Сдвиг и омофония в поэзии

С опасным неблагозвучием каждый из нас сталкивается практически ежедневно, например, если не отключен режим автозамены в телефоне. Хорошо, когда слово в сообщении просто меняется на другое. Плохо, когда замена искажает суть сообщения. А еще плохо, что мы к этому привыкаем: извиняемся, смеемся, но… привыкаем.
Поэт уж точно не будет смеяться, если пропустит подобное в своих стихах.
В группе смыслового неблагозвучия есть такие, которые способны погубить стихи на счет раз.
1;; Сдвиг
Сдвиг – возникновение нового слова или словосочетания на стыке слов.
А.П Квятковский, русский литературовед, писал о сдвиге: «акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы».
Что-то подобное происходит и при автозамене слова.
; Известные сдвиги:
«…же ребенок…» (жеребенок)
«…смеха ха…» (ха-ха)
«…стихи хи…» (хи-хи)
«…те же ль вы…» (те же львы)
«…на мой…» (намой)
«…у Бога я…» (убогая)
«…и я к…» (и як)
«…и к…» (ик)
«…вор он…» (ворон)
«…на поле он…» (Наполеон)
Далеко не все из них так безобидны: «…с раною…» (сраною), «…как Уля…» (какуля) и др.
; Союз «и» и местоимение «я» способны создать слова обсценной лексики, приводить тут примеры по ясным причинам не буду.
; Алогичный сдвиг – разновидность сдвига, когда создается новое словосочетание, не имеющее смысла, часто возникает при искаженном звучании согласного звука.
Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног (рапунок)
Непобедимого владыки. («Анчар», А. С. Пушкин)
В чем опасность сдвига? Он способен молниеносно «убить» стихотворение, даже если в нем глубокий смысл.
Например, так произошло с песней «Love Story», когда ведущий «Золотого граммофона» позволил себе шутку, озвучив «даже рая» как «дожирая». Жесткая шутка, убившая песню, потому что без улыбки об этом не вспоминают. Я таких шуток не одобряю, потому что песня – это синтез стихов, музыки, исполнения… но это яркий пример того, как «убивает» сдвиг.
Мы друг в друге растворялись без остатка.
Бесконечно было больно, было сладко.
Но бывает слишком много даже рая,
Ты уходишь, мое сердце разбивая.
Много шуток и по поводу песни «В облаке тая» автора и исполнителя С. Пьеха. Некоторые слушатели теперь называют ее не иначе как «вобла Китая».

В небе над городом
В облаке тая
В небе над городом
Мой самолет улетает…
От сдвига никто не застрахован, во многих книгах по стихосложению цитируются стихи классиков со сдвигом:
Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)
И жатвы орошай. (К. Батюшков)
И тут нежданный стих, неведомо с чего,
На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него. (П. Вяземский).
Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали? (А. С. Пушкин)
О, север, север, чародей!
Иль я (Илья) тобою околдован! (Ф. Тютчев)
; Надо заметить, что сдвиг не всегда только плох. Это прием хорош в «каламбурных» стихах, когда он используется специально для создания особого эффекта:

Парик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам. (Д. Минаев)
Ох, рано встаёт охрана! (Ю. Энтин)


2;; Омофония
Омофония – двусмысленность, при чтении вслух слово воспринимается как другое слово, сходное по звучанию, но у него другой смысл. От сдвига омофония отличается способами возникновения:
; оглушение согласных в конце слова или перед другим согласным звуком:
А раб (арап) мой бедный –
Сын неволи…
Ты скован был по мысли Рока
Из тяжести и властных сил:
Не мог ты не ступать глубоко,
И шаг (ишак) твой землю тяготил. (В. Брюсов, «Наполеон»)
Но мой плот (плод), свитый из песен и слов
Всем моим бедам назло, вовсе не так уж плох!
; Редукция безударных гласных:
«…до Нила…» (Данила), «…вора бей…» (воробей), «…к окну…» (какну) и др.
Классический пример из учебников:
Отвори (отвари)потихоньку калитку
И войди в тихий садик, как тень… (А.С. Будищев)
Я дворового кота
Поласкал (полоскал) немножко,
Покормил. Так у меня
Появилась кошка! (Из сети)
; Одинаковое произношение неопределённой формы глагола и того же глагола в третьем лице настоящего или будущего времени: нужно дозвониться (что сделать?); он обязательно дозвонится (что сделает?). В поэзии встречается редко.
Как видите, омофония тоже не всегда безобидна, двусмысленность может быть и неприятной.
При этом омофония, как и сдвиг, может быть интересной, если поэт сознательно использует этот прием:
Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром. (Д.Д. Минаев)

Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК


О других видах неблагозвучия читайте:
 http://litset.ru/stuff/4-1-0-335


Рецензии
Спасибо! С Новым Годом!

Анатолий Викулин   03.01.2025 09:02     Заявить о нарушении