4. Новые свойства стихов

     – История (сюжет) и похожее звучание (рифма) – это ещё не всё, что должно быть в стихотворении. Вы песни поёте?
     – Да!
     – Обратите внимание, что когда вы поёте, то в слове один слог можно тянуть, – и я запел, выделяя каждый слог и показывая как его тянуть – “ку-пи-и-и-ла  ма-а-а-ма  Лё-ё-ше  от-ли-и-ич-ны-е  га-ло-о-ши”.
     Такой слог, который можно тянуть, называется ударным. Он есть в каждом слове. И в каждом слове ударный слог только один.
     Остальные слоги в слове тянуть не получится – слово исковеркаете. Эти остальные называют безударными. Ударные и безударные слоги раньше называли “сильные и слабые”, и их можно не только тянуть голосом, но и отстучать – сильно и слабо. И я прочитал, стуча слоги фломастером по кастрюле, ударные слоги сильно, а безударные – слабо: купила мама Лёше отличные галоши”.
     – А можно я тоже постучу, – чуть ли не подпрыгивая на стуле от нетерпения, спросила Маша.
     – Нельзя, – сказала Веснушка.
     – Можно, – разрешил я. – Георгий, читай “Муху-цокотуху”, а Маша пусть отстукивает, – и протянул ей фломастер.

     – Ну, хватит – вмешалась Веснушка после первых четырёх строк – а то голова заболит. Слишком уж ударными получились слоги у Маши.
     – Хватит, – согласился я. – Если вы внимательно слушали, то могли услышать, что в стихотворении повторяется одинаковый порядок ударных и безударных слогов. Это называется РИТМ стихотворения.
     И я на ещё одном листе написал слово РИТМ.

     – Это сложно – проверить повторяется он нет, – сказал Ваня.
     – Всё правильно. Но ритм можно и нарисовать – и тогда он будет виден.
     Я снова прочитал “Купила мама Лёше ...”, рисуя на листе вертикальную когда произносил ударный слоге и горизонтальную – когда произносил безударный
     – А можно мы тоже нарисуем ритм?
     – Можно.
     Всей компанией – каждый по строчке – они нарисовали ритм стихотворений про мудрецов в тазу и про туфельку и слона. А чтобы им было проще, я помогал, читая стихотворение и выделяя голосом ударные слоги. Только Веснушка сидела и смотрела на то, что получается. А получилось вот что.
 
| – – | – | – |    Три мудреца в одном тазу
– | – | – | – |    Пустились по морю в грозу.
| – – | – | – |    Будь попрочнее старый таз
– | – | – | – |    Длиннее был бы наш рассказ.

| – | – – – |     Дали туфельки слону
|  |  | – – – |     Взял он туфельку одну
| – | – | – | –    И сказал: "Нужны пошире.
| – | – | – | –    И не две, а все четыре".

     Когда остальные закончили, Веснушка сказала:
     – Вот и не так. Ритм одинаковый не у всех строчек. Только у тех, которые входят в одну рифму ритм одинаковый. А в стихотворении про туфельку даже ошибка есть в ритме.
     – Да, Веснушка, ты правильно заметила. Одинаковый ритм должен быть у строк, которые, как ты сказала, входят в одну рифму. Эти строки называют рифмующиеся. И даже в них иногда в ритме могут быть ошибки. Но ошибок должно быть мало.

     – Теперь мы знаем все свойства стихотворения, – сказала Маша.
     – Нет, ещё не все. У стихотворения может быть ещё одно свойство. Не обязательно, но очень часто. Давайте вспомним: муха может поднять денежку, или купить самовар?
     – Нет.
     – Или вот: “У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон... ” Слон может говорить по телефону?
     – Нет.
     – Но это же интересно, когда слон разговаривает. И про муху – тоже интересно, – вдруг подал голос Ваня.
     – Молодец, Ваня. Очень часто в стихотворении предмету или существу дают свойства другого предмета. Ну вот, мухе или слону – то, что они делать не умеют, но это умеет делать человек.
     И в стихах про мудрецов – разве в тазу по морю плавают? Но таз связан с водой, и в нём могут плавать носки, когда их стирают.
     Или солнышко лучики к нам протягивает...
     Когда у существа или предмета для того, чтобы стало интересно, появляются свойства другого существа или предмета, это называют созданием образа. Образы делают стихотворение более интересным, чем простая речь. И это лучше  запоминается.
     Ещё на одном листе я написал слово ОБРАЗ.

     Потом перевернул все листы и спросил:
     – Сможет кто-то назвать все свойства стихотворения?
     – Ну, это просто, – и Веснушка перечислила:
     – “СЮЖЕТ – это рассказанная история; РИФМА – это, чтобы слова в конце строк звучали похоже; РИТМ – это, чтобы ударные и безударные слоги в строках с рифмами были в одинаковом порядке; ОБРАЗ – это, когда у одних предметов или существ появляются свойства других. Теперь мы знаем, что такое стихотворение.

 


Рецензии