Духовные поучения в цитатах Г. С. Сковороды
• Из двоих естеств состоит слово Божие. «Единое говорит Бог, но двойное слышно». (слово Божие имеет прямой и иносказательный смысл - авт.).
• Библия есть храм вечной славы, а не плотской твоей дряни. Для чего ты там находишь пьянство, мотовство и твои амуры?
• Закон божий есть райское древо, а предание — тень.
• Во что кто влюбился, в то преобразился. Всяк есть то, чье сердце в нем. Всяк есть там, где сердцем сам.
• Всяк есть то, чье сердце в нем: волчье сердце есть истинный волк.
• Тот сотрет твою главу, которого ты соблюдать будешь пяту.
----------------------------
• Ничто другое есть бог, как только сердце Вселенной; наше же сердце нам же есть господь и дух.
• Да будет душа твоя желудком птиц, который песок, черепашины (панцири) и камушки использует себе на пользу к переварению крепкого своего внутреннего содержимого в питательные свои соки. Неблагодарная и ропотливая душа есть то же, что больной желудок, гнушающийся всякой полезной пищи. Благодарность же есть твердость и здоровье сердца, приемлющего все во благо и укрепляющегося трудностями жизни.
Плоды и признаки блаженной жизни суть радость, веселие и удовольствие; корень же их и дерево жизни благолиственное есть тишина сердечная и покой, а зерном тому корню есть благодарность. Она есть дух чистый, тихий, благодушный, благовонный, весна и вёдро светлого смысла. Не трещит там молния и гром.
Вопреки же тому, все терния и сорняки рождаются от ненасытной пиявицы зависти, зависть же — от ропота, ропот же — от неблагодарной воли, наполнившей сердечное недро неусыпаемым червием, беспрерывно денно и нощно душу грызущим. Ах! Дети мои, дети! Вот вам надежда и гавань! - Евхаристия.
• Пишек: А что значит слово евхаристия?
Еродий: Эллины сим словом называют благодарение. В благодарности, говорят, так скрылось всякое благо, как огонь и свет утаился в кремне. Верую этому и исповедую. Ибо кто может возложить руки на чужое, если прежде не погубит благодарность, довольствующуюся собственным своим, посылаемым ей от бога? Из неблагодарности исходят — уныние, тоска и жажда чужого, из жажды — зависть, из зависти — лесть, хищение, татьба, кровопролитие и вся бездна беззаконий. В бездне же сей царствует вечная печаль, смущение, отчаяние и с неусыпным червём удочка та, увязшая в сердце. Сим образом живет весь мир.
• Больному нутру мерзка еда самая лучшая, и она, как яд для него. Здоровое же и обновленное нутро, как юный орёл, преображает и возрождает господом сердце, и яд в нём превращается в складкополезную еду.
Какая спасительнее всего пища сердца, как не беседа о боге? Но все гнушаются ею. Что горестнее всего есть, как болезнями мирских сует волноваться? Но все услаждаются ими. Откуда это извращение? Оттуда, что голова у них больная, как больной желудок для организма. Больны головой, поэтому рождаемые ею последствия тоже мертвы, и нет пророка Елисея, чтоб сих умственно-больных и сердечно-больных отроков воскресить. Ибо что есть в человеке голова, если не сердце? Корень –дереву, солнце – миру, царь –народу, а сердце как Глава же всему человеку – есть и корень, и солнце, и царь и голова.
Мать же что есть для болящего головой сего отрока, если не перламутр, плоть тела нашего, соблюдающая в утробе своей бисер тот, о котором сказано: «Сын, храни сердце твое!» «Сын, дай мне сердце твое!» «Сердце чистое создай во мне, бог!».
Совершенно будете спокойны тогда, когда и думать и беседовать о сердце и о боге не будет вам ни омерзения, ни сытости. Сей есть самый благородный глум. Любители же его названы «царское освящение». Потому, что все прочие дела – второстепенные, сие же есть главное и царственное дело.
• В древние времена между любителями мудрости встал вопрос сей: «Что есть для человека наибольшее?..» О этом все они размышляли долгое время, летом и зимою, ночью и днем. Появились об этом книги. Отдавалось от ученых гор по всей Вселенной множество ответов и разногласное эхо. Тогда-то смешались и слились языки. Встал язык на язык, голова на голову, разум на разум, сердце на сердце… В этом столпотворении нашелся муж некий, не ученый, но себя презревший. Сей, сверх надежды, обезглавил Голиафа разномыслия. Смутилась и вскипела вся музыка, поющая песни бездушному истукану, тленному сему миру, со златою его главою — солнцем. Злоба правде противилась, но о камень этого неучёного и презренного пастуха вся разбилась. Восстали борющиеся волны, но победила славная сия слава: «Посреди (говорит) вас живет то, что превыше всего». О боже, как же не красива музыка без святого духа твоего! И сколь смехотворна есть премудрость, не познавшая себя!
• Когда смотрит на себя в зеркале пречистых облачных вод солнце, тогда его лицо, являемое в облаках, есть радуга. Так и сердце человеческое, взирая на саму свою ипостась, воистину рождает предел всех волнений и мрачных обуреваний, который есть радостная оная дуга Ноева, Ра-дуга:
"Прошли облака,
Радостная дуга сияет.
Прошла вся тоска,
Свет наш блистает".
Веселие сердечное есть чистый свет вёдра, когда миновал мрак и шум мирского ветра.
Дуга, прекрасна сиянием своим, как же ты ныне отемнела?
Денница пресветлая, как же ныне с небес упала ты? Ау! А упала ты потому, что низвергла тебя твоя гордость, дочь бесчувственной неблагодарности, предпочтившая хобот больше головы, и тень преходящую больше мамрийского дуба, дающего эту тень. Ибо кто что обожает, в то себя преображает.
Удивительно, как сердце из вечного и светлого преображается в темное и сокрушенное, утвердившись на сокрушении плоти тела своего. Таков, если себе зол, то кому добр будет?
«Праведник же в разуме СЕБЕ другом будет и стези свои посреди себя упокоит». Сие есть истинное, блаженное самолюбие — иметь дома, внутри себя, все своё неукраденное добро. Не будет ведь он надеяться на пустые одежды для тела и на наружные околицы плоти своей, которые сами зависят от сердца, как тень от своего дуба, и как ветви от корня, и как одежда от носящего ее. Вот тогда-то уже рождается нам из благодарности-матери подобная ей дочь, по–эллински именуемая айтархекх (автаркия), что значит самодовольность, - быть самим собою и в себе довольным, - похваляемая и превозносимая, - как сладчайший истинного блаженства плод, в первом Павловом письме к Тимофею: «Есть приобретение великое - благочестие с довольством». Вот вам два голубиных крыла! Вот вам две денницы! Две дочери благодарности — благочестность и самодовольность. «И полечу, и почию».
Да запечатлеется же беседа этою славою отца моего:
главное в воспитании души есть это:
1) благо родить (возродить) обновлённое нутро, сердце, голову – как юного орла;
2) сохранить этому птенцу молодое здоровье;
3) научить благодарности.
----------------------------
• «Ну, что бог дал, таскай ты все то в кошель.
Все лишнее отсекай, то не будет кашель».
• Мир земной есть ничто другое, как только связь или состав дел и тварей.
И ничто есть бог века сего, разве только мирское сердце, источник и голова этого мира.
Ты же, сын мой, читая книгу видимого и злого сего мира, возводи сердечное твое око во всяком деле на самую голову дела, на самое сердце его, на самый источник его, тогда, узнав начало и семя его, будешь правый судья всякому делу, видя голову дела и самую истинную суть его, истина же избавит тебя от всякой напасти. Ибо, если два рода тварей и дел являют одну суть, тогда зри там и два сердца. Если же там два сердца, тогда там и два духа: благой и злой, истинный и лживый… По сим двум источникам суди всякое дело. Если семя и корень благой, тогда и ветви и плоды такие будут.
• доброму человеку всякий день — праздник, беззаконнику же — не велик всякий день… Если всему миру главою и источником есть его сердце, не корень ли он и празднику? Празднику мать есть – не какое-либо время, но только чистое сердце. Оно есть и господин, и суббота.
• О, сердце чистое! Ты – новый век, вечная весна, благовидное небо, обетованная земля, рай умный, веселие, тишина, покой божий, суббота и великий день пасхи. Ты нас посетило с высоких обителей светлого востока, выйдя из солнца, как жених из чертога своего. Слава тебе, показавшему нам свет твой! Сей день господень: возрадуемся и возвеселимся, братия!
• Нищета, обретшая нужное и презревшая лишнее, есть истинное богатство и блаженная оная среда, как мост между болотом и болотом, между скудостью и излишеством.
• Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.
• Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — она мать прочих страстей и беззаконий.
• Счастие твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть. А ты смотри, чтоб Бог твой был всегда с тобою, тогда и ты с ним будешь.
• Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди – или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи ни в какой беде или несчастье.
• У истины простая речь.
• Тот враг опаснее, который притворяется твоим другом.
• Сколь сладок трудящемуся труд, если он природный.
С каким весельем гонит зайца борзая! Сколько утруждается пчела в собирании меда! О, Боже мой! Сколь сладок самый горький труд с тобою!
• Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом.
Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.
• Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
• Любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Она — огонь невидимый, которым сердце расплетается к Божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог.
• Если любишь прибыль, ищи ее приличным путем. Тысяча на то перед тобою благословенных ремесел.
• Голод, холод, ненависть, гонения, клевета, ругань и любой труд не только сносен, но и радостен, если ты к нему рожден.
• Что было бы, если бы счастие, пренужнейшее и любезнейшее для всех, зависело от места, от времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы,если бы счастие заключил Бог в Америке, или в Канарских островах, или в азиатском Иерусалиме?.. Тогда бы и счастие наше, и мы с ним были бы бедные. Но воздух и солнце всегда с тобою, а то, что бежит от тебя, знай, что оно чуждое, и не почитай за твое... Одно только для тебя нужно — Бог.
• Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
• Любовь есть вечный союз между Богом и человеком. Она — огонь невидимый, которым сердце распаляется к Божиему слову или воле, а посему и сама она есть Бог.
• Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок.
• Достижение высших добродетелей есть цель человека. В достижении их не должно ставить себе никаких пределов.
• Мы должны быть благодарны Богу, что он создал мир так, что все простое — правда, а все сложное — неправда.
• Чистосердечие есть спокойное душевное дыхание и влияние Святого Духа.
• Погрешности друзей мы должны уметь исправлять или сносить, когда они несерьезные.
---------------------------------------
Цитаты адаптированы к современному русскому языку автором Л.Р.
Свидетельство о публикации №125010306838