Молодое солнце
Спит земля под белым, белым снегом.
Снится ей июльская жара.
Вместо холода и ледяного плена
Солнечная дальняя страна.
Светом напитались дол и поле,
Наливных плодов полны сады.
Бирюзою отливает небо,
Словно отразившись от воды.
Сон не смерть, коль будет пробужденье,
Ежегодный, вечный ритуал.
Приглашаем отмечать рожденье
Сил земли и солнца пьедестал.
Молодое солнце озаряет ширь небес
И в голубой дали искрами -
Снежинками играет над землёй,
В преддверии весны.
***---Ра. Ли. Ев.---***
Иллюстрация и информация из интернета
«Пылающий июнь» (англ. Flaming June) — картина английского художника Фредерика Лейтона, яркого представителя викторианского академизма. Картина была написана в 1895 году и считается важнейшим произведением художника.
Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью. Моделью для «Пылающего июня» могла быть актриса Дороти Дин или натурщица Мэри Ллойд, часто позировавшая для прерафаэлитов.
Зимний солнцеворот, когда «солнышко поворачивает на лето, зима — на мороз», когда дневное светило «ворочается» — возвращается после долгого «умирания», наши предки сначала отмечали примерно 21 декабря, а потом — 24-го, в знаменитую ночь перед Рождеством. Заметим, что оно по старому стилю отмечается 25 декабря, и это тоже не случайно — император Константин Великий назначил в IV в.н.э. этот день для памяти Рождества Христова именно ради совмещения христианского праздника с языческим, народным.
Впрочем, и ранее на Руси в эти дни тоже отмечалось рождение — нового солнца или солнечного божества Даждьбога, подателя тепла, добра и света. Чтобы помочь ясному солнышку родиться посреди холодной зимы, наши предки разжигали большие праздничные костры, а кое-где, как и на Ивана Купалу, катали с гор огненные колеса или набитые просмоленным тряпьем подожженные бочки — символы катящегося по небосводу светила. Интересно, что такой же обычай катания горящих колес сохранился и кое-где в Шотландии, а костры в ночь зимнего солнцестояния разжигаются и в Индии.
На Руси было принято устраивать на этот праздник большое угощение, приглашать на него всю родню и хвастаться изобилием в доме — чтобы и на следующий год солнышко порадовало своими летними дарами. В этот вечер было принято колядовать — ходить по дворам с песнями и выпрашивать вкусные подарки.
Традиция колядования с ряжеными встречается не только на Руси — есть она и у южных славян, и у западных, и у некоторых других европейских народов. Переломные ночи в году издревле считались потаёнными, мистическими, в это время потусторонний мир ближе всего соприкасался с нашим, и разные духи выходили на волю, а от таких гостей лучше было откупиться, чтобы не тревожили. Кстати, именно с таким мистическим значением «солнцеворотных» дат связано и то, что их использовали для гадания и самых различных обрядов.
С нашими привычными новогодними праздниками древние традиции связывает и один из праздничных персонажей. День зимнего солнцеворота раньше носил название, которое сейчас звучит жутковато: Карачун... Для нас это слово обычно связано со страшным, «смертным» холодом, и это не удивительно: Карачун был персонажем суровым, его поминали как владыку зимних морозов, который своим дыханием или прикосновением мог «укоротить» жизнь любому. Даже в сказках XIX века Мороз Красный Нос, Морозко, Мороз-воевода хоть и способны одарить тех, кто им понравился — но горе тому, кто их прогневает! Сегодня же былой Карачун стал Дедушкой Морозом, от которого не ждут ничего плохого.
Но при встрече всё равно стараются угостить и поздравить. Со сказочными персонажами вообще лучше вести себя повежливее, особенно в волшебные ночи...
Свидетельство о публикации №124122406714