Из серии Великие сокровища мира Часть 5

Из серии: «Великие сокровища мира» Часть 5.

Стена плача в Иерусалиме.

Священный памятник культуры
Также истории есть там
В том Иерусалиме. Гора – это,
Мориа. А точней – скала.

С истории древней еврейской.
Подножие ног Божиих.
Скала - святейшее место то,
Всеми почитаемое.

Здесь между небом и землёю,
Стоял ангел Иегова.
Во время моровой там язвы,
В том Иерусалиме же.

Посланной Богом за грехи все,
Царя Давида. И скала,
Потом указаны была там
Давиду свыше, для дел всех.

И именно на ней поставлен
Храм Соломона, тогда был.
Чудо еврейского искусства,
Что многих в мире поражал.

(Царица Савская предпримет,
Поездку в Иерусалим,
Не только мудрости набраться,
И - лицезреть великий Храм.

(Единственный в своём роде)

Но суд Божий над городом тем,
Во всей силе исполнился.
Камня на камне не осталось,
От прежней красоты его.

Царь Вавилонский Навуходоносор
Захватив Иерусалим:
 И там разграбил, сжёг, разрушил,
До основания тот Храм.

(Соломона)

Ковчег Завета там погибнет.
И иудейский весь народ,
В плен отведён был. Только бедных,
Оставили на сей земле.

(589 год до нашей эры. Самых бедных для
Обрабатывания виноградников и полей)

В разрушенном Иерусалиме
Остался лишь один пророк –
Иеремия. И, который
ПЛАКАЛ на тех развалинах.

И продолжал учить добру всех,
Оставшихся тех жителей
Мудрости его все внимали.
И просветление к ним шло.

«Камни святилища раскиданы по всем
Перекрёсткам… Наследие наше перешло
К чужим. Прекратилась радость сердца
Нашего… оттого, что опустела гора Сион
Лисицы ходят по ней»

Во время войны Иудейской,
Второй Иерусалимский храм
На месте Храма Соломона –
Тоже разрушен был вконец.

(В70 году новой эры)

Однако ж место то Святое,
Ветхозаветного того
Святилища, никак не могло
Забытым быть народами.

369 год

В тот год великий император
Юлиан - строить разрешил
Евреям вновь Храм Соломона,
На горе – скале Мориа.

По сути шло восстановленье,
Храма, разрушенного там.
Древний фундамент уж открыли,
Положат камни первые.

Но сильное землетрясенье
Сбросило с места их…  Строители
Все в страхе сразу ж разбежались,
Так не был Храм построен тот.

Более не было попыток,
В истории той возродить
Ветхозаветную святыню.
Остались – камни с памятью.
 
А эти камни можно видеть
В уцелевшей части стены,
Ограждавшей Храм Соломона
С юго – западной стороны.

И с давних пор ту называют,
Там Западной стеной, иль как –
«СТЕНОЙ ПЛАЧА». И к ней приходят
Паломники с мира всего.

(От того Храма Соломона,
Кроме Стены плача ещё ж,
Плита мраморная осталась
Прожилки в ней – в виде двух птиц.

По мусульманскому преданью
То, две сороки, что тогда
Окаменели в наказанье
За свою непокорность там.

Царь Соломон по окончанью
Постройки Храма повелел,
Чтоб все живые существа там
Принесли ему дань тогда.

(В знак подданства и покорности)

Явился лев – и отдал гриву,
Бивни - пожертвовал же слон,
Страус –красивые все перья,
Пчела отдала там свой мёд.

А муравьи принесли голень
Там саранчи. И птицы лишь,
По наущенью двух сорок тех
Глупых и злых – откажутся.

(Принести что – то в жертву, то есть повиноваться)

«Этот Храм, – трещали они, - не значит
ничего в наших глазах, равно как и построивший
его. Мы даже можем загрязнить его, если
захотим. Соломон может повелевать на
земле, а мы имеем свободный воздух, в
котором он не может достать нас»

Царь Соломон тут появился,
Невидимый доселе всем.
И громким голосом воскликнет,
Там обращаясь к птицам тем:
«Глупые птицы! Рука, которой помогает Бог
Может заключить в неволю самый воздух.
В доказательство этого, и чтобы доказать вашу
Дерзость, я хочу, чтобы вы оставались до
последнего дня невольницами этого здания
Которое вы по своей глупости вздумали презирать»

При этих словах две сороки,
Сделались неподвижными.
Впечатались сами собою
В мрамор. Где и видны сейчас.

(Сейчас эта плита находится близ южных ворот
На наружной стене мечети «Купол скалы»

Начало 4 века

Еще ж в начале сего века,
Некий паломник с Франции
С Бордо писал: «что у развалин
Храма – «пробитый камень» есть.

Раз в год, к которому приходят,
Там иудеи, чтоб его
Помазать. Порыдать же с воплем,
Порвать одежды и уйти.

Вторая половина 19 века

Через 15 веков после
Француза, Русский уже наш
Паломник, сообщал там тоже,
Примерно там такое же:

«Они собираются сюда вечером в пятницу
Молиться, читать «Плач Иеремии» и в буквальном
Смысле орошать слезами драгоценные для них камни.
Камни, уложенные в Стену почти 3000 лет назад…»

«Уткнувшись головой, руками,
В гигантские плиты стены,
Что неотесанна. Стоят и плачут,
Евреи и еврейки там.

И сокрушаясь о прошедшем
Величии народа их.
О разрушении их Храма,
И о упадке города.
 
(Величия Иерусалима. Лицом к стене
сидят на голой земле старики, и женщины
плачут, уткнувшись в свои платки)

Чернобородые евреи
В изношенных шляпах своих
Широкополых, в длинных же
Выцветших сюртуках бормочут
Молитвы, песнопения…

Из вечера в вечер приходят,
Они сюда после трудов,
Своих забот. Особенно те
Приходят в канун праздников.

Как соберутся, запревала
Молит там у Извечного
О сострадании к Сиону,
Взывают остальные же:

«Собери детей твоих в Иерусалиме!»

Кантор же там напоминает
Общине о причине их
Печали: разрушенье Храма,
И о снесённых стенах там.

И о великих людях их там,
Еврейского народа, и
Его царях, закон презревших
Бога, сожжённых драгоценностях»

(Так ещё в 19 веке писал учёный путешественник –
Свен Хедин)

Относятся к прошлым векам же
Высказывания все те.
Но и по сей день также плачут
Евреи у этой стены.

И орошают те слезами
Камни, отрезавшие их
Стеной могучею и длинной,
От Святая Святых уже.

Где ранее кивот вздымался
Во всём великолепии
А на утёсе там курился
Их жертвенный алтарь тогда.

(И также читают молитвы, уткнувшись
Лицами в расщелины каменных глыб)

Подходят они к Стене плача
Только с наружной стороны.
Внутрь же храмовой площадки
Они не входят. То - нельзя.

Не наступить чтоб и случайно
На место Святая Святых,
Уверены будучи твёрдо -
Иегова смертью сразит.

(Любого неосторожного)

Длина всей Западной стены той -
488 метров там.
А Котель, это Стена плача -
256 метров же.

(И примыкает к южной её оконечности)

С 1968 по 1985 год

Раскопки тогда ж проводились,
Вдоль западной Стены. Её ж
Большая часть всё ж оставалась
Там скрытой ещё ж под землёй.

После раскопок можно было
Пройти уже вдоль всей Стены.
И назначение понять строений
В верхней части этой Стены.

Сейчас известно – под Стеною,
Была раньше возведена,
Тогда туннельная система,
Когда был Храм уже Второй.
 
Самый большой во всей системе –
Был там «Крестообразный зал».
В форме креста он был построен,
До него был тогда бассейн.

Гласит еврейская легенда:
«Когда начал царь Соломон,
Иерусалимский храм строить,
К народу обратился он.

Каждым сословиям назначил
Работу по возможностям.
Западную стену построят
Там бедняки. Своим трудом.

Которые строили своими руками и теплом
своих сердец. Может быть, потому и уцелела
в веках именно эта национальная святыня
этого народа.


Рецензии