жизнь Василия Андреева

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу поделиться с вами интересным материалом об В. В. Андрееве- основателе великорусского оркестра.  Василий Васильевич родился 14 января 1861 года в городе Бежетске тверской губернии, в весьма обеспеченной семье купца первой гильдии, его мать была дворянского происхождения. Не имея живой связи с народной традицией, Андреев страстно и искренне любил тот образ русской национальной культуры, что создал во многом сам. И любовь эта была исключительно деятельной. Василий Андреев в центре, в белом пиджаке Фото:
Работы Андреева по сей день вызывают жаркие дискуссии в музыкальной среде, у ценителей и знатоков фольклорной традиции. С одной стороны, благодаря талантам и стараниям Андреева образованное общество обратило взор на русские национальные инструменты, в первую очередь на балалайку. С другой — дискуссионным остается вопрос о том, насколько андреевский музыкальный мир соответствует подлинной народной традиции. И главное: Андреев во многом был движим идеей поднять народную музыкальную культуру «до уровня». Но продиктованное любовью желание словно предполагает, что уровень этот един и универсален и что народная музыкальная культура без поддержки до него недотягивает. Представляется, что правильнее рассматривать деятельность Андреева вне контекста «вопросов об аутентичности». Возможно, самое верное — просто восхититься энергией и организаторским даром Василия Андреева и отдать ему должное. Миссия «соединить фрак с балалайкой», казавшаяся многим не только ненужной, но и в первую очередь невыполнимой, была Андреевым выполнена и перевыполнена. В возрасте чуть более 20 лет совместно с несколькими мастерами он разрабатывает ставшую впоследствии канонической «андреевскую балалайку», превратив ее в полноценный оркестровый инструмент, открыв ей путь на академическую музыкальную сцену и закрепив за ней привычную треугольную форму. Появилось целое семейство оркестровых балалаек различного размера: прима, альт, пикколо, бас, контрабас. Позднее соратник Андреева, музыкальный мастер Франц Пасербский, получил патент на изобретение балалайки. Балалайка-прима. Мастер — Семен Налимов. Конструктор — Создав инструмент, Андреев основал Кружок любителей игры на балалайках и опубликовал учебник-самоучитель «Школа игры на балалайке». До того момента правил балалаечной игры не существовало — играли на инструментах различной формы и различного строя кто во что горазд, а навыки этой игры передавались из рук в руки. С подачи Андреева в скором времени стали появляться многочисленные ноты, школы и кружки балалаечной игры. В 1916 году 12 уроков игры на балалайке получил цесарёв Алексей. В 1896 году Кружок любителей игры на балалайках перерос изначальную задумку и был переименован в Великорусский оркестр. В его состав вошли инструменты, относящиеся к русской народной музыкальной традиции. История этого оркестра — ныне Русского оркестра имени В. В. Андреева — продолжается и по сей день. Существует такой факт. Тенишева, по совету Василия Васильевича, специально
выписала из Петербурга мастера, отлично делавшего инструменты. Обучением руководил бывший участник андреевского оркестра В. Лидин.  Андреев был удивлён столь быстро достигнутыми результатами и предложил  устроить благотворительный концерт в Смоленске, который прошёл успешно и состоялся в 1899 году.. Афиша концерта в честь 40-летия Великорусского оркестра Фото: https://vk.cc/cuaoTN На рубеже ХIХ и ХХ веков Великорусский оркестр Василия Андреева дал триумфальные концерты в Европе. «Андреевской балалайке» аплодировала искушенная публика в главных залах музыкальных столиц того времени. Балалайка для всего мира стала одним из главных символов русской культуры и России в целом — наряду с медведем, шапкой-ушанкой и березами. Сам Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку» и награжден орденом французского Почетного легиона, а также Большой золотой медалью Всемирной выставки в Париже.

Как показывают социологические наблюдения, сегодня, как и прежде, оркестровое искусство востребовано в обществе и выполняет множество функций, являясь средством музыкальной коммуникации и социального общения. В России народно-оркестровое творчество, особенно в начале XX столетия, было настолько массовым, что коллективы русских народных инструментов были не только во всех досуговых и образовательных учреждениях России, но и в национальных республиках. Это искусство развивалось в тесной взаимосвязи с историей и социально-экономическими и политическими событиями страны, национальной республики, отражало идеологию государственной политики страны и существовало в контексте жизнедеятельности народа. Поэтому справедливо будет сказать, что оно имело межнациональную связь, историческую обусловленность, стало быть, его следует рассматривать как систему специфических условностей, кодов и как коммуникативный канал передачи музыкальной информации из поколения в поколение, от исполнителя к исполнителю, от одного народа к другому, от сочинителя музыки к слушателю. В основе исполняемых произведений были народные песни, наигрыши. Как правило, коллективы музыкантов прошлого выполняли сопровождающую функцию во время проведения праздников и обрядов. Исследователи народного музыкального творчества рассматривали инструментальное искусство как синкретичную часть этого явления, забывая о деятельности скоморохов-инструменталистов Потешной палаты, кстати сказать, созданной по указу Ивана Грозного. Состав Потешного оркестра доходил до 100 человек, и такой коллектив выполнял сугубо оркестровую функцию по форме и содержанию, обслуживая различные торжественные и праздничные мероприятия и церемонии царского двора. На Западе оркестр как коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение и при этом играющих на различных инструментах, появился в начале XVII века, с созданием такой формы музыкальных произведений, как опера, оратория, концерт. В дальнейшем, в связи с изменением социально-культурной функции музыки и её использованием в различных сферах общественной жизни, началось разделение оркестров на военные, светские, церковные, и гораздо позже появились оркестры народных инструментов. В XIX веке в Европе главной особенностью в становлении оркестра новой формации, в отличие от предыдущих сообществ музыкантов, игравших вместе, стало формирование оркестрового аппарата, который характеризовался чётким разделением фактуры по вертикали на основе гомофонно-гармонического мышления. Это означает, что выделялись такие оркестровые функции, как мелодия, бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Данные особенности в дальнейшем заимствовали многие руководители и дирижёры оркестров из России. В России в XIX веке, по примеру Запада, в музыкальной культуре стали закладываться основы оркестрового исполнительства, тесным образом связанные с европейской инструментальной культурой и в то же время во взаимодействии с исконно русской традицией. Русские музыканты-самоучки многое заимствовали из западной культуры при реконструкции старинных инструментов, создании их разновидностей, установлении единого строя и т.д. В эту историческую эпоху, как никогда ранее, светское и народное музыкальное творчество в своей идеологической направленности приходят к консенсусу на почве небывалого проявления патриотизма и гражданского самосознания. На этом фоне появляются первые собирательские труды по фольклору и закладывается научно-исследовательская работа. Создаются консерватории братьями Рубинштейнами - Антоном Григорьевичем в Петербурге (1862) и Николаем Григорьевичем в Москве (1866), а также музыкально-драматическое училище, бесплатные музыкальные школы и др.  Стоит признать, что балалайка, современные оркестры и ансамбли народных инструментов, индивидуальные исполнители имеют мало отношения к крестьянской музыкальной традиции прошлых веков. Однако сей факт не помеха тому, чтобы получать радость от музыкального искусства, что использует инструменты, ведущие свою очень непростую родословную из фольклорного прошлого. А что конкретно до балалайки, то мы с удовольствием слушаем на ней сегодня как исполнение народных наигрышей, так и произведения Паганини, Бетховена, Гершвина.
Услышав летом 1883 года в своем имении Марьино в Тверской губернии игру балалаечника-самородка Антипа, Андреев был поражен богатыми возможностями инструмента и загорелся идеей его усовершенствования.
 Уже в следующем году В.В. Андреев отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре.
В 1886 году с новой, улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. Незаурядная одаренность и обаяние в сочетании с аристократическим лоском быстро превратили Андреева в кумира великосветских салонов и законодателя мод.
В 1887 году по его чертежам создана хроматическая балалайка и ее разновидности. х».
Школа балалайке была создана в Соляном городке под Петербургом.
Затем состоялось выступление кружка народного творчества, под руководством Андреева в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра.
В 1896 году к балалайкам присоединились воссозданные путем исторического исследования домры, гусли и другие народные инструменты.
В результате неутомимой и бескорыстной педагогической деятельности Андреева в войсках, железнодорожных училищах, на курсах сельских  учителей, - балалайки и домры распространились по всей России, а вместе с инструментами возвращались и народные песни.
Благодаря триумфальным гастролям Кружка, а затем Великорусского ор
Поддержка Императорской семьи и выдающихся современников помогли Андрееву выдержать упорную борьбу с недоброжелателями, которые относились к нему скептически.
В 1913 году ему был пожалован титул надворного советника.
В 1914 году ; звание «Солиста Его Императорского Величества».
К Вышнему Волочку наш музыкант тоже имел отношение.
Василий Васильевич Андреев, основатель Великорусского оркестра, имел отношение к Вышнему Волочку через своё знакомство с местной музыкальной культурой.
В 1883 году, находясь в семейном имении Марьино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, Василий Андреев именно здесь услышал игру балалаечника-самородка Антипа, исполнявшего на самодельной балалайке песню «Вдоль по Питерской».
В 1884 году в Вышнем Волочке Андреев познакомился с любителем-балалаечником Александром Степановичем Пасхиным, у которого заимствовал некоторые неизвестные ему приёмы игры.
Кроме того, в 1888 году Великорусский оркестр Василия Андреева дал свой первый концерт в Вышнем Волочке, в стенах здания Вышневолоцкого драматического театра. Собирались около Андреева и объединялись в его оркестр такие талантливые балалаечники-виртуозы, как Г. Трояновский, Н. Осипов, А. Оброхотов, Н. Успенский, А. Ленец, и некоторые из них по технике исполнения превзошли своего учителя и находились у него в штате преподавателей.
Впоследствии В.В. Андреев был только дирижером созданного им еще тогда всемирно известного оркестра, для которого он написал около 40 музыкальных произведений. В летние месяцы он жил и работал в усадьбе родителей в Марьино, где имел свою мастерскую музыкальных инструментов для своего оркестра. В советское время оркестры народных инструментов приобрели широчайшее распространение, значительно усовершенствовались в своем звучании и получили популярность, как музыкальная культура творения русского народа. К сожалению, у нас в Вышнем Волочке и на родине Андреева нет ни одного профессионального оркестра народных инструментов. В репертуаре андреевского оркестра и его сольных инструментов были не только народные песни, но и произведения русских и западноевропейских классиков, и даже произведения симфонического характера. Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь. Умер В.В. Андреев 25 декабря 1918 года. Последними его слушателями были бойцы Северного фронта. В.В. Андреев похоронен в Александро-Невской лавре. Несомненно, Андреев внёс огромный вклад в развитие нашей народной музыке. Надеюсь, что и на малой его Родине, и в нашем городе появятся новые оркестры. В память великого музыканта в Волочке есть барельеф.


Рецензии