мой, всё равно услышишь.
Позови меня – я приду.
До зари тебя я найду.
И в раю найду, и в аду,
Если слышу я твой лишь голос.
Уведу тебя, украду.
Заслужу тебя, обрету.
От тебя беду отведу,
Чтоб не пал с тебя даже волос.
Счастье – за пределами, а несчастье – около.
Вот бы мне приделали чувства крылья сокола.
И пока они летят, я иду за ними.
Что мечты мои хотят, время не отнимет.
Припев…
Родина просторная, а дорога узкая.
И моя история без любимой грустная.
Сколько лет потратил зря, совершал ошибки.
И заря мне не заря без твоей улыбки.
Припев…
Герои бросаются навстречу друг другу и сливаются в обьятиях. Под аплодисменты зала (настоящие) все участники внутренней пьесы «Птица счастья» выходят на поклон.
ЧАСТЬ ТРИНАДЦАТАЯ
Аделаида за кулисами не находит себе места.
Марк: Что ты мечешься, как раненая рысь? Успокойся уже
Аделаида (нервно, вне себя): Ты что, дурак? Сам не видишь? У них всё получилось! Почему? Кофе не сработал? Ссоры не было? Ну не любовь же это всё! Что за любовь, если без капканов? Муси-пуси… не понимаю. Что тут не так, что?
Марк: И не поймёшь. Как они могут ссориться, если у них эйфория. И пьеса, и роман, и всякое прочее тра-ля-ля? Это же просто праздник какой-то! Нет, мать, это рок! Для кого-то он бывает счастливым.
Аделаида: Рок, рок, с ума все посходили с роком! Ты-то что сдался? Вот правда, если артист обласкан – он баба.
Марк: Ну, ты следи за словами-то. Я мог пересмотреть свою позицию?
Аделаида: Не по адресу возмущаешься. То есть оппозиция теперь другая позиция. Я не союзница, а там – не конкуренты. Марк, там наша смерть. Господи, как мне всё это надоело… кого я учу? Что делать? Что делать?
Аделаида продолжает хаотично двигаться, пятится и падает в большую коробку. Марк смеётся. Тётя Зина осуждающе и сочувственно качает головой.
Марк (подавая руку): Это тебя рок наказал. Ты забыла спросить ещё, кто виноват.
Тётя Зина: Чудные вы люди – артисты. Надо радоваться, вы ругаетесь. А ведь сказано: не рой другому яму – сам в неё попадёшь. Ну разве ж это дело – своим товарищам жизнь портить? Нет, не дело.
Аделаида (оконфуженно): Тёть Зин, помолчали бы! Что вы видите выше своей швабры?
Тётя Зина: Я-то много вижу, да не всё говорю. А вот ты, девонька, ниже задранного носа давно ничего не видишь. Прости за прямоту. Думаешь: техничка – так и дура?
Аделаида: Да не думаю, тёть Зин. Просто у нас разные компетенции. Раз-ны-е.
Тётя Зина: Может, они и разные, конпентенции, а человеком надо оставаться всегда. Хоть тебе театр, хоть тебе завод. Раз ослабишь себя – на всю жизнь срам.
Марк: Точно. Народный взгляд на вещи. Не слишком ли мы с тобой, Аделаида, далеки от народа?
Аделаида: Заткнись уже, тряпка.
17.Песня Марка
(ИНТЕГРАЛ)
Нас уводит за края интеграл.
Я не думаю, что я проиграл.
На пределе всё понятно без слов
В этом деле, где расклад на любовь.
Любовь, любовь,
Не отрицай любовь.
Любовь, любовь –
И бог, и царь, и зов.
Твори, живи,
Не бойся лет и бед.
А нет любви –
И нас на свете нет.
Миражи хоть и не ложь, то почти.
Не сложи их, не умножь, но зачти.
В синем небе реет птица мечты.
И ничто не повторится, как ты.
Припев…
ЧАСТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Участники возвращаются за кулисы.
Режиссёр (довольный донельзя): Друзья мои, это успех! Бомба сработала! Зал просто в клочья! Это непременно надо отметить. Через полчаса всех приглашаю в наш бар. (Пустельге). Аделаида Эдуардовна, вы какая-то помятая, как из мусорной коробки. (Приобняв и отводя в сторонку). А у меня для вас прекрасная новость. Ну-ка разгладьте ваши складочки. От этого предложения вы едва ли откажетесь.
Аделаида (уже кокетливо): Вы меня заинтриговали, Аполлон Григорьевич. Я даже волнуюсь.
Режиссёр (шутливо): Не волнуйтесь, тётя, дядя на работе. А если серьёзно, то я тут подумал: а не замахнуться ли нам на Николая нашего Лескова. У него же прекрасная повесть «Воительница» – постановочная, острохарактерная, и вам очень подойдёт роль главной героини Домны Платоновны. Уж такие она кружева там плетёт! Мне кажется, вы легко отыщете нужные красочки в палитру этой колоритной особы. Ведь вам не составит это труда?
Аделаида (смущаясь): Уж и не знаю, уколоть вы меня хотите или это комплиманс.
Режиссёр: Это комплиманс. Вы сильная актриса, а возрастной порог, увы, ждёт всех красавиц и на сцене, и в жизни. Так что решайтесь, не прогадаете.
Аделаида: Да чего там – а давайте! Домна так Домна, дадим ещё жару – колосники поплавятся.
Режиссёр: Вот и славно. Нам отступать некуда. Как говорят на родине Мольера: «облесс оближ» – положение обязывает. Готовьтесь, изучайте материал и можете даже смело вляпаться в какой-нибудь скандальчик – пьесе это пойдёт на пользу.
Аделаида: А вот тут вы мне явно льстите, Аполлон Григорьевич.
Режиссёр: Да что вы, что вы? Скорее, недооцениваю. Ваш потенциал – это бездонный колодец, где, думаю, всякие чёртики отыщутся.
18.Финальная
(поют все участники спектакля).
Мы банда, мы стая,
Мы рыцари чести.
О светлом мечтая,
Мы вместе, мы вместе.
Мы вместе, мы вместе,
Судьба – это рок.
Сегодня мы вместе,
Да здравствует рок!
Мы вместе, мы вместе,
Судьба – это рок.
Сегодня мы вместе,
Да здравствует рок!
Следы заметая
По полю, по полю,
Свободная стая
Уходит на волю.
Мы вместе, мы вместе,
Судьба – это рок.
Сегодня мы вместе,
Да здравствует рок!
Мы вместе, мы вместе,
Судьба – это рок.
Сегодня мы вместе,
Да здравствует рок!
К О Н Е Ц
2023
Свидетельство о публикации №125010401424