Почему евреи не верят в христа
(перевод с английского)
Это важно понимать, почему евреи не верят в Христа. Цель этого знания не уничижение иной веры, оно для ясного понимания еврейской позиции. Чем больше знаний получает человек, тем больше у него возможностей сделать разумный выбор относительно его духовного пути.
Евреи не признают Иисуса Мессией, потому что:
1. ИИСУС НЕ ОСУЩЕСТВИЛ МЕССИАНИСТСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА
2. ИИСУС НЕ ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ МЕССИИ
3. БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ, «ГОВОРЯЩИЕ ОБ ИИСУСЕ», ИСКАЖЕНЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ
4. ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА ПОКОИТСЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ОТКРОВЕНИИ
5. ХРИСТИАНСТВО ПРОТИВОРЕЧИТ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ
6. ЕВРЕИ И ЯЗЫЧНИКИ (НЕЕВРЕИ)
(Справка)
БИБЛИЯ
БИБЛИЯ (от греч. biblia - букв. - книги) - собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому "завет" (мистический договор или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат - Тора) ни Нового завета (арабский Инджиль - Евангелие), в принципе признает и святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф, т. е. Иосиф, Иса, т. е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана. Ветхий Завет состоит из памятников древневрейской литературы 12-2 вв. до н. э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:
1) Тора, или Пятикнижие, приписываемая пророку Моисею
2) Пророки - несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам 8-5 вв. до н. э. - Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам", а так же книга Даниила, датируемая 2 в. до н. э
3) Писания, или Агиографы, - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.). Новый Завет состоит из памятников ранней нехристианской литературы 2-й пол. 1 в. и нач. 2 в. н. э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т. е. "благовестия" о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов - Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) - и наконец Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).
ЧТО ТАКОЕ И КТО ТАКОЙ МЕССИЯ?
Слово «мессия» от еврейского “машиах” (помазанный). Так называли человека, принимающего церковный сан через обряд помазания специальным маслом (елеем) (Исход 29:7, 1-я Царств 1:39, 2-я Царств 9:3).
Так как каждый царь и высший священник принимает этот обряд, к каждому из них обращаются как к мессии. Библия: «И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его (царя Саула) Господь или придет день его и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня» (1-я Царств 26:11; 2-я Царств 23:1; Исаия 45:1; Псалтирь 20:6).
ОТКУДА ЖЕ ИСХОДИТ ЕВРЕЙСКОЕ ОЖИДАНИЕ МЕССИИ?
Одной из центральных тем библейского пророчества есть обещание эры всеобщего мира и признания Б-га Израиля. (Исаия 2:1-4; Софония 3:9; Осия 2:20-22; Амос 9:13-15; Исаия 32:15-18, 60:15-18; Михей 4:1-4; Захария 8:23, 14:9; Иеремия 31:33-34).
Человеком, который приведёт на землю эту эпоху всемирного благоденствия и будет царствовать, многие из этих пророчеств называют потомка царя Давида (Исаия 11:1-9; Иеремия 23:5-6, 30:7-10, 33:14-16; Иезекииль 34:11-31, 37:21-28; Осия 3:4-5).
Так как каждый царь есть мессия, то мы и обращаемся к этому будущему царю как к Мессии. Это единственное в Библии описание потомка Давидова, который придёт. Мы узнаем Мессию по тому, кто будет царём Израиля во время мирового благоденствия и всеобщего принятия Б-га.
1) ИИСУС НЕ ОСУЩЕСТВИЛ МЕССИАНИСТСКИЕ ПРОРОЧЕСТВА
ЧТО МЕССИЯ ДОЛЖЕН СВЕРШИТЬ?
Библия говорит, что он:
а. ПОСТРОИТ ТРЕТИЙ ХРАМ (ИЕЗЕКИИЛЬ 37:26-28).
б. СОБЕРЁТ ВСЕХ ЕВРЕЕВ НА ЗЕМЛЕ ИЗРАИЛЯ (ИСАИЯ 43:5-6).
в. ПРИВЕДЁТ ЭРУ ВСЕОБЩЕГО МИРА, УНИЧТОЖИТ НЕНАВИСТЬ, ПРИТЕСНЕНИЕ, СТРАДАНИЕ И БОЛЕЗНИ. Сказано: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исаия 2:4).
г. РАСПРОСТРАНИТ В МИРЕ ЗНАНИЕ О Б-ГЕ ИЗРАИЛЯ, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНИТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОДНО ЦЕЛОЕ.
Сказано: «И перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (Захария 14:9).
Факт истории — Иисус не осуществил ни одного из мессианистских пророчеств.
Христиане оспаривают: Иисус осуществит их по Втором пришествии, но иудейские источники указывают, что Мессия осуществит эти пророчества при первом же появлении, и никакой концепции о втором пришествии не существует вовсе.
2) ИИСУС НЕ ОБЛАДАЕТ КАЧЕСТВАМИ МЕССИИ
а. МЕССИЯ КАК ПРОРОК
Но Иисус не пророк. Пророчества возможны только на земле Израиля, когда она населена большинством евреев мира. Во времена Ездры (около 300 до х.э.), когда большинство евреев отказались вернуться из Вавилона в Израиль, пророчества закончились со смертью последних пророков: Аггея, Захарии и Малахии.
Иисус появляется на исторической сцене приблизительно 350-годами после того, как пророчества прекратились.
б. НАСЛЕДНИК ДАВИДА
Согласно иудейским источникам родителями Мессии будут обычные люди земли, и он будет обладать такими же общечеловеческими физическими качествами, как и другие. Он не будет ни полубогом, ни обладать никакими сверхъестественными качествами.
Мессия должен быть потомком царя Давида по отцовской линии (Бытие 49:10; Исаия 11:1). Согласно христианскому утверждению Иисус продукт непорочного зачатия. У него нет отца, и таким образом он не удовлетворяет мессианистским требованиям быть потомком царя Давида по мужской линии.
в. СОБЛЮДЕНИЕ ТОРЫ
Мессия будет вести людей по пути неукоснительного следования Торе. Торой Г-сподь утверждает все заповеди связывающими взаимно и навечно, и любой, кто изменяет Тору, тотчас же объявляется лжепророком (Втор. 13:1-4).
По всему Новому Завету Иисус противоречит Торе и заявляет, что её заповеди более не применимы (см. Иоанн 1:45, 9:16, Деяния 3:22, 7:37). Иоанн 9:14-16: «А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, ибо не хранит субботы».
3) БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ, ЯКОБЫ «ГОВОРЯЩИЕ ОБ ИИСУСЕ», ИСКАЖЕНЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ
Библейские стихи могут понятны только из оригинального текста на иврите. Сравнение христианских переводов с первоисточником выявляет много несоответствий.
а. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
Христианская идея о непорочном зачатии взята из стиха Исаии 7:14, в котором роженица называется «альмой». Слово «альма» на иврите означает молодую женщину, но несколькими веками позднее христианские теологи заменили это слово на «девственницу», что уравнивает рождение Христа с языческими верованиями первого века в то, что боги оплодотворяют простых людей.
б. РАСПЯТИЕ НА КРЕСТЕ
Псалтирь 21:16 (иврит): «Ибо враги окружили меня, … как львы (ки-ари) у моих рук и ног». Ки-ари на иврите означает «как лев» и оно грамматически родственно слову прокалывать. И в христианском варианте этот стих перевели как: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Псалтирь 21:17).
г. ПРАВЕДНИК, ПОКОРНЫЙ РАБ
Христианство утверждает, что в главе 53 Исаия говорит об Иисусе как рабе, служителе, праведнике презираемом, умаленном и т.п., не называя его по имени, но используя местоимения и обращения в единственном числе. В действительности в главе 53 Исаия продолжает тему главы 52, описывая изгнание и искупление еврейского народа. Пророчество написано в единственном числе, потому что евреи воспринимаются как единое целое — Израиль. Тора переполнена примерами обращения к еврейскому народу как к одному человеку.
Ирония истории сказалась в этом переводе. Пророчества Исаии в XI в. использовали крестоносцы, пытая и убивая евреев во имя Иисуса.
Как могли такие искажения быть приняты церковью Христа?
Св. Григорий Нианзин (епископ, богослов и переводчик IV в.) писал: «Немного искажений — это всё, что нужно, чтобы завлечь людей. Чем меньше они понимают, тем больше они верят».
4) ЕВРЕЙСКАЯ ВЕРА ПОКОИТСЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ ОТКРОВЕНИИ
Из 15 000 религий мировой истории только иудаизм основан на вере в национальное откровение, т.е. в обращении Б-га ко всей нации. И это так ясно, что если Б-г изначально даёт веру, то он даёт её всем, а не одному человеку.
Тысячи религий были начаты предприимчивыми индивидуумами, который пытались убедить окружающих, что они истинные пророки Б-га. Но личные заявления очень слабая основа для веры, потому что никогда нельзя знать правдивы ли эти «пророки». Так как свидетелей разговора Б-га с заявителем нет, то принять на веру нужно лишь его уверения. Даже если личность, уверяющая в личном контакте с Г-сподом, исполняет чудеса — это всё равно не является подтверждением его богоизбранности. Чудеса ничего не доказывают. Всё, о чём они свидетельствуют — при условии честности, что данное лицо обладает определёнными способностями; а это не имеет ничего общего с Б-жиим даром пророчества.
Иудаизм уникален среди мировых религий, он не принимает исполнение «чудес» как основу веры. Говорит Библия: « Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе намение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", — то не слушай слов пророка сего или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 13:1-5).
Маймонид «Повторение Торы» (Мишна Тора), гл 8:
Евреи не верят Моисею, нашему учителю, потому что он претворял чудеса. Там, где вера основана признании чудес, всегда есть сомнения, что причиной этих чудес может быть ворожба или колдовство. Чудеса, которые сотворил Моисей в пустыне, были необходимы для спасения людей, а не для доказательства его пророческой силы.
Что же тогда есть основа еврейской веры?
Откровение на горе Синай, которое мы видели нашими глазами и слышали нашими ушами, не полагаясь на свидетельство других. Сказано: «Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня (Втор. 5:4) и «Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы» (Втор. 5:3).
Иудаизм — это не чудеса. Это личный опыт каждого мужчины, женщины, ребёнка, которые стояли на горе Синай 3300 лет тому назад.
5) ХРИСТИАНСТВО ПРОТИВОРЕЧИТ ЕВРЕЙСКОМУ УЧЕНИЮ
Следующие богословские первичные догматы приложимы к католической церкви — самой многочисленной в мире.
а. Б-Г СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ?
Католическая идея Троицы делит Б-га на три части: Отца, Сына и Святого Духа (Матфей 28:19).
В противоположность этому Шма — кредо еврейской веры — утверждает: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Евреи читают Шма каждый день, пишут её на косяках дверей (мезуза), и повязывают на руку и голову во время молитвы (тфилин). Шма — это утверждение единственности нашего Г-спода — те первые слова, которые еврейский ребёнок учится говорить, и последние — которые еврей произносит перед смертью.
В еврейском законе поклонение богу из трёх частей считается язычеством — один из трёх смертных грехов, во избежание которых еврей скорее отдаст жизнь, чем совершит. Это объясняет, почему во времена инквизиции и через всю историю евреи предпочитали смерть обращению в иную веру.
б. ЧЕЛОВЕК КАК Б-Г?
Римская католическая церковь утверждает веру в то, что Б-г пришёл на землю в человеческой ипостаси. Иисус говорит: «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30).
Маймонид посвящает большую часть своего «Путеводителя растерянных» фундаментальной идее о Божественной бестелесности, указывая, что Б-г не принимает физической формы. Б-г извечен — вне времени. Б-г бесконечен — вне пространства. Он не может быть рождён и не может умереть. Утверждая, что Б-г принимает человеческую форму умаляет Г-спода, сводит к нулю Его единственность и Его божественность. Говорит Тора: Бог не человек... и не сын человеческий» (Числа 23:19).
в. ИУДАИЗМ ЗНАЕТ, КТО ТАКОЙ МЕССИЯ
Иудаизм знает, что родителями Мессии будут обычные люди, не боги, что Мессия будет таким же человеком, как и другие. Он не будет ни богом, ни полубогом, и не будет обладать никакими чудодейственными способностями. Откровенно говоря, в каждом поколении есть человек со способностями исполнить роль Мессии (см. Маймонид, Закон царей 11:3).
г. ПОСРЕДНИК ДЛЯ МОЛИТВЫ?
Католик верит, что молитва должна идти к Б-гу через посредника, т.е. признание греха священнику. Иисус сам объявил себя посредником: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоанн 14:6).
В иудаизме же молитва интимно-личное обращение верующего к Г-споду. Сказано: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Псалтирь 144:18). Более того, из Десяти Заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исход 20:4-5).
д. ЖИЗНЬ МИРСКАЯ
Католическая доктрина объясняет земное существование человека результатом греха, а продолжение жизни пороком, которого нужно остерегаться. Мария, святейшая женщина, изображается девственницей; священники, монахи и монашки — безбрачные, а монастыри расположены в отдалённых уединённых местах.
Иудаизм же, в противоположность, принимает земную жизнь как Б-жий дар; Г-сподь сотворил этот мир не для разочарования, а для удовольствия. Еврейская духовность в соприкосновении с физическим миром находит радость и вдохновение. Секс — в допущенных обстоятельствах — является одним из святейших актов, которые доступны человеку.
Талмуд говорит, что когда человеку предлагается выбор попробовать новый плод или отказаться, то отвечать за своё решение он будет в Новом мире. Еврейская раввинистическая школа учит нас, как следует жить в противоречиях ежедневных забот. Евреи не уходят от жизни — мы облагораживаем её.
6) ЕВРЕИ И ЯЗЫЧНИКИ (НЕЕВРЕИ)
Иудаизм не преследует цели обратить всех людей в свою веру. Тора Моисея — это правда для всех и каждого — еврей он или нет. Царь Соломон попросил Г-спода внимать молитвам неевреев, которые приходят в Святой Храм: « Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, - и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил» (3-я Царств 8:41-43). Пророк Исаия называл Святой Храм «Домом всех наций.
Служба Храма возлагала на алтарь в праздник Кущей (Суккот) 70 быков — по числу народов мира. Талмуд говорит, что если бы крестоносцы понимали, как много пользы могли бы они иметь от Храма, они бы не разрушили его.
Евреи никогда не приманивали и не завлекают иноверцев в свою веру, потому что Тора называет праведный путь для евреев и неевреев, который известен как «Семь законов Ноя». Маймонид объяснял, что любой человек, который с благоговением следует этим основным законам морали, получает своё место на Небесах.
ОТВЕТ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА КРИТИКУ ХРИСТИАНСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ
Мы избрали католическую церковь, самую многочисленную ветвь христианства, и обратили к ней некоторые наши критические наблюдения. В дек. 1995 г. Мы направили три следующих вопроса папе Иоанну-Павлу II.
(1) Евангелия учат, что Иисус явился своим последователям после воскрешения. Нам неясно, имело ли это явление место в Иерусалиме или в Галилее (или в обоих местах). Согласно нашему прочтению рассказ о Галилее делает полностью невозможным появление Иисуса до этого в Иерусалиме. Где же Иисус появился? Если же он объявился в Иерусалиме, то как тогда понимать свидетельство о Галилее?
(2) Родословная Иисуса, предложенная евангелиями, привела нас в смущение. Кто был дедушка Иисуса с отцовской стороны? (Мы нашли, что Матфей говорит о Якове, но Лука называет Илию.) Мы также отметили, что Матфей говорит о 28 поколениях, отделяющих Иисуса от царя Давида, но список Луки называет 43 поколения. Что же это противоречие значит?
(3) Родословная, связывающая Иисуса с царём Давидом, проходит через его отца. Но так как Иисус продукт непорочного зачатия, то он не может разделять род Давида с его названым отцом Иосифом. Каким же образом Иисус потомок царя Давида?
Из Ватикана письмом от 19 дек. 1995 г. от имени папы нам ответил Монсеньор Л. Сандри, папский эксперт-советник. Монсеньор Сандри уклонился от ответа на наши вопросы, но посоветовал: члены Ecole Biblique (Библейская школа французских отцов-доминиканцев в Иерусалиме), возможно, предоставят нам удовлетворительное объяснение.
Мы направили наши вопросы в Ecole Biblique. В ответе от 11 янв. 1996 г. Марсель Сигрист, директор института, также уклонился от наших вопросов, но предположил, что ответы могут быть найдены у Раймонда Брауна, широко известного католического теолога, в настоящее время в штате Семинарии Св. Патрика в Менло Парке, Калифорния.
Мы отправили вопросы д-ру Брауну. В письме от 22 янв. 1996 г. Д-р Браун отослал нас к своим работам, находящимся в Ecole Biblique в Иерусалиме.
2 февр. 1996 г. Мы посетили Ecole Biblique и исследовали работы д-ра Брауна. Как нам и сказал д-р Браун, его труды исследуют эти же вопросы. Ниже мы помещаем обобщение ответов, которые мы нашли в его работах.
I. ЯВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ: ГАЛИЛЕЯ ИЛИ ИЕРУСАЛИМ?
В книге с грифом Nihil Obstat и Imprimatur (официальное одобрение католической церкви, означающее: «без богословских и моральных ошибок), Браун соглашается: явное противоречие — существует. «Это совершенно очевидно, — пишет Браун, — что евангелия не совпадают в том, где и кому явился Иисус после воскрешения.» «Так же как Иерусалимское явление оставляет мало, если вовсе нисколько места для Галилейского, — поясняет Браун, — Галилейский рассказ, по всей видимости, делает невозможным появление Иисуса в Иерусалиме перед Двенадцатью.» Приведя множество цитат, Браун заключает, что простого объяснения этому противоречию не существует: «Мы должны отказаться от желания, что евангелия могут быть приведены в соответствие друг с другом или перегруппированы таким образом, чтобы Иисус мог воскреснуть и явиться больше чем один раз — сперва к Двенадцати в Иерусалиме, затем в Галилее».
Скорее, заключает представитель церкви: «Несовпадения во времени и месте могут происходить от евангелистов самих, которые пытались вставить эпизод о явлении в повествование так, чтобы оно выглядело последовательным». Браун также указывает без обиняков, что описания явления после воскрешения есть творческие, внеисторические по существу попытки восстановить события, свидетелями которых авторы не были.
II. ПРОТИВОРЕЧИЯ РОДОСЛОВНОЙ
В этом же эссе Браун отмечает, что «перечни предков Иисуса, которые они (евангелия) предлагают, различаются разительно и ни один из них не правдоподобен». Браун принимает необычную позицию: «поскольку ранние христиане признавали Иисуса Мессией, а у того было также иное прозвание «Сын Божий», они захотели опереть свою веру на историю и придумали ему родословную от Давида и объявили Иосифа потомком Давида». В другом эссе, также под грифом Nihil Obstat и Imprimatur, Браун расширяет этот подход: «Всё чаще и чаще целенаправленное низведение родословной от Давида объясняют как богословский приём, иначе говоря, как историзацию того, что прежде было богословским предложением. Если бы меня попросили упрощённого объяснения историзации Давидова потомства, я бы сказал нечто подобное: христианская община верила, что Иисус осуществил надежды Израиля, ведущей их которых было ожидание Мессии, поэтому традиционный титул «мессия» был дан Иисусу, но еврейская мысль рисует Мессию как потомка Давида, соответственно Иисус был подан как «сын Давидов», и в конце концов родословная от Давида была придумана для него».
Браун объясняет, что Матфей по всей видимости создал воображаемую родословную и привёл её к Аврааму и также Давиду, чтобы потрафить смешанному обществу его (Матфея) сообщников, которое состояло из христиан евреев и неевреев. Как свидетельство того, что Иисус вообще не был потомком Давида, Браун указывает: не существовало ни единого намёка в описаниях пастырской практики Иисуса того, что его семья была из родового дворянства или царского рода. Если бы Иисус был дофин (царский наследник), не было бы никаких удивлений по поводу его притязаний. Он появляется в евангелиях как человек заурядного происхождения из неприметной деревушки.
Браун идёт ещё дальше, ставя под вопрос достоверность значительных кусков Нового Завета. Он поощряет своих читателей стать лицом к возможности, что части из Матфея и Луки «возможно внеисторическая инсценировка».
И в самом деле, при внимательном рассмотрении рассказов о детстве невозможно поверить, что они имеют историческую основу. Рассказ Матфея содержит многочисленные сверхобычные и чудесные события, которые — если бы они действительно имели место — непременно оставили бы хоть какие-нибудь следы в еврейских хрониках или где-нибудь ещё в Новом Завете (царь и весь Иерусалим расстроен рождением Мессии в Вифлееме; звезда, переместившаяся из Иерусалима на юг в Вифлеем и остановившаяся там над домом; резня младенцев мужского пола в Вифлееме). Ссылка Луки на всеобщую перепись в империи при Августе, которая задействовала и Палестину перед смертью царя Ирода Великого, почти определённо ошибочна, как и его (Луки) знание о еврейских обычаях представления новорожденного и очищения матери (Лука 2:22-24). Некоторые из этих событий, которые невозможны исторически, теперь объясняют перепиской сцен или заимствованием тем Старого Завета.
Самое в высшей степени сильное заявление Брауна в этом же эссе это его предположение, что папа сам может вообще отказать воскрешению в историчности.
С этим мнением перекликается (эсхатологически и исторически) заявление папы Павла в том же обращении, в котором он говорит о воскрешении как об «уникальном и сенсационном событии, на котором держится история человечества». Это совсем не то же самое, что признать воскрешение фактом истории, хотя бы даже журналисты цитировали речь папы именно в этом смысле.
Критически важно в связи с изложенным помнить, что это эссе (а) имеет официальное одобрение церкви, (б) оно написано учёным, чьи труды одобрены Ecole Biblique, и что (в) Ecole Biblique это институт, который был рекомендован Ватиканом.
III. НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
Браун предупреждает: «Если мы отказываемся от непорочного зачатия, то нельзя недооценить неблагоприятного воспитательного эффекта этого отказа на понимание божественности сына». «С другой стороны, — признаёт Браун, — непорочное зачатие как основополагающий принцип «девственного рождения» предложен скорее для духовного постижения, а не как физический акт. По той причине, что рассказ о непорочном зачатии присутствует только в двух евангелиях, и в них только говорится о детских годах (что, как Браун подозревает, в большинстве выдуманным), католический богослов тактично заключает, что библейское свидетельство оставляет вопросы об историчности непорочного зачатия неразрешёнными».
Браун напоминает, что «ранние христиане» могли перенести к себе мифы о непорочном зачатии из языческих религий» и никогда не предполагали, что эти мифы могут быть восприняты буквально. «Концепция непорочного зачатия была широко известным символом божественного происхождения,» — объясняет Браун, цитируя подобные рассказы из буддизма, индуизма, зороастризма, греко-романских мифов и легенд древнего Египта.
Браун предполагает, что ранние христиане «использовали изначально образ непорочного зачатия, символическое значение которого было постепенно забыто, пока эта идея проникала в христианские общества; и так была записана евангелистами».
Вместе с тем Браун допускает, что отцы-основатели христианства намеренно создали впечатление, что непорочное зачатие имело место в реальности. «Ранние христиане нуждались именно в таком мифе, — замечает Браун, — так было широко известно, что Мария родила Иисуса преждевременно». «К великому сожалению, историческим выбором непорочному зачатию не было зачатия законного, ребёнок был незаконнорожденным».
Браун пишет: «Умудрённые христиане могут примириться с осознанием незаконнорожденности; они воспринимают этот факт как высшую стадию в стремлении Иисуса отдать всего себя и принять положение слуги, и для них, вполне справедливо, незаконнорожденность не навлекает греха на самого Иисуса. Но незаконнорожденность пятнает атмосферу святости и чистоты, которой Матфей и Лука окружают рождение Иисуса и разрушает учение о том, что Иисус вышел из среды израильских «анавим» (благочестивый бедняк, ищущий покровительства Б-га).
Для менее умудрённых верующих незаконнорожденность будет оскорблением, которое бросит вызов правдоподобности христианской мистики».
Суммируя, Браун склоняется к менее чудесному объяснению рождения Иисуса.
Свидетельство о публикации №125010400132