обзор см-8 от Юрия Семецкого
•недавняя мышь
~
Они приходят, плащи их застё0гнуты и зловещи.
Взгляд уклоняется, слово бежит от вещи,
имя – от должности, звания, ранга, чина.
В ничтожные поводы прячет себя причина.
Почему я?
Почему меня?
И за что мне?
Сердце стучит,
как шахтёр, заваленный в штольне.
Мысль непроизносима,
во рту горчит.
Генная память сигналит – замри, молчи.
Пророщенный страх, наследник инсомний,
вкрадчиво шепчет: ты вспомни, вспомни –
влюбился, напился, и всё растрепал, конечно,
у Дома Кино, под вискарь в темноте кромешной.
Кому ты давал читать дневники Алисы?
Если спят кошки – из леса приходят лисы.
Мышата дрожат, как телята вблизи ножа.
Мышиными судьбами лисы не дорожат.
Гости в плащах поднимаются по ступеням:
стихает смех, обрывается чьё-то пение.
Первый этаж словно вымер,
за ним второй,
третий.
Куда тебе, мышь, воевать с горой?
Раздавит и не заметит.
Гости в плащах заполняют дверной проём,
входят, как страшные новости в бедный дом.
Держатся каменно,
монолитно,
веско.
Соседка в окне напротив задёргивает занавеску.
Стыдный холод внутри превращается в белый жар.
Ты стоишь, распрямившись: не сдался, не убежал.
Ты уже не будешь бояться их никогда.
И недавняя мышь неожиданно говорит:
Господа,
вспоминайте,
чему вас учили в школе.
Там в коридоре коврик –
вы бы вытерли обувь, что ли.
*
•кольцо
~
Привет, дорогая. Твой нож в чехле.
Искала всю ночь, поди.
Припомнят: «делили постель и хлеб,
и умерли в день один».
Нет, нож – полумера. Нам нужен взрыв,
чтоб вместе и наповал.
Чтоб выли подруги твои навзрыд,
феерия, карнавал.
Мы взрослые. Наняли детям нянь.
Не курим, не пьём почти.
По счёту в расход запиши меня,
а сможешь прочесть – прочти.
Ты так окружила меня собой,
так мною окружена.
Но бой за кота и посудный бой –
теперь без меня, жена.
За все «не гони», за пурги вальсок
уплачено ямщику.
Прощай, дорогая. Сними кольцо.
И дёрни уже чеку.
*
•южный полюс любви
~
Наш секс горчит на донышке вины.
Ночь так нежна, но зов её фатален.
И чувства к быту приговорены,
и город на плечах луну катает.
В такси приёмник ловит грустный блюз.
Водитель – просветлённый дымом будда.
Ты сонная, я вновь в тебя влюблюсь
в последний раз, как в самый первый будто.
Прижму тебя, чтоб ближе ощутить
влеченье мотылька к горячей лампе.
Ты – небо, я в тебе парашютист.
заложник, ставка, джокер, lucky number.
Но против притяжения земли
бессильны все, кто ветра тяжелее.
Как высоту мечтами населить?
Кто нас простит, осудит, пожалеет?
Ночь сводит уравнение к нулю.
И в этом мы равны, по крайней мере.
Люби весь мир, как я тебя люблю,
прекрасная волнующая Мэри.
Дыши со мной, тщеты не говоря,
Люби меня, не подавая вида.
Пока кружат снежинки декабря,
пока под нами льды и Антарктида.
Странная это штука — впечатление от стихотворения. Первые два стихотворения о преодолении — страха и любви, соответственно. Они произвели на меня сильное впечатление. А третье (о любви сложной, противоречивой) , казалось бы, наполнено чувствами героя, а мне неинтересно. А финальные строки, где герой занимает позу просителя, и вовсе вызывают чувство неприятия. Но это такое — вкусовщина. А как без неё? Когда речь идёт о поэзии, то полагаться можно только на свой вкус.
2. О жизни
•таджик
~
С горем мыкался, да в чужом краю,
прятал беды за кромку туч,
запасая впрок - наверху, в раю,
лишь за них дают райский ключ.
Не осметят там тонны гравия
и ребристые кирпичи -
за безмолвие и бесправие
скажут: -Вытерпел, получи!
Посмотри - вон там пляшут гурии,
вот долина, где вырос сад.
Нет в спине ножа, ты не умер, и
нет закона, что виноват.
Хочешь, закричи - так, чтоб снег с вершин
превратился в вишнёвый цвет.
Нет здесь города, дыма от машин,
и милиции - тоже нет.
Ты без паспорта? Не волнуйся, друг -
что тут прошлое ворошить?
Не Россия и не Памир вокруг,
в этой местности можно жить
•сосед
~
Он взрослеет, когда уже надо стареть,
и поёт в одиночку,
Из всех женщин любить собирается впредь
только дочку
Пережив ножевое мгновенье одно
между сном и рассветом,
он встаёт посмотреть, что покажет окно,
бродит в этом
На подошвах приносит в название дом
март, по-снежному зимний
Разбирает еду на сейчас и потом,
смотрит фильмы
Не дождавшись звонков от детей, постояв
между детской и спальней,
он на узком диване, сказав это я,
засыпает
*
•дачное
~
Лежу на холодной траве, отдавая тепло
планете Земля, словно здесь репетиция смерти,
и мир меж лопаток моих - он не так уж и плох,
когда насадить не пытается сердце на вертел.
Сместилась полярная ось, оказавшись во мне,
со скрипом вращая расписанный мастером купол.
Я, словно бродяга с котомкой тряпья на спине,
пришедший во храм за тарелкой бесплатного супа,
услышавший пение и заглянувший туда,
где странники ходят по звёздам, смеясь и играя.
Сейчас потемнеет, и сверху ударит вода.
Я каждой дождинкой последнюю жизнь проживаю.
Очень неоднозначное впечатление от подборки. Первое — о смерти на чужбине. И всё бы хорошо, но название так сузило тему, что поневоле задаёшься вопросом — у таджиков какие-то особые проблемы, чем они в плане смерти на чужбине отличаются от других народов? Мне кажется, что проблемы у всех одинаковые. Второе — о потери семьи. Стихотворение актуальное на все века. И хочется сказать автору спасибо, что герой всего лишь засыпает в финале. Почему спасибо? Потому что казалось, что автор ведёт если не к самоубийству, то к мыслям о нём. И эта напряжённая атмосфера здорово напрягает читателя (меня). Третье - … эээ… репетиция смерти? Самое оптимистическое стихотворение в подборке, в нём ничего не нагнетается, несмотря на… и это радует.
*3.Колкое
•Гагарин
~
В пламени и шуме, в копоте и гари
Улетал на небо космонавт Гагарин.
В маленьком скафандре, в гермошлеме белом,
Он хотел вернуться, но вернуться целым.
В железяке сидя, он глазами хлопал,
Проплывали где- то Африка с Европой,
Змейками скользили Нил и Амазонка,
Льдины Антарктиды, снег до горизонта,
Звёздочки алели
на Кремлёвских башнях,
Было очень тесно,
было очень страшно.
Он проголодался и замёрз до жути,
Ангелом спустился вниз на парашюте.
Гимн, аплодисменты и в полях ромашки,
Дали одеяло, поднесли рюмашку,
Даже генералы на руках носили,
А когда устали, вдруг его спросили.
Вышел самый, самый, самый главный лидер -
- Расскажи, Гагарин, Бога в небе видел?
И ответил тихо космонавт наш первый -
- Не трепите Богу, ради Бога, нервы.
Смотрит он на Землю, круглую как мячик,
Иногда смеётся, но всё чаще плачет.
Бог создатель пьесы, режиссёр и зритель,
Так что, человеки, небо вы не злите!
Серебром кипящим боль бежит по венам,
Всех Господь накажет, всех сожжёт мгновенно.
Так сказал Гагарин и ушёл в ромашки,
Где в высоких травах пчёлы да букашки,
Где летят стрекозы по своим маршрутам
И гоняет ветер купол парашюта.
*
•Колкое
~
Метель, метель, то радостно, то колко,
Из труб котельной рвётся белый дым,
Поставлю в угол маленькую ёлку
Нашкодившим ребёнком золотым.
Повешу ей на лапы осторожно
Все звёзды из небесного ковша,
Безумный кот сожрёт блестящий дождик
И расхреначит в хлам стеклянный шар.
Замру на стуле в галстуке немодном
И дед Мороз, что стар, горбат, зловещ,
Достанет из мешка рукой холодной
Бессмысленную для хозяйства вещь.
Китайская гирлянда, скучный праздник,
Любовь всей жизни где- то спит с другим
И по утрам моей стрелецкой казни
Уже не помогает анальгин.
А снег летит так криво, так неловко,
Ветров бездомных жуткая игра
И на фиалке божия коровка
Не хочет ни летать, ни умирать.
*
•Ольга
~
Купил рыбу с глазами грустными,
Лежит рыба, умирать не хочет,
Вроде как шепчет "не вкусная я, не вкусная,
Отпусти, Бога ради, к сыну и дочке".
Сижу, выбираю между совестью и голодом,
Дети это святое, гордость, потомки,
Но на реке сейчас ветер, чертовски холодно,
Да и лёд словно бумага тонкий.
Может, говорю, весной выпущу?
Можно даже с музыкой, под барабаны с флагом,
Рыба охнула, глаза вытаращила,
Заплакала и я с ней заплакал.
Оделся, посадил в банку рыбу,
Налил воды с хлоркой из крана,
Я Армстронг, сделать шаг надо, ибо
Потом не затянется душевная эта рана.
Ехал в маршрутке сквозь вечер и город,
Вдоль убогих улиц и красивых банков,
Пассажиры смотрели словно я голый,
Какой- то идиот с рыбой в банке.
Лёд трещал и ломался скорлупой ореха,
Мне дышала в затылок Смерть острозубая
И над тихой рекой грохотало эхом,
Что- то очень совсем уже нецензурное.
Напоследок спросил-
Как зовут тебя, рыба?
Ведь не зря, признайся, испытали мы столько
И сказала она ртом красивым "спасибо,
А зовут меня Ольга".
Я курил в рассвет, стоял и думал -
Жизнь, она мягкое облако, а не только дыба,
Снег падал на плечи нежно, бесшумно
И где- то в глубине улыбалась рыба.
Первое — отличное начало, но в какой-то момент нарратив перестаёт быть томным. Слишком много ненужных деталей, они не нужны ни для фона, ни для сюжета. Надо сокращать. Второе стихотворение — о несостоявшейся любви, об одиночестве. Третье — о замещении. Хорошие стихи, мне понравилось.
*4.Эх, жизнь!..
•в рыжем далеке
~
Эта осень придет без него, кто когда-то со мною
Горевал, тосковал, потаенно скитался в глуши
И ее любовался пронзительною желтизною –
Эта осень придет без него - побратима души»
(Вениамин Блаженный)
Мне не верится, что не увижу тебя в таком далеке,
где и рыжие листья за тридевять взмоют земель.
А когда уходили в леса – не бродяги мы разве с тобой,
в тихом поиске света, почти уходящего из осенин.
Нас вела не любовь – столько лет, столько зим, вышел срок.
Жадность к малой секунде, дающей почувствовать жизнь,
жалость к бедному сердцу, к пушистой зверушке – коту,
и к усталым ногам, и душе, без остатка подаренной мне…
*
•туманная страна…
~
Уйдет во тьму светило дня
и вновь из тьмы взойдет,
хоть так светло, как ты меня,
никто его не ждет.
(Джон Донн)
Неясный край во тьме сокрыт,
туманная страна…
Развеешь ночи антрацит, –
тогда она видна.
Рассветный луч взойдёт в окне,
позолотив стекло,
я растворюсь в его огне,
воздушно и светло.
И ты, я знаю, встречи ждёшь,
взметнув свои крыла.
Мой ангел, мой небесный дож, –
стрела тоску сожгла.
И улыбнусь, лечу, лечу
в неведомых мирах,
лишь птичий щебет захвачу
я на семи ветрах…
*
•Эх, жизнь!..
~
Всё жила да куролесила,
а смешинок пруд пруди!
Только сердце стукнет весело,
вырываясь из груди.
Мальчуган сложился катышком,
эка выделал кульбит!
Перламутровая ракушка,
словно море, зашумит.
Побреду из перелесочка
и застыну на юру.
Голубая занавесочка
затрепещет на ветру…
Первая подборка, которую не хочется хвалить. Хотя второе и третье стихотворение, если не считать мелких погрешностей, вполне приличные и могут нравиться людям. Но не мне. Извините.
*
5.Земля-землица
•Статуэтка
~
Всё начиналось с Фуэте,
Когда Земля, начав вращение,
Как девственница в наготе,
Разволновавшись от смущения,
Вдруг раскрутилась в темноте.
(Валентин Гафт)
Весенний ветер сны отринул,
И статуэтка балерины
Вдруг ожила и поплыла
Под звон разбитого стекла,
Не зря себя считала примой
С гранд фуэте неповторимым.
К ней, исполняя па-де-ша,
Земной подкрадывался шар,
Слонам с китами не в обиду,
Оставил прежнюю орбиту.
И в па-де-де они кружат,
И сакура от антраша
Вмиг распустились для «балетных» -
Залётных, ветреных и бледных
Владельцев легкокрылых тел,
Что в первозданной наготе
Летят на свет, бегут календы,
И в первом акте и в последнем
«Всё начиналось с Фуэте» (с)
*
•Туфелька
~
Земля пропала. Только что была.
Осталась лишь вода белым бела.
Уныло пишут вилы по воде:
- Земля была, но больше нет нигде.
Ушла моментом в море из-под ног,
Остался только рокот водяной.
Не утопает туфелька в грязи,
По-над водою ласково скользит.
И вот я стала щукой в мире щук,
У инфузорий туфельку ищу.
*
•Землица
~
Тяжёлый пласт родной землицы
Перед лопатой и судьбой
Весь рассыпался в небылицах
Про шар летящий голубой.
Канавку вырыла до глины
Для длинных липовых корней,
Май стелет пухом тополиным
Постельку мягкую на дне.
Но я пока ни сном ни духом,
Хоть прозвучали два звонка
Оттуда, где землица пухом,
Бывает пухом, так легка.
Первое стихотворение оказалось лучше эпиграфа. Редко такое встретишь. Хотя понятно, что чем хуже эпиграф, тем больше шансов отличиться. А в целом стихотворениям не хватает глубины, а текстам плотности. Это опять-таки вкусовщина. А стихи хорошие.
*
6.Быть вместе
•ожидание мёда
~
пятистопный коньяк отдает аспирином с клопами
выдыхаем февраль и не ищем от брака добра
абажур в перепелках и тусклая лампочка в бра
нам бы в отпуск где можно тюленить с кампари под пальмой
во дворе снеговик на ковре выцветают медведи
будто кобра скольжу на ветру распушив капюшон
неуклюжий троллейбус к чужой остановке подъедет
и не нас отвезет в тридесятое "все хорошо"
не хандри не хандрю это точно оргазм а не астма
ожидание мёда по-прежнему слаще халвы
переходим на Вы замерев между белым и красным
и никто ничего не забыл не заныл не завыл
так слагается жизнь и шифруются в строчки недели
то мороз то капель молоточки стучатся в виски
умножаем себя друг на друга и больше не делим
слишком часто наивны отчаянно редко близки
*
•Кантарелли
~
Не верили ни в чудо ни в меня
тарологи, провидцы, хироманты.
Но август поднимался на пуанты,
нас в предрассветной хрупкости храня.
Кружил на ручках, будто ребятню,
берёг от невозвратности, баюкал.
До нас не долетали ливни с юга,
а утро обещало: соблазню!
И соблазняло - вереском боров,
черничной разливанностью туманов.
Шептала, как молитву или мантру:
"Ты только будь, пожалуйста, здоров".
И сложно было что-то возразить.
Глаза горели.
Плечи загорели.
Ты отвечал: "Моя ты кантарелли!".
Прозрачная, как крылья стрекозы,
дрожала паутинка.
Целовал
и прижимал тесней, и сладко лились,
нежны, как лепестки озёрных лилий,
ремарковостью пряные слова.
*
•Осенняя весна
~
Когда у нас осенняя весна,
Тревожность остаётся в мрачных снах,
В хвосте кота, следящего за птицей
Сквозь стёкла облюбованной квартиры,
В «Что? Где? Когда?» при счёте пять-четыре.
И самый сложный выбор – выбор пиццы:
«Я помню, чтоб без лука и грибов».
Забота – это точно про любовь.
Надеемся на счастье без утрат,
Расслабленные, нежные с утра,
В глазах блестят сокровища сорочьи.
Мы вновь проснулись на одной подушке!
И в комнате так солнечно недушно.
Уютный запах глаженой сорочки
В кофейности мечтательного дня
Придумай повод обнимать меня.
В вечерний чай добавить розмарин.
Целуя, ничего не говори.
Всё пустяки: долги, затор на Трёшке,
Нечаянно возникшая неловкость.
А если вдруг споткнусь – держи под локоть.
Стоят по росту куколки-матрёшки,
Заплакана от радости свеча.
Быть вместе – это главное сейчас
Первое — переживания женщины о том, о сём и немного о любви. Атмосферно получилось. Много вкусных деталей. Пятистопный коньяк сразу вводит в мир, от которого ждёшь чуда. Чуда не происходит, но и интерес не ослабивает. Вот только кто придумал, что хороший коньяк пахнет клопами? Мне никогда так не казалось, хотя было время, когда принимать внутрь коньяк хуже Ахтамара я отказывался. :)
Второе и третье — о любви. Если бы я собирал книгу с расчётом, чтобы её купили и читали девочки — это самое то, что надо. Романтика. И высокое качество стихосложения. Хотя… что-то со знаками препинания не так..
~
7.Однажды в августе
•Из писем Августу
~
…в табачном облаке качаясь,
младенец-месяц тускло светит;
с холодной россыпью созвездий
делюсь смородиновым чаем.
А утром сонные туманы
прохладным воздухом разбудят:
росой я выкурю простуду,
набью антоновкой карманы.
…Маслята в ёлках загорают,
сад одуван сменял на клевер.
А я, мой Август, знаешь, верю -
нет места лучшего для рая.
Могу в окно смотреть часами,
как мой подсолнух дятел лущит;
вода в пруду темней и гуще…
*
•Муха села на варенье
~
Я проснулся ровно в восемь.
На столе сидела муха.
Верный знак, что рядом осень
и небесная проруха.
А пока в раздумьях август.
В голове же суматоха.
Говорит, что я ей нравлюсь.
Что тут скажешь?
Ну, дурёха.
У меня лишь счёт в трактире
и пиджак давно не новый,
и меня сегодня штырит -
цвет волос твоих - лиловый.
Ты прости, что так не звёздно
я пишу стихотворенье.
Получилось несерьёзно.
…Муха села на варенье.
Я спасу её, не брошу,
сам расправлю крылья крохе.
Я, как август, я - хороший.
Я люблю тебя, дурёха.
*
•Обгоняя ветер
~
К закату подгонял меня попутный ветер,
и я заметил,
чувствуя прохладу,
как плавилась у солнца бахрома;
а вдалеке с холма
спускалось стадо.
…Погонщик мулов -
сам немного мул…
Возможно, что я «палку перегнул»,
но и погонщик палкой замахнулся
на бедного осла.
Спасла
отставшее животное
собака-пастырь -
наставила его на верный путь,
исправив навигатор.
Но тут, невидимый
художник-декоратор
внезапно поменял картину -
малиновое солнце передвинул,
и спрятал за холмом приватно.
Трава,
и розмарина куст,
и облачная вата
невольно изменили цвет.
В ответ -
остановилось стадо.
Вожак с подпалинами рыжей шерсти
застыл как вкопанный на месте
и на меня задумчиво смотрел
прозрачно-философским взглядом…
Хотя… Что это я?
Возможно, мул и не заметил,
как я - на стареньком корвете -
промчался к морю,
обгоняя ветер.
Мне категорически не нравится техника стихосложения, какая использована в первом стихотворении, когда каждая строфа — это как взгляд в другую сторону. Да и где финал? Ну осмотрелись, а зачем огород городили?
Второе — странное. Несерьёзное. Но при этом и не смешное. Не то, не сё.
А третье мне понравилось. Хотя тот же вопрос повис в воздухе — зачем?
*
8.Точки невозврата
•Летела
~
Развоплощение моё
приоткрывало двери веры,
и заполняло вороньё
листы судьбы унылым серым.
Летел огонь с небес, и шёл
урок последний жизни первой.
А я была как нежный шёлк:
весной, строкой, дыханьем, нервом.
И в свой черёд смогла принять
огромность мира, краткость тела,
всех тех, кто жил здесь до меня.
И я летела к ним, летела.
*
•Письмо Бо
~
Бо, я не верю, молюсь, но не верю.
Вот я стою за распахнутой дверью.
Жалко бренчу по карманам ключами,
словно пришла за чужими вещами.
Бо, мне так нравилось быть беззаботной
в доме, где шёлк мой, и долг мой, и кот мой.
Жить без печалей, любить нараспашку,
печь пироги или гладить рубашку.
Бо, это более странно, чем страшно –
звать тебя. Если просить, то ты дашь, но
это не будет на пользу, не будет...
Что мне с того, что советуют люди?
Бо, возвратись в этот мир ненадолго.
Просто приди за неотданным долгом.
Просто пройдись от роддома до кладбищ,
мимо всего, что назначено нам лишь.
Бо, может быть, ты простишь человека –
смарты от Apple, ботинки от Ecco.
Пусть даже этих страстей не остудишь,
знаю, ты точно простишь, не осудишь.
Бо, я ведь даже не знаю твой адрес...
Здесь на конверте лишь нимб твой и абрис.
Если без индекса – примут же, точно ведь?
Бо, здесь на почте ужасная очередь.
*
•Эвридика
~
Когда ребёнок наш раздумывал и медлил,
и не было беды,
и мы летали в Рим –
под окнами был сад, в дверях скрипели петли,
и были мы вольны,
и миг неповторим.
Но свет сменила тьма, всё гуще, погляди-ка,
очнись же, мой Орфей,
проснись, открой глаза.
Зачем ты шёл в Аид за глупой Эвридикой?
Бессмысленный трофей,
и не вернуть назад.
Всё кончилось стыдом, едва знакомым раньше:
мышиный сеновал,
залатанный уют.
Негодное суют, и тычут: выбирай же.
Но выбор здесь так мал…
Бери уж, что дают.
И вот в конце смотрин, в предвестии начала,
кому в подарок смех,
кому – драконий глаз.
И всё переплелось, взвилось и зазвучало.
Но разобрали всех.
И мальчик выбрал нас.
Первое — женская лирика. Наверняка многим понравится, но совсем не моё.
Второе… Бо — это для меня очень странно, почти за чертой допустимого. А стихотворение понравилось, я в искренность героини поверил. Ну как понравилось? Почти понравилось. То есть понравилось, но осадочек остался. Вкусовщина.
Третье — тут я теряюсь в догадках — о чём? Первое впечатление, что о родах. Потом что-то пошло не так. Ребёнок не захотел дышать? Но потом передумал и выбрал родителей? Или я себя накрутил, а не надо приумножать сущее — это просто героиня перечитывает в самолёте мифы древней Греции. Но тогда при чём здесь мальчик? А если всё-таки мальчик, то при чём здесь Эвридика? В общем запутался.
*
9. Предвкушенье новогодья
•Ты, наверно, тоже слышишь…
~
Ты, наверно, тоже слышишь: снег упал на нашу крышу,
Там ворочается сонно, нависает над окном.
То одним крылом, то сразу всей полой от полушубка,
Что в подпалинах от звёзд.
Мы с тобой глядим друг в друга,- так меняются дарами:
Бесконечными мирами в предвкушенье новогодья.
И пытаемся услышать, что никто из нас не лишний:
Вон как трепетна улыбка в уголках смущенных губ.
Нарастание причины, по которой долго-долго,
Много-много лет известен этот шорох, этот вздох
Притомившегося снега, не желающего снежить,
Что вплотную прислонился к замерцавшему окну.
Чтобы лучше слышать время, наше время - "тех, кто любит":
Звук распахнутого мира, второпях прикрытой двери,
Распустившегося слова, словно первого цветка.-
Мы с тобой танцуем лето расшалившихся бутонов,
Созревающего цвета, смелых крыльев мотыльков...
Так нечаянно мы стали вдруг с тобой единым целым.
Поневоле тут поверишь:
Всё, что счастье, - впереди.
*
•Дай небу заглянуть в твоё зеркало…
~
Дай небу заглянуть в твоё зеркало,
И тогда, может быть, ты увидишь себя.
Поскучай да наземь брось, – и тебе покажет небо
Скарб, что собран на авось, фонаря скупой молебен
По живущим на износ: оставляющим лишь пепел.
Но сквозь перечень заслуг обнаруженных пристрастий:
Птица выпадет на счастье… И совсем как старый друг,
Солнце вдруг окликнет: - Здравствуй!
Сквозь насилие и гнёт тяготеющей оправы
Скучен вечер, редок взлёт, оскудели переправы.
Но ночной остынет свет, и кулик взлетит с болота...
- Свет мой, зеркальце...
В ответ:
- Мир прекрасен...
что ты... что ты...
*
•Отпускала тебя, дарила
~
— Я подарю тебя, пока не знаю кому.
— Думаешь, я понравлюсь? — спрашивает она.
— Я тебя подарю, — твержу я.
— И не надейся — некому тебе будет подарить птицу.
(Алехандра Писарник)
Отпускала тебя, дарила: знала, жизнь на земле – не мёд.
Если что и менять на крылья – не дорогу, что мимо прёт.
Так зачем же ты здесь, дурашка, где ни снега зимой, ни льда.
Правда, где-то во сне ромашки, полотенчико изо льна.
Правда, мне с тобой поспокойней, только я-то тебе зачем:
В зиму вросшая колокольня под присмотром седых грачей…
Было б дело, а так оскома,- что былое-то ворошить.
Раньше птица была бедова, разменялась - одни гроши:
Всё за так – за моментну ласку, за остаточек - синеву...
Не присмотрит никто напрасно: нет, которым тебя дарю.
Так и будем под небом сизым слушать ветра подспудный звон:
Птица в клетке - с просроченной визой
Да зима... с четырех сторон.
Первое — это стихотворение о любви двух людей. Образно, атмосферно, но очень много фона и мало людей.
Второе — сумбурное. Красота образов утопила смысл. Возможно, это женская суггестивная лирика. Получилось атмосферно, но меня заворожить красотой не получилось.
Третье — стилистически то же, что и первое. Если позволите, совет — в какой-то момент надо заканчивать с детализацией и просто сказать нечто важное. Так сказать, чтобы никто не засомневался, что именно сказано.
*
10. ЛГ моей души
•Печалька, что ночью украли гитару!
~
Печалька, что ночью украли гитару,
Ну как я проспал этот дерзкий момент,
Когда кантовал, как обычную тару,
Какой-то маэстро родной инструмент!
На сплине нервирует раннее утро:
Извольте, дожился до жести такой -
Зачем с глаз подальше я прятал немудро
Подругу с моей задушевной судьбой?
В дворцах и под небом была вместо друга,
В купе и плацкарте - Богиня моя!
На пальцы шесть струн откликались упруго,
И корпус вертелся в руках, как змея!
Как сладко под сердцем, моя веселушка,
Мажорным аккордом бывала остра -
Я деку и гриф, как детишек тутушкал,
Скрывал от дождя и от тяги костра.
Без веры в удачу штурмую квартиру,
Особо в кладовке среди барахла:
- Ну что, менестрель, на губах музицируй,-
Отныне и присно, коль глотка дряхла!
А вдруг инструмент заиграли цыгане,
А может к соседям отнёс домовой,
Когда я приватно сидел на стакане,
Имея проблемы с дурной головой!
А может на лоджию, ночью, супруга,
Из-за попадания в ноты зашла
И спрятала прочь от семейного круга,
Меня и гитару, за буйный аншлаг.
Я, вроде, нашёлся, но где же гитара,
Сейчас без неё не могу обойтись!
Изыди разлучница - злая водяра,
Вернись моя лира в мужицкую низь!
И чудо случилось: два ангела в белом,
Откуда-то сверху с гитарой летят,
А я им навстречу вибрирую телом,
Одно позовут душу в Рай или Ад!
Но, нет, рядом блюз исполняет супруга, -
На копии той, что как манна летит.
Однако, мозги отняла похмелюга:
Гитара двоится, знать пил в аппетит!
Меня осенило: жена меня любит,
И я её нынче сильней полюбил,
А как же - мы с ней адекватные люди,
Хотя без супруги я всё же дебил...
*
•Ас, за мечтой налетавшийся...
~
Скорость убавив до минимума,
Авиалайнер планирует.
Корпус дрожит алюминиевый
Аэронавт медитирует
На мерзлоту вечнотающую,
С ласковой думкой о Родине -
Действие душещипающее,
С мыслями предновогодними!
Эго мужскому, мешающие,
Подвигам в далях заоблачных,
Две, с летуном, проживающие -
Тёща с Женой жаждут ёлочку!
Дамы, красавицы писаные -
Вынь и положь им таёжное
Дерево, с опцией высосанной,
Типа из Рая пирожное!
Святочными благородиями
Тёща с Женой озабочены:
Две, с примаками юродивыми,
Завтрак дают на обочине.
Небо лазурно-сиреневое,
Солнышко - бубен оранжевый,
Асу твердят всё увереннее:
"Ёлочку не размораживай!"
Тело её, не прогревшееся,
Летом коротким, арктическим -
В сполохи радуг, одевшееся,
Дерево мёрзнет стоически!
Сказку не срубит неоновую,
Кай, за мечтой налетавшийся, -
Ёлочку купит нейлоновую
Парочке Герд неудавшихся...
*
•Листья в масочках котят
~
Надоело в плоском теле
На деревьях листьям жить,
Сорвались и полетели
В край "Над пропастью во ржи",
Чтобы там ветрам отдаться
И пропасть по-одному!
Жаль, уймётесь листья-братцы,
Кто под снегом, кто в дыму!
Вам бы стаей гордо реять,
Буревестники мои:
Я Ваш пингвин в маске Грея
С чашей хмеля из змеи!
Ох, как Вас к зиме ломает,
Оттого Вы мне близки!
Знамо дело – в нежном мае –
Ни тревоги, ни тоски.
В сладких снах Вы снова почки,
И к зиме не сожжены.
Я адепт житья до точки,
Не пославшей мя Жены,
Перлюстрирую Стихи.ру -
И пишу, как бью тату –
Но, как зимнему факиру,
Мне чудить невмоготу!
Раньше солнце было ярче
Да и небо голубей!
Юный отрок, а не старче, –
Друг зелёных голубей.
Нынче вялый созерцатель,
Тех, кто к пропасти летят.
В старом клипе на Ватсапе...
Листьям в масочках котят,
Стронцианового цвета
И слегка позолотей,
Шлю привет с другого света
С фотошопом без затей.
Первое — очень длинное нарративное стихотворение с претензией на юмор. А получилось скучно (или это я такой — вкусовщина, понятное дело.)
Второе — про ёлочку? Может, я какие-то дополнительные смысловые слои пропустил? Про ёлочку надо писать детям. А детям надо писать короче.
Третье — почти понравилось. Сократить надо. Стихиру убрать, финал сделать позатейлевей… А всё, что про листья — хорошо.
*
11.Акулы сна
•Акулы сна
~
Акулы сна меня поделят на
фрагменты и куски астральной ткани.
Держи меня, горячий гладкий скальник,
Шипи, волна.
Поэтому с бессонницей живу
и тщательно не думаю о главном,
что я во сне всегда боялась плавать
и наяву.
Акулы сна живут в любом из нас -
безгласные аквариумы ночи,
когда-нибудь и ты уснуть захочешь -
и оба-на...
*
•чёрная рыба
~
чёрная рыба приходит ко мне во сне
смотрит куда уползает последний снег
вниз по течению рек в глубину корней
чёрная рыба о чём-то кивает мне
между деревьев и окон моих плывёт
будто бы на бок развёрнутый самолёт
множится в окнах захватывая дворы
ищет возможные щели твоей норы
думай потише не вбрасывай мыслесор
чёрная рыба молчит но услышит всё
пересекает пространственность не спеша
я замираю и пробую не дышать
но не погладить мне чёрную чешую
рыба уходит с рассветом и я встаю
а в глубине у меня темнота снуёт
знает со временем я окажусь её
*
•Белая рыба моя
~
После дождливых лет всё пойдёт иначе -
Мир станет чище, как стиранное бельё.
Бедная белая рыба моя не плачет
И не поёт, ни капельки не поёт.
После падений звёзд зарастают шрамы,
Новыми травами сшитые вдаль и вширь.
Боже, помилуй нас от повальной Кармы -
От помутнения разума и души,
Хмурый пейзаж бытия не вставляя в раму
Чёрного дерева страсти, оков греха.
Господи Боже, ведь мы же почти на равных:
Если умру - не сложу о тебе стиха.
Я же струна твоя, линия в нотном стане,
Стебель и плод, ключевой элемент игры.
Просто подумай, когда никого не станет -
Некому будет кормить бестолковых рыб.
Не запирая на ночь ворота рая,
Пообещай мне: кто верует - всяк спасён!
Господи Боже, ведь я же ещё живая,
Так для чего мне, живущей, вот это всё?
Дел острова разделяя на чёт и начат,
Перемогая расхристанное житьё,
Белая рыба моя никогда не плачет,
Но не поёт. Пока ещё не поёт…
Эту подборку можно ставить в пример всем, кто пытается писать суггестивную лирику. Очень здорово. Ничего не понял. Но в полном восторге. :) Лично я увидел в этих стихах торжество, возможно, разума над силами природы. Знаю, что не прав, но имею право так думать — на то она и суггестивная лирика.
*
12.Снежное
•Снежинки
~
в бездне снов
хороводы забытых идей
кружатся в вихре
фрагменты прошлого
нежно трепещут
снежинки
падая
на
ладонь
им
не вернуться
в прежнее
*
•Спокойствие чёрного моря
~
шлейфом снежных дорог
простираются вдоль памяти прошлого
кружева ледяных берегов
не тревожьте
мимолётным теплом
море зимнее
*
•Это не снег
Я тебе подарю одуванчики
белым полем рассею пух
слов
воздушно слетаюших
с ледяных
на морозе застывших
губ
это не снег
Я так понял, что это подражание восточной поэзии. Я ничего в этом не понимаю. Извините, но мне было неинтересно.
Итоги размышления над стихами конкурсантов.
Первое место безоговорочное.
1.И это пройдёт…
Второе место — тоже не сомневался.
11. Акулы сна
Третье место — спасибо за лёгкость слога и за то, что не грузили проблемами.
6. Быть вместе
Четвёртое место — за плотность текста и красоту.
9. Предвкушенье новогодья
Пятое место — считаю, что призовые баллы заслужили две подборки, авторы молодцы и отметить надо обоих, выбрать невозможно.
2. О жизни
3. Колкое
Всем спасибо за стихи. Я хоть и ругаюсь, но прочитал конкурсный пул с удовольствием.
От редакции
Страница эксперта
http://stihi.ru/avtor/semecky
Свидетельство о публикации №124122605612
Читать было интересно.
По поводу подборки#7
Вы спросили где финал в первом стихотворении «Из писем августу».
Вы знаете - он был.
Последняя строка была записана, как постскриптум:
P.S. Пришли мне рижского бальзама.
Но при пересылке лонга потерялась.
По моей вине.
Но это так, к слову, в пользу «бедных»»)
По поводу вашего вопроса: «Зачем?» в отношении стихотворения, которое вам понравилось. Спасибо за подсказку, Юрий, - я вам отвечу просто - для того, чтобы вам понравилось).
Но позвольте задать и вам вопрос: а когда вы, Юрий, начинаете писать стихотворение, вы себя тоже спрашиваете: «Зачем?»
Спасибо.
Владимир Ворожба 26.12.2024 21:14 Заявить о нарушении
Юрий Семецкий 27.12.2024 03:07 Заявить о нарушении
В данном случае, у этого вопросительного местоимения исключительно негативная коннотация.
Оценивая стихотворение, читатель или критик, кмк, должны сами решить: удалось ли автору, ну, например, заставить читателя включить воображение или не удалось?
Но это, так, к слову, Юрий, - всего лишь затянувшаяся преамбула)
Я понимаю «глубину» вашего вопроса.
Половину из написанного я уже сжёг.
К половине из оставшегося присматриваюсь: то на листы смотрю, то на «огонь в камине»).
Но вот «Обгоняя ветер» пока сохраню, тем более, что вам, Юрий, стихотворение понравилось - это греет).
Спасибо.
Владимир Ворожба 27.12.2024 13:34 Заявить о нарушении