2. Как узнать, что это стихи

     – Когда вы были маленькие, вам всем читали книжки со стихами. И сами вы тоже учили стихи к праздникам: например, к Новому году, чтобы деду Морозу рассказать.
     – Почему к праздникам? Я “Муху-цокотуху” до сих пор знаю, – заметил Георгий.
     – Только не надо наизусть читать – мы все её прекрасно знаем, – опять затараторила Маша.
     – Не отвлекайтесь, – сказала Веснушка.

     Я продолжил:
     – Прежде, чем рассказать вам, что такое стихи, я хотел бы услышать: а что вы сами думаете об этом?
     – Это когда говорят складно и короткими строчками. Я пробовал, но у меня плохо получается, – сказал Георгий. Остальные промолчали.
     – Тогда я буду рассказывать вам вслух, а вы будете говорить, стихи это или нет. Договорились?
     И я начал:
     – Вот первое. Грузовик привёз много-много песка и вывалил прямо посередине двора. Это стихи?
     – Нет! – дружно ответили все.
     – Второе. Я пошёл гулять на улицу. И почти сразу пошёл дождь. Его никто не просил приходить. Но он взял и пришёл. А это – стихи?
     – Нет, – ответили все, кроме Георгия. Георгий подумал и сказал:
     – Это похоже на стихи, хотя и не складно. Но похоже.
     – Третье. А это стихотворение? Бряк. Кряк. Бух. Ух. Трах. Бабах.
     – Ой, как всё складно! – начала было Маша, но увидев, что Веснушка помотала головой, продолжила – нет, это не стихи.
     Остальные с ней согласились.
     – Четвёртое. А это стихотворение? “Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну и сказал: “Нужны пошире. И не две, а все четыре”.
     Дружное “Да!” было мне ответом.
     – И последнее. “Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз – длиннее был бы мой рассказ”.
     И снова все сказали “Да”, а Маша ещё быстро-быстро добавила:
     – Нам это всем читали.
     – Молодцы. Вы правильно узнали, где стихи, а где нет. А вот почему одни – стихи, а другие – нет?
     Давайте вместе разберёмся, как узнать стихотворение. Один из способов узнать, что это такое, – услышать какое оно, что у него должно быть, или что с ним можно делать. Всё, что я перечислял, называется свойствами. Запомните это слово – мы будем им пользоваться.
     – А свойство – это свой? – спросила Маша.
     – Да, ты права. Существо или предмет считает его своим. Они как бы говорят: это моё, я – такой.
     Узнайте предмет по его свойствам и будьте внимательные, потому что одинаковые свойства могут быть у разных предметов.
     Что это такое: круглый, снаружи зелёный и полосатый, внутри красный и вкусный?
     – Арбуз! – закричали все.
     – А это: круглый (видите – снова круглый, то же самое свойство, что у арбуза), отскакивает от земли, можно бросать руками и пинать ногами?
     – Мяч!
     – Вы правильно смогли узнать предметы по их свойствам. А сейчас мы попробуем узнать какие у стихотворения свойства.


Рецензии