Кровавая Мэри или справедливость восторжествовала
Часть 2. Чтобы испытать судьбу, смотрелась в расколотое зеркало http://stihi.ru/2024/12/28/6638
Примерно год назад мой одногруппник Шамиль прислал сообщение: "Слушай, напиши историю про Билярск, как казанцы уехали, побоявшись местных, как мы там хорошо жили и питались сгущенкой, яблочными пирогами и другими вкусняшками, как Айрат ездил за бутылкой водки домой, так как был сухой закон и в магазинах не было спиртного, а ты потом всем сделала Кровавую Мэри на мой день рождения, как вы мне подарили занавеску - такие деревянные трубочки на проволоке, и я кое-как увез домой эту большую упаковку.
Как Наташа заставляла нас с Айратом варить еду, типа, по очереди, а ты сказала, что пацаны и так таскают воду, рубят дрова, поэтому им, мол, можно не готовить, а еще ты говорила, что возникла новая группа "Ласковый май" - детдомовцы поют жалостливые песни. У меня есть еще несколько фоток оттуда, могу отправить, если надумаешь.
Вот так появилась идея написать этот рассказ. Сама я практически ничего из написанного Шамилем не помню, только то, что казанцы испугались местных и уехали, да ещё про "Ласковый май", он тогда нас зацепил, мы все пели их песни. А ещё я до сих пор помню несколько анекдотов, которые мы рассказывали на пруду. Один из них был такой актуальный: татарин, не зная русского языка, тонет и кричит: я вода пью, я много вода пью, я наверное тут жить останусь.:))
Взялась писать этот рассказ я после того, как отыскала тетрадь-летопись. Это документ 36-летней давности, который сохраняет все особенности нашей жизни, мыслей, переживаний. Мне самой было забавно читать о том, что мы отправили Надюшку домой и поручили ей купить газеты, так как хотели узнать, что творится в мире.
Допускаю, что не всем читателям эта история интересна в принципе. Но мне, как историку, создавать этот рассказ невероятно увлекательно и он для меня намного интереснее придуманных историй "литераторов", которые опошляют нашу прежнюю жизнь и принижают её ценности.
Кто-то из комментаторов обвинил меня в том, что я не пишу сама рассказ, а просто перепечатываю летопись. Может быть я концептуально изменю линию повествования и буду создавать далее собственную интерпретацию событий, хотя, для меня, как для историка, это уже будет потеря летописной правды, истины, которая нам виделась так, а не иначе.
Но, чтобы внести элемент художественности в этот рассказ, я готова сделать некоторые вставки.
В русских исторических хрониках город Биляр начинает упоминаться с 1164 г. (Лаврентьевская летопись) под названием Великий город. В XII-XIII вв. Биляр являлся столицей Волжской Булгарии. Он был окружен тремя концентрическими валами: первый, около р. Билярки, имеет до 12 км в окружности; около второго видны развалины древних зданий; посреди третьего находилась высокая кирпичная башня. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 г., когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён.
Часть 3.
10 июля 1988г. (воскресенье). Пишет Света
Вот и наступило долгожданное воскресенье. Первая неделя работы была довольно-таки утомительна и все с радостью встретили это воскресенье. План наш был таков: решили сходить на Святой ключ и там где-нибудь отдохнуть.
Источник «Святой ключ» расположен к северу-западу от села Билярска в Татарстане, в лесу у подножия горы Хозяина, Худжалар тавы. В незапамятные времена здесь было выстроено святилище язычников, где приносились жертвы центральному богу пантеона древних булгар — Тенгре. Позже урочище стало святыней также для мусульман и христиан.
С нашей шумной веселой компанией пошли казанские руководители Фаяз Шарипович, Анна Ф., Роза, Алик. Путь наш был нелегким, знойное солнце не щадило нас и поэтому мы жаждали воды.
В одной из легенд об источнике рассказывается о правителе Биляра Тырышмал Ходже и его 40 дочерях, которые мужественно защищали город от напавших на него врагов, были пленены и приговорены к смерти. Но в последний момент девушки обратились в звезды, а их отец Тырышмал Ходжа — в журчащий ручей: именно он и почитается святыней. Есть в урочище и православная святыня — родник, Живоносный источник Матери Божией, с ним тоже связана романтичная легенда о татарской девушке, плавающей на воде иконе и принятии христианства. Замечательно, что оба источника питаются из одной и той же водоносной жилы.
Конечно, у нас был во фляжках квас, и очень удачно бродил в наших умирающих от жажды желудках, но хотелось того, что могло бы прекратить это брожение. Мы стремились к воде, она была всё ближе и ближе, но пройдя через мост, мы вдруг все неожиданно приостановились, забыв о жажде. Что смутило нас? Да, это были ягоды, по которым давно соскучились наши животики. Все, как мухи, налетели на эти деревья. Последствия для всех были самые нормальные. Подзаправившись черемухой, мы двинулись вперед.
По дороге все ещё проглатывали эти ягоды, а так же попадались и не очень спелые орехи. Оксана даже умудрилась найти клубнику. Итак, дела наши продвигались вперед и вот, наконец, мы достигли Святого Ключа.
Первое впечатление было неожиданным - на этом месте было очень много народу - сюда люди приезжали издалека. Мы смотрели на бабушку, которая молилась и поставила здесь свечи. Да, а впереди была высокая гора. Считалось, что тем, кто заберется туда, будут отпущены грехи. Из нас в этот день никто не рискнул туда подняться, хотя смотрели на неё с интересом и завороженно.
Чтобы запечатлеть воспоминания о встрече со святым местом, мы сфоткались. Конечно же, все напились воды из источника - вода была святая и чистая и нам было приятно утолить ею жажду, но она была и достаточно холодна, поэтому почти не было героев, которые могли бы пить её залпом. Пили её мы осторожно, размеренно, там более, что она не просто вода, а святая! Такую процедуру мы посчитали для себя не только как удовлетворение жажды, но и очищение своего рода от грехов.
В 1990-е годы в этих местах был официально создан Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник, частью которого стал комплекс «Святой ключ»: рядом с источником были воздвигнуты павильоны для отдыха паломников, краснокирпичные беседки, проложены дорожки, оборудованы места для жертвоприношений (здесь мусульманские паломники приносили в жертву баранов). Но со временем инфраструктура обветшала, а на смену краснокирпичным павильонам в этих удивительно живописных местах захотелось создать что-то более аутентичное, природное.
После этой наиприятнейшей процедуры мы не знали куда пойти. Наши почтенные руководители хотели - туда, а мы - сюда. Не договорившись, мы двинули в неизвестную нам сторону, но не обманулись, и в конце концов пришли, не сказать, что к прекрасному месту, но и не так чтоб плохому. Правда, в пути нам пришлось перейти неглубокую речку. Она была так неглубока, что даже Оксана, рискнула переправиться по её дну. К счастью, она выплыла удачно. Некоторые не рискнули и прошли держась за близлежащие ветки от деревьев. Это мероприятие было не очень трудным и после него наше настроение держалось на уровне.
Мы громко и весело пели песни. И вот наша шумная компания, перейдя на другую сторону реки, но уже по более приличному мосту, увидела лагерь - это был обыкновенный пионерский лагерь, где звучала громко музыка. Не долго думая, мы решили остановиться поблизости. Выбрав удобное местечко, хорошо расположились. Отчаянные девчата - Наташа, Оксана, Ирина и Света пошли проверять воду в речке Черемшанке. Алсу и Лейсан остались загорать.
Наши парни тоже купались в речке. А после мы устроили обед.
Обратная дорога нам показалась ещё более тяжелой, но все живы и здоровы доплелись до дому. Если другие после долгого пути стали отдыхать, то дежурный в тот день этого сделать не мог. Дежурной была Света, ей с большим успехом помогала Лейсан. Все были довольны ужином. Вечер провели по-разному: Наташа заимела дружеские связи с Евгением Добронравовым, он был хозяином коня и обучал её верховой езде. Света, Алсу, Ирина и Оксана играли в карты в саду с местным парнем Сергеем, Лейсан писала письма, Надя была дома.
11.07.88 Пишет Оксана
С утра как всегда ходили на работу и всю рабочую смену оберегали Шамиля от работы. После столовки и пруда Оксана с Наташей пошли в магазин за подарком для Шамиля. Мы хотели купить транзистор, но он оказался неисправным, затем мы хотели купить русско-татарский словарь, но в конце концов остановились на декоративном занавесе, он нам весьма понравился. По дороге мы шли и думали, что бы сказать нашим, чтобы для всех подарок был неизвестным. Мы сказали, что купили скамейку и все как будто поверили.
Дальше пишет Ирина
Итак, мы сделали вид, что поверили, ибо выхода не было. К вечеру началась суета возле стола. В этот день по графику дежурной была я, Ирина, но рвались на помощь все... В результате упорной борьбы долгожданный и неописуемый ужин был готов. Оксана подвела последний штрих - коктейль "кровавая Мэри", после которого у всех началось сладкое головокружение, а некоторых потянуло на подвиги. Благо ждать возможности их свершения пришлось недолго - приехал на мотоцикле местный парень Сергей Матвеев. Оксана кинула идею покататься на мотоцикле, я её, разумеется, поддержала.
Мы ездили в поле смотреть на Билярск с высоты птичьего полёта, нам понятно, понравилось, но показалось мало, да и ехать на одном мотоцикле втроем не фартит. По этой причине нам пришлось прибегнуть к помощи Евгения Добронравова - с ним на мотоцикле в это время катались Наташа и Надя. Пока ждали Женю, мы с Оксаной и Сергеем полезли в чужой заброшенный сад за малиной (Сергей наверняка потом покаялся, что предложил нам эту авантюру, потому что мы как два пионера тут же были готовы).
Когда вернулся Женя, мы вчетвером на двух мотоциклах поехали на Святой ключ, Наташа нас ждала до 2.30 ночи. Проведя процедуру очищения наших душ, мы с легким сердцем и спокойной совестью, всем довольные легли спать.
Ласковый май "Седая ночь" 1988 г. https://www.youtube.com/watch?v=Yliyj6R0d1Y
Окончание: Какую музыку слушали и какие фильмы мы смотрели в 1988 году http://stihi.ru/2025/03/16/5424
Ссылка на статью с фотографиями и видео по ссылке в первой рецензии.
Свидетельство о публикации №124122906050
Спасибо.
Бобрякова Елена 29.12.2024 19:45 Заявить о нарушении