Жизнь как театр. Глава из повести Венок из жёлтых
В палате с бабушкой лежало много женщин. Верочка залетела на первый этаж, переобулась в сменную обувь, надела халат, который брала из дома, поднялась на второй этаж и постаралась быть весёлой, и поэтому - громкой: «Скоро домой? Бабуль, не закололи ли тебя надзиратели в белых халатах?»
Старушка, только молча, улыбнулась, тихо спросила о домашних, как бы извиняясь, что внучка привлекает к себе внимание соседок по палате. Подросток знал, что родители провели не один обмен комнат, чтобы у бабушки была своя отдельная однокомнатная квартира.
- Ну вот, выпишешься из больницы и сразу в новую квартиру поедешь, - уже тише заговорила девочка.
После больницы в течение года Вера прибегала к бабушке в новую квартиру на пятом этаже, мыла пол, приносила продукты, выносила мусор. Весной Прасковья Григорьевна что-то почувствовала неладное. Самолечение не приводило к улучшению. Кашель становился нестерпимым, микстуры и таблетки не помогали. Старушка гасила известь в ведре и вдыхала пары (что делать было нельзя), но она утверждала, что так лечились зеки, когда работала с ними на известковом заводе. Однажды, когда Вера была у неё, Прасковья Григорьевна достала из глубины старого плательного шкафа без зеркала смертную одежду, завёрнутую в белый платок. Девочка онемела.
- Вот в этом меня положите в домовину.
- Баба, ты чо? Не придумывай.
- Каждый не избежит своей участи. Кто родился, тому в срок и умереть. И надо самому приготовиться к ней, к смертушке.
- А ты не боишься умирать?
- Если веришь в Бога, то не страшно. Меня там родители встретят.
Вера постаралась увести разговор в сторону:
-Давай я буду приходить к тебе и читать твои любимые книги. Вот сейчас «Петра Первого» почитаю.
Девушка вынула роман А.Н. Толстого из шкафа и начала читать. Бабушка слушала страницу, другую, пока не закашлялась:
- Вера, иди домой, я что-то устала.
Вера рассказала о случившемся отцу, он промолчал в ответ. На семейном совете было решено, что теперь к Прасковье Григорьевны будут приходить взрослые родственники.
Девушка оказалась предоставлена самой себе: отец ночевал у бабушки, мама уехала в санаторий, а брат-дошкольник жил в деревне у другой бабушки.
На осенних каникулах Вера неожиданно даже для себя открыла телефонную книгу и нашла номер Дворца культуры «Цементник». Позвонила в приёмную директора и узнала, что в ДК есть театральная студия «Идальго». Хотелось не только убежать от тяжёлой ситуации, но и избавиться от патологической стеснительности и неуверенности, когда у доски, заикаясь и краснея, она отвечала на вопросы учителя. Вере в студии понравилось сразу. Приняли ребята девушку тепло. Она среди них была младше всех. Когда-то они сами были первокурсниками в техникуме, а теперь заканчивали обучение. Кто-то учился, а кто-то уже работал. Студия существовала уже пять лет, юные актёры сдружились. Хотя постоянного состава не было, но был костяк, на котором держалась студия. Наталья Васильевна, руководитель театра, была чуть старше своих воспитанников. Студенческий театр стал для неё дипломным проектом. Вера видела вокруг себя интересных ребят, отличающихся от её одноклассников увлеченностью, начитанностью, воспитанностью. Высокую планку задавал сам педагог:
- Вера, скажите, какие книги читаете? Какие фильмы любите смотреть?
Что мог ответить четырнадцатилетний подросток? Вера растерялась:
- Романы Дюма, например, «Графиня де Монсоро», «Две Дианы», исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго», Жюля Верна…
-Достаточно. А фильмы? – продолжила спрашивать Наталья Васильевна.
- «Зита и Гита», - девушка не успела произнести название, как её перебили.
- Индийские мелодрамы? Понятно, - усмехнулся руководитель студии.
Вере стало не по себе: она не сумела сказать, что ей нравятся сибирские писатели, такие как Анатолий Иванов, Георгий Марков, Виктор Астафьев. Русские исторические романы: Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом», «Пётр Первый» Алексея Николаевича Толстого. Все эти книги были в домашней библиотеке, а романы Дюма, Скотта, Жюля Верна – в городской. Из-за стеснительности девушка ничего не стала уточнять, она давно поняла, что люди любят слушать только себя. Наталье Васильевне достаточно было услышать первое, что пришло в голову девочке, чтобы составить образ ребёнка, который явился к ним в студию.
- А можно я приведу с собой подругу?
- Приводи. Ребята, пошли разминаться.
Молодые люди потянулись в огромный зал.
- Встали в круг, и сейчас играть в «Точь-в-точь». Каждый даст себе характеристику в виде определения. Начинаем с Веры.
- Незаметная, - проговорила девушка, она даже в школе стремилась быть меньше ростом.
- Красивый.
- Умный.
- Веселый.
-Живой.
- Добрая.
- Интеллигентная.
Круг характеристик замкнулся на педагоге:
- Строгий. И не забывайте об этом. А теперь добавьте к определению существительное.
Вера, не думая, негромко произнесла:
- Незаметная девочка.
- Красивый сердцеед.
-Умный студент.
- Весёлый мастер.
- Живой Толя.
- Гм, добрая Лена.
- Не халтурить, - поправил руководитель. - Людмила, твоя очередь.
- Интеллигентная дама.
- Строгий учитель, - Наталья Васильевна обвила взглядом ребят. – У кого лучше получился образ?
- У Андрея, конечно…- согласились все.
- Почему?- не унимался педагог.
- Ясно же, что красивым может быть любой, а сердцеед - только красивым, - высказался Миша.
- А самое точное определение самого себя?
- У Веры. Девочка стесняется нас, но не бойся, - обратился Андрей к новенькой, - мы из тебя человека сделаем, соседка, – молодой человек тем самым объявил всем, что живут они рядом.
- Ребята, теперь поиграем в «Театр». Делимся на группы и инсценируем сказку «Курочка Ряба», даю пять минут.
Андрей стал сразу режиссировать миниатюру, распределяя роли, Вере достался образ бабки, нужно было лишь охать и бить по голове Яйца воображаемой ложкой.
В конце занятия Наталья Васильевна объявила, что будет распределять роли к новому спектаклю тогда, когда приедет ещё одна девушка с дипломной практики, по имени Алёна, потому что она возьмёт на себя роль главной героини в трагикомедии «Любовь, джаз и чёрт» Грушаса Юозаса 1.
Верочке было интересно, что за пьеса, она искала в библиотеке эту пьесу, но не нашла, зато уговорила подругу посещать занятия в театральной студии.
На остановке Веру и Лену всегда встречал Андрей, и они втроем доезжали до дворца на рейсовом автобусе. Занятия проходили интересно. Для разминки ребята играли в «Ручеек», «Третий лишний», «Море волнуется». После подвижных игр Наталья Васильевна предлагала изобразить любого животного или птичку, а потом подвергала тщательному разбору миниатюры; или включала пластинки на проигрывателе и просила рассказать о том, что в это время ребята фантазировали в своём воображении.
- Трепещущий жёлтый тополиный лист на грязной земле.
- Качающие ветки у дороги.
- Первые снежинки.
Тут же руководитель студии заставлял ребят оживить эти образы.
Верочка быстро освоилась, а её подруга Лена всё время краснела и стеснялась. После зимних каникул Наталья Васильевна распределила роли в пьесе. Они с Леной получили одну роль на двоих – персонаж «малолетки несознательной» из детского дома. Лена после первой репетиции отказалась от посещения студии, а Вера продолжала также ездить на автобусе до ДК вместе с Андреем, с остроумным студентом техникума. Он успевал не только учиться и заниматься в студии, но и подрабатывать в детском саду, рисуя масляной краской сказочные фигуры на стенах коридора для малышей.
Когда репетиция затягивалась до позднего вечера и уже не ходили автобусы, им приходилось возвращаться опять вместе. Тогда юноша чувствовал свою ответственность за Веру как старший брат. Он поднимался на второй этаж, стучал в квартиру Вериных родителей, а когда на пороге появлялась мама девушки, театрально брался за капюшон, обитый песцовым хвостиком, зимнего светлого пальто, как будто за шиворот, и торжественно произносил:
- Уважаемая Галина Ивановна, отдаю в руки Вашу дочку в целости и в сохранности, - и тут же исчезал, громко стуча по ступенькам металлическими набойками на каблуках.
Родители девочки знали хорошо семью Андрея только потому, что когда-то жили в соседних квартирах, находившихся на одной подъездной площадке.
Ещё с одним человеком подружилась Вера. Это была Алёна, талантливая девушка, играющая роль главной героини в пьесе. В ней Вера увидела доброго и светлого человека. Обаятельная девушка научила угловатого подростка, каким была Вера, быть в себе уверенным. Возвращаясь с репетиции, они могли перепрыгнуть через высокий забор, потому что надо было испытать чувство полёта, как у их героинь. Глядя на то, как читает стихи Алёна, Вера также старалась вдумчиво произносить поэтические строки. Алёна также научила девушку понимать стихи. Вера восхищалась новой подругой.
Дома всё чаще девушка слышала от родителей, что бабушке всё хуже; старушка исхудала. Отец утром и вечером ставил сильные обезболивающие уколы. Вера скучала по Прасковье Григорьевне. Однажды после консультации по математике девушка решила зайти к бабушке. Дверь открыли родственницы, измождённый вид старушки потряс Веру: от Прасковьи Григорьевны осталось только оболочка из костей и кожи.
- Соскучилась, вот и пришла на минутку после школы.
Сил у бабушки не было, она лишь улыбнулась. Тётушки видели в глазах девушки страх и боль, поэтому они, недолго думая, выпроводили Веру из квартиры. Слёзы у неё катились до самого дома.
На весенних каникулах бабушки не стало, а Вера ушла с головой в учёбу и в репетиции. Выпускной класс, необходимо было учить билеты и сдавать по ним зачёты после уроков, а времени не хватало. Учителя и одноклассники стали догадываться, что у Веры появились интересы вне школы. Взрослые беспокоились и грозились не допустить до экзаменов, а одноклассники подозрительно поглядывали в сторону девушки. Каждую третью неделю месяца Вера с Леной дежурили в классе, нужно было мыть пол в кабинете. Как-то раз Лена заболела, а Вера одна мыла пол в кабинете и уже заканчивала, как трое одноклассников решили посмеяться над ней. Кто-то из них видел, как девушка возвращалась домой поздно вечером с молодым человеком. Они ничего лучшего не выдумали, как спеть:
Ах, этот миг неповторимый,
Когда стучат, стучат взволнованно сердца,
И не забыть, как мы дарили
Друг другу нежно, нежно-нежно, два кольца.
Обручальное кольцо, не простое украшенье,
Двух сердец одно решенье, обручальное кольцо.
Обручальное кольцо, не простое украшенье,
Двух сердец одно решенье, обручальное кольцо.
Вера краем глаза увидела, что самый высокий подросток достал что-то из кармана, и приставил резиновое кольцо к своим штанам, и тут же засмеялся. В лагере эти штуки ребята превращали в капитошки и обливали ими всех подряд. Девушка догадалась, на что намекали недоумки. Она без колебаний вылила им под ноги грязную воду из ведра. Смеясь, они вылетели из кабинета, а Вере пришлось перемывать пол заново. Чтобы больше не было кривотолков, девушка пригласила своих одноклассников на премьеру…
Так и незаметно пронесся через радость сотворчества, горе утраты и экзаменационные испытания последний год из детства Веры, ознаменовав начало взрослой жизни.
1.Грушас Юозас. Любовь, джаз и черт : трагикомедия в 2 д. / Юозас Грушас, авториз. пер. с лит Н. Оттена // Грушас Ю. Тайна Адомаса Брунзы : пьесы / Юозас Грушас. - М. : Сов. писатель, 1972. - С. 63-122.
Свидетельство о публикации №124123107272
Читается интересно... Молодец! С Новым годом!
Обнимаю...,
Валентина Беркут 31.12.2024 21:26 Заявить о нарушении
Обнимаю.
Ольга Никитина-Абрамова 31.12.2024 21:31 Заявить о нарушении