Евангелие от Матфея 13гл - комент 24г

13гл

1-2ст:  это оригинальная притча само по себе: Иисус отделен от народа рекой своей большой души. Народ  слишком сухопутный, материалистичный... (Но с другой стороны, душевная вода в нем часто только разводит грязь и образует болото... - по себе знаю! Наверное, это от того, что ума не хватает)

1-9, 18-23 ст: самая знаменитая, хорошо всем известная притча...
Все эти разновидности почв, наверное, в каждом есть. Понять её легко даже совсем слепым и глухим, настолько всё наглядно. (А наглядно всё, потому есть полная аналогия между миром  природным и миром духовным)

Но я немного иначе  толкую: "по дороге" - это влияние внешнего мира, всяческой суеты; "сорняк" - это конкуренция со стороны других сеятелей: "каменистая, неглубокая почва" - это люди такие, жёсткие и неглубокие. Три главные проблемы, мешающие добру и уму   влиять на людей...

10-17ст: опять сомнительное место: "нам дано, им не дано" - таинственные вы наши... Люди слепы-глухи только по перечисленным выше трем причинам и они всегда считают, что у них в глазах бинокли, в которые они видят все тайны! И этот простой крестьянский метод лучше любых тайн, любой мистики...

12ст: такое ощущение, что действует и такой механизм и обратный - выравнивающий всех (тайна, когда действует один и когда - другой?! Причем, во мне явно действуют оба: в одних сферах у меня прут урожаи, всё умножается, а в других мне никак не удается выбиться из общей массы и нередко  я остаюсь вовсе ни с чем, лишаюсь последних способностей...)

"Сердце этого народа ожесточилось" - да, жизнь  испокон такова, что формируются жёсткие, неглубокие люди с каменными, а не плотяными сердцами... С природой воюют, друг с другом воюют, с умом тоже воюют, ибо всегда своей обладают концепцией... Иисус тоже воюет, но он гораздо ярче обозначил другую сторону - сторону добра... Он сделал сбалансированную, а не перекошенную систему - и сразу лодка поплыла. В перекошенном же виде человек может жить только  стационарно, жёстко и косно... (А иначе он с катушек слетит, чокнется или начнет как зверь воевать - говно, как известно, лучше не трогать, не злить, "не доводить")
Только добро делает мягким - а мягкость нужна для гибкости, без которой не бывает ума! Важнейшая вещь, которую люди никак не могут понять. Они ожесточается в своей борьбе, но в жёстком виде добиваются меньшего, чем мягкий и не воинственный, потому что гибкий  ум - это главная сила...

И для соблюдения баланса  добра и воинственности должно быть одинаково...
А худшие люди: вроде не воинственные, но недобрые - лукавые вредители, потребители, подставлятели и так далее... Воинственность - это горячность и откровенность, таковы и Иисус и Павел...

24-30ст: одни семена и растения сотворил бог, а другие - враг?!
Так или иначе, но принцип "лес рубят - щепки летят" отвергнут... Люди - это всегда смешанное поле и мы не можем прополоть самих себя (чужих легче, ведь со стороны виднее?! Тут опять двоякость, ведь верно и обратное...)

Но если не пропалывать, то сорняк вообще всё заглушит?! Он же мощнее. Причем, именно так и происходит не только на полях, но и в душах... Может, опять это приписка немощных последователей? Мол, лучше ничего не трогать, а то станет ещё хуже. Лучше весь сор заметать под ковёр...
Нет, сорняки бывают разные и сильные, и слабые - и  имеются в виду те, которые наше плодовое растение вполне может осилить в процессе роста, без всякого объявления войны. А с сильным сорняком, конечно, надо насмерть воевать (или использовать его силу?! Делать врага другом...). Борьба со слабыми сорняками - это чистоплюйское  требование идеала ; в реальной жизни и борьбе такие требования неуместны...

А то написано так, будто мы не должны бороться с дьяволом, с врагом - нет, напротив, просто мы не должны быть недотрогами и чистоплюями - должны хладнокровно мириться со своим несовершенством...

Сорняки не связывают в пучки?! Кучей накидал и всё!

Бог сожжет нас настолько, насколько мы для него сорняки, а возьмёт себе только хорошее в нас, доброе, умное и сильное. И я согласен! Я буду только рад. И пусть я стану в результате маленьким или плоским - что поделать, если я не смог нормально освоить свои остальные пространства...

31-32ст: хоть он и плотник, но всё крестьянское, природное ему близко, мило, интересно и о многом говорит. Я, кстати, не видел этого растения - и почему-то в предыдущие прочтения мне казалось, что речь об огромном дереве - нет, оно просто становится больше огородных растений и становится как дерево, как  большой куст...

Учение о троице, например, очень малО, компактно, а последствия имеет необозримые, на нем можно выстроить целый небоскреб. Или наоборот, нечто предельно широкое - удержать всю землю, как на трёх китах! (Кстати, притча о трёх китах всегда мне нравилась - и она тоже не могла возникнуть случайно)

И птичек он тоже приметил... И размеры семян сравнивал...

Иисус хотел вырасти и стать больше других на общем религиозном огороде...

33ст: это женщинам понятно, хозяйкам - с интересом наблюдал он и за ними ...

Закваска, соль, зерно, свеча... - всё небольшие, но ключевые вещи (сам ключ тоже мог бы привести в пример, хотя в те времена они, наверное, ещё не были в ходу) Иисус - это не безобразно растекающиеся по древу буддисты и прочие религиозные болтуны... Важно в огромное тело ветхого завета, обычного  религиозного подхода внести принципиально новые элементы, чтобы всё преобразилось до неузнаваемости, чтобы ожило мёртвое, стало светлым тёмное, вкусным несъедобное , чтобы задвигалось неподвижное, стало человечным и божественным звериное и роботообразное... Иисус - это сердце, Павел - это пламенный мотор. Они работают, потому что у них есть великая цель построения царствия небесного на земле (обычно она заглушена сорняками цивилизаций, которые тоже претендуют на рай на земле, коммунизм и демократию)

Так у меня то же самое: я подобрал, наконец, правильный ключ к пониманию нового завета и сразу все двери открылись, всё тесто евангелий вскисло, пышно  взошло...

34-35ст: пророка опять побоку, это было важно тогда, а не сейчас (важна была ссылка на авторитет... - но это и плохо, что даже Иисус (или апостолы) всё ещё зависимы от старых авторитетов... не просто плохо, а губительно - это то самое вливание нового вина с оглядкой на старые мехи. Эти оглядки в итоге превратили христианство в обычные соляные столбы...)

Притчи - это призыв наблюдать за природой, учиться у неё... Наблюдать не только в поисках практической пользы, но и духовных параллелей...

Притчи - это находка для общения с народом - это ему интересно и понятно. О если бы народ пошёл именно по этому пути, а не по пути ритуальных религиозных бормотаний, бесчисленных бабских суеверий, десятины и перепоручения духовных вопросов пузатым священникам, которые  всё  превращают в мертвую схоластику...

37-43ст:  как же всё криво! И опять сказку добавили! "Бог пошлёт своих ангелов"  и те всё наладят - где ангелы, там всегда сказка! Никто ничего чудесным образом не наладит, самим надо трудиться

44ст: да, евангелия - это клад, хотя там вместе с золотом лежат и фальшивые монеты  (я, кстати, тоже клад, затерянный в бескрайнем поле интернета)

И тут перекличка с "двумя господами": надо продать ценности одного , чтобы купить ценности другого, настоящего (конечно, существует немало примеров обратной продажи - например, Исав и Иуда).

Иисус не предлагает продать поле и заняться поиском клада, он предлагает увидеть клад в обладании полем и продать всё остальное для того, чтобы купить себе поле и заняться крестьянским трудом. А что "остальное"? - видимо, побрякушки цивилизации...

45-46ст: у меня такая история: у меня было конкретное ощущение открытия чего-то бесконечно важного - и я не мог не забросить всё остальное (но слишком слабо забросил, многие тяжеленные баулы так и протаскал всю жизнь, отчего только к старости многое из нового во мне по настоящему окрепло и созрело. И хорошо ещё, что мне уже подарена достаточно длинная жизнь...)

47-50ст: про клады и поля знает, про  купцов и жемчуг знает, теперь про отбор хорошей рыбы знает - всю жизнь знает. И я свою  "рыбу" тоже частенько перебираю, выбрасывая экземпляры похуже. Можно же в посредственной "рыбе", посредственных трудах и людях утонуть как в море, всего этого всегда полным-полно. Она ведь с одной стороны посредственная, а с другой вполне себе ничего , "может пригодиться ", "сойдёт и так" и прочее. Моя жадность, например, не велит ничего выбрасывать...

Вообще, плохой рыбы не существует, конечно - это же похоже на пренебрежение теми бедняками, к которым он пришёл! Хочу, мол, рыбу богатую - и сам хочешь стать богачом?! На бедной-то не разбогатеешь. Он, может быть, сначала и проповедовал богатым, знатным и религиозным начальникам и только тогда, когда те на его пир не пошли, он отряс прах со своих сандалий и обратился к голытьбе... (Эта же логика потом привела и к  ловле ничего не смыслящих язычников, которых Иисус вообще-то ни в грош не ставил и называл псами. И правильно, в общем, называл... Да и среди голытьбы, как ни старайся, обязательно наткнешься на Иуду или же Фому...)
А тут рыба не только плохая, но и злая и отправляют ее в ад, где скрежет зубовный (скрежещет ли рыба зубами на раскаленной сковородке?!) ...Но злая рыба всё же ещё как имеется - это же все хищники, не только барракуда, но и щука... Да они там почти все злые, если касаться червяков...  Злые люди как злые звери... - но тогда получается, что предопределение существует, ведь хищник не сам выбирает свою участь.  Сплошь и рядом дети действительно наследуют своим отцам и матерям... - но не всегда, аналогия не полная, не железная - и свою участь человек может изменить, хотя при ином наследстве это сделать совсем непросто...

Рыбаки отсеивают не плохую рыбу, а мелкую и здоровых хищников ещё как берут... - похоже, Иисус в рыбалке всё же не очень  разбирался (я, кстати, тоже в этом полный ноль). Может, своим рыбакам-апостолам хотел найти пример наглядный , но получилось неудачно (и рыбаки его  почему-то не поправили... - потому что это евангелие писал не рыбак, а мытарь?)

Кстати , купец с жемчужиной тоже похож скорее на персонажа из авантюрного романа...
Кстати, и тесто с закваской  снова вспомнил: древние евреи предпочитали опресноки, которые, видимо, символизируют пресную логику законов... Хотя и история про клад из приключенческой книжки...

Кем-то явно возлюблен был скрежет зубовный - уже не в первый раз встречается - и , думаю, не Иисусом... Сам кто-то зубами скрежетал и что хотел Иисусу приписывал...

Что имелось в виду в 52 стихе вообще не понял... Видимо, книжник, как простой дурак, может  насобирать  всё подряд, и хорошее и дурное - он же книжник, а не умник и просто коллекционирует различные варианты мнений...

53-58ст: в некоторых переводах написано про "мудрость и силу", а в некоторых про "мудрость и силу творить чудеса" - наглядный пример приписок!

И когда для чудес нужна вера, то разве это не подозрительно?! Верующий верит в силу плацебо, он видит все пристрастно, искаженно, видит то, что хочет видеть, во что верит...

Всё же, его называют не плотником, а сыном плотника - плотнику трудно выкроить достаточно времени для того, чтобы набраться мудрости... И плотницких притч у него не больше других, и они не глубже - просто видел работу отца...

И не было такого, что он уже блистал на родине, в провинции, хотя вся страна его ещё не знала - что является распространенным сюжетом... Видимо, был сильно погружён в себя. Ведь так-то он уже в  двенадцать был премудр как профессор...


Рецензии
Не утруждай себя брат иноверец
Но лучше почитай святые толкования
Ты в чистоте души не отщепенец
Смири чуток гордыню, познаешь Истину и знание

Владимир Марусев 2   30.12.2024 17:07     Заявить о нарушении
Утруждал себя, пытался читать святые толкования, смирял чуток гордыню))

Иноверец   11.01.2025 17:28   Заявить о нарушении