Стрелы Богородицы и русский язык

    Пришла в декабре пора выбирать настенный календарь. В этот раз решил брать большим плакатом, - нравится, что все дни разом можно увидеть, а в некоторых днях пометки - напоминания о годичных событиях.
Разумеется, выбирать стал в интернете, плакат должен быть достаточно большой, чтобы даты были видны издалека, желательно без очков. Обычно брал природный пейзаж, а здесь, что-то надоело, захотелось чего-то другого, светлого.
   Выбор, после долгих переборов, пал на репродукцию Иконы Божьей матери «Семистрельная». Странно, но я не знал, что такая икона существует, где Богородица со стрелами в руках. Немного удивил воительный антураж: как-то не вяжется он с кротостью взгляда  Девы Марии, да и образ её не отмечен в памяти никакими видами агрессии!

   И вот, Новый Год наступил, старый календарь торжественно снят и на его место прикреплён новый. Стал разглядывать икону и кроме стрел заметил ещё одно необычное обстоятельство – голова Богородицы слегка наклонена, хотя обычно лики на иконах прямоголовые.
   Есть такое правило: если человек склоняет лишний раз голову, то не всё в этой голове благополучно.  Как сказал буддийский монах Доген в японском фильме «Дзен»: «нос вертикально, глаза горизонтально». И правило это работает четко, особенно показательно оно на фото и аватарках в соцсетях: голова набок – значит в ней много «тараканов», или немного, но большие.
   Второе обстоятельство,  вызвавшее мой восторг, находилось в тексте тропаря под иконой: «…и всякую тесноту души нашея разреши…».
Теснота души! Как точно сказано, несмотря на образность и метафоричность выражения!

   Как я мог раньше его не встретить, почему оно мне, почитателю и любителю русского языка не пришло в голову?
И сам тропарь открыл мне загадку этих стрел: это не её стрелы, это наши стрелы, точнее на иконе кинжалы с длинными тонкими лезвиями да ещё обоюдоострые!
   Держит-то их она за самые острия, а не за рукояти, и суть этих кинжалов-стрел – наши «злыя сердца».
   А её наклонённая голова – это наши тараканы в наших головах.
Пока стоял и читал тропарь, забыл, что это календарь и в конце осиял себя крестным знамением. Хотя сам прикалываюсь над людьми, молящимися в ютубе в комментах.
Как-то вот так всё странно. Однако, после водружения календаря и подробного знакомства с иконой и тропарём стало теплее на душе, то ли теснота поубавилась…
-----------------------------------
   И вспомнилось одно обстоятельство про Богородицу. Когда, уже по успению Сергия Радонежского его насельник (сосед но келье) описывал явление Богородицы Сергию, он упомянул, что Свет был такой силы, что он не смог, даже, выйти из кельи, а упал прямо в ней на пол и так простоял на коленях головой в пол. А Сергий вышел, но тоже упал сразу, сила света была столь необычна, что никак нельзя было стоять и смотреть прямо на неё. Не сказано в житиях, смог ли он потом подняться, хотя, возможно в этом не было необходимости - духовное общение происходит очень быстро, мыслеобразами (может и визуальными образами и слуховыми) и поза при этом значения не имеет.
   
   Вся Восточная Русь тогда была потрясена, к Сергию потянулись князья, стало еще больше ставиться храмов и монастырей. А про простой люд и говорить нечего - было куда идти извечным искателям Правды на Руси.
И когда московский князь прибыл со свитой, пришлось Сергию нарушить, даже, свой обет – путешествовать в Москву с князем на лошади. А до этого он все города исходил пешком, как и положено монаху.  Включая Нижний Новгород, до которого было больше 200 километров по лесной дороге.
---------------------------
         Тропарь
Умягчи наши злая сердца, Богородице,
 и напасти ненавидищях нас угаси
и всякую тесноту души нашея разреши,
на Твой бо святый образ взирающее,
Твоим состраданием и милосердованием о нас умиляемся
и раны Твоя лобызаем,
стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся.
Не даждь нам, Мати Благосердная,
В жестосердии нашем и от жестосердия ближних погибнути,
Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

P.S. Текст тропаря разбит по тезисам для облегчения восприятия.


Рецензии