Путевые заметки о Феодосии. Отрывок
Феодосия встретила меня хмурым небом с моросящим дождем. Однако, несмотря на эту небольшую неприятность, я влюбилась в этот город в первый же день пребывания в нем. Постоянно испытывая чувство восторга, каждый день я бродила по городу с картой в руках, погружаясь в его историю. Конечно, море привлекало меня, но я не собиралась целыми днями бездумно лежать на пляже под палящими лучами солнца даже в бархатный сезон. Меня манили тайны этого города-порта, города-музея под открытым небом, города, в котором переплелись судьбы народов разных цивилизаций, слившихся в нем в единое целое. Кому-то это может показаться неинтересным, но только не мне.
Еще в 1990 году я впервые побывала в Феодосии, но всего лишь несколько часов до отхода поезда на Москву. В то время я отдыхала в Коктебеле с подругами, и наш путь домой лежал через этот город. К сожалению, в тот приезд мы успели лишь посетить картинную галерею Айвазовского и немного прогуляться по набережной. И когда по воле судьбы я вновь оказалась в Феодосии в этом году, то осознала, что всегда мечтала вернуться сюда. Этот город меня чем-то заинтриговал уже тогда. Но наша встреча состоялась только через 34 года.
Изменились времена. Крым снова вошел в состав России, и в городе Феодосии произошли большие перемены. О них можно рассказывать долго и подробно. Но главный вывод для себя я сделала. Городу нужен хороший хозяин, который будет заботиться о нем, как о родном доме. Пока что такого нет. Предстоит сделать очень многое, чтобы вернуть городу, серьезно пострадавшему во время Великой Отечественной войны, его былое великолепие. На все нужны средства. А их не хватает в связи с затянувшейся СВО. Но жители Феодосии, стремясь сохранить историю города, делают все по мере сил и возможностей.
2. Краткий экскурс в историю
Начну с небольшого экскурса в прошлое Феодосии. Даже в самом сжатом обзоре невозможно обойтись без упоминания дат, поэтому я остановлюсь лишь на основных из них. Обратите внимание на то, как на протяжении многовековой истории на территории современной Феодосии, словно в плавильном котле, перемешивались судьбы различных народностей.
Итак, сколько же лет современной Феодосии? Согласно информации из интернета, в 2024 году городу исполнилось 2553 года. Так ли это? На обзорной экскурсии по городу прозвучала информация об изменении приоритетов в первенстве древнейших городов России. Долгое время самим древним городом считался город Дербент, расположенный в Дагестане. В Крыму же первенство принадлежало Керчи (бывшей греческой колония Пантикапей), а на втором месте находилась Феодосия. После возвращения Крыма в состав России самым древним городом считается Керчь. Свой 2600-летний юбилей Керчь отпраздновала еще в 2000 году, находясь в составе Украины. На сегодняшний день город успешно оспаривает право у Дербента на звание самого древнего города России. Одним из главных доказательств этого являются монеты, датируемые третьей четвертью VI. до н.э.
Относительно древности Дербента и Феодосии – спорный вопрос. В научных кругах по этому поводу с момента воссоединения Крыма с Россией продолжается культурно-историческая полемика. К тому же нельзя забывать тот факт, что в 2003 году Евпатория, еще один город Крыма, отметила свой 2500-летний юбилей. Пусть историки и специалисты-археологи разбираются в этом сложнейшем вопросе. Я же буду исходить из того, что Феодосия – настоящая кладезь древностей.
Загляните в энциклопедию или в Википедию и вы прочитаете, что название города в переводе с древнегреческого означает «Богом данная». В VI. до н.э. на месте города греками-колонистами из Милета было основано поселение., которое вошло в состав Боспорского царства. К середине IV в. до н. э. Феодосия становится вторым по величине городом Боспорского царства. Но в IV в. н.э. в эпоху Великого переселения народов город был разрушен гуннами. Сохранилось небольшое поселение, которое при аланах (предках современных осетин) получило новое название – Ардабд ли Ардавда, что в переводе означает «Семибожие». Аланы, предки современных осетин, появились в Крыму предположительно в I веке и разрушили скифские поселения. Сохранились аланские могильники III-IV веков. Но уже с IV века происходило смешение ираноязычных алан и германоязычных готов. Таким образом, выстраивается цепочка: греки-колонисты – скифы – аланы – готы – гунны.
В V в. Ардабд оказался под властью Византии (Восточной Римской империи). Тогда он был известен как город Кафа. В VI в. здесь прошлись хазары, но через некоторое время Кафа вернулась в подданство к Византийской империи, пока в XIII веке не попала под влияние монголов Золотой Орды.
Все изменяется в генуэзский период. Генуэзские купцы были заинтересованы в создании главного порта генуэзских колоний в Северном Причерноморье. Именно они, а не греки, уже давно доставляли товары в Константинополь.
Кстати, генуэзцы имели соперника в лице Венецианской республики. Известно, что в 1204-1261, 1296-1307 гг. город находился в руках соперников Генуи. Но генуэзцы в итоге одержали победу. Они выкупили у Золотой Орды поселение и превратили его в процветающий город Каффу, ставший центром Черноморской торговли всех генуэзских колоний в Крыму. Известно, что с 1266 года Каффой управляли генуэзские консулы. Посетив музей древностей в Феодосии, я досконально вникла в историю этого периода. Тем более, что в городе сохранились фортификационные и исторические сооружения того периода, впечатлениями о которых поделюсь отдельно.
Генуэзские консулы вмешивались во внутренние дела Крымского ханства, являвшегося вассалом Османской империи. Конечно, турки не смогли стерпеть их наглого вмешательства, и генуэзскому периоду настал конец.
В 1475 году османы захватили Каффу, все население депортировали в Стамбул, город переименовали в Кефе, превратив его в один из портов Османской империи.
Османская империя была соперником России на Черном море. Этот бесспорный факт знаком не только специалистам, но и каждому любителю истории. В 1783 году после присоединения Крыма к Российской империи Феодосии было возвращено ее прежнее название. 28-29 мая 1787 года императрица Екатерина посетила этот город во время своего Таврического путешествия. Позднее И.К. Айвазовский, сыгравший огромную роль в истории Феодосии, написал картину «Посещение Екатериной Феодосии», которая выставлена в Феодосийской картинной галерее, созданной художником. И я вновь любовалась этим совершенным творением, посетив галерею.
Оставим чисто исторический экскурс, заменив его эмоционально-историческим, то есть взглядом на Феодосию с колокольни моих ощущений, чувств и эмоций. Как известно, познание – штука двойственная. Что возобладало у меня – разум или чувства? Конечно, мои чувства! Именно они подталкивали искать конкретные исторические факты (только чувств мне всегда мало!), поэтому я с головой окунулась в историю славного города. А историю делают конкретные люди. Как много замечательных людей оставило свой яркий след в Феодосии! И начну я, пожалуй, с «отца города» - Ивана Константиновича Айвазовского.
3. "Отец города"
Знаете ли вы, сколько сделал для своего родного города, для своей малой родины Иван Константинович? Его не случайно называют «отцом города»! И.К. Айвазовский деятельно занимался благоустройством города для его процветания как культурного центра, так и экономического. Это не только картинная галерея, которая по завещанию художника в 1900 году после его смерти перешла в дар к городу, но и историко-археологический музей, библиотека, художественное училище, мужская гимназия и многое другое.
Например, Феодосия – это город-порт. Но торговый порт был сооружен тоже стараниями «отца города». Ивану Константиновичу пришлось в Морском министерстве доказывать преимущества строительства коммерческого порта не в Севастополе, как это было задумано властями, а в Феодосии.
Если вы поедете в Феодосию на поезде, то не забывайте, что железная дорога тоже была построена благодаря его усилиям. Он был одним из инициаторов и одним из главных акционеров Акционерного общества Феодосийской железной дороги. Железнодорожная ветка Феодосия-Джанкой была открыта в 1892 году. Кстати, в картинной галерее вы увидите полотно Ивана Константиновича «Первый поезд в Феодосии в 1892 году». Интересно, что картина была написана художником задолго до официального открытия железной дороги. Он как бы торопил время, стремясь поскорее осуществить свою мечту. На обзорной экскурсии по городу я узнала о подробностях строительства. Так как железная дорога проходит очень близко к морю, то ее строительство осуществлялось в затруднительных условиях. Необходимо было увеличить площадь прибрежной территории. Сделано это было за счет искусственных насыпей у среза воды и полного уничтожения песчаных пляжей Феодосии. Но не беспокойтесь. Пляжи в дальнейшем были оборудованы. Гостиница «Астория», в которой я проживала, находится напротив здания главного вокзала. Но в 1892 году этого здания не было. Первоначально поезда доходили только до нынешней станции Айвазовская, которая тогда называлась Феодосия. А в 1894 году после появления порта появилась станция Феодосия-порт, которая сейчас является главным вокзалом города.
Для Крыма на протяжении длительного исторического периода актуальным являлся вопрос водоснабжения. Водные ресурсы есть, но они распределены неравномерно, а жаркий климат постоянно приводил к недостатку воды. А в Феодосии в 1886 году тяжелая ситуация сложилась еще и потому, что старинный городской водопровод генуэзско-османской эпохи пришел в упадок. Тогда Иван Константинович, «не будучи в силах оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает население родного города»(1)передал городу из своего имения Шах-Мамай (ныне с. Айвазовское) из источника Субаш 50 ведер чистой воды в сутки. В 1887 году началась прокладка водопровода, благодаря которому вода пришла в город. Финансирование строительства водопровода осуществлялось за счет личных средств художника, а также из сумм полукопеечного сбора с экспорта товаров через феодосийский порт, аукционов, банковских займов и частных пожертвований. Жители Феодосии бесплатно могли пить воду из фонтана в парке у набережной из специальной серебряной кружки с надписью «За здравие его семьи», но запрещалось наполнять водой тару и уносить с собой. Фонтан был построен по проекту художника и только за его личные средства. Он сохранился до сегодняшнего дня. На экскурсии вы обязательно услышите о том, что император Александр III, в честь которого городская дума хотела назвать фонтан, не дал согласие на это и повелел назвать фонтан именем Айвазовского. Каждый день, гуляя по городу, я всегда шла к фонтану и любовалась его восточным изяществом, так как Иван Константинович осуществил свой проект на основе фонтана в Константинополе. Отмечу, что Феодосия обеспечивалась водой из Субашского источника до 1970 года, когда был пущен Северо-Крымский канал.
Недалеко от Вечного огня в Феодосии вы увидите памятник-фонтан «Добрый гений» и прочитаете надпись «Великому Айвазовскому и ученикам его благодарная Феодосия». Этот памятник был повторно открыт в 2004 году. Но первый фонтан-памятник «Добрый гений» жители Феодосии установили в 1890 году в благодарность за щедрый дар Ивана Константиновича городу. Он выглядел немного по-другому. В бронзовой скульптуре женщины с раковиной в руках, из которой вода попадала в каменную чашу, а потом в бассейн, можно было узнать вторую жену художника – Анну Никитичну, являвшуюся официальным дарителем. Не было колоннады, которую мы видим сейчас, и надписи на ней. В советские годы памятник был перенесен в сквер к генуэзской башне св. Константина. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны, памятник был разрушен. Ныне сквер с памятником «Добрый гений» одно из любимых мест жителей города и его гостей.
Отмечу, что жители Феодосии с почтением относились к Ивану Константиновичу, который, будучи крупным землевладельцем, жертвовал значительные средства армянской общине города и простым обывателям. Они гордились им и продолжают гордиться. Экскурсоводы рассказывают об «отце города» с огромной любовью, ведь без него Феодосия не стала бы одним из красивейших и развитых городов Крыма. Неслучайно современники считали за честь снять шляпу и низко поклониться при встрече с ним.
У картинной галереи, построенной художником, остановитесь у памятника И.К. Айвазовскому. Вы обязательно придете туда по зову сердца, как приходят все жители и туристы города, как пришла туда я в первый же день пребывания в Феодосии. А потом не было дня, чтобы я не постояла около картинной галереи и памятника Ивану Константиновичу. Художник изображен за работой в момент творческого вдохновения с палитрой и кистью в руках, смотрящим вдаль на море, ведь оно – главный источник его творческого вдохновения. На памятнике вы прочитаете лаконичную надпись «Феодосия - Айвазовскому».
Это был первый памятник художнику в СССР. От экскурсовода вы услышите, что памятник Ивану Константиновичу планировали установить еще в царской России к 100-летию художника в 1917 году. Академией художеств был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал петербургский скульптор Илья Яковлевич Гинцбург. В Феодосии по подписке были собраны народные средства на сооружение памятника, заказ на его изготовление отправили в Санкт-Петербург. Но… в 1917 году, когда памятник должны были установить, произошла революция. И только в 1930 году, через 13 лет, к 50-летию со дня открытия Большого выставочного зала картинной галереи, памятник был доставлен из Ленинграда и установлен перед домом художника на том месте, где когда-то был разбит небольшой сад. И все благодаря ее директору Николаю Степановичу Барсамову, который в 1929 году, находясь в командировке в Ленинграде, случайно узнал, что памятник художнику с 1917 года хранится в подвале Академии художеств!.. А что, если бы не узнал? Фактор случайности имеет место быть в истории.
В картинную галерею И.К. Айвазовского всегда выстраивается очередь, но вы туда непременно сходите. Чтобы не выстаивать длинную очередь, я отправилась на экскурсию в галерею в то время, когда отдыхающие жарились под палящими лучами солнца на пляжах Феодосии.
Феодосийская картинная галерея – это триединый архитектурный комплекс, состоящий из дома художника, дома его сестры Е.К. Мазировой и Большого выставочного зала. Свой дом художник построил в 1846-1847 гг. на окраине старой Феодосии на берегу моря. Знатоки итальянской архитектуры сразу определят, что он напоминает загородную виллу эпохи Ренессанса. Стоя перед домом, я закрывала глаза и пыталась представить себе, как смотрелся дом при жизни художника. Попробуйте и вы напрячь свое воображение, если вдруг будете в Феодосии. Напомню, что никакой железной дороги, разделяющей набережную и современный проспект Айвазовского, тогда еще не было. Представьте, что вы совершаете променад вдоль берега моря с песчаными пляжами. Вдруг перед вами открывается вид на замечательный двухэтажный дом-особняк с небольшим садиком, главный вход которого украшен скульптурами античных богов, а на балконе над входом вас встречают фигуры крылатых грифонов. Это ли не чудо! Конечно, дом обязательно привлечет ваше внимание, и вам захочется рассмотреть его поближе. Вот и я ходила вокруг картинной галереи, испытывая чувство какого-то неземного блаженства. В этом доме художник прожил с 1848 по 1900 гг., о чем свидетельствует надпись на мемориальной доске. Айвазовский много путешествовал, несколько раз в году уезжал в Санкт-Петербург, но всегда возвращался в свой дом в Феодосию. Кстати, позднее художник пристроил к дому Большой выставочный зал вдоль улицы, названной впоследствии Галерейной.
В 1880 году галерея открылась для посещения и стала первым в Российской империи музеем одного художника. Примечательно то, что в ней не только экспонировались картины, а была устроена первая публичная сцена для проведения концертов. Помещение Большого выставочного зала обладает великолепной акустикой. Здесь выступали выдающиеся артисты и музыканты. Иван Константинович любил устраивать домашние концерты, в которых он блестяще играл на скрипке, а будущий армянский композитор Александр Спендиаров – на рояле. В настоящее время в Феодосии запущен новый проект, целью которого является вернуть дому семьи Айвазовского утраченную традицию проводить музыкальные вечера в окружении картин. В нынешнем 2024 году в галерее произошла церемония чествования и вручения знаков отличия «Гордость Феодосии» лучшим выпускникам года, во время которой по красной дорожке они поднимались на историческую сцену. Церемония завершилась «Балом у Айвазовского». Об этом я узнала на экскурсии по картинной галерее.
Не буду перечислять фамилии всех знаменитых современников художника, побывавшего у него в гостях. Мне хочется, чтобы вы не просто побродили самостоятельно по залам картинной галереи, а послушали, как и я, сначала экскурсию. Не пожалеете!
Большинству И.К. Айвазовский знаком как прославленный маринист. Спросите любого человека, и он подтвердит это. Но на полотнах мастера можно увидеть портреты близких и известных ему людей, и замечательные пейзажи, и библейские и мифические сюжеты. Для многих посетителей галереи, за исключением знатоков живописи, данный факт является приятным открытием. Узнавайте и удивляйтесь, ведь это так интересно.
В картинной галерее находится свыше 400 работ мастера! Опять удивитесь, если только вы не из Питера, когда узнаете, что самой известной картины художника «Девятый вал», вы там не увидите. Для этого вам придется отправиться в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга. Но экскурсовод обязательно обратит ваше внимание на картину «Среди волн» на самом масштабном полотне, которая абсолютно не уступает «Девятому валу». Она является вершиной творчества мастера, к тому же его любимым детищем. Иван Константинович написал ее всего в течение десяти дней на 81-м году жизни, а размеры картины 282х425 см! Другие картины он писал обычно несколько часов или день.
Побывав в картинной галерее И.К. Айвазовского, вы будете долго находиться под впечатлением от увиденных шедевров мастера, тем более есть с чем сравнить. Настоящее море совсем рядом, в нескольких метрах! Но любуясь морскими пейзажами Ивана Константиновича, вы будете испытывать похожие чувства, возможно, даже услышите шум волн. И как здорово, что в марте 2024 года картинная галерея после реставрации, проводившейся в течение трех лет, вновь распахнула свои двери для посетителей. А в моей жизни произошла очередная случайность, и пути-дорожки привели меня в Феодосию, которая была малой родиной такой многогранной личности как И.К. Айвазовский.
Феодосийцы знают, что для сохранения прошлого города он сделал не менее, чем для развития его экономики. Северное Причерноморье с полуостровом Крым – один из регионов древнегреческой колонизации. Иван Константинович был одержим доказательством идеи о принадлежности Феодосии к важным культурным центрам античного мира. Отсюда его интерес к археологии и проведение раскопок античной Феодосии. Остается только удивляться, когда он успевал не просто во все вникать, а деятельно заниматься тем или иным направлением для возрождения расцвета города. В Википедии вы прочитаете, что Иван Константинович «занимался вопросами охраны памятников Крыма и руководил раскопками более 90 курганов»(2). Найденные материальные доказательства в ходе раскопок на территории города подтвердили существование эллинской Феодосии, о которой писали античные авторы. Лучшие свои находки Иван Константинович отправил в Императорский Эрмитаж. Будете в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в зале античности, не забудьте взглянуть на эти удивительные музейные экспонаты. А захотите узнать подробнее об эллинской Феодосии, загляните в музей древностей, находящийся в двух минутах ходьбы от картинной галереи. Конечно же, я не могла пройти мимо него и отправилась туда уже на второй день пребывания в городе.
Феодосийский музей древностей существует с 1811 года. Он является самым древнейшим не только в России, но и на территории Восточной Европы. На здании музея я сфотографировала памятную доску в честь его основателя, феодосийского градоначальника в 1810-1816 годах, Броневского Семена Михайловича. Доска была установлена к 200-летию Феодосийского музея древностей.
Музей четыре раза менял свой адрес, да и назывался он первоначально краеведческим. Первый музей был открыт в центре города на территории турецкой мечети, но в конце 60-х годов власти передали это здание лютеранской общине Феодосии. Тогда Иван Константинович решил построить новое здание сам, так как средств в казне на строительство не было. Тем более, Айвазовский давно мечтал перенести музей в специально построенное красивое здание. А подтолкнуло осуществление его мечты открытие в Керчи на горе Митридат здания музея в виде афинского храма Гефестиона, который сразу стал визитной карточкой города. И не то, чтобы чувство зависти возникло у Ивана Константиновича, просто надо было восстановить историческую справедливость. Музей древностей Феодосии старше музея в Керчи, да и экспонатов там было гораздо больше. К тому же в городе была своя гора (холм) Митридат. Пусть она уступает по высоте керченскому Митридату, но именно это место было выбрано для строительства. В 1871 году музей древностей переехал в специально построенное здание, на строительство которого пошли деньги, вырученные Айвазовским от его столичных выставок. Мечта Ивана Константиновича осуществилась, но, к сожалению, в годы Великой Отечественной войны, здание было разрушено, как и здание Керченского музея древностей. К тому моменту музей уже находился в другом здании, куда был перемещен еще в 1920-ые годы – это бывший дом И.К. Айвазовского. Не забывайте, что были революции, Первая мировая война и гражданская война. Были годы, когда музей не функционировал.
Нынешний музей древностей с 1988 года располагается на проспекте Айвазовского, 11 в здании, которое является памятником архитектуры конца XIX - начала XX века, «Доме Лагорио» (первый ученик И.К. Айвазовского), как называют бывшую гостиницу «Генуэзская». Очевидно, Лев Феликсович Лагорио какое-то время проживал в гостинице. Истинный сей факт или нет, вопрос спорный до сегодняшнего дня. Но это не столь важно. А вот впечатление, которое он производит на посетителей, будет сохраняться в вашей памяти. И для меня это ценно. Если вы посетите музей древностей со своими детьми, только не слишком маленькими, они будут в восторге. Особенно от зала исторической реконструкции, где можно примерить на себя точные копии римских доспехов и костюмов, облачиться в римскую тунику, взять в руки образцы оружия римских и древнегреческих солдат, щиты и арбалеты основателей Каффы – генуэзцев. Там же можно познакомиться с разными образцами метательного оружия древностей. Это, к вашему сведению, единственный в России музейный зал исторической реконструкции. На втором этаже музея есть зал, где можно познакомиться с экспозицией «Феодосия в годы Великой Отечественной войны». А еще во дворе музея есть лапидарий (лат. lapis- камень) – экспозиция образцов старинной письменности, выполненной на каменных плитах, в том числе и могильных.
Я долго ходила по музею, знакомясь с его экспонатами и мысленно благодарила И.К. Айвазовского. Свыше 100 лет минуло со дня смерти этого замечательного человека, но свидетельства его благородных и неравнодушных к судьбе города деяний встречаются в Феодосии на каждом шагу.
Иван Константинович умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте 82 лет. Он не мучился, смерть его была неожиданной. В этот день он поработал в мастерской - писал свою последнюю картину «Взрыв турецкого корабля». Затем погулял с Анной Никитичной вдоль моря, совершив пешую прогулку. А вечером в доме ожидали гостей, Иван Константинович был даже в приподнятом настроении…
Весть о смерти «отца города» мгновенно облетела всю Феодосию. Три дня звонили колокола храмов, оплакивая уход великого человека. Три дня было прощание с ним в Большом зале картинной галереи. Проститься с мастером пришел весь город. Весть о смерти Айвазовского была воспринята жителями Феодосии как личное горе. Они считали его родным человеком. Он крестил их детей, выдавал замуж дочерей, оказывал денежную помощь. Когда в Турции в 1890-х годах начался геноцид армянского народа, Иван Константинович лично встречал всех беженцев, прибывших в Феодосию, и предлагал поселиться на его земле, обязательно снабжал их на первое время деньгами. Все средства от продажи картин он направлял на оказание помощи беженцам. На его похороны приехали делегации из армянских диаспор всех городов России. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Дорога от дома художника до армянской церкви Сурб Саркиса (Святого Сергия), в которой он был крещен и венчался, и где состоялось погребение, была усыпана цветами, а фонари закрыты траурными вуалями. Место захоронения было выбрано согласно завещанию Ивана Константиновича. Под звон церковных колоколов гроб с телом опустили в могилу. На похоронах художника местный гарнизон воздал покойному воинские почести, что является исключительным фактом. Он не был военным, но с 1844 года был удостоен чести стать первым живописцем Главного морского штаба Русского военного флота с правом ношения адмиралтейского мундира. Во все времена для военных моряков не было ближе художника Ивана Константиновича Айвазовского. Кто был в Кронштадте знает, что в городе установлен памятник художнику. Я была там и видела этот памятник. В 2010 году около памятника в Кронштадте установили камень, привезенный из Феодосии. Камень с надписью «Феодосия-Кронштадт – города-побратимы. 2010 г.» установлен и на набережной Феодосии. Его фотография пополнила мой альбом о славном городе Феодосии.
В 1903 году вдова художника Анна Никитична установила на могиле мужа надгробие в форме саркофага из белого мрамора, выполненное итальянским скульптором Лучано Биоджоли. На одной из сторон на древнеармянском языке высечены слова историка V века Мовсеса Хоренаци «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Анна Никитична была моложе мужа на 40 лет. Она умерла в 1944 году в возрасте 88 лет и похоронена рядом с Иваном Константиновичем.
Во время обзорной экскурсии по городу я оказалась в сквере у средневековой церкви Сурб Саркиса и потом приходила туда еще несколько раз. Это самая старая армянская церковь в Феодосии, построенная в 1330 году. В ее известковые стены вмурованы хачкары – каменные плиты с различными изображениями креста, некоторые из них выполнены из мрамора. Изображение креста в виде орнамента (хачкара) началось в армянской религиозной культуре с IX века. Каждый хачкар – это индивидуальная молитва-память. Один из хачкаров об утонувшем мальчике Мануке относится к середине XI века, он старше здания церкви на 300 лет. От портала, служившего входом в церковь, сохранились массивные колонны. Входные ореховые двери отсутствуют, одна из них ныне находится в Эрмитаже, а другая - в картинной галерее Айвазовского. Но вы обязательно задержитесь и постойте здесь хотя бы минуту, чтобы ощутить духовную силу.
После пожара 1888 года церковь была отремонтирована на средства своего прихожанина И.К. Айвазовского, и он собственноручно сделал росписи фресками и написал несколько икон. К сожалению, вы не увидите этих фресок художника. В 1970 году в результате строительства домов на прилегающей к церкви территории была разрушена дренажная система, и грунтовые воды, подтопившие церковь, уничтожили остатки фресковой росписи. Но в алтаре сохранилась крестильная купель с резьбой по камню. И несколько икон, написанных художником для церкви, можно сейчас увидеть в картинной галерее И.К. Айвазовского.
В современной Феодосии репродукции картин художника можно увидеть по всему городу. Зайдите в Морской сад, пройдитесь по набережной Феодосии, всюду вас будут сопровождать репродукции картин мастера. Около картинной галереи – открытый вернисаж, где можно приобрести не только магнитики, но репродукции его картин, выполненные художниками Феодосии. Если вы приедете в Феодосию, то И.К. Айвазовский будет встречать вас с распростертыми объятиями, как долгожданных друзей.
В списке Почетных граждан города имя И.К. Айвазовского стоит на первом месте. Жители Феодосии помнят и чтят наследников творчества великого мастера, о чем свидетельствует доска памяти, установленная на каменной ограде санатория «Восход». Это внуки Ивана Константиновича, ставшие художниками – Арцеулов Константин Константинович (1891-1980), Ганзен Алексей Васильевич (1876-1937) и Латри Михаил Пелопидович (1875-1941). А также его ученики – Лагорио Лев Феликсович (1827-1905) и Фесслер Адольф Иванович (1826-1885), который был первым учителем художника Богаевского Константина Федоровича (1872-1943). Да, того самого Богаевского, который иллюстрировал книгу стихов М. Волошина «Годы странствий». Летом 1941 года он принимал участие в эвакуации картинной галереи Айвазовского в Ереван. Если вы не знаете такого художника, а я не знала, то помните, что его картины можно увидеть не только в Феодосийской картинной галерее, но и в Третьяковке и в Русском музее. Я же побывала на могиле художника на историко-мемориальном Всехсвятском кладбище в Феодосии. Искать долго ее не пришлось, она находится недалеко от главного входа. Не могу не упомянуть человека, фамилия которого вам уже встречалась. Это директор картинной галереи Айвазовского Николай Степанович Барсамов (1892-1976). Он почетный гражданин города, живописец, искусствовед и педагог. В 1941 году спас коллекцию Феодосийской картинной галереи, эвакуировал ее в Ереван. Николай Степанович – исследователь творчества И. К. Айвазовского, автор книг о его творчестве и творчестве художников Феодосии, а также деятельности картинной галереи.
1. – Айвазовский Иван Константинович - Википедия: В Феодосии
2. – Айвазовский Иван Константинович - Википедия: В Феодосии
Продолжение http://stihi.ru/2025/01/01/4714 Путевые заметки о Феодосии. Марина Цветаева
Свидетельство о публикации №124122605669