Из буддийских легенд
Встреча
О зайце
О нирване
О счастье
Спор
Продолжение спора
О страдании
О смерти
У Будды
__________
Примечания:
1. В сборнике представлен поэтический пересказ ряда буддийских легенд и сказаний, выполненный по переводу П.А. Буланже (1865 - 1925 г.г.) - русского писателя, переводчика, публициста, последователя Л.Н. Толстого
2. Название стихов - от автора пересказа
***
Встреча
Благословенны станут иные в жизни встречи,
Так юноша Суда'та про Будду(1) слушал речи.
Пахал он как-то поле для будущего тестя,
Мечтал служить при храме, угодно то невесте.
Нору' он обнаружил, за зайцем он погнался,
Хоть в пищу был не нужен, убить его старался.
Ануруддха'(2) шёл мимо, убийство остановит.
В Суда'те видит душу. Для блага кто настроит?
Поведал тот прохожий про Будды длинный путь:
«Был червяком и зайцем, и все так, не забудь.
Я расскажу о зайце, надеюсь, смысл поймёшь,
И постепенно тоже на верный путь придёшь».
__________
(1) Бу'дда Ша'кьямуни (Сиддхартха Гаутама) - духовный учитель, рождённый на севере Индии (ныне территория Непала), основатель и центральная фигура буддизма (563 - 483 г.г. до н.э.)
(2) Ануруддха' - один из 10 великих учеников Будды Гаутамы, считается, что он обладал божественным зрением
***
О зайце
Жил Бодхиса'ттва(3) зайцем в одной стране богатой,
Но зайцев стало много, а пищи - маловато.
Стал думать: «Гнев народный нас будет убивать,
Нам просвещенья надо - нирва'ны(4) достигать».
Стал призывать он зайцев идти на путь добра,
Но зайцы отказались - страна едой полна.
Печальным брёл тот заяц, вдруг бра'хман(5) на пути,
От голода страдал он, знал - к смерти лишь идти.
В костёр скакнул тот заяц - в еду себя отда'л.
Спас от голодной смерти, хоть о «пути» не знал.
Другие зайцы гибнут - сто тысяч в один день,
В ловушку их загнали - достали ведь людей.
__________
(3) Бодхиса'ттва - в раннем буддизме так называли Будду Шакьямуни до просветления (бодхи) и во всех предыдущих рождениях
(4) нирва'на - одно из ключевых понятий буддизма, означающее освобождение от тягот перерождения и действия закона кармы в круге рождений-смертей, противопоставляется миру страданий сансаре
(5) бра'хман - человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально к касте жрецов) в Индии
***
О нирване
Суда'та о «нирване» попросит рассказать -
И можно ли нирваны любому достигать.
- «Сначала дышат жизнью, потом приходит смерть,
Та сложное разложит, но доброе - нет ведь.
Когда отдашь ты смерти, что ей принадлежит,
Наверно, ты достигнешь «нирваной» что звучит.
Потушишь вожделенья, про ненависть - забудь,
Отбрось тщеславье, гордость - к нирване это путь.
Всё то, что существует, в развитии идёт,
Материя для тела - не вечности оплот.
А вечна добродетель - в гармонии с ней быть,
В ней постоянство видно - векам не изменить.
Коль не было б такого - то Будде не прийти.
Нам надо «я» отбросить, нирвану чтоб найти».
***
О счастье
Суда'та после свадьбы привёл невесту в дом,
Ануруддха' был позван - для тестя ведом он.
Отец невесты скажет: «Я знаю мудреца,
Про Будду он толкует, в ком благость без конца.
Но Будды то ученье - для угнетённых путь,
А коль ты победитель - не важна будет суть».
На что мудрец ответил: «Сегодня ты здоров,
А завтра заболеешь иль станешь без портов.
Лишь тот достигнет счастья, нирвану обретёт,
Кто «я» своё отвергнет - спокоен будет тот.
Судата в спор вступает: «Ученье не по мне,
Сегодня я женился, забота - о жене».
Мудрец слова напомнил, что Будда говорил:
«Мирское дело важно, в нём не жалеть бы сил.
Родителей - не бросить, семье достаток дать -
То дело благородно, соседу - помогать.
Быть в чистоте душевной - вот счастия залог,
Нирвану обретёшь ты, коль выучишь урок».
***
Спор
Суда'та негодует: «Как можно «я» отдать?!
Твой Будда еретичен. Писания - убрать?
Он говорит - души нет, молитвы - это вздор.
Лишь просвещенье славит, религиям - укор».
Мудрец сказал: «Напрасно ты горячишься так.
Что «я» ты называешь? Понятье - не пустяк».
- «Я - то, что неизменно и мысль ведёт вперёд».
- «Но разве перемена по жизни не ведёт?
Что «я» своё возносит, не может вечным быть,
Божественно не будет - у йгов(6) то спросить».
Суда'та вновь в волненье: «Он душу отрицал.
Зачем ж переселенье души он утверждал?»
- «Учения не понял - не «я» ведёт всех нас,
А мысли и характер то «я» в тебе создаст.
Дурное коль растится - то к бедствию придёшь,
Желаешь просвещенья - в нирвану попадёшь.
Иллюзий там не будет и сердцу там покой,
На глади на озёрной в блаженство на постой.
Поступки, что свершаешь, оставят в жизни след.
Бумагу ты испишешь, уйдёшь, письмо же - нет.
Коль благородны мысли, в поступках ты хорош,
Останется след вечно, хоть тело не найдёшь.
Не «я», переселяясь, иную жизнь даёт -
Всегда существованье с поступками идёт.
Что сделал ты когда-то, сегодня ты пожнёшь,
Что делаешь сегодня, тем завтра создаёшь.
О том законы кармы - поступками живём,
Лишь этими шагами мы вечность обретём».
__________
(6) йоги - последователи психофизических практик в индуизме и буддизме, применяемых для достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния
***
Продолжение спора
Субгу'ти, тесть Суда'ты, о Будде ведёт спор -
О Вечности с Ануруддхи' заводит разговор.
- «Бесплодны наши жертвы и в разложенье Мир,
И смерть всё разрушает, души не вечен пир?»
Ануруддха' внимает и брахману совет:
«От трения двух палок огонь возник в ответ.
Ты трение закончи, не будет и огня,
Ведь не живёт он в палках, его искать там зря.
Чтоб мысли возникали - условия нужны,
Не будет тех условий - и мысли не сложны.
Но вечные есть мысли, кто производит их -
В нирвану попадает, он истины достиг.
Боишься - не бессмертен? То волен сам создать.
Коль истину постигнешь - бессмертие видать.
Ряд слов твоих и мыслей в бессмертие ведёт,
Твои поступки вечны - их смерть не заберёт».
***
О страдании
Жизнь потекла Суда'ты, роди'лись сыновья.
Несчастие случилось - засохли все поля.
Болезнь пришла к народу, не знали, как лечить,
Питьё Суда'та делал, болезнь чтоб победить.
Ушла зараза злая, Субгу'ти заболел -
Иль старость наступила, иль хворь не одолел.
Собрались домочадцы, друзья пришли к одру.
Субгу'ти им поведал: «Я с Буддой путь найду.
Учение я понял, страдания пройдя, -
В чём б я не возродился, всё прожито не зря.
Я истину воспринял - страданий вечен путь,
В победе над страданьем весь смысл, не забудь.
Я не хочу на небо, стремлюсь я в ад попасть,
Чтоб грешников наставить, спасение давать».
Ануруддха' приехал, Субгу'ти уж не жил.
Напомнил он ученье, что Будда доносил.
- «Всё сложное не вечно - родиться-умереть.
Чтобы достичь чего-то, все реки должны течь.
Дела, что мы свершаем, в другую жизнь ведут.
Бросает пахарь семя - растения взойдут».
***
О смерти
Субгу'ти похоронен, сын Качея'на - жив,
Признал ученье Будды, ему дни посвятив.
Суда'та был в смятенье - с религией порвал,
Той что отцы учили, буддистом сам не стал.
Пришёл он к Качея'не вопросы обсудить -
Учения не видно, чтоб в утешенье быть.
- «Ужасно жить на свете, раз смерть сметает жизнь»
- «Смерть - это разложенье, но мыслям идти в высь».
- «Играешь ты словами. Скажи мне - где отец?»
- «Он рукопись оставил - бессмертия венец.
Листы есть и есть книги, в том разницу бы знать,
Коль рукопись истреплешь, её - переписать.
Тогда все мысли снова продолжат в Мире жить.
Характер поколенья - от предков получить».
Суда'та возражает: «Вот было б хорошо -
Чтоб книга сохранилась и смысл бы дошёл».
- «Опять твердишь о смерти, увидь же благо в ней.
Что жизнь была б без смерти, представить ты сумей.
Смерть - то учитель знатный о времени, мой друг.
Без смерти - только радость, а мыслить - недосуг.
Без смерти нет героев, а также мудрецов
И будды не приходят - не жизнь, в конце концов».
***
У Благословенного
Суда'та принял веру - как Будда научил,
Страдания у многих людей он облегчил.
Состарился Суда'та, Игрок пришёл в село,
Пошёл с ним он до Будды, хоть волос замело.
Игрок сказал Суда'те: «Всё в жизни проиграл,
Что жизнь - то лотерея, как поздно я узнал».
Спросил Игрок у Будды: «Что делать мне теперь?»
- «Трудиться над собою - к спасению то дверь».
Игрок ответил Будде: «Не труд, а мир искал».
- «Всё, что имеешь в жизни, посеял это сам».
К Суда'те речь от Будды: «Учение познал.
Плоды труда увидят», к нирване путь сказал.
- «Словами и делами ко благости иди.
Будь счастлив меж больными, то - радость в их пути.
Будь добрым между злыми - пойдут все за тобой.
Всемирною любовью сердца всех успокой».
Игрок сказал: «К Суда'те хочу идти служить».
Суда'та его принял: «Добру зло - победить».
И Будда при прощанье: «У моря соли вкус,
Спасенье - вкус Ученья, в нирване - сбросьте груз».
Свидетельство о публикации №125010200665