Виды и жанры лирической поэзии

Виды лирики, характеристики

Разделение лирики на виды обусловлено тематикой произведения, которые могут сочетать черты двух или нескольких тем.
Сегодня разделяют следующие виды лирики:
1. Философская. Философские раздумья в сочетании с чувствами и переживаниями встречаются в элегиях Гете, Шиллера, Пушкина, Лермонтова. Сюда же можно отнести и антологические эпиграммы, в частности, стихотворение Пушкина, адресованное Гнедичу («Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…»).
2. Религиозная. Один из самых древнейших видов лирики, который затрагивает религиозные мотивы. Такова ода «Бог» Державина.
3. Гражданская. Основная тема – патриотизм, Родина, гражданский долг. Яркими произведениями такого вида являются «К Чаадаеву» Пушкина, «Полночь в Москве» Мандельштама, «Размышление у парадного подъезда» Некрасова, «Читатели газет» Цветаевой.
4. Любовная. Центральная тема любовной лирики – романтизм и любовь во всех ее проявлениях (счастливая, несчастная, прошедшая, зарождающаяся и так далее). К этому виду относятся стихотворения «Когда я был любим...» Жуковского, «Здравствуй! Легкий шелест слышишь...» Ахматовой, «Тебя я хочу, мое счастье...» Бальмонта.
5. О природе. Здесь поэт описывает чувства, вызываемые природой. Например, стихотворение «Еще земли печален вид…» Тютчева.

Представляется, что дополнительно можно выделить такой вид лирики, как мистическая в связи с распространением в обществе различных мистических и эзотерических учений. 
Отдельно следует рассматривать такое направление, как юмористика, сатира и ирония в поэзии. Однако, думается, что такие произведения к собственно лирике имеют косвенное отношение.




Жанры лирической поэзии

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.
Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.
Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.
Обычно выделяют следующие лирические виды:
– гимн,
– ода,
– послание,
– эпитафия,
– сонет,
– лирическое стихотворение,
– элегия,
– эпиграмма,
– песня,
– романс,
– мадригал.
 
Гимн

Гимн (от греч. – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).
Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.
«Итак, будем веселиться,
Пока мы молоды!
После веселой молодости,
После горестной старости
Нас возьмет земля…
Да здравствует Академия!
Да здравствуют профессора!
Да здравствуют все члены ее!
Да здравствует каждый член!
Пусть вечно они процветают!..»
(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)
 
Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.
Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.
«Самовластительный Злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу…»
(Из оды «Вольности», А.Пушкина)
 
Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.
«Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи,
Ты, меня любивший – дальше
Некуда! – За рубежи!
Ты, меня любивший дольше
Времени. – Десницы взмах! -
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах».
(М.Цветаева)
 
Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.
«Из лавров и из роз положьте здесь венец:
Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,
Фелицы славныя певец,
Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.
(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»
 
Сонет

Сонет – поэтическое произведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.
Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.
Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.
«Вздыхаю, словно шелестит листвой
Печальный ветер, слезы льются градом,
Когда смотрю на вас печальным взглядом,
Из-за которой в мире я чужой.
Улыбки вашей видя свет благой,
Я не тоскую по иным усладам,
И жизнь уже не кажется мне адом,
Когда любуюсь вашей красотой.
Но стынет кровь, как только вы уйдете,
Когда, покинут вашими лучами,
Улыбки роковой не вижу я.
И, грудь открыв любовными ключами,
Душа освобождается от плети,
Чтоб следовать за вами, жизнь моя».
(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)
 
Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.
«Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне».
(«Утес», М.Лермонтов)

 
Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.
«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,
 Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!
Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,
 И на упругих ветвях звучный и радостный хор;
Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо
 Бурые склоны горы, темную зелень лесов
И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней
 И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»
(«Прогулка», Ф.Шиллер)
 
Эпиграмма

Эпиграмма (от греч.– надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.
«Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
(В.Гафт)
 
Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.
«А не спеть ли мне песню о любви
И не выдумать ли новый жанр
Попопсовей мотив и стихи
И всю жизнь получать гонорар…»
(«О любви», О.Тарасов)
 
Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются переживания, настроения, чувства лирического героя.
«А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
 
Как ты любил? – ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? – ты погубил,
но погубил так неумело…»
(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)
 
Мадригал

Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.
«И как в раю магометанском
Сонм гурий в розах и шелку,
Так вы лейб-гвардии в уланском
Ее Величества полку.
(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)



По материалам  Интернета


Рецензии
СПАСИБО громадное. С наступающим!

Анатолий Викулин   26.12.2024 11:25     Заявить о нарушении