Святые отцы о милосердии

...Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 271).
***
...Люди немилосердные посекаются и в огнь ввергаются, а милосердные призываются в Небесное Царство (см.: Мф. 3, 10; 5,7) (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 274—275).
***
...Милосердные и благотворители не могут обеднеть, а скорее впадут в бедность скупые и немилосердные (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 275).
***
...Имущество благодетеля умножается возмездием со стороны Бога в то самое время, когда за наши милостыни и благодеяния возносится, в молитве бедных, благодарность Богу (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 275).
** *
...Кто, по милосердию, готов помогать бедным, тот в воздаяние получает сокровище небесное (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).
***
Милостив тот, кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: или деньгами, или пищею, или силою, или полезным словом, или молитвою, если имеет  возможность помиловать просящего у него, считая себя самого должником, ибо он получил более того, что от него требуется. И (помышляя), что он удостоился, подобно Богу, быть названным милостивым, и это — от Христа, и в нынешнем веке и в будущем, пред всею тварью; и что чрез брата Бог у него просит и делается ему должником. Бедный может быть жив и без того, чего у него просит, но он без того, чтобы быть милостивым, по возможности, не может быть жив или спастись: ибо если не хочет умилосердиться над подобным себе по природе, то как просит Бога, чтобы Он умилосердился над ним? Размышляя о сем и многом ином, удостоившийся заповедей отдает не только то, что имеет, но и душу свою за ближнего, ибо в этом и состоит совершенная милостыня, как и Христос претерпел смерть ради нас, всем показав образ и пример, чтобы и мы умирали друг за друга, и не только за друзей, но и за врагов, во время надобности (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 41—42).
***
Не надобно иметь вещь для того именно, чтобы оказывать милость; это скорее великая немощь, но и вовсе не имеющий, чем оказать милость, должен иметь милосердие ко всем, и тем может помочь нуждающимся, сделавшись беспристрастным к вещам житейским, а к людям имея сострадание (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 42).
***
...Всеми мерами помогайте вдовству, оказывая ему должную справедливость, особенно же, если найдется действительная вдовица, лишенная человеческой помощи... (свт. Василий Великий, 6, 59).
***
...Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение... (свт. Василий Великий, 8, 337).
***
Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии (прп. Ефрем Сирин, 30, 144).
***
Человек страннолюбивый — чистая пшеница (прп. Ефрем Сирин, 30, 200).
***
Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13) (прп. Ефрем Сирин, 30, 213).
***
...Очистим себя милосердием, отрем сим прекрасным злаком нечистоты и скверны душевные, и убелимся, одни, как волна1, другие, как снег (см.: Ис. 1, 18), по мере благосердия нашего (свт. Григорий Богослов, 13, 43).
***
Старайся приобрести в тесных обстоятельствах благоволение свыше. Дай взаим Богу милосердие. Никто не раскаивался из принесших что-либо Богу. Он щедр на воздаяние, наипаче же тамошними благами Он вознаграждает тех, которые здесь что-либо принесли и дали Ему взаим; иногда же, чтобы уверить в будущих благах. Он награждает и здешними благами. Еще мало, и мир прейдет и тень исчезнет. Воспользуемся временем, искупим непостоянным вечное (свт. Григорий Богослов, 13, 97).
***
Не отталкивай от себя бедного, ты, который обогащен Божеством; в противном случае по крайней мере не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже много значит при нашей ненасытности (свт. Григорий Богослов, 15, 147).
***
От худого человека никогда не принимай милости, потому что он старается через это найти у тебя извинение своим делам (свт. Григорий Богослов, 16, 207).
***
Что короче сего повеления о милости: таков будь к друзьям и к ближним, какими желаешь иметь их к себе? Но есть другое и сего короче — это Христовы страдания (свт. Григорий Богослов, 16, 207).
***
Награждай добрых, презирай злых. Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их поступками, чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми. Прекрасный дар — милость (свт. Григорий Богослов, 16, 208).
***
Жалость есть сострадание к несчастию, а милосердие, когда оказываем какое-нибудь благодеяние страждущему (свт. Григорий Богослов, 16, 340).
***
...Без разумения приемлющий милость терпит то же, что слепые, которые, взяв в руки жемчужину, или изумруд, или какой-либо драгоценный камень, бросают, как простой кремень, произвольно лишая себя обладания им, но неведению красоты (свт. Григорий Нисский, 19, 55).
***
Как жестокий и свирепый недоступен приближающимся, так сострадательный и милостивый приходит как бы в одно расположение с нуждающимся, для опечаленного делаясь тем, чего требует скорбный его ум; и милость... есть произвольная печаль, производимая чужими бедствиями. Если же неточно выразили мы значение сего слова, то, может быть... милость есть исполненное любви расположение к претерпевающим со скорбью что-либо для них обременительное (свт. Григорий Нисский, 19, 422).
***
...Из всех привязанностей в этой жизни могущественнейшею признается любовь, и милость есть усиление любви. Конечно, в собственном смысле достоблажен <тот>, у кого душа в таком расположении, как у достигшего самого верха добродетели.
И никто да не представляет себе добродетель сию состоящею в одном вещественном, ибо в таком случае преспеяние в подобном, без сомнения, будет достоянием того только, кто имеет некоторую возможность к благотворительности (свт. Григорий Нисский, 19, 423).
***
Никто злом да не врачует зло. Сколько можно видеть людей, кои от юности до старости посвятили себя служению нищим; и это попечение нисколько не повредило естественному благосостоянию их тела! Да и невероятно быть тому. Хотя некоторые болезни, как-то наносные заразы и тому подобные, зависящие от внешних причин, происходящие от испорченности воздуха или воды, кажутся многим опасными и переходящими от прежде зараженных к тем, кои приближаются к ним, но я не думаю, чтоб и там болезнь производила такую же болезнь в здоровом, посредством передачи... (свт. Григорий Нисский, 24, 429—430).
***
...Всем благотворить хорошо, особенно же тем, кои не могут воздать (авва Евагрий, 89, 601).
***
Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами (свт. Иоанн Златоуст, 46, 345—346).
***
...Милосердие без девства возводило имеющих его на небо, девство без милосердия не в силах было сделать это (свт. Иоанн Златоуст, 46, 349).
***
Если бы милость простиралась на всех, то никто не был бы наказан; но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее (свт. Иоанн Златоуст, 48, 50).
***
...Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, но ищет достойного... (свт. Иоанн Златоуст. 48, 50).
***
Страшитесь — вы, которые обижаете бедных. Вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но они <бедные> имеют оружие, которое сильнее всего, — воздыхания, слезы и терпение обид, чем и привлекают себе помощь небесную (свт. Иоанн Златоуст, 48, 142).
***
...Что может быть свирепее людей, которые остаются равнодушными при виде обнаженных и истощенных от голода бедных, а украшают жилища для тления, червей и моли? (свт. Иоанн Златоуст, 48, 247).
***
Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств (свт. Иоанн Златоуст, 48, 314).
***
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст, 48, 649).
***
Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).
***
..Если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 541).
***
Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).
***
Чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будите милосерди, говорится, якоже Отец ваш, (ср.: Л к. С, 36) (свт. Иоанн Златоуст, 50, 542).
***
Не говори: что в том, если я пройду мимо этого нищего? Если ты пройдешь мимо него, то пройдешь и мимо другого, а после этого — и третьего (свт. Иоанн Златоуст, 50, 859).
***
...Стыдись, когда не дашь просящему; это точно есть срам, наказание, мучение... это показывает твою жестокость (свт. Иоанн Златоуст, 50, 871).
***
Как многие из предстоящих здесь в храме желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу! Теперь вот это возможно, мы можем приглашать Его на вечерю и вечерять с Ним даже с большею пользою. Будем одевать нагого, принимать странного, питать алчущего, напоять жаждущего, посещать болящего (см.: Мф. 25, 35-36) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 303).
***


Рецензии
Спасибо, Оля,за такую мудрую, поучительную статью о милосердии.Все Высказывания Святых Отцов мудры и верны.Очень полезны и поучительны для меня высказывания Иоанна Златоуста:
"Как на море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без милосердия, снисхождения и человеколюбия"
"Если уничтожится милосердие <на земле>, то все погибнет и истребится"
"Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком".
"Чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будите милосерди, говорится, якоже Отец ваш".
Жму на зелёную. Новых Вам мудрых произведений.С благодарностью. Галина.

Галина Гостева 2   10.01.2025 07:58     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв!
С уважением

Ольга Суханова 4   10.01.2025 16:22   Заявить о нарушении