Шершавым языком плаката

История плаката.
Место цифровой живописи и плаката в современном искусстве.
Новации Андрея Будаева в политическом плакате


Идеи, почерпнутые юным Петром I в путешествии «по Европам», захлестнули русское царство волной невиданных ранее перемен. Изменения коснулись практически всех сфер привычной жизни: быта, архитектуры, армии и флота, алфавита и т.д.  Не удивительно, что именно в начале XIX века и появился в России плакат. Слово «плакат» пришло в русский язык через немецкий (Plakat) из старо-французского «Plaquier» (прижимать, наклеивать). Изначально плакату отводилась лишь информационно-административная функция (указы, воззвания, декреты, объявления), но со временем, в связи с развитием техники книгопечатания, плакат стал важной частью изобразительного искусства.
Отличительной особенностью плаката является наличие текста (сейчас более употребительным стал термин: «слоган»), причём текст играет основную роль, а изображение является лишь броским «комментарием» к тексту. Со временем менялась техника плаката (ксилография, гравюра на меди, офорт, литография, линогравюра, офсет, шелкография), появились новые виды плаката: постер, афиша, пин-ап (pinup), реклама и т.д. В сфере плакатного искусства работали многие выдающиеся художники, такие как: Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Жюль Шере, Одри Бёрдсли, Коломан Мозер, Лев (Леон) Бакст, Иван Билибин и другие мастера плаката, чьих имён история не сохранила.
Плакат в России возник не на пустом месте: ещё в XVI веке были в ходу занятные (потешные) картинки, печатавшихся с липовых досок (луба), откуда и произошло название «лубок». Лубок относится к технике продольной (обрезной) гравюры называемой «ксилография». Оттиск делался чёрной краской («простовик») и в дальнейшем мог быть раскрашен. Первоначально лубок раскрашивался вручную, как правило, в деревенских артелях по отпечатанному контуру. Первые лубочные мастера-резчики проживали в Измайловской слободе, и вначале подражали «фряжским листам», пришедшим из немецкой слободы, находящейся на той же московской окраине. В настоящее время на этом месте расположен Измайловский вернисаж, в стенах которого достойно представлена экспозиция плакатного искусства.
Самыми востребованными сюжетами лубка были сказочные и религиозные истории, имеющие нравственно-поучительный смысл. Множество тем было почерпнуто со страниц Евангелия и Ветхого Завета. Любимыми персонажами героических лубков стали Бова-королевич и Илья Муромец. Примером исторического лубка может служить изображение Куликовской битвы с комментариями. Популярность с виду незамысловатого лубочного сюжета «Как мыши кота хоронили», остро сатирического по содержанию, оставляет современного зрителя в недоумении. Написанная эзоповским языком, тема извечного противостояния угнетателя (кот) и угнетённого (мышь), допускает множество интерпретаций и имеет глубокие исторические истоки и параллели. Похороны кота больше напоминают весёлую праздничную процессию: потерявшие страх мыши резво тащат добро, пьянствуют, курят, и веселятся под звуки волынки, барабана и дуды. Обильные словесные комментарии на полях этого русского лубка, приводят нас к временам Петра I или его предшественников: Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. В качестве подтверждения этой догадки, некоторые исследователи указывают на преемственность сюжета с антипапскими сатирическими листами, созданными протестантами на смерть римского Папы, казнившего Яна Гуса.

В XIX веке наряду с потешными (балагурными) сюжетами получили распространение «календарные» и «литературные» лубки, знакомящие читателя с произведениями писателей, материалами газет и журналов. Чести «попасть в лубок» удостоились Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов.
Во время Первой мировой войны сюжеты плакатов приобрели агитационно-пропагандистский характер, демонизируя и высмеивая врага, призывая к сплочению, укрепляя веру в победу. С победой Февральской, а особенно Великой Октябрьской революции, в России начался расцвет политического плаката. Десятки ярких художников и поэтов посвятили свой талант целям пропаганды идей нового мира, борьбе с Белым движением, Антантой и недостойными проявлениями нарождающейся бюрократической системы. Работы и лозунги Дмитрия Моора, Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Александра Апсита, Михаила Черемных и Александра Родченко стали эталоном советского плаката.
Важную роль сыграл плакат во время Великой Отечественной войны. Выдающиеся работы создали Кукрыниксы («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), Виктор Дени и Николай Долгоруков («Сталинград», 1942), Виктор Иванов («На Запад!», 1943), Леонид Голованов («Красной Армии – Слава!», 1945). Плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» стал первым плакатом, призывающим к защите Родины (июнь 1941 года), а плакат Вадима Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» – по тиражу был самым массовым.
Тематика послевоенного политического плаката во многом определялась задачами коммунистического строительства, целями борьбы с мировым империализмом, укреплением международного рабочего движения, разрушением системы колониализма, повышением роли профсоюзов. Охрана труда, выполнение производственного плана, образование, трезвый образ жизни, борьба с бракоделами, прославление героев труда, культура семейного быта, защита материнства и детства – вот самые распространённые сюжеты советского плаката мирного времени.
Политическое руководство страны уделяло плакату особое внимание, понимая важность, и даже, в некоторых случаях, незаменимость плаката как средства агитации и пропаганды, учитывая его воспитательную роль. В 1932 году, в рамках централизации разрозненных творческих союзов, был образован Московский областной союз советских художников (МОССХ) в дальнейшем преобразованный в Московский Союз Художников (МСХ).
В результате перестроечных процессов конца ХХ века, отменивших государственную идеологию, творческий союз плакатистов остался, практически, без финансирования, а художники-плакатисты без заказов. В этот период появилась небольшая группа инициативных художников плаката, самым ярким и известным из которых стал Андрей Будаев (1963 + 2019 гг.). Не разрывая отношений с МСХ, Андрей Будаев занялся разработкой собственной концепции современного политического плаката. За три десятка лет (первая выставка политического плаката Андрея Будаева состоялась 4 апреля 1991 года) им были осуществлены десятки выставочных и издательских про-ектов, изменивших привычное отношение к плакату.
Успеху творческих проектов Андрея Будаева способствовало появление мощных программных пакетов цифровой графики и живописи; возможность воспроизведения работ с авторской подлинностью в любом географическом месте земного шара, способных обеспечить проведение нескольких выставок одновременно в разных городах и выставочных залах, наконец доставить экспозицию в удалённые регионы России и даже – в каждый дом!
В чём же выражается новаторство плакатов Будаева? Первое, и самое главное: текст лозунга (слогана) переместился с листа плаката и стал названием работы, ключом к пониманию сюжета. Изображение сюжета ушло от упрощённых методов графики, усложнилось, и максимально приблизилось к живописи за счёт использования виртуальной цифровой кисти, но при этом сохранило основные признаки графики. Сами сюжеты, ставя целью передачу основной мысли, как бы сотканы в полотно из фрагментов известных картин мастеров живописи по принципу коллажа (мозаики), в соответствии с замыслом художника. И это сближает творчество Андрея Будаева с постмодернистским направлением в искусстве. Герои его политических полотен, сливаясь с образом персонажей исходных картин, как бы цитируют скрытый смысл, вложенный авторами в исходное произведение. Художник становится «режиссёром», ставящим по-новому хорошо известную пьесу, меняет актёров (политиков), одевает их в новые костюмы, погружает в мир новых декораций.   
Представленные в альбоме «ВЕРНИСАЖ» авторские работы Арсения Весты, работавшего в мастерской Андрея Будаева более 15 лет, созданы им в период 2019 – 2023 годов с использованием техники цифрового коллажа, и выполнены в творческой манере Андрея Будаева. Пять тематических циклов работ, вошедших в альбом, посвящены событиям современного периода истории и знакомят публику с новыми лицами мировой политики; с российским политическим бомондом; с лидерами профсоюзного движения России.
Сюжеты работ Арсения Весты глубоко символичны, иногда драматичны, но всегда наполнены мягкой иронией. В них не просматривается желание автора как-то исказить лица героев картин, и тем более, задеть их самолюбие. Как при съёмках в кино, лица персонажей тщательно «гримируются» опытной рукой художника, им придаётся театральный блеск, создаётся яркий запоминающийся образ. Смыслового эффекта художник добивается путём тщательной проработки композиции коллажа, сотканного из, казалось бы, несовместимых фрагментов: работ художников различных эпох, кадров кинофильмов, фотоматериалов. Для истинных гурманов политического цифрового плаката попытка выделить исходные живописные фрагменты может превратиться в занимательный интеллектуальный квест (quest), заставит вновь обратиться к работам известных мастеров живописи, познакомиться с новыми именами.
Виртуальный мир, созданный художником, как «волшебное зеркальце» в руках пушкинской царевны, показывает изнанку мира империализма, лицемерие глобального капитализма, раскрывает подлинный смысл происходящих событий средствами и символами, понятными даже неподготовленной публике. Наряду с этим, в альбоме не забыты любимые в российском народе праздники: Новый Год, День защитника Отечества, Международный женский день, Первомай, День Победы. Много внимания уделено спорту, труду, защите социальной справедливости.
 Со временем, работы современных художников неизбежно войдут в «гербарии» картинных галерей, станут «слепком» с лица уходящего в прошлое быта, войдут в исторические анналы, станут предметом изучения для «археологов-искусствоведов».
К сожалению, в настоящее время, ни музеи, ни выставочные залы ещё не готовы расценивать цифровые полотна в качестве равноправного вида искусств, предпочитая, в угоду либеральным взглядам, засорять музейное пространство «многозначительными» авангардистскими инсталляциями. Чиновники от культуры до сих пор не могут понять и оценить уникальную особенность цифровой живописи: картины и плакаты, выполненные в цифровом виде, способны веками сохранять подлинный цвет и аромат уходящей эпохи, позволят потомкам понять душу, помыслы и надежды наших современников, избавят музейных работников от паранойи страха перед действиями вандалов, уничтожающих музейные шедевры. Кроме того, хранение цифровых произведений не требует громадных выставочных площадей, сложнейшего и дорогостоящего оборудования запасников и реставрационных мастерских.
В основе пренебрежительного отношения к цифровой живописи и графике, лежит предубеждение, формально основанное на том, что конечный результат труда художника «выдаёт на гора» именно компьютер и плоттер, а не сам художник, орудуя кистью, карандашом или резцом. При этом, без внимания остаётся тот факт, что около 75% времени у художника уходит на мучи-тельное вынашивание идеи и композиции картины. Остальное, как говорится, – дело техники! В области обсуждаемого цифрового политического плаката добавляется ещё и то ложное мнение, что автор таких работ, занят только «подрисовыванием» новых лиц вместо изображённых на чужих картинах или фотографиях. Что и говорить, так бывает, например, в работах художников, создающих иногда весьма остроумные «фотожабы». Хорошо известно, что имя яркого персонажа рассказа, поэмы или романа со временем становится нарицательным. Хвастун и фантазёр Хлестаков – даёт имя «хлестаковщине»; прожектёр Манилов – «маниловщине»; мечтательный бездельник Обломов – «обломовщине». «Фотожаберы» же, наоборот, замечая некую абсурдность ситуации, переосмысливают её и с сатирическими целями ставят знакомый образ политика, экономиста или актёра, вместо имеющегося на исходном изображении, превращая сюжет в запоминающийся «анекдот», излагая его средствами изобразительного искусства.
В эпоху всеобщей грамотности каждый сможет правильно писать слова, – но не всякий сможет написать роман. Владеющий Photoshop'ом специалист, –  может качественно отредактировать изображение, но не каждый сможет создать картину. С другой стороны, скажет какой-нибудь Базаров, режущий очередную лягушку: зачем вообще нужна живопись, если она не раскрашивает стены, обои, посуду, ткани, машины? Зачем нужна музыка, если она может существовать только во время воспроизведения её за счёт колебания «эфира»? Не вступая в полемику с «базаровыми», хочу напомнить, что изобразительное искусство и музыка, в отличие от литературы, – проникают в подсознание (мозг) минуя длительный процесс осознания, тем самым оказывая на нас сильнейшее эмоциональное воздействие. В этом и скрыта сущность воздействия искусства на чувства и, в конечном итоге, на мировоззрение человека.
В античные времена были созданы многие произведения, имеющие летописный характер. Это «Иллиада» Гомера, «Анабазис» Ксенофонта, «Описание Эллады» Павсания, «История Рима» Тита Ливия, наконец, – «Анналы» Тацита. Такую же летопись современной истории России создал своими хронологическими календарными листами Андрей Будаев и продолжает писать Арсений Веста. В ней можно найти оценку современниками «эпичных» деяний властителей мира, торговцев от эстрадного искусства, «пророков» от экономики. Работая в стиле летописца, художник не сочиняет историю, – он только иллюстрирует её, сообщает потомкам факты и мифы, циркулирующие в современном обществе, и делает это языком понятным без перевода.   
 «Анналы» Тацита получили своё общепризнанное уникальное название лишь со временем (первоначально они назывались «От кончины Божественного Августа…») и приобрели во многом нарицательное значение. Андрей Будаев относил свои работы к сфере политического плаката, но тысячи графических листов, вышедших из под его «пера», оказались настолько оригинальными, что явно ждут своего особого названия… 

Рассуждая о роли музейных коллекций в плане сохранения исторической достоверности, хочется вспомнить такой символический эпизод. В 1856 году, Павел Третьяков приобрёл для будущей галереи картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» (худ. В.Г. Худяков, х/м 95,6 х 133,6 см, 1853 г.), которая стала первой в его коллекции. Надо учесть, что в тот период Великое княжество Финляндское уже более сорока лет (!) входило в состав Российской империи. Получив независимость, Финляндия на долгие годы стала для России тревожным непредсказуемым соседом. В марте 1918 года Финляндия объявила войну Советской России, которая закончилась в октябре 1920 года подписанием Тартуского мирного договора.  Начатые в 1939 году военные действия на Советско-Финской границе в итоге привели к участию Финляндии во Второй мировой Войне на стороне Германии. Мирный договор с Финской республикой был подписан лишь в 1947 году. В 2023 году Финляндия вошла в НАТО и, так сказать, стала на привычную лыжню…
Подводя итог, можно с уверенностью констатировать: плакат жив, развивается, находит новые формы, и есть надежда, что и цифровой плакат, и цифровая живопись в скором времени, будут признаны корифеями традиционной живописи, займут своё заслуженное место на стенах художественных галерей, и наконец-то, получат достойную оценку от функционеров культуры.


P.S.      Памяти Андрея Будаева: http://stihi.ru/2019/02/13/486

P.P.S.    Ироничный календарь Арсения Весты:
          https://rutube.ru/video/069bb516d03cb94c3374ec08224b9bf1/

P.P.P.S.  Иллюстрация: Лист календаря Арсения Весты (Февраль 2021 г.)


Рецензии