Барышня и ямщик

      В 2021 году отмечали 200-летний юбилей Николая Некрасова, и по этому поводу мне заказали написать небольшую статью для газеты и подготовить несколько публичных лекций. Конечно, начала с того, что перечитала том лирики и поэм, чтобы цитировать стихи, не перевирая ни слова (увы, так бывает, когда полагаешься только на собственную память). Любой сборник некрасовской поэзии открывается стихотворением «В дороге», с которого и начался путь Некрасова-поэта. Да, была книга «Мечты и звуки», но о ней предпочитали не вспоминать ни сам автор, ни критики. «В дороге» отметил Белинский, и это вернуло Некрасову, разочаровавшемуся в собственном поэтическом даровании, веру в себя.

     «В дороге» – хрестоматийное стихотворение с хрестоматийным же толкованием, восходящим ещё к временам «Современника». Но что-то недоговорённое было в повторяемых критиками вслед за рассказчиком-ямщиком словах: «Погубили её господа…». Получается, только господа и виноваты? В таком случае от неоднозначного текста остаётся агитка, плакат, справедливо осуждающий и обвиняющий крепостное право, – но и только.

     А между тем стихотворение – рассказ мужика, монолог-жалоба, но не на барина, а прежде всего на… собственную жену-«злодейку», что вызывает недоумение и вовсе не пробуждает сочувствие к герою. Некрасов – один из первых русских литераторов, для которых мужик – не идеальный патриархальный общинник и не абстрактный угнетаемый le moujik, а человек, живущий по соседству, о котором знаешь уж если и не всё, то многое, и не всегда лицеприятное.

     В чём же заключалось «злодейство» жены? И что за жена такая ему досталась?

     Судьба крестьянки-барышни – это грустная история человека, попавшего в разлом между двумя параллельными жизненными укладами. Кем была Груша-Аграфена? Вероятно, сиротой, которую сердобольные господа практически удочерили и сделали компаньонкой собственной дочери. Принято считать, что к ней отнеслись, как к прихоти, – наигрались и выбросили, а дальше живи как знаешь. Именно так поначалу воспринимаешь это ямщицкое «погубили её господа», пока не добираешься до сетований, что «погубит она и сынишку». И здесь-то мы начинаем понимать, что для возницы означает это «погубление»:

Учит грамоте, моет, стрижёт,
Словно барченка, каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…

     И ведь прав он по-своему – трудно придётся такому парнишке в крестьянской общине, живущей традиционными представлениями о том, как должно себя вести. Мать, понимающая, что дни её сочтены, пытается передать сыну всё, что ей удалось получить в господском доме, — это единственное наследство, и как знать, впрок ли оно будет ребёнку, сохранит ли он его в своей памяти?

     За строками стихотворения осталось многое, очень многое. Почему дочь помещиков, компаньонкой которой была Груша, не проявила никакого интереса к её судьбе? Из страха перед новоиспечённым супругом? А может, из-за того, что существовала некая семейная тайна, которая тяготила барышню, но с которой она была вынуждена считаться? Как знать, быть может, слова ямщика о смерти барина – «сиротинкой оставивши Грушу» – не метафора, а проговорка о чём-то, что знала дворня? Не была ли Груша сводной сестрой барышни, которую такое родство не радовало? Незавидна была доля барских «грехов» – вспомним хотя бы раннее детство дочери Ивана Тургенева, Пелагеи, над которой издевались не только дворовые люди, заставляя выполнять тяжёлую работу, но и барыня, она же родная бабушка девочки? Но бывали и исключения – если родитель был влиятельным человеком, он мог, приложив немалые труды, выхлопотать – или выторговать – для своего незаконнорождённого ребёнка более-менее благополучное социальное положение (пример тому – история В.А. Жуковского). О том, что с происхождением Груши не всё просто, говорит и предполагаемое сватовство к ней «благородного» учителя, то есть дворянина, пусть и захудалого (кстати, не на его ли «патрет» она глядит, сожалея о несостоявшемся если и не счастье, то о воле? будь на портрете старый барин, ямщик бы его узнал, а об учителе он мог только слышать от кучера). Будь она простой крепостной девкой, ему бы и в голову не пришло просить её руки. Скоропостижная смерть покровителя (родителя?) резко изменила судьбу девушки. Прибывший разбирать дела зять явно знал об особом положении Груши в доме и терпеть его далее не желал. Интересно отношение ямщика к этому новому хозяину – он его называет не иначе как «зятёк». Возможно, всезнающая дворня видела в муже своей барышни искателя приданого, а может, так выразилось пренебрежение, касающееся всех пришлых. Несмотря на то, что новый барин, как пушкинский Онегин, заменил запашку (барщину?) «оброком лёгким», его, видимо, так и не полюбили. В выдворении Груши из барского дома увидели высокомерие и неуважение к воле прежнего господина («знай-де место своё ты, мужичка!»). Это потом на ней отыграются за то, что сытно ела, одевалась в шелка и не марала рук тяжёлой мужицкой работой, а книжки читывала да на варгане играла. Кстати, если зять помещика ввёл оброк, почему ямщик утверждает, что Груша «на барщину шла»? То ли Некрасов ошибся, то ли ямщик где-то приврал для красного словца.

     Несмотря на сетования, что его женили на Груше «как на грех», за жалобами ямщика слышится сострадание к ней, возможно, даже любовь и невольное восхищение. Непростой у неё характер, коль смогла «согрубить» молодому барину, не смириться с новыми обстоятельствами и воспитывать ребёнка так, как считает нужным, не допуская рукоприкладства со стороны отца. Гордая, она и плачет о судьбе своей не на людях, и умирает, как цветок, пересаженный из привычной питательной почвы в другую, холодную и бедную. «А была бы бабёнка лихая!» – восклицает ямщик, и это не лучший ли комплимент, который он мог бы ей сделать?

     Простодушный молодой муж не в силах понять, почему его особенной по деревенским меркам жене не живётся на белом свете: обновки дарил, работой не изнурял, почти не бил (а о том, как обходились с «женщинами в русских селеньях», можем узнать из многих некрасовских же стихотворений и поэм), даже книжку и «патрет» при ней оставил… чем не любовь? Возможно, он и сам сирота безответная – иначе почему именно ему досталась такая жена? Да и о семье своей не упоминает он в рассказе – ни о батюшке с матушкой, ни о братьях-сёстрах, которые поучили бы уму-разуму новоявленную родственницу (вспомним песни Матрёны Тимофеевны из «Кому на Руси жить хорошо»). А возможно, просто не посчитал нужным об этом говорить – дело-то житейское, у всех так. Ведь и в побоях «под пьяную руку» он не видит ничего особенного.

     Вот и выходит, что все хороши в этой невесёлой истории – и старый барин, оставивший сиротинку на произвол судьбы, и барышня, которая предпочла не вмешиваться в конфликт супруга с бывшей компаньонкой (а возможно, ещё и подлила масла в огонь), и деревенский «мир», холодно принявший «белоручку-белоличку», и молодой муж, видимо, незлой человек, но живущий по законам, установленным этим самым «миром». А Груша – один в поле воин – так и не смирилась с прихотями и требованиями «право имеющих», будь то господа или крестьянская община. Когда нет выхода земного, остаётся последняя дверь – смерть, за которой непокорная душа обретает вечную свободу. Скоро она откроется и для «злодейки-жены». Горько оказаться между мирами, в каждом из которых ты чужак. Так было два века назад, так и поныне.

   


Рецензии
Люблю твои рассуждения читать. Это как взгляд с другой стороны.
Вставлю свои пять копеек... (Дилетант, конечно, но...)
Крайнее время стал я отождествлять стихи и личную жизнь поэтов.
Интересно, что бабник, мот и игрок с достаточно сложным характером так тонко описывает простую душу простого мужика. Откуда он ее знал так досконально? Может, просто не писал больше никто в то время об этом? И сравнить было не с чем? Достоевский и Тургенев были молоды, а кто? Кто ещё?
Не верю я в этом стихотворении Николаю Алексеевичу. Вот, не верю: выдумки все это (а уж чьи - ямщицкие, или некрасовские...)
И все завершается эдакой дамой с камелиями - вот-вот Богу душу отдаст.... А ведь цветок невинный... А во всем мужики виноваты :)
И это пишет мужчина, закатывавший сцены ревности законному мужу любимой женщины, в чьем доме он жил на птичьих правах :)))))

Glory   03.01.2025 20:40     Заявить о нарушении
Слав, да я тоже в стихах человека пытаюсь увидеть, потому что литературное произведение - практически всегда портрет того, кто его создаёт. Но тут такая штука... что мы знаем о классиках? В основном то, что сочли нужным рассказать люди, которые так или иначе сталкивались с творческой личностью. И далеко не все относились к этой самой личности хорошо)) Сальеризима никто не отменял) Некрасов был человеком больших страстей, и далеко не все его поступки и помыслы были хороши (да он и сам это признавал, достаточно почитать его "личную" лирику). Но простого мужика он знал - именно потому, что жил с ним бок о бок с детства, которое провёл не в Петербурге, Москве или хотя бы губернском городе, а в заложенном-перезаложенном за долги ярославском отцовом имении. Там он сдружился с местной крестьянской ребятнёй, хотя отец его за отлучки в деревню бранил и даже побивал (человеком он был нелюбезным, мягко говоря). Когда будущий поэт подрос, отец, служивший исправником, брал его с собой на всевозможные дознания, разбирательства по недоимкам и даже криминальные происшествия, так что лиха разного Некрасов с юных лет насмотрелся.

Кстати, Тургенев был старше Некрасова на три года) Они даже дружили какое-то время, потом разошлись, разругавшись, и только перед самой смертью Некрасова они примирились (Тургенев о своём последнем визите к нему напишет стихотворение в прозе). Но Тургенев знал народ немного иначе, хотя тоже очень близко - Тургенев был из богатой семьи, получил отличное домашнее воспитание, крестьян жалел и заступался за них перед суровой матушкой своей.

"В дороге" написал не богач - владелец Карабихи, купленной на выигранные в карты деньги, и не опытный редактор "Современника", а молодой человек, совсем недавно вырвавшийся не то что из нужды - из настоящей нищеты. Да, стихотворение, как бы мы сейчас сказали, "повесточное", но и личного в нём немало. Писали-то о бедствиях народных многие, да вот мужик у них получался "картонный", ибо к теме крестьянской часто обращались горожане-разночинцы, книжные юноши, боровшиеся за всё хорошее против всего плохого. Помещики редко брались за перо, чтобы самих себя изобличить) Хотя примеры есть, конечно. Тот же Тургенев - чем не пример?

Грушенька же на цветок невинный совсем не похожа) "Бабёнка лихая" - ничего себе цветочек) Нет, она своенравная, требовательная (вспомним хотя бы её жалобы на неудобную одёжку-обувку), ребёнка воспитывает, как считает правильным, без оглядки на мужа. Недаром ямщик подозревает, что она новому барину "согрубила", то есть считала себя вправе так себя вести. Впрочем, если она сынишку учит грамоте, значит, в браке она живёт не меньше шести-семи лет, выдюжила.

Мужики виноваты, да)У Некрасова они почти всегда виноваты, если речь идёт о женщине (семейная травма, отношения отца и матери). И барышня её, помещичья дочка, кстати, тоже хороша, хоть и не мужик)

Ирина Ремизова   04.01.2025 11:21   Заявить о нарушении
Тургенев был старше, но живые крестьянские образы у него стали появляться позже.
Кстати, у Тургенева помню стих "В дороге".... Так она на пару лет раньше некрасовского появился...
Невинный цветочек - это по аналогии с Дамой с камелиями....
А так - все равно я не верю Некрасову в этом его стихе, поверь-ста :))

Glory   04.01.2025 12:42   Заявить о нарушении
Всё-таки Тургеневская Русь мне ближе и понятней...

Glory   04.01.2025 12:48   Заявить о нарушении
Да, Тургенев не такой публицистичный... в нём и нежность, и печаль, и ирония. И язык удивительный.

Ирина Ремизова   04.01.2025 13:29   Заявить о нарушении
Привет, хорошие люди.
В предмет спора не вхожу, "верю-не верю" - моя игра.
Конечно, "В дороге" замечательное, поётся хорошо.
А Некрасов - не скажу "публицистичный", но - больше сюжетный, описательный, это точно.
Вот люблю:

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой.

А на пару Иван Сергеевич да Николай Алексеевич авторы двух самых страшных в нашей литературе "Муму" и "Железная дорога". На третьем месте, если что, у меня Гончаров, "Обломов".

Никола   04.01.2025 20:19   Заявить о нарушении
"В дороге" здесь - которое "Утро туманное", оно поётся. И "Тройка" от Н.А. тоже, и оба - хорошо.

Никола   04.01.2025 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.