3. Свойства стихов

     – Давайте вместе разберёмся, чем отличается “бряк-кряк” от стихов? Ведь складно. И короткими строчками. Всё как сказал Георгий.
     – Ерунда какая-то. Никакого смысла, – сказала Веснушка.
     – Правильно. Посмотрите, в каждом из стихотворений рассказана история. Пусть маленькая, но история. История – это то, что должно быть Взрослые часто простые вещи называют непонятными для детей словами. Для рассказанной в стихотворении истории они придумали специальное слово: СЮЖЕТ.
     На листе бумаги я крупными буквами написал слово СЮЖЕТ.

     – Но рассказать историю – это ещё не всё. Вам всем известно стихотворение про Муху-цокотуху. А если пересказать это стихотворение так: шла муха по полю. Вдруг она увидела, что лежит денежка. Взяла муха денежку и пошла на рынок. Там муха купила самовар. История осталась?
     – Да, – сказала Веснушка.
     – А осталось это стихами?
     – Нет, – вздохнул Георгий.
     – А что пропало в моём рассказе?
     – Стало нескладно! – выпалила Маша. Веснушка одобрительно закивала.
     – Молодцы. Давайте вспомним стихи, которые я читал вначале и обратим внимание на то, как мы слышим последние слова в стихотворениях. Про слона: слону – одну; пошире – четыре. Про мудрецов: тазу – грозу; таз – рассказ. Про муху: цокотуха – брюхо; пошла – нашла; базар – самовар. Эти слова мы слышим, как похожие друг на друга. Про такое “слышим похоже” взрослые говорят, что эти слова созвучны (от слова звук, звучит). И даже специальное слово придумали – РИФМА.
     На втором листе бумаги я написал фломастером слово РИФМА.

     – Подбирать рифмы к слову иногда легко, а иногда сложно. Попробуем? Найдите рифму к слову букет.
     Посыпалось: “свет”, “берет”, “кабинет”, “ответ”, “браслет”, “пакет”, “интернет”, “винегрет”, “портрет”,.. Я еле успевал записывать слова, которые называли дети..
     – Макет, – сказал Ваня.
     – Он с дедушкой корабль строит, и они называют его макет, – добавила Маша.
     – А у слов в рифме всегда на конце одинаковые буквы? – спросила Веснушка.
     – Нет, не всегда. Но если у слов на конце разные буквы, то слова редко звучат похоже, а если одинаковые – то часто. Поэтому слова в рифме часто имеют на конце одинаковые буквы. Понятно?
     Дети дружно закивали головами, а я продолжил:
     – А теперь придумайте рифму к слову дети.
     – Ветер, – сказала Веснушка.
     – На свете, – нашёл ещё одну рифму Георгий.
     – Светит, – сразу же добавила Маша.
     Больше к этому слову рифм никто не нашёл.


Рецензии