Dcccxxxiv - Кроме Бога здесь никого нет
Написал под впечатлением от песни Бориса Гребенщикова (Аквариум)
«Тайный Узбек»
(Узбек с узбекского переводится как:
«САМ СЕБЕ ГОСПОДИН»)
http://stihi.ru/2024/08/24/6258
…
Как то в детстве по Ржавой Трубе шёл в Рассвет,
Я мечтал о Любви, но Любви не касалась рука…
И я встретил Художника с возрастом в тысячи лет,
А он Кровью писал на холсте знак Серпа-Молотка…
Он высок, молчалив был и кудри его ниже плеч,
Он мне Книгу читал, а с Ним рядом сидела Она…
Он хотел научить меня, Тайну хранить и беречь,
А Она улыбалась, смотря как восходит луна…
Я узнал от Него как себя окружить Тишиной,
Я узнал от Неё, что скрывают собой Кружева…
Я прочёл его Книгу, чтоб знать что случилось со мной,
Я познал о Любви составляя все буквы в Слова…
Серп разрезал Завесу, а Молот разрушил запор,
Я на Крыльях Любви пересёк океаны, моря…
В Небесах я услышал Созвездий ликующий Хор,
Но пишу я об этом наверное всё-таки зря…
Я нашёл в себе Храм и Скрижали разбил об Скалу,
А вокруг меня Рай и вещает о мудрости Змей…
Чтоб познать Слово Смерть, я сломал в своём сердце Иглу,
Я в Пещере Души искал Свитки под грудой Камней…
А Любовь от меня почему-то закрыла Врата,
Я по Леснице к Свету шёл, но оказался во Тьме…
Я пью Уксус склонившись в слезах у Креста,
Я устал столько лет находиться в Телестной Тюрьме…
От избытка Огня раскололась Души Скорлупа,
Я пролился Рекой в сопряженьи бессмысленных Фраз…
Находил я Могилы везде где ступала Стопа,
Может быть я вернусь к Ним ещё один раз…
Ведь Они, это Он и Она, а Оно ты и я,
Хотя вряд-ли Им нужно, чтоб я пояснял их Секрет…
Там где Голубь воркует всегда где-то рядом Змея,
Если прямо сказать, кроме Бога здесь никого нет!
…
Once as a child I walked along a rusty pipe into the dawn,
I dreamed of Love, but no hand touched Love...
And I met an Artist thousands of years old,
And he wrote the Hammer and Sickle sign on the canvas with Blood...
He was tall, silent and his curls were below his shoulders,
He read the Book to me, and she sat next to him...
He wanted to teach me to keep and protect the secret,
And She smiled, watching the moon rise...
I learned from Him how to surround myself with Silence,
I learned from Her what the Lace hides...
I read his Book to know what happened to me,
I learned about Love by composing all the letters in Words...
The sickle cut the Veil, and the Hammer broke the lock,
I crossed oceans and seas on the Wings of Love...
In the Heavens I heard the rejoicing Chorus of the Constellations,
But I’m probably writing about this in vain...
I found a Temple within myself and smashed the Tablets against the Rock,
And around me Paradise is broadcasting about the wisdom of the Serpents...
To know the Word Death, I broke the Needle in my heart,
I was looking for Scrolls under a pile of Stones in the Cave of the Soul...
And for some reason Love closed the Gates from me,
I walked along the Forest towards the Light, but found myself in the Darkness...
I drink Vinegar, bowing in tears at the Cross,
I'm tired of being in the Body Prison for so many years...
From the excess of Fire, the Shell of the Soul split,
I flowed like a River in the conjugation of meaningless Phrases...
I found graves wherever the Foot stepped,
Maybe I will return to Them one more time...
After all, They are He and She, you and me,
Although it’s unlikely that they need me to explain their Secret...
Where the Dove coos there is always a Snake somewhere nearby,
To put it bluntly, there is no one here except God!
…
Тайный узбек
Я тут уже полдня ржу, сегодня подруга дала задание – вникнуть в текст песни группы Аквариум «Тайный узбек», и ответить ей, кем по моему мнению является этот самый Тайный узбек.
А я аж бегом согласная, мне ж только дай поумничать. Последний раз, кстати, я умничала на тему кто же такой Электрический пес, правда сама с собой, никакой конкуренции, поэтому с радостью выслушаю ваши мысли по этому поводу.
Итак, предлагаю испытание. Ниже текст (можно еще и прослушать дополнительно, не помешает)
задание: ответить на вопрос кто же по-вашему этот Тайный узбек, можно мысленно, про себя, и только после этого заглядывать в ответ.
Под катом будет моя нудная версия, и (посыпаю голову пеплом) самая очевидная версия, которую узрела моя подруга, с инструкцией к использованию.
Букв много, но это же БГ.
Я забочусь о ваших глазах, погнали :)
Мы держались так долго, как только могли
Но туда и сюда и напрочь забыли pin-code
И теперь мы идём, не касаясь земли
И бьёмся в стену, хотя с рождения знаем, где вход
Но тяжелое время сомнений пришло и ушло
Рука славы сгорела, и пепел рассыпан, и смесь
Вылита. И тому, кто тут держит весло
Передайте, что Тайный Узбек уже здесь
Три старухи в подвале, закутанные в тряпьё,
Но прядущие драгоценную нить
Знают, как знает тот, кто пьёт, опершись на копьё
И как знают все те, кому нечем и незачем пить
Так раструбите на всю бесконечную степь
Сквозь горящий туман и мутно-зеленую взвесь
Добывающим уголь и нежно сажающим хлеб
Шепните им, что Тайный Узбек уже здесь
Он - не за, он - не против. Он занят луной как Басё
Он не распоряжается ничьей судьбой
Просто там, где он появляется, всё
Происходит словно само собой
Так передайте всем тем, кто долго был выгнут дугой
Что нет смысла скрывать больше жадность, свинство и спесь
Бессмысленно делать вид, что ты кто-то другой
Когда Тайный Узбек уже здесь
Даже если нам всем запереться в глухую тюрьму
Сжечь самолеты, расформировать поезда
Это вовсе не помешает ему
Перебраться из там, где он есть, к нам сюда
Повторяю, что это не повод рыдать и кричать
Всё останется точно таким, как всё есть
А те, кто знают в чем дело, знают и будут молчать
Потому что Тайный Узбек уже здесь
конец )
Мой нудный вариант : тайный узбек - это тайный узбек (э, как загнула!) - без паспорта, прав, нелегал, но вездесущий и все умеющий, делающий всю грязную работу, пока раб, но со своим самоваром в чужом монастыре, и с явным потенциалом стать царем. как-то так. (Вот такую расшифровку нашёл на просторах интернета LOL)
…
Узбеки
тюркоязычный народ, основное население Узбекистана
Узбе;ки (узб. ўзбек / o;zbek / ;;;;;, мн. ч. ўзбеклар / o;zbeklar / ;;;;;;;) — тюркоязычный народ. Являются основным и коренным населением Узбекистана, доля которого составляет около 80 %. Достаточно большое количество узбеков проживает в северном Афганистане, северо-западном, северном, западном Таджикистане, в южном Казахстане, южной Киргизии, северном и восточном Туркменистане. Значительные группы узбекских, экономических и политических мигрантов живут в России, США, Турции, Украине, странах ЕС. Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты. Более 49 % населения Узбекистана проживает в сельской местности и занято преимущественно земледелием. Узбеки традиционно занимались ремёслами и торговлей. Являются самым крупным по численности этносом Средней Азии.
Название
Существует несколько гипотез происхождения слова узбек. Основные из них представлены ниже.
Наиболее раннее упоминание слова узбек в качестве личного имени относится к XII веку. Слово узбек возникло в Средней Азии среди огузских племён ещё до прихода монголов.
Личное имя Узбек встречается в арабских и персидских исторических сочинениях. Усама ибн Мункыз (ум. в 1188 г.) в «Книге назидания», описывая события в Иране при Сельджукидах, отмечает, что одним из предводителей войск Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула. Согласно Рашид-ад-дину, последнего представителя огузской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225).
В 1221 году одним из предводителей войск хорезмшаха Джалал ад-дина в Афганистане был Джахан Пахлаван Узбек Таи.
Согласно Аллену Франку и Питеру Голдену личное имя Узбек появилось на исторической сцене ещё до Узбек-хана, на территории Дашти Кипчака. Узбекистанский историк Эрматов М. предполагал, что слово узбек было производным от названия тюркского племени узов.
К концу XIV века на территории восточного Дешт-и-Кипчака образуется союз кочевых тюрко-монгольских племён, придерживавшихся ислама, введённого Узбек-ханом (1312—1342), прозванных за это «узбеками». Впервые о нём упоминается в персидских источниках в связи с описанием борьбы между Урус-ханом (1361—1375) и его противником Тохтамышем.
Намного позже завершения правления Узбек-хана, а именно в 60-х годах XIV века этноним «узбек» стал собирательным именем для всего тюрко-монгольского населения восточного Дешт-и-Кипчака.
Этноним «узбек» был привнесён в регион при Тимуре, а стал более массово использоваться после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников, перекочевавших в Мавераннахр на границе XV—XVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев — Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьёй.
Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке упоминал об этнониме «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра.
Например, в поэме «Стена Искандара» он писал:
На шахские короны и пышные одежды
мне надоело смотреть,
Мне достаточно одного моего простого узбека,
у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат
Уже в XVI веке в источниках встречается термин-топоним Узбекистан. Сефевидский шах Тахмасп I (1524—1576) называл в своих документах государство Шейбанидов в Мавераннахре «Узбекистаном».
В первой половине XVII века учёный-энциклопедист Махмудом ибн Вали писал о жителях Мавераннахра: «Народ этой страны в каждую эпоху имел особое имя и прозвище. Со времени Тура ибн Яфаса до появления Могул хана, жителей этой страны называли тюрками…. После поднятия государева знамени Узбек хана и по сей день жители этой страны именуются узбеками…».
Поэт XVII века Турды писал об этнониме «узбек» как об объединяющем названии для 92 родов на территории Средней Азии.
Российский посланник И. В. Виткевич, побывавший в Бухаре в 1836 году, писал, что «в Бухаре можно найти жителей целого Узбекистана или Турана».
По версии Г. В. Вернадского, термин «узбек» являлся одним из самоназваний «свободных людей». Он предполагает, что термин «узбеки» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал, что согласно Полю Пелио, имя Узбек (;zb;g) значит «хозяин себя» (ma;tre de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П. С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название «узбек» значит «сам себе господин». Некоторые писатели предполагают, что называние «узбек» восходит к имени ;z Beg («Узбек»), которое носил хан тюрко-монгольского государства Золотая Орда — Узбек-хан (1312—1340).
История и формирование узбекского народа
Этногенез узбеков
Древний период
Узбеки являются потомками самых древних народов Средней Азии, чьё постоянное присутствие в Центральной Азии засвидетельствовано с середины I тысячелетия до нашей эры согдийцами, хорезмийцами, бактрийцами, ферганцами и сако-массагетскими племенами.
По мнению таджикского историка Б. Гафурова, узбекский народ образовался не только из кочевников-узбеков, но и из оседлых народов согдийцев и хорезмийцев, а также из тюркоязычных народов, живших в Средней Азии с глубокой древности.
По мнению академика А. Аскарова, одними из древнейших предков узбеков были местные прототюрки и тюрки. В число предков узбеков входило коренное оседлое и скотоводческое население Средней Азии, говорившее на тюркских и восточноиранских языках. Начало процесса смешения племён и родов, говоривших на языках двух разных языковых семей, является началом узбекского этногенеза.
К. Шаниязов относит усуней и хуннов к тюркоязычным племенам и именно с ними связывает тюркизацию ираноязычных племён на берегах Сырдарьи и появление нового тюркоязычного народа — кангаров. С рубежа н. э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён.
Абу Рейхан Бируни (973—1048) в произведении «Памятники минувших поколений» приводит сведения о древних тюрках Хорезма: «Они (жители Хорезма) считали годы от начала заселения (своей страны), которое произошло за 980 лет до Александра, а потом начали считать годы от прихода в Хорезм Сиявуша, сына Кайкауса и воцарения там Кейхусрау и его потомков, который переселился в Хорезм и распространил свою власть на царство тюрков. Это было 92 года (от начала) заселения Хорезма.
Около 175 года до. н. э. Хорезм вошёл в состав Кангюя, который некоторые исследователи связывают с тюркоязычными общностями. Так, Малявкин А. Г. считал, что государство Канцзюй было создано тюркоязычными племенами, которые поставили под свой контроль население оседлых земледельческих районов. В последней трети I века до н. э. Хорезм в составе Кангюя выступает как могущественный союзник западных гуннов.
Древние кангары-кангюйцы, которые сформировались на основе группы сакских племён присырдарьинских районов, а в III веке до н. э. создали своё государство, были тюркоязычными.
Раннесредневековый период
С III века нашей эры в Хорезме отмечены представители народа гуннов. Некоторые исследователи относят гуннский язык к тюркским.
Тюркский компонент был в составе племён кидаритов в V веке. На печати кидаритов, сделанной в V веке в Самарканде, есть бактрийская надпись, содержащая титул правителя: „Оглар хун“, тюркского происхождения.
Хиониты, жившие в III—IV веках, были древним кочевым народом, конгломератом иранских и гунно-тюркских племён.
Известно, что некоторые хунны-хиониты правили в Чаче (современный Ташкент) между серединой IV и VI веками. Им приписывают особый тип монет, где они появляются на портретах в виде королей в диадемах, обращённых вправо, с тамгой и круговой согдийской легендой. Также они часто появляются с гребнем на голове.
Со 2-й половины VI века н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс тюркизации усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением.
В VII—VIII веках источники фиксируют названия ряда тюркоязычных племён на территории Среднеазиатского междуречья: тюрки, кумиджии, карлуки, кангары, халаджи, аргу, тюргеши, чолы. Древним тюркским племенем были халаджи, которые в Раннем Средневековье проживали в степных районах Средней Азии, а также в Тохаристане — современные территории южного Узбекистана, Таджикистана и северного Афганистана.
Карлуки были одним из древних тюркоязычных племён, которые в VI—VII веках упоминаются в среднеазиатских оазисах. В 766—840 годах карлуки создали каганат в Средней Азии. Карлуки относились к европеоидному антропологическому типу. Масуди отмечал, указывая на карлуков, что они наиболее красивые по виду, высокие ростом и приятные лицом».
О раннем проникновении карлуков в южные районы Средней Азии и их смешении с местными эфталитами даёт сведения историк Гардизи: «…карлуки стали многочисленными, усилились и вступили в сношения с тохаристанскими хайталами, те потребовали от них женщин, карлуки дали им женщин»
Тюркские имена и титулы встречаются в бактрийских документах VII—VIII веков: каган, тапаглиг элтабир, тархан, тудун, имена Кутлуг Тапаглиг Бильга савук, Кера-тонги, Тонгаспар, тюркские этнические названия: халач, тюрк В этот период тюрки составили часть оседлого населения древней Бактрии.
В этнополитической истории Согда тюрки активизировались с 560-х годов. В 587 году, сын Кара Чурина Янг Соух тегин был утверждён владетелем Бухарского оазиса. После него Бухарой в 589—603 годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы-тегин (603—604). Тюркские правители Бухарского оазиса в середине VIII в. выпускали тюрко-согдийские монеты с надписью «владыки хакана деньга» Правителями согдийского Пенджикента в VII—VIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич.
Самая многочисленная группа фигур на западной стене афрасиабской живописи VII века в Самарканде представляет собой изображение тюрок.
Тюрки оазисов Центральной Азии выпускали свои монеты: тюрко-согдийские монеты тюрков-халачей, тюргешей, тухусов
Тюркские правители Ташкентского оазиса — Чача в VII — начале VIII в. чеканили свои монеты. Л. С. Баратова выделяет следующие типы монет тюрков: с надписью «господина хакана деньга», «тудун Сатачар», с надписью в правитель Турк (VII в)
Тюркские правители Ферганы выпускали монет следующих типов: с надписью «тутук Алпу хакан» или «Тутмыш Алпу-хакан»; с надписью «хакан». О. И. Смирнова считала, что тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет с надписью «владыки хакана деньга»
Среди согдийских мугских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом. На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII—VIII веках своей письменной традиции. Древнетюркская надпись была обнаружена к северу от Согда в горах Кульджуктау (100 км севернее Бухары), что говорит о широком распространении разных вариаций рунической письменности древних тюрок.
К X веку предки узбеков консолидировались в один народ. Это привело к смешениям согдийского, бактрийского, ферганского и хорезмийского населения с древнетюркскими племенами.
Основным тюркоязычным этносом Хорезма начиная с VI века были тюрки, так как Хорезм находился в зависимости от Тюркского каганата. C VII века Хорезм был тесно связан с тюркским государством — Хазарским каганатом и происходили процессы миграции населения. Хорезмийцев было много в составе гвардии хазарского хакана. Большую роль играли купцы-хорезмийцы.
Персидские авторы географы X века упоминают хорезмийский город Баратегин. Судя по названию, город был населён или основан тюрками. Истахри называет его в числе 13 городов Хорезма, а ал-Макдиси включает его в число 32 городов Хорезма..
Тюрки Центральной Азии поклонялись следующим божествам: Тенгри («Небо»), Умай (богиня-Мать), Йер-суб («Земля-вода») и Эрклиг (Владыка ада), среди которых главенствующее положение занимал Тенгри. Часть тюрок Самарканда придерживалась собственных религиозных представлений, что видно по тюркскому захоронению с конём на территории города Самарканда. В древнетюркской генеалогической легенде волчица выступала прародительницей тюрок, знамёна-древки которых были увенчаны золотой головой волка. Иллюстрацией генеалогической легенды тюрок, культа волка является находка из Бегавата (Сырдарьинская область), где была обнаружена литая бронзовая статуэтка волка с двумя людьми на спине.
Л. Н. Гумилёв, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии.
Тюрко-согдийский симбиоз
Источники фиксируют немалое число тюрко-согдийских браков и усиление родственных связей.
В период правления правителя Западного Тюркского каганата Тон-ябгу кагана (618—630) с правителем Самарканда были установлены родственные отношения — Тон-ябгу каган выдал за него свою дочь.
Согласно брачному договору от 27 апреля 711 года, был заключён брак между тюрком Ут-тегином и согдианкой Дугдгончей.
По данным энциклопедиста XII века Наджм ад дина Абу Хафса ан-Насафи, ихшид Согда Гурек имел тюркские корни.
При раскопках согдийского Пенджикента был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте замечено тюркское имя Туркаш.
Таким образом, часть оседлого населения древнего Согда наряду с ираноязычными согдийцами составило тюркоязычное население.
Близкие тюрко-согдийские связи привели к взаимным заимствованиям из тюркских языков в согдийский. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркских языков: yttuku — «посылать», «посольство», bediz — «резьба, орнамент» и другие, что говорит о высокой культурной основе тюркских языков уже в VI—VII веках. По мнению известного востоковеда М. Андреева, некоторые слова из согдийского языка оказались в составе узбекского языка, как например, куп — «много» (узб. ko'p), катта — «большой» (узб. katta), кальта — «короткий» или «молодой» (узб. kalta).
Сами согдийцы замечали отличия между согдийским, персидским и парфянскими языками и поэтому были составлены согдийско-персидско-парфянские словари.
В конце VI—VII веках в Согде тюркские кафтаны входят в моду.
В раннем Средневековье усилилось слияние тюрков и согдийцев, на основе которого сформировались два братских народа — узбеки и таджики.
Арабское нашествие и его последствия
Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII — первой половине VIII века, оказало определённое влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к X веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки;. Вместо древних верований — зороастризма, манихейства, тенгрианства, христианства — в регион пришёл ислам и стал господствующей религией. Арабский язык вместе с ним стал языком науки и религии. В Среднюю Азию мигрировали группы арабов и составили часть населения Бухары и Самарканда. Исчезновение согдийского языка и смена религии с зороастризма на ислам привело к исчезновению согдийцев, название которых уже не упоминается на территории бывшего Согда c X века.
Согдийский язык оставался в употреблении вплоть до XIV века.
Предки узбеков в средние века
Узловым историческим моментом территориально-социального объединения, который превращается в народ, для узбеков является государство Караханидов XI—XII вв., когда в Среднеазиатском междуречье формировалось основное ядро тюркоязычной народности, принявшей впоследствии этническое наименование узбеков. Таким образом, тюркоязычное население междуречья, сложившееся к XI—XII вв., составило основу узбекской народности.
По мнению таджикского историка Б.Гафурова, узбекский народ образовался не только от кочевников-узбеков, но и от оседлых народов согдийцев и хорезмийцев и из тюркоязычных народов живших в стране с глубокой древности.
В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. По мнению британского историка Тридвелла, тюрки были хорошо представлены в Мавераннахре, где они сформировали оседлые и полуоседлые общины задолго до IX века По данным письменных источников в 860-х годах группы халаджей и тюрок жили на территории Тохаристана между Кабулом и Бустом.
С середины IX века усиливается тюркизация населения Среднеазиатского междуречья, что было связано со становлением системы военных тюркского происхождения мобилизованных в военную систему Саманидов. Ещё до прихода Караханидов в VIII-Х вв., значительная часть населения Ферганской долины была в языковом отношении тюркизирована. В 35 случаях из 38 в надписях монет Ферганы и ферганских городов X в. упоминаются сановники тюркского происхождения.
Этнос, впоследствии ставший основой узбекской нации, сформировался в XI—XII веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов. Караханиды гораздо больше, чем другие династии тюркского происхождения, имели в надписях на монетах тюркские титулы.
К Х веку в государстве Караханидов функционировал литературный язык, продолживший традиции древнетюркских письменных текстов. Официальный караханидский язык Х в. основывался на грамматической системе древних карлукских диалектов. Исламизация Караханидов и их тюркских подданных сыграло большую роль в культурном развитии тюркской культуры. В конце Х — начале XI в. впервые в истории тюркских народов на тюркский язык был переведён Тафсир — комментарии к Корану.
Основатель Западного Караханидского каганата Ибрахим Тамгач-хан (1040—1068) впервые на государственные средства возвёл медресе в Самарканде и поддерживал развитие культуры в регионе. Одним из знаменитых учёных был историк Маджид ад-дин ас-Сурхакати, который в Самарканде написал «Историю Туркестана», в которой излагалась история династии Караханидов.
Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрагим ибн Хусейна (1178—1202), который был построен в цитадели в XII веке, где были обнаружены фрагменты монументальной живописи с изображением тюрок. При Караханидах появились тюркоязычные литературные произведения: «Благодатное знание» (Кутадгу билиг) Юсуфа Баласагуни, «Диван» Ахмада Яссави, «Дары истины» (Хибатул хакоик) Ахмада Югнаки, а филолог Махмуд Кашгари заложил основы тюркского языкознания.
Тюркские слова и термины, характерные для литературы XI века, используются в современном бухарском говоре узбеков.
Основным тюркоязычным этносом Хорезма начиная с VI века были тюрки[уточнить]. Персидские авторы географы X века упоминают хорезмийский город Баратегин. Судя по названию, город был населён или основан тюрками. Истахри называет его в числе 13 городов Хорезма, а ал-Макдиси включает его в число 32 городов Хорезма. Выдающийся учёный и этнограф Бируни (973—1048) в своих произведениях приводит названия тюркских месяцев и тюркских лечебных трав, которые использовало тюркское население Хорезма Бируни в своём произведении «Памятники минувших поколений», написанном в Хорезме около 1000 года, приводит тюркские названия годов по животному циклу, которые использовало тюркское население Хорезма, вошедшие в лексику современного узбекского языка: сичкан, од, барс, тушкан, луй, илан, юнт, куй, пичин, тагигу, тунгуз. В этом же сочинении он приводит названия месяцев по-тюркски: улуг-ой, кичик-ой, биринчи-ой, иккинчи-ой, учинчи-ой, туртинчи-ой, бешинчи-ой, олтинчи-ой, йетинчи-ой, саккизинчи-ой, токкузинчи-ой, унинчи-ой. Немецкий востоковед Захау, Карл Эдуард отмечает, что эти списки представляют особый интерес, поскольку в них представлены древние образцы тюркского языка. В сочинении Бируни «Индия» фиксируется тюркское название Ташкентского оазиса. Бируни пишет, что название города Шаш происходит от тюркского языка, в котором он называется Таш-канд, то есть каменный город.
Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI—XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки, пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом.
Волны миграции тюркоязычного населения в регион имели место в XI веке, а затем а XIII веке, и наконец, в начале XVI века под предводительством Мухаммада Шейбани Хана.
После вторжения монголов в Среднюю Азию в 1219—1221 годах, произошли новые этнические изменения. По последним генетическим генеалогическим тестированием из Оксфордского университета, исследование показало, что генетическая примесь узбеков имеет промежуточное положение между иранскими и тюркскими народами с редкими монголоидными элементами.
Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века. В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: найман, хытай, барласы, каучины, кунграт, мангыты и др. В состав узбеков вошёл монгольский компонент. По мнению С. Толстова, поддержанного современными исследованиями В. Трепавлова, значительная часть войск монголов состояла из кипчакских и других племён, зависимых от монгольских военачальников. Он полагал, что распространённость у жителей Средней Азии монгольских этнонимов: кунграт, мангыт, и других не всегда свидетельствует о монгольском происхождении этих родов.
В дальнейшем произошла тюркизация монгольских родов, включая чингизидов. Приводя сведения о правителе Чагатайского улуса Кебек-хане (1318—1326), арабский путешественник Ибн Баттута приводит сведения, что он говорил по-тюркски: Царь (Кебек-хан) удивился и сказал: «Йахши», что по;тюркски означает «хорошо». Это свидетельство говорит о том, что чингизиды Чагатайского улуса в начале XIV века перешли на местный среднеазиатский карлукский вариант тюркского языка.
Исламизация и тюркизация нашла отражение в создании литературных, научных и религиозных произведений на тюркском языке. Известным хорезмийским тюркским поэтом, писателем конца XIII — начала XIV вв. был Рабгузи. Основное произведение Рабгузи «Рассказы Рабгуза о пророках» («Киссаи Рабгузи», 1309—10) состоит из 72 рассказов по религиозной тематике, в основном из Библии и Корана. Другим известным тюркским поэтом был Хафиз Хорезми, который в 1353 году написал поэму на тюркском языке «Мухаббат-наме». Сохранилось два списка поэмы: ранний, выполненный уйгурским письмом в 1432 году, и второй, переписанный в 1508—1509 гг. арабским письмом. Уйгурский список состоит из 10 писем-стихотворений на тюркском языке. Обе рукописи хранятся в Британском музее.
Кочевые узбеки-воины были с 1360-х годов на службе у Тимура, например источники сообщают о воинах-узбеках в 1366 г. в Карши, а также среди беков (Бахт ходжа узбек), находившихся на службе у Тимура. В составе войск Тимура в индийском походе в 1399 г. были 400 домов узбеков.
Тимур, объединивший Мавераннхар и Хорасан в одно государство, уделял развитию тюркского литературного языка особое внимание. При походе против Тохтамыша в 1391 году Тимур приказал выбить у горы Алтын шокы надпись на чагатайском языке уйгурскими буквами — восемь строчек и три строчки на арабском языке, содержащих коранический текст. В оригинале, в частности было написано: …Туроннинг султони Темурбек уч юз минг черик бирла ислом учун Туктамиш хон булгар хонига юриди… Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима, жившим в Хорезме, был составлен на чагатайском тюркском языке.
Тимуриды использовали тюркский и персидские языки. В 1398 году сын Тимура Мираншах приказал составить официальный документ на тюркском языке уйгурским шрифтом. Внук Тимура Искандар Султан-мирза (1384—1415) имел двор включавший группу поэтов, например, Мир Хайдара, которого Искандар призвал писать стихи на тюркском языке. Благодаря покровительству Искандар Султана была написана тюркская поэма «Гуль и Навруз».
На личной чашке Мирзо Улугбека (1409—1449) была выгравирована надпись на среднеазиатском тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна».
Усиление статуса и роли тюркского языка в эпоху Тимура и Тимуридов привело к формированию узбекского литературного языка. Появились гении тюркской литературы: Лютфи и Алишер Навои. Тюркский писатель, историк, поэт Захираддин Бабур (1483—1530) подчёркивал: "Жители Андиджана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным; сочинения Мир Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, [написаны] на этом языке.
Большую роль в дальнейшем развитии узбекского литературного языка сыграл Алишер Навои, который написал «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение тюркского языка. Навои писал:
Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски
XVI—XVII вв.
Дашти-кипчакские узбеки
Добавление краткого описания
У этого термина существуют и другие значения, см. Узбек (значения).
Дашти-кипчакские узбеки или дешти-кипчакские узбеки — термин, использовавшийся некоторыми исследователями для обозначения союза тюрко-монгольских племён, кочевавших в восточной части Дешт-и-Кипчака в XIV — начале XVI вв. В их состав до 1450-х годов входили и казахские племена.
Происхождение
Термин "дашти-кипчакские узбеки" впервые был использован советскими этнографами. Название связано с именем исторического региона Дешт-и-Кипчак. Они вели кочевой образ жизни и говорили на кипчакском диалекте тюрки. Политическая и культурная элита кочевых узбеков в лице Шейбани-хана и его родственников создавала литературные произведения на чагатайском тюркском языке.
Арлат, бахрин, буркут, дурмен, ийжан, хитай, карлуки, маджар, кыпчак, кият, кунгират, курлавут, мангыт, найман, нукуз, тангут, уйгуры, меркит, кушчи, утарчи, джат, чимбай, кенегес, уйшун, тубаи, таймас, эчки, тумен-минг, шадбахтли, шункарли и др. племена в конце XIII и XIV—XVI веков восточными историками назывались общем названием «узбек».
Хамидуллох Казвини в своём произведении «Тарихи гузида» («Избранная история») упоминает о подчиненных землях Узбек-хану, хану Золотой орды, и народах и эти племена указывается как «узбекиян» («узбеки»), а их кочевавшиеся земли, то есть Восточный Дешти-Кипчак указывается как «мемлекети узбек» («узбекское государство»).
Термин «узбек» как названия союза племен и принадлежащими им земли использовался также до Узбекхана. Например, Улугбек в своём историческом произведении «Тарихи арбаъ улус» («История четыре улуса») в упоминании возведении Узбекхана на престол пишет «Узбекский улус выдан ему».
Рузбехан в своей книге «Мехманнамаи Бухара» указывает что, узбеки делятся на три группы: шейбаниды (узбеки, вошедшие в Улус Шейбана), казахи и мангиты. Улус Шейбана, по данным источников создается 1238 г. и включал территории с подножий Урала до реки Тобол и Сарысу (его южная граница был Аральское море, а северная граница был Чинги-Тура (Тура)). Улус Мангыта расположился в землях между реках Эмба и Яик. Мангыты в 30-годах XV века подчинились Абулхайрхану. Казахи как этноним появился с начала 1446 г. Потомки Урусхана, хана Ак Орды: Гирейхан (Кирейхан) и Джанибек 40-годах XV века, отказав подчинение Абулхайрхана, со своими сторонниками-подданными бежали к оазису Чу и Семиречье и после некоторой времени основали Казахское ханство (1465 г.) [источник не указан 3383 дня]. Бежавшие от Абулхайрхана эти племена в истории получили название «узбеки-казахи».
Полукочевые узбеки преимущественно вели кочевой образ жизни и были заняты отгонным скотоводством, обедневшие кочевники также занимались земледелием. Дешти-кипчакские узбеки стали составной частью узбеков, казахов, каракалпаков Средней Азии, а также ногайцев, башкир, татар и других.
В 1870-х годах об узбеках оазисов Средней Азии отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов». По статистическим данным в 1887—1888 годах в Самаркандском уезде из 254195 населения узбеки составляли 186532 человек (то есть 73 % населения), остальные жители были представлены таджиками, русскими, арабами, казахами, иранцами и др.
Потомки полукочевых узбеков Узбекистана в советской историографии обособленно именуются общим названием «дешти-кипчакские узбеки» (узбеки-кипчаки, кипчакские узбеки, кочевые узбеки и т. д.)
Родовое деление
Узбекские племена
Добавление краткого описания
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени "узбеков" в старом понимании этого термина кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения. Как установил современный историк Т.Султанов — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».
Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из этих 92 человек, согласно легенде, будто бы и произошли «узбекские» племена, называемые в тексте также и нарицательным именем илатийа.
К настоящему времени известны более 18 списков 92 узбекских племен, причем все они составлены на территории Мавераннахра, то есть оазисов Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список датируется XVI веком, а самый поздний началом XX века. Один из списков был записан Н. В. Ханыковым, который был в Бухаре в 1841 году.
Анализируя списки узбекских племен можно отметить, что большинство из них начинается с названия трех племен: минг, юзы и кырк.
Было также дештикипчакское узбекское племя уйшун (уйсун), группы которого известны в Ташкентском и Самаркандском оазисах, возводит своё происхождение к усуням. У узбеков племя уйшун считается одним из самых древних среди 92 узбекских племен и пользовалось определенными привилегиями.
В одном из списков 92 узбекских племен, составленных в Мавераннахре, указаны племена, которые жили в оазисах Средней Азии задолго до завоевания края Шейбани-ханом. Например, в списке из рукописи 4330.3 из собрания Института востоковедения Узбекистана можно найти такие рода как: барлас, катаган, кипчак, уз, найман и др.
Как свидетельствует авторитетный антрополог К.Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом, среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов.
Поэт Алишер Навои в своих произведениях написанных в XV веке упоминал про этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра..
Поэт XVII века Турды писал об этнониме узбек, как объединяющем названии для 92 родов на территории Средней Азии.
Востоковед Герман Вамбери, подданный Великобритании, посетивший регион в середине XIX столетия, пишет, что к этому времени узбекские племена являлись преобладающими в Кокандском, Хивинском ханствах и Бухарском эмирате, и что узбеки в то время объединялись в 32 главных племенах: кунград, кипчак, хитай (ктай), мангит, нокс, найман, кулан, кист, аз, тас, сайат, джегатай, уйгур, айбет, дормен, ошун, канджигалы, нагай, балгали, митен, джелаир, кенегез, канлы, ичкили, багурлю, алчин, ачмайли, каракурсак, биркулак, тыркиш, кеттекесер и минг. В конце XIX начале XX столетия разные источники уже называли 903, 974 и 1025 узбекских племен. Расхождения в цифрах, очевидно, были связаны с двумя факторами.
Во-первых, состав узбекских племен и родов усложнялся посредством появления новых колен и подразделений, а также вступления некоторых из них в родоплеменные союзы между собой. Например, часть рода юз, вступив в союз с племенем кырк, образовала относительно самостоятельный род юз-кырк.
Во-вторых, собственно дашти-кипчакские узбеки, пришедшие в данный регион во главе Шейбанидов, составили только ядро, вокруг которого в дальнейшем объединялись другие тюркские и тюрко-монгольские племена, находившиеся в Мавераннахре к моменту утверждения династии Шейбанидов. К узбекским племенам примкнули, хотя и сохраняли по отношению к ним некоторую дистанцию, ряд монгольских, огузских и других степных родов и племен, которые проникли в регион в период Чагатаидов, а также до и после него. Часть из них, такие как монгольские племена чагатай, джелаир, барлос и другие, постепенно тюркизировалась, усвоив тюркские наречия и приняв ислам, другие, более древние тюркские племена огузы, уйгуры, карлуки, кипчаки, сами способствовали тюркизации вышеназванных племен и самих дашти-кипчакских узбеков, поскольку являлись носителями наречий, впоследствии утвердившихся в регионе и усвоенных другими племенами.
…
https://youtu.be/K-Mz87cBzE8?si=7ccQTxGXrRn8jz6s
Свидетельство о публикации №124122904348