Молодое солнце

24.12.2024

Спит  земля  под  белым,  белым  снегом.
Снится  ей  июльская  жара.
Вместо  холода  и  ледяного  плена
Солнечная  дальняя  страна.

Светом   напитались   дол  и  поле,
Наливных  плодов  полны  сады.
Бирюзою  отливает  небо,
Словно  отразившись  от  воды.

Сон  не смерть,  коль  будет  пробужденье,
Ежегодный,  вечный  ритуал.
Приглашаем   отмечать   рожденье
Сил  земли   и   солнца    пьедестал.

Молодое  солнце   озаряет  ширь  небес
И  в   голубой  дали   искрами -
Снежинками     играет  над   землёй,   
В   преддверии  весны.

    ***---Ра. Ли. Ев.---***
Иллюстрация  и  информация  из  интернета
«Пылающий июнь» (англ. Flaming June) — картина английского художника Фредерика Лейтона, яркого представителя викторианского академизма. Картина была написана в 1895 году и считается важнейшим произведением художника.
Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью. Моделью для «Пылающего июня» могла быть актриса Дороти Дин или натурщица Мэри Ллойд, часто позировавшая для прерафаэлитов.
Зимний солнцеворот, когда «солнышко поворачивает на лето, зима — на мороз», когда дневное светило «ворочается» — возвращается после долгого «умирания», наши предки сначала отмечали примерно 21 декабря, а потом — 24-го, в знаменитую ночь перед Рождеством. Заметим, что оно по старому стилю отмечается 25 декабря, и это тоже не случайно — император Константин Великий назначил в IV в.н.э. этот день для памяти Рождества Христова именно ради совмещения христианского праздника с языческим, народным.
Впрочем, и ранее на Руси в эти дни тоже отмечалось рождение — нового солнца или солнечного божества Даждьбога, подателя тепла, добра и света. Чтобы помочь ясному солнышку родиться посреди холодной зимы, наши предки разжигали большие праздничные костры, а кое-где, как и на Ивана Купалу, катали с гор огненные колеса или набитые просмоленным тряпьем подожженные бочки — символы катящегося по небосводу светила. Интересно, что такой же обычай катания горящих колес сохранился и кое-где в Шотландии, а костры в ночь зимнего солнцестояния разжигаются и в Индии.
На Руси было принято устраивать на этот праздник большое угощение, приглашать на него всю родню и хвастаться изобилием в доме — чтобы и на следующий год солнышко порадовало своими летними дарами. В этот вечер было принято колядовать — ходить по дворам с песнями и выпрашивать вкусные подарки. 
Традиция колядования с ряжеными встречается не только на Руси — есть она и у южных славян, и у западных, и у некоторых других европейских народов. Переломные ночи в году издревле считались потаёнными, мистическими, в это время потусторонний мир ближе всего соприкасался с нашим, и разные духи выходили на волю, а от таких гостей лучше было откупиться, чтобы не тревожили. Кстати, именно с таким мистическим значением «солнцеворотных» дат связано и то, что их использовали для гадания и самых различных обрядов.
С нашими привычными новогодними праздниками древние традиции связывает и один из праздничных персонажей. День зимнего солнцеворота раньше носил название, которое сейчас звучит жутковато: Карачун... Для нас это слово обычно связано со страшным, «смертным» холодом, и это не удивительно: Карачун был персонажем суровым, его поминали как владыку зимних морозов, который своим дыханием или прикосновением мог «укоротить» жизнь любому. Даже в сказках XIX века Мороз Красный Нос, Морозко, Мороз-воевода хоть и способны одарить тех, кто им понравился — но горе тому, кто их прогневает! Сегодня же былой Карачун стал Дедушкой Морозом, от которого не ждут ничего плохого.
Но при встрече всё равно стараются угостить и поздравить. Со сказочными персонажами вообще лучше вести себя повежливее, особенно в волшебные ночи...
 


Рецензии