Евангелие от Холоса

                Целое больше суммы своих частей.

                Аристотель


                Всё во мне, и я во всём!..

                Тютчев

                Джозефсон считает, что бомовский импликативный порядок
                может однажды привести Бога или Душу в сферу науки —
                идея, которую поддерживает и сам Джозефсон.

                Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»





Греческое слово Евангелие в переводе на русский означает «благовестие, благая весть».

Греческое слово Холос в переводе на русский означает «Целое». От корня «холос»  происходит слово «холизм». Как писала в 1970 году Философская энциклопедия:

«Холизм (от греч „holos“ — целый, весь) — „философия целостности“: идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат ступенчатой творческой эволюции, которая направляется нематериальным и непознаваемым „фактором целостности“».

(Ох уж эти идеалисты, пособники попов!)

От греческого корня «холос» происходит современный научный термин «голография» (то есть «пишу целое»), привычное и широко распространённое слово «голограмма» и непривычное заковыристое иностранное словцо «холодинамика» (от английского  “holomovement”, т.е. голограмма в движении, или «движение целого»).

От этого же греческого слова происходит словосочетание «голографическая парадигма», авторство которой принадлежит американским учёным Дэвиду Бому и Карлу Прибраму. В голографической парадигме Бома-Прибрама Высшая реальность есть «нераздельная цельность».

Само мудрёное словечко «парадигма» происходит опять же от греческого слова «образец», «пример для подражания» и  подразумевает под собой научную систему, научное мировоззрение, методологию научного исследования.

В научной системе и методологии холизма затрагиваются сложнейшие философские вопросы  реальности, не менее сложные физические вопросы, связанные с квантовой нелокальностью и запутанностью, или «призрачным действием на расстоянии», как называл его Эйнштейн, наконец, интригующие вопросы, связанные с загадками сознания и работы головного мозга. Бытие и сознание переплелись в голографической парадигме воедино. Холизм есть холизм.

Древний греческий Холос породил интернациональный холизм ХХ века. В том же веке холизм породил голографическую парадигму Бома-Прибрама. Голографическая парадигма породила голографическую Вселенную наших дней, производную от древнегреческого Холоса-Космоса. (Космос по-гречески означает  “порядок”, “упорядоченность”; “строение”, “устройство”; “государственный строй”, “правовое устройство”, “надлежащая мера”; “мировой порядок”, “мироздание”, “мир”; “наряд”; “украшение”, “краса”.) Так, В 1991 году на Западе была опубликована книга Майкла Талбота «Голографическая Вселенная» (“The Holographic Universe”), ставшая бестселлером. Именно в ней и был упомянут Нобелевский лауреат по физике 1973 года Брайан Джозефсон, который фигурирует в эпиграфе.

Три источника и три составные части голографической парадигмы сводятся к следующему:

Во-первых, в голографической Вселенной (греческом Холосе-Космосе) есть два уровня порядка, два уровня реальности:

1) скрытая, свёрнутая в пространстве, недоступная органам чувств целостная реальность импликативного (“implicate”) порядка бытия (Холос). По мнению Бома, Целое (Холос) — это первичная реальность, которая определяет, подобно мозгу, дирижёру или хореографу, поведение частей системы. Система и есть Целое. По мнению Нобелевского лауреата по физике Брайана Джозефсона, именно этот «импликативный порядок может однажды привести Бога или Душу в сферу науки».

и

2) развёрнутая в пространстве, «разорванная» на локальные части — «тут» и «там»  — чувственно воспринимаемая экспликативная (“explicate”) реальность, состоящая из множества локальных подсистем единой Вселенской холистической Системы.

Скрытый импликативный холистический порядок бытия содержит в себе в потенциальном виде всё и вся:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет всё сущее, он должен  по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик».

Эти два уровня порядка, два уровня реальности прекрасно видны на примере обычной оптической голограммы. В ней на двумерной фотопластинке закодировано в скрытом виде некоторое трёхмерное изображение. (Примерно как на стереограмме на иллюстрации. Увидите это изображение?)

Достаточно повторить знаменитое библейское «Да будет свет!», одновременно направив луч лазера на фотопластинку, как тотчас появляется трёхмерное изображение снятого предмета. Скрытое от глаз, свёрнутое в интерференционном паттерне, закодированное на плоской платине в виде каких-то непонятных штришков, крючочков и закорючечек трёхмерное изображение развёртывается во всей своей объёмной красе. Вот она — голограмма! Заверните в бумажку!

Во-вторых, трёхмерность изображения оптической голограммы удивительно реальна, но тем не менее  иллюзорна. Рука свободно проходит сквозь эту оптическую объёмную иллюзию.

Примерно то же самое можно сказать о нашей голографической Вселенной, которая сколь реальна, столь и иллюзорна, если рассуждать в терминах восточной философии. Так, в величайшей индийской философской системе адвайта-веданте (недвойственной веданте) роль этого скрытого от взора людского холистического, импликативного, «духовного» порядка играет Брахман. А явный развёрнутый и «разорванный» в пространстве, экспликативный, материальный порядок — это Майя, иллюзия существования. Главный философский принцип адвайта-веданты — «Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман».

Вот что писал об этой философской системе полвека назад Фритьоф Капра в своей знаменитой книге «Дао физики»:

«Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть БРАХМАН. Это ощущение называется “МОКША”, или “освобождение”, и составляет основное содержание индуизма».

В научных же терминах речь идёт о том, что на глубинном импликативном уровне реальности как квантовозапутанные элементарные частицы, так и все остальные материальные предметы — это вовсе не отдельные объекты, а фактически продолжения чего-то более фундаментального, чего-то всеобъемлющего, чего-то Целого. Наше представление о самостоятельном существовании предметов и явлений мира является искажённым, поверхностным, фрагментарным, иллюзорным.

Дэвид Бом пришёл к выводу, что элементарные частицы способны МГНОВЕННО взаимодействовать на любом расстоянии не потому, что они обмениваются таинственными сверхсветовыми сигналами между собой, а потому, что их «разделённость» есть иллюзия. Пугающее Эйнштейна «призрачное действие на расстоянии» (“spooky action at a distance”), подтверждённое экспериментом Алена Аспе 1982 года, за что он получил в 2022 году Нобелевскую премию по физике, превратилось в проявление глубинной физической реальности.

В-третьих, трёхмерность — не единственное замечательное свойство голограммы. В отличие от обычных фотографий, каждая небольшая частичка голографической плёнки содержит всю информацию Целого. То есть в холизме Целое неуничтожимо, в некотором смысле бессмертно!

Разрежь голографическую плёнку на две части — в каждой из них будет весь снимок целиком. Разрежь на сто, на тысячу частей — каждый кусочек, каждый фрагмент будет содержать в себе целое изображение. Хоть качество изображения  ухудшается, но принцип остаётся неизменным. Принцип голограммы «всё в каждой части» напоминает высказывание знаменитого Лао-цзы, автора «Дао-Дэ дзин» («книга о Дао и Дэ»):

               «Величайшее заключается в мельчайшем».

Если в обычной русской матрёшке маленькие куколки находятся во всё бОльших по размерах куклах, то в голографической матрёшке всё наоборот: самое великое заключается в самом малом.

На Востоке целостность бытия, когда в каждой частице мира заключается весь мир, передаётся метафорически, с помощью образа сети бога Индры, описанной в заключительной части  Аватамсака-сутры,  или «Сутры цветочной гирлянды». Эта голографическая сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался в них же. В этом образе последователи школы «цветочной гирлянды» увидели метафору «дхармового мира», единого и целостного универсума. Одно из четырёх базовых положений этой голографической школы буддизма Махаяны таково: «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе.

                Алмазную Сеть в свете молнии мудрости
                Узрит в тёмном царстве избранник небес.
                Развеется вмиг тьма невежества, дурости,
                И небо в алмазах мелькнёт без завес.

                В Алмазной Сети целый Мир отражается,
                И каждый бриллиант всё содержит в себе.
                Холизмом сей мир волшебства называется,
                Играет на гранях свет в каждой судьбе.

                Из Сети Небесной Вселенная сложена,
                И каждый из нас — её малая часть.
                В основу основ голограмма положена,
                Алмазная Сеть есть Вселенская власть.

                Ничто не имеет своей собственной сущности
                Вне Сети, творящей сей сказочный мир.
                Без этой важнейшей вселенской насущности
                Не могут родиться ни жизнь, ни эфир.

                Вся жизнь — от бактерий до ума-разума —
                Творение Вселенской Алмазной Сети.
                С ней Вечная Жизнь крепко-накрепко связана,
                Блаженный покой можешь в ней обрести.

                В ней Истина, Дух и Реальность заложены,
                Реальность имеет много разных имён.
                Пути простым смертным туда не проложены,
                Лишь избранным будет сей путь освещён.

                Реальность сквозь тьму иллюзорной материи
                Блеснёт в свете молнии мудрости вмиг.
                Реальность Вселенской Духовной империи
                Познать невозможно из слов, взглядов, книг.

                Лишь Мысль всеохватная, что Сетью дарована,
                Способна постичь Мир Небес напрямик.
                Алмазная Сеть, что для глаз зашифрована,
                Проявит для Мысли божественный лик.

(По мотивам Алмазной сутры, или Ваджраччхедика Праджняпарамита сутры, что в переводе санскрита означает «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии»).    

Что же касается двух уровней реальности, то голографическая парадигма Бома-Прибрама также имеет своих философских предшественников, причём как на Западе, так и на Востоке.

Так, на Западе разделение мира на два уровня реальности было заложено ещё могучим умом и телом Платоном, любителем мудрости (по-гречески, философом) и родоначальником объективного идеализма. Платон развил учение о том, что есть мир незримый, умопостигаемый, идеальный, трансцендентный, потусторонний, который является истинным бытием, и есть мир зримый, чувственно постигаемый, материальный, имманентный, посюсторонний, который является становлением.

Иммануил Кант был последователем идеалистической «линии Платона» в противовес материалистической «линии Демокрита» в философии. Спустя много веков после Платона, основатель «коперниковской революции в философии», задавшись вопросом «познаваем ли мир?», также разделил весь мир на два различных мира: познаваемый мир зримых феноменов и принципиально непознаваемый мир ноумена, или философской «вещи в себе», недоступной восприятию.

Вам эти древние философские представления ничего не напоминают?

Подсказка зала: экспликативный, развёрнутый порядок Бома, зримый оком, и  незримый импликативный, свёрнутый порядок бытия, глубинная Высшая реальность.

Согласно Канту, мы можем воспринимать посредством органов чувств только мир  феноменов, который весьма напоминает экспликативный, развёрнутый порядок Дэвида Бома. Так называемую «вещь в себе» (ноумен), который можно условно назвать импликативным порядком Бома, мы увидеть не в состоянии. Для наших глаз и остальных органов чувств — это принципиально непознаваемая вещь-невидимка. Старик Кант был агностиком. Он считал, что мир непознаваем.

Правда, древние гностики-индийцы, в отличие от агностика Канта, заметили бы, что всё далеко не так однозначно.

Да, в мире действительно есть некая Высшая реальность, недоступная нашим органам чувств: Пуруша в йоге и санкхье, Брахман в адвайта-веданте, Таковость (Татхата) в буддизме.  Да, эта Высшая реальность — кантовская «вещь в себе» — принципиально недоступна для нашего дихотомического сознания, делящего мир на субъект познания (человека) и объект познания (Вселенную).

Однако этот же ноумен, недоступный дихотомическому сознанию вообще и органам зрения в частности, вполне доступен для познания посредством чистого недвойственного Знания-Видения (Джняна-Видья).  Для обретения этого всепроникающего и всеведущего Знания-Видения нужен пустяк — объять необъятное. И голографическая Вселенная, в которой в мельчайшей части заключается необъятное Целое, вполне это допускает, вопреки известному афоризму Козьмы Пруткова:            

               Козьма Прутков про необъятное сказал зазря,
               Ведь необъятное — лишь переливы мыло-пузыря.
               А вот объять мир голограммы Духа можно,
               Но только сделать это надо крайне осторожно.

               Объемля Целое в его мельчайшей части,
               Ты позабудешь про невзгоды и напасти.
               И необъятным Целым части Духа будешь,
               И, Пробудившись, Знанье-Виденье добудешь!

               И вступишь в мир Любви, Единства, Братства,
               И обретёшь необозримые духовные богатства.
               Познаешь: Мы в своих объятьях мир спасём!
               И молвишь: Всё во мне, и я во всём!

В процессе глубинного йогического трансперсонального созерцания, известного на Западе под словом «медитация», сознание выходит за пределы человеческого мозга, субъект познания сливается с объектом, индивидуальный дух, атман, — с Вселенским Духом, Брахманом, а человек-микрокосм — со всей Вселенной-макрокосмом.

(Зри в корень: Льзя объять необъятное! Козьма, ты не прав! Да здравствует Холос-Космос! Да здравствует Знание-Видение!)

Для индусов школы адвайта-веданта слияние индивидуального духа — атмана — с Вселенским Духом — Брахманом — есть цель и смысл жизни и путь к Спасению. Именно на этом пути и обретается спасительное Знание-Видение истинной реальности, голографического ноумена, которое и дарует Освобождение, Мокшу. Это и есть Высшая Победа любого человека!

Помните, что сказал по этому поводу один не простой, но смертный человек, который был заклан, а потом воскрес из мёртвых? А вот что:

               «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
               как и Я победил  и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откровение 3:21).

               Или вот ещё: «Я и Отец — одно» (Евангелие от Иоанна 10:30).

               А в заключение — Евангелие от Холоса (апокрифическое — от др.-греч. «скрытый, сокровенный, тайный»):

               Я — это Вселенная.
               Я — микрокосм естества.
               Я — искра жизни нетленная
               В пламени Божества.

               Я — это часть Целого.
               Нет Целого — нет меня,
               Голографически зрелого
               Плода неземного огня.

               Я — это ток Времени.
               Нет Времени — нет меня.
               Мы с тобой одного племени,
               Ты, Время, и я.

               Я — это сознание.
               Я мыслю и, значит, я есть.
               В сознании теплится Знание,
               Да то — не про всякого честь.

               Я — это иллюзия,
               Молекул сознания игра.
               Я — Мысли Единой контузия,
               Той, что Совершенно Мудра.

               Я — часть, что воскреснет как Целое,
               Я — тень, что таит в себе свет,
               Я — Бога творение умелое,
               Я — странник в небесный Инет!

В голографической Вселенной, как и в простейшей оптической голограмме, крохотная микро-часть Целого в виде Сына Человеческого-Победителя смерти становится равной необъятному макро-Целому бессмертного Отца Небесного, Владыки Вселенной. Сын Человеческий становится Сыном Божьим!

Христос воскрес!


                29 декабря 2024 года


Рецензии