Новый друг
В четвёртом классе в начале сентября в класс Саньки пришёл учиться мальчик Володя. Его усадили за парту с Санькой на втором ряду у окна. Володя был оставлен на второй год обучения за слабую успеваемость. Он в прошлый год, не хотел учиться, и часто прогуливал уроки. Небольшого роста, вихрастый, ничем не отличался от других ребят, хотя и был на год старше. Шустренький, он почти у всех ребят в классе выигрывал в игре "Перья". В школах писали чернилами и ручками с перьями. Перышки были разные: толстые железные (они часто оставляли кляксы в тетрадях), лягушка и звездочка никелированные (нержавейка) - были лучше и писали более тонко, каллиграфическое бронзовое, с косым срезом для письма с наклоном(больше подходили для чистописания и школьников с левой рукой), с шарик на конце (с ними можно было писать под любым углом наклона). Перышки играли роль и своеобразного платежного средства, и обмена между школьниками. За ценное перышко можно было просить все, что угодно. Например, коробку карандашей 7 цветов, стиральную резинку и даже тетрадку, блокнотик, конфеты, открытки, фантики и т.д.
Игра заключалась в том, что два участника, зажав по перу в кулаках, одновременно бросали его на пол или широкий подоконник окна, парту. Выигрывал тот, у кого перо легло звездочкой (выбитой на пере) вверху.
Если у обоих игроков перышки ложились одинаково, делали перезаброс перьев. Проигравший вброс, ставил свое перо звездочкой вверх. Выигравший игрок, на тупую часть пера, которую вставляют в ручку, надавливал своим пером, пытаясь его перевернуть, чтобы перо легло брюшком вверх. Или проводил своим пером с острого конца пера до тупого и резко нажимает вниз на хвостик. Перо, делало несколько переворотов (сальто) и приземлялось. И если перо противника лежало звездочкой вниз, то он забирал перо противника. Но такое получалось редко. И тогда игра продолжалась, но уже свое перо под удар ставил победитель вброса. Как по какому-то неведомому колдовскому закону перо не хотело переворачиваться, и приземлялось в той же позе, что и стояло. И начиналось новое вбрасывание. А если победитель вбрасывания выигрывал перо, то начиналось вбрасывание перьев с новым игроком. Если таких игроков не было, то игру можно было продолжить с первым. Игра довольно азартная. Санька то выигрывал, то проигрывал перья, но не доходило до того, чтобы он проиграл и последнее перо из ручки. Эта игра была не на деньги и не запрещалась. Хотя учителя и родители ругали детей за игру. Так как школьники проигрывали все свои запасные перья и даже в азарте и последнее перо из ручки. И им уже нечем было писать на уроках.
Санька и Володя быстро подружились. Дом Володи находился по пути в школу Саньки, и он часто заходил за Володей. У него не было отца. Его воспитывала мать. Мать курила папиросы, в доме стоял терпкий запах табака. Она говорила громко и порой грубо, но была добрая. Не раз, когда Санька приходил очень рано, и Володя только еще садились с матерью за стол завтракать, тетя Настя, не называя Саньку по имени, говорила:
- Садись с нами за стол, я сейчас вам с Володей шанежек положу.
И Санька, стесняясь, отвечал:
- Я уже позавтракал.
Тогда она более грубо:
- Не хочешь, тогда жди Володю на крылечке.
Но чаще он соглашался. И они, позавтракав, радостные бежали в школу.
Сентябрь был тёплым, солнечным. В поселке копали картошку. Как-то Санька зашёл за Володей, чтобы идти гулять. Тетя Настя сказала сыну:
- Вот выкопаем грядочку, тогда и пойдешь гулять. И Санька помогал ему собирать картошку и картофельную ботву. И Володя тоже не однократно помогал другу убирать картошку.
Той же осенью у ребят было еще одно увлечение после учёбы в школе - стрельба из луков. Луки они делали из еловой упругой ветки, а из соснового кряжа, щепали стрелы. У каждого было своё оружие. Собирались по 4 или 5 одноклассников, стреляли по мишеням, которые рисовали на листе газеты красным карандашом и развешивали на поленницу дров. Соревновались и: у кого стрела дальше улетит, и чья стрела взлетит ваше большой березы. И в один из дней случилось несчастье. Стрела, пущенная Лешкой, попала в глаз Володе. Он недели две не ходил школу, лежал в Вологде в больнице. Потом долгое время ходил с повязкой на глазу. А к Новому году ему установили, как сам говорил Володя, стеклянный глаз. Он был такой же, как и живой глаз и не чем не отличался от живого. И не зная, и не подумаешь, что глаз протез. Володя хоть и учился второй раз в 4 классе, но снова отставал в учёбе. За компанию с ним, иногда и Санька тоже уходил из школы с последнего урока. Саньке за это сильно попало от родителей. Бабушка уехала к дочери в Сосногорск, там родился внук, и проконтролировать Саньку было некому, родители допоздна на работе. Правда у него была обязанность: забрать из садика младшего брата Ваню. Наносить к печке дров, и иногда купить хлеб в магазине. Белый хлеб был такой вкусный, тёплый и хрустящий, что Санька по дороге к дому объедал все корки у буханки. И мать бранила его за это.
- Мне хлеба не жалко, - говорила она, - но не хорошо обгладывать буханку. Приди домой, отрежь, сколько надо, и ешь сколько хочешь.
На что Санька в ответ:
- Потом-то он будет не такой вкусный, когда остынет, а так он как пирог горячий.
На что мать серьёзно:
- Тогда сам и доедай свою буханку.
У Саньки тоже не все было хорошо с учёбой. С четвёрок скатится на тройки, иногда появлялись и двойки.
В конце марта стояла тёплая и солнечная погода. Сосульки с крыш свисали почти до земли. А после нескольких дождей снег съехал с крыш, образовав под окнами высокие снежные горы. В один из дней, Санька и Володя, не сделав домашнее задание, пришли в школу (не выучили стихотворение).
Хоть Санька и читал его многократно, но оно не отложилось в его памяти.
После уроков учительница заставила ребят учить стихотворение, сама ушла в учительскую, закрыв их в классе на замок, сказала, что как только будете готовы отвечать урок, постучите в дверь, и я приду приму ваши стихи и поставлю оценки. У Саньки ничего не лезло в голову, в такую солнечную погоду хотелось бежать гулять. Солнце вскоре ушло из окон школы. Сколько времени они просидели в закрытом классе они не знали, часов-то у них не было. Они стучали в дверь, звали учительницу, но она не приходила. Володя предложил вылезть из класса на улицу через форточку, тфорточки в окнах были большие. Что они и сделали.
Вечером Санька сидел дома, необычно тихий. Готовил уроки. Каждый звук в шагов в коридоре, вызывал страх. Ждал, что вот-вот, с минуты на минуту в двери постучится учительница и расскажет о его плохом поведении. Но учительница не пришла. Лишь утром в школе пожурила их. Санька был напуган, а вдруг учительница не сегодня, так завтра придет и расскажет родителям о его плохом поведении.
И она пришла. И сказала родителям, что ему нужно подтянуть учебу на четверки, что он способный мальчик, но ленивый, и у него к концу года выходят две тройки по русскому и арифметике. И надо, чтобы были одни четверки, ведь он переходит из начальной школы в восмилетнюю, и упущенное в учебе сейчас, будет влиять на учебу в дальнейшем. Родители ограничили его прогулки, сказали, что достаточно прогулки, когда идет в садик за братом.
Вскоре на Сухона лёд набух и посинел. Талые воды подняли его, приближался ледоход. Ребята на уроках постоянно смотрели в окно, не настал ли ледоход, отвлекались от учебы.
В один из дней конца апреля, на четвертом уроке русского языка, кто-то из одноклассников крикнул: «Лед пошёл!» Ребята и девчонки вскочили с мест, подбежали к окнам. Учительница пыталась их усадить, но было бесполезно. Тогда она и сама подошла к окну и сказала:
- Ребята, а как приятно смотреть на ледоход!
А мимо плыли проруби обнесенные еловыми лапами или ледяными глыбами. А ребята то один, то другой кричали:
- А это наша прорубь!
- А это наша лыжня, мы по ней ездили за реку, кататься с высоких гор. Минут через пять урок продолжился в тихой и спокойной обстановке. А в перемену школьники высыпали на берег реки. И уже по Сухоне проплывали проруби, но у той стороны реки, это были проруби соседней деревни Уваровица. То плыли вмерзшие в лёд старые разбитые лодки, обломки брёвен, пучки сена и разный другой хлам.
А вскоре началась на Сухоне операция «Юг». Самоходки везли в восточные районы области муку, песок, соль и другие продукты питания, сельхозтехнику, мебель, стройматериалы.
Школьники любили смотреть на плывущие вниз теплоходы, катера, самоходки. Они записывали в тетради их названия и в школе в перемены обсуждали, кто какой катер или самоходку видел.
Приближалось 1 Мая. У всех было радостное настроение .
Свидетельство о публикации №124122902980