Дороги земные Часть 8. 2

Пока я возвращался в отдел, мысль нашла первые шаги для решения поставленной мне задачи!
Помощь мне, в таком непростом деле, как налаживание связей с РПЦ, на перовых порах мог оказать только один мой знакомый – дьякон Дмитрий (напомню, что с ним я познакомился в мастерской у Габи). Учитывая важность проблемы, в долгий ящик откладывать встречу с ним я не стал, и позвонил дьякону.

Мы встретились в светской обстановке. Я обрисовал ему то, что мне надо в Московском патриархате. Как ни странно, его это не очень удивило. Дьякон призадумался на некоторое время, а выйдя из мыслей, пообещал дать мне контакт в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС).
Кому звонить, по какому телефону, и когда, дьякон сообщил мне вскоре.
На том конце провода ответил мне служитель из штатных сотрудников ОВЦС (сана и имени его в сане не помню). Я представился, он, оказывается, ждал моего звонка и назначил мне встречу.

Я приехал в Московский ставропигальный мужской Данилов монастырь, как назначено. В самом монастыре по личным посещениям бывал и не раз, а вот так, чтобы по делу, впервые! Не без помощи языка у святых ворот нашёл здание, в котором находиться ОВЦС.
Я входил в мало знакомый мне мир, с которым почти все живущие в течение жизни постоянно сталкиваются с проявлениями  внешних сторон и в разной степени.

При входе в здание сказал охране к кому я пришёл. Мне предложили посидеть в комнате для посетителей и если интересно, то можно в ожидании почитать имеющуюся там свежую информацию.
Всё мне было внове … Сама обстановка, дух организации от деятельности ОВЦС, духовное в интерьере, волнение, возникшее от начала будущего большого духовного общения и его неизвестном пути.

Появился батюшка возрастом второй половины жизни. Одет он был, как положено, в рясе и с нательным крестом … Но без головного убора. Беседа прошла в этой же комнате. Я обрисовал ему проблему и то, чем нам может помочь ОВЦС, руководимый его председателем Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (сейчас он Патриарх Московский и всея Руси).
Визави с уважением выслушал, и обещал мне предпринять некие шаги для налаживания дальнейшего взаимодействия. Также условились такого-то числа выйти на связь по телефону.

О результатах моих первых шагов в Московской патриархии, я доложил директору Ю. Каплуну и Марку Полнарёву (я упоминал об этом коллеге по МДС).
С Марком я уже вплотную работал по вопросам делового сотрудничества с соотечественниками и практически отошёл от всех остальных видов их поддержки. Как потом выяснилось, не без его участия директор озадачил меня такой непростой задачей ... Другой кандидатуры в МДС не было.

В результате следующего сеанса общения с тем батюшкой по телефону, мне были даны контакты приёмной Епископа Егорьевского Марка (он в ту пору был заместителем председателя ОВЦС) и назначено время звонка.

Можно задаться вопросом – «Почему так всё подробно описываю?». Отвечу – «Такой осторожный и строгий регламент установлен в ОВЦС для общения со сторонними и малоизвестными лицами! И ещё … Мало кому известен тот мир, и мало кого пускали в него … ».
Потом, конечно, во время моего налаженного взаимодействии с ОВЦС, всё было упрощено.

На встрече с Епископом Марком присутствовало от МДС двое – я и коллега Марк Полнарёв. Марк в общих чертах представил Программу по поддержке соотечественников. Я дал большей конкретики в части использования финансов на поддержку зарубежных храмов РПЦ.
Епископ выслушал нас внимательно, но настороженно. С его стороны был вопрос примерно такого характера (именно примерно – за давностью времени) – От нас, что Вы хотите?
Я ответил примерно так – Нам нужно понять, что направленные заявки от зарубежных храмов действительно нуждаются в их удовлетворении ... И правильные ли они?
Епископ парировал простым аргументом – Согласно Устава РПЦ (к тому времени мы его даже не читали) Епископ в своём епископате лучше знает, какому приходу, что нужно и в каком количестве. Но мы будем оказывать МДС содействие в поддержке той или иной просьбы … Для этого, Вы (читай МДС) должны доказать нам серьёзность своих намерений конкретными делами по отношению к РПЦ.

Пришло время вопроса от Марка – Мол, что имеет в виду Владыко?
Владыко нам тут же пояснил – Есть журнал «Православный паломник», издаваемый Паломническим центром Московского Патриархата … Подпишитесь на него … А я, как его главный редактор, по результату о подписке приму соответствующее решение! Если нужны реквизиты, адрес издательства … То вот они! … И ещё на будущее … Закупки церковной утвари необходимо проводить только в художественно-производственном предприятии «Софрино» … Оно является головным при Московском Патриархате.
Засим расстались, но уже в более мягкой атмосфере, нежели проявленной при встречи, да с рукопожатиями.

По нашему докладу Ю.И. Каплун дал «добро» по организации подписки на журнал.

Издательство находится в гостинице «Православный паломник» (бывшая «Университетская»). Я вошел в неё без всяких сомнений в успехе.
В самой редакции при встрече с главным редактором представился и открылся, что я от Епископа Марка. Тут же чай-кофе и разговор. Затем я поднялся в Отдел по распространению (навал сейчас условно).
В результате разговора я вынес то, что остались ещё нераспространённые экземпляры в разном количестве (справка об этом мне была дана, равно и их стоимость) от первого номера и до последнего.

В МДС приняли решение выкупить всё оставшееся от предыдущих выпусках и оформить регулярную подписку на 100 экземпляров. В Департаменте международных связей города Москвы нас поддержали.
По реализации этих замыслов я позвонил Епископу Марку. Хотел ему сообщить о таком приятном для него факте, но «внутреннее духовное радио» работает быстрее светской мысли.
При этом Епископ сообщил следующую нужную мне информацию для дальнейшей работы. По текущим рабочим вопросам нам теперь необходимо обращаться к отцу Николаю Балашову – секретарю по межправославным отношениям в ОВЦС (на тот момент).
Сразу же по горячим следам я договорился с ним о рабочей встрече.

Встреча проходила в тёплой обстановке. На ней от МДС был я один, а от ОВЦС, кроме батюшки ещё один, но светский сотрудник – Валентин Р.
В ходе обсуждения приняли схему рассмотрения заявок по православной специфике, поступающих в МДС.
МДС отправляет в ОВЦС на имя Епископа Марка копию заявки на высказывание своего мнения о целесообразности её поддержки. На основании официального мнения ОВЦС, в МДС будет рассматриваться дальнейшая судьба заявки.
Забегая вперёд, скажу о таком интересном факте. Мнение ОВЦС всегда подписывалось «православным крестиком» с указанием сана и имени в сане того, кем он проставлен.

При этом в рабочей схеме у меня, как главного от МДС, появляется визави – официальное лицо ОВЦС Валентин Р.
Что касается конкретной реализации принятых положительных решений по полученным заявкам, то МДС уже сотрудничало с Фондом поддержки соотечественников за рубежом им. Ю. Долгорукова (название на тот момент времени).
Начало большой работе было положено.

Моё взаимодействие с Валентином Р. началось с того, что мне надо было решить вопрос о размещении всех экземпляров подписки журнала «Православный паломник». Своих больших складских помещений в и у МДС не было. Какую-то часть журналов мы могли держать у себя.
Их в качестве раздаточного материала отправляли с сотрудниками МДС, выезжающими в командировки по странам зарубежья (или с другими, работниками из организаций, сотрудничающих с МДС).
Но всю подписку разместить у себя мы не могли никоим образом.

По моей просьбе Валентин Р. нашёл возможность складировать нашу закупку на территории в Московском Даниловом монастыре! Мало того, мы ему делегировали право на раздачу журнала в соответствии с нуждами ОВЦС. Конечно с предоставлением раздаточной отчётности.
Этот факт ещё больше расположил к нам руководство ОВЦС.

Дальше по тексту я решил описать всю мою деятельность во взаимодействии с ОВЦС, за весь период работы в МДС без привязки к годам.

Заявок на оказание поддержки зарубежным храмам РПЦ было, по сравнению с иными гуманитарными нуждами, не очень много. Выстроенная система позволяла направлять финансы в действительно нуждающиеся приходы.
Вот некоторые примеры из того перечня и наиболее запомнившиеся.

В Риме строился храм Святой Великомученицы Екатерины. На его малое освящение пригласили Мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Естественно, что с «пустыми руками» Юрий Михайлович на торжество не приедет.
В качестве подарков от Москвы были приобретены большие напольные подсвечники и икона Святой Екатерины.

В Симферополе (Крым) воссоздавался кафедральный Александро-Невский собор. Симферопольская Епархия попросила г. Москву оказать помощь колоколами, для восстанавливаемой колокольни собора.
Фонд им. Ю. Долгорукова проработал вопрос производства такой непростой продукции. Оказалось, что колокола льют на ЗИЛе (в то время). Нам осталось уточнить вопрос, какой конкретно колокол нужен собору и можем ли мы его приобрести.
После необходимых уточнений, колокол отправили в Симферополь.

В Йоханнесбурге (ЮАР) был построен и действовал Собор Сергия Радонежского – кафедральный собор Южно-Африканской епархии РПЦ.
В начале сентября 2006 года планировался первый в истории официальный визит в ЮАР Президента России В.В. Путина.
В МДС из Мэрии поступило указание отправить от имени Москвы в подарок для собора икону!
Фондом им. Ю. Долгорукова икона была приобретена. Теперь возник вопрос, как её отправить с президентским багажом. Одно дело летит сам Глава государства, а другое дело с ним летят самолёты со всем необходимым для обеспечения его визита.
Решение задачи приобщения иконы к багажу выпало на мои плечи. Скажу сразу, что вылет был из Внуково-3. На согласование всех формальностей с необходимыми службами у меня ушёл целый день. В результате Фонд им. Ю. Долгорукова подвёз икону к воротам-проходной и там передал её соответствующим службам. Они же в Йоханнесбурге вручили кафедральному собору.

Но не все заявки поддерживал ОВЦС. Причин не знаю, но на просьбы из прибалтийских республик, мнение было примерно такое – «Рекомендуем воздержаться!».

Вместе с работой по зарубежным приходам РПЦ, от ОВЦС поступали предложения по участию МДС в разных мероприятиях проводимых Московским Патриархатом.
Вот некоторые из них.

Епископом Марком нам было предложено посетить концерт современной христианской музыки, который проходил в Консерватории. Музыка была написана молодыми служителями-композиторами.
Естественно, что для прослушивания отправили меня.
Первое отделение было посвящено католической музыки, а второе – православной. Конечно, в скромных строках не передать воздействия на душу той музыки.
Но моё мнение такое. Католическая музыка красивая, но жёсткая. Православная и красивая, и мягкая, и более душевная. Повторюсь – это чисто моё восприятие и оценка от услышанных творений.
В антракте я встретился с Епископом Марком и поблагодарил его за проявленное внимание. Кроме того немного побеседовали о результатах совместной деятельности. Мне увиделось, что Епископ был в неплохом расположении духа.

С 2005 года на регулярной основе ОВЦС стал приглашать МДС принять участие в проведении Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Попробуйте угадать, кого из сотрудников стали делегировать для участия в работе ВРНС?
Ответ правильный – меня.

Пленарное заседание, когда я впервые принял участие в таком масштабном мероприятии, проходило в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Хорошо, что я приехал к входу с временным запасом. Стояла огромная очередь из участников с пригласительными билетами. На вход пропускали небольшими партиями. ВИП персоны заходили с бокового входа. В фойе зала было несколько лотков с литературой православной направленности.
Билет у меня был без места, а значит не в партере. Для таких участников, рассадка была свободной и на боковых сторонах. Но для видимости происходящего это никакой роли не играло – зал для просмотра был удобен со всех мест.
Открыл работу ВРНС и руководил его работой до середины дня Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Из числа выступающих с речами на пленарном заседании ВРНС, запомнился Митрополит Московский и всея Руси Андриан – предстоятель Русской православной старообрядческой церкви. Скажу сразу – это было его последнее прижизненное появление на такого рода многочисленном мероприятии.
Видом Митрополит Андриан был невысоким, сухопарым человеком, но с таким сильным голосом и убедительными словами … Зал слушал его затаив дыхание так, что можно было бы услышать, как муха пролетит … Если бы таковая была.
Из светских выступающих порадовал знанием дела Алексей Пушков. Тот самый телеведущий.
Конечно, среди выступающих не было недостойных, но речи указанных мной выступающих, поразили меня глубиной, знанием проблемы, предлагаемыми решениями.

На второй день проведения ВРНС (в первой его половине) я принял участие в заседании одной из многочисленных рабочих групп ВРНС. Оно проходило в Московском Даниловом монастыре.
Во второй половине дня председатель ОВЦС Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в актовом зале гостиницы «Даниловская» (находиться с внешней стороны крепостной стены, огораживающей Московский Данилов монастырь) сформировал при массовом обсуждении итоговую резолюцию ВРНС.
После создания итогового документа было проведено голосование за неё. Голосовал за тот текст, в том числе, и я.

Завершилась работа ВРНС небольшим банкетом, данным тут же в гостинице. На фуршетном вечере я познакомился с народным артистом РСФСР Михаилом Ивановичем Ножкиным.
Иерархия отмечала завершение работы ВРНС отдельно.
На вопрос – «Почему так подробно описываю это мероприятие?». Отвечу все остальные ВРНС, на которых я бывал, проходили по одному и тому же регламенту, особенно второй день работы.
Далее напишу о некоторых особенностях, отличающих работу последующих ВРНС, от того, где впервые принял участие я.

На следующий год пленарное заседание ВРНС проходило в Государственном Кремлёвском дворце. В фойе дворца было развернуто большое количество книжных лотков и лотков, с разнообразными изделиями, всё православной направленности.

Среди приглашённых на ВРНС было много представителей казачества.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II открыл пленарное заседание.
Выступало с речами по развитию ВРНС много представителей из светских кругов и из иерархии. Запомнились два выступления из светских гостей.
Первое – речь губернатора Калужской области А.Д. Артамонова. Он подчеркнул то, что в области нет детских домов – все сироты обрели семьи и есть очередь за такими детьми. Но их (детей) сейчас нет!
Второе выступление – речь министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко. Он что-то говорил о совершенствовании учебного процесса, успехах в применении ЕГЭ … Вдруг зал, та его часть, где находилось казачество, засвистел, затопал ногами, стали слышны неподобающие обстановке крики. А.А. Фурсенко же, как будто не слыша протестных шумов, продолжал говорить, но его слов было не разобрать. Обстановка накалялась.
Остановил протестное Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II примерно такими словами – Если вы не уважаете докладчика, то уважайте меня!
В зале тут же воцарился порядок, а докладчик куда-то незаметно ушёл.

Окончание работы ВРНС было аналогично предыдущему – в гостинице «Даниловская». Я принял деятельное участие в рабочей группе, рассматривающей вопросы безопасности.
Там же состоялся вегетарианский обед в период поста, очень сытный и не греховный.
Но перед банкетом я пообщался с Митрополитом Берлинским и Германским. В итоге он благословил меня на богоугодное дело!

В работе следующего ВРНС, проходившего снова в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, я принимал участие вместе с коллегой по МДС – Неллей Владимировной Мурновой (напомню, что она когда-то преподавала в Литературном институте имени А.М. Горького).
В перерыве между заседаниями Нелли познакомила меня с русским и российским писателем Валентином Григорьевичем Распутиным. Хоть и не надолго, но выпало прикоснуться к настоящему!

Второй день работы ВРНС я решил провести в Издательстве Москвой Патриархии. В составе рабочей группы было много преподавателей русского языка. Всех волновал один вопрос – образование и его исчезновение, упрощение настоящего русского литературного языка … Замена его слов иностранными понятиями и аббревиатурами для удобства выражать свои эмоции у подрастающего поколения.

С Неллей я встретился в гостинце «Даниловская». За кофе/чаем она познакомила меня с супругами-создателями, и они же руководство Русского духовного театра «Глас». А именно – с заслуженным деятелем искусств России Никитой Астаховым и заслуженной артисткой России Татьяной Белевич.
По их личному приглашению я и Валентин Р. в недолгом времени посетили театр и посмотрели спектакль «Есенин». Кстати, постановка была построена из идущих чередой произведений Сергея Александровича. Актеры играли его стихи.
Забегая вперёд скажу, что Никита и Татьяна с текущими праздниками ещё долго поздравляли меня открытками в письмах.

Работа и отношения с ОВЦС постоянно расширялись, и были насыщены мероприятиями, не только уже указанными.
По просьбе ОВЦС МДС оказывал неоднократную поддержку по участию хора Сретенского монастыря в Пасхальных фестивалях, проводимых в Вене.

Информационно-издательский отдел МДС принял решение о реализации идеи доктора исторических наук Т.В. Таболиной по изданию уникальной летописи о православных святынях Русского зарубежья.
Для запуска идеи в жизнь не хватало малого – благословения и помощи от ОВЦС. Взоры для получения этого самого малого обратились к моей личности. Автору и Н.В. Мурновой необходимо было попасть в ОВЦС.
Для решения этого вопроса я обратился к отцу Николаю Балашову. Он, в силу своей занятости нашёл возможность и назначил время приёма.

Мы втроём сидели перед ним – я, Нелли и Татьяна Таболина. Говорила в основном Татьяна, так как вся фактура по вопросу была у неё в голове.
Отец Николай Балашов выслушал и задал один, но существенный вопрос – Так от нас-то, что требуется?
Ответ был не сложный – Нам надо, чтобы нас восприняли православные зарубежные приходы РПЦ. Ведь они имеют связь с приходами Русской зарубежной церкви. А через них мы выйдем на нужное нам информационное поле.
– С каких стран Вы хотите начать? – уточнил священник.
– С Латинской Америки! – ответила Татьяна Таболина.
– Хорошо, я дам указания! – обнадёжил секретарь по межправославным отношениям.
Итогом той встречи и долгой работы стала книга альбомного характера «Святыни Русского зарубежья», Москва 2006 г.

В то время, когда в МДС были мысли об этой книге, в ОВЦС заканчивалась проработка «Акта о каноническом общении Русской православной церкви за границей с Русской православной церкви Московского патриархата». Занимался вплотную проектом этого документа отец Николай Балашов. Мы со своей идеей издания о святынях зарубежья попали, можно сказать, почти в десятку.
Мало того, ОВЦС пригласил меня на участие в самом процессе подписания того «Акта …» в храме Христа Спасителя, которое проходило 17 мая 2007 года.
Я стоял в окружении гостей справа от алтаря и воочию наблюдал историческое событие.

Но вернемся к более раннему времени.
Московский Патриархат пригласил Мэра Москвы Ю.М. Лужкова в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде на празднование юбилейной даты преставления преподобного Саввы, основателя сего монастыря. В программе было предусмотрено: утренняя служба в соборе Рождества Богородицы, которую проводил сам Патриарх; торжественная трапеза.

В силу занятости Юрия Михайловича приглашение транслировали в низовые структуры, а те дальше и остановился тот процесс в МДС. Опять же спрашиваю – Угадайте с трёх раз, кого направили на то празднование? Ответ правильный – меня!
Мне выделили машину, подарки от Москвы для Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Ранним утром машина была у подъезда дома в Архангельском.
По приглашению нас пропустили на стоянку, что возле монастыря. Иначе неизвестно где можно было бы оставить машину.

Служба была крайне торжественной. Не каждый день присутствуешь на таком служении. Единственное, что немного отягощало, так это то, что была сильная духота даже при открытых боковых дверях. Приглашённых было очень много. В то время как внутреннее пространство храма не очень большое.
Торжественный обед проходил в монастырской Трапезной.

Представители власти сидели поближе к Патриарху. Я же, хоть и от Москвы, но не в таких чинах и сидел вместе с народом на общей лавке, и за братским столом. Угощение было скромное – пироги с разными начинками, красная рыбка. И сухое вино!
Во время праздничной трапезы представители власти говорили речи и дарили подарки по их окончанию.
Я встал и подошёл к столу, за которым восседал Святейший. Попросил его принять скромные подарки от Москвы и лично Юрия Михайловича.

Трапеза закончилась. Все встали, но ждали события, когда выйдет Святейший. Патриарх пошёл на выход. Я каким-то чудом оказался в первых рядах коридора, выстроенного из тел провожающих, внутри которого шёл Святейший. Когда Патриарх оказался рядом со мной, я попросил у него благословения … С небольшой доброй улыбкой на лице Святейшего, я получил просимое!

В конце 2006 года МДС готовило итоговое ежегодное мероприятие – номинация «Соотечественник года!». О нём поподробнее я расскажу ниже. Сейчас речь пойдет о следующем.
В Департаменте международных связей появилась мысль номинировать Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Для окончательного решения вопроса о номинации сей почтенной кандидатуры, меня попросили проработать этот вопрос в ОВЦС.
О решении этого вопроса я договорился на аудиенцию с отцом Николаем Балашовым.

Он с уважением выслушал меня, немного призадумался.
– Мы думаем, что это будет не совсем уместно для Святейшего. А вот в качестве достойного лица на номинацию, то предлагаем представителя из семейства Гарклавсов. Они совершили духовный подвиг – столько лет хранили в Америке редчайшую святыню Русской Церкви «Тихвинскую икону Божией Матери» и вернули её в Россию. Вот информация о них и их подвиге.
С этими словами секретарь по межправославным отношениям дал мне лист бумаги с текстом.

Вернувшись в МДС, я доложил о результатах переговоров и отдал информацию о кандидатуре, рекомендованную ОВЦС для номинации.
Но, к сожалению, «на верху» решили не номинировать уважаемое семейство Гарклавсов.

В один из прекрасных летних дней Марк Полнарёв подошёл ко мне с такой идеей – Как бы нам под Истрой получить землю под строительство Паломнического центра?
В ответ я сказал, что землю по всем законам выделяют органы местного самоуправления.
– Это я знаю … Попробуй, получи?
Я проработал этот вопрос с главой местного самоуправления. Всё стандартно – подавайте заявление, земля будет выделена при таковой возможности (а земля в таких местах в основном уже вся поделена).
Марка такой мой доклад не обрадовал – Понятно, ничего нового … Но надо! Ищи возможности и пути!
Я вспомнил о том, что недалеко от Павловской Слободы возродился и действует Борисоглебский Аносин ставропигальный женский монастырь.
Марку от моих воспоминаний стало веселее – Вот! … Надо попробовать через него.

Я пытался дозвониться до игуменьи по телефону из справочника, но результат был никакой. Трубку на том конце провода либо не брали, либо номер был занят.
Для помощи, я обратился к своему визави в ОВЦС – Валентину Р. Он пообещал подумать, и найти выход на тот монастырь.
Через несколько дней ответ от него был такой – «В монастыре есть отец Спиридон. Его поставил Святейший на возрождение монастыря … А, после его восстановления, он теперь там заведует всем хозяйством … К отцу Спиридону можно попасть через отца Петра, игумена Высоко-Петровского монастыря в Москве!».
Обсудив с Марком информацию, решили идти этим путём.

В назначенный вечер я встретился с Валентином Р. у центрального входа в монастырь на улице Петровке. Здесь же в монастыре находился Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ. Возглавлял его всё тот же отец Пётр.
Встреча батюшкой была назначена на время после вечерней службы.
Закончив службу в церкви Преподобного Сергия Радонежского, Отец Пётр принимал от прихожан тайну исповеди. По окончании всей процедуры священник подошёл к нам. С Валентином Р. он обнялся – «Спаси Господи!», со мной поздоровался – «Со знакомством!».

Дальнейшее общение проходило в Отделе. В нём какие-то женщины служки уже накрыли стол соленьями с горячей варёной картошкой – был пост. Отец Пётр для меня достал из-под стола белоголовицу – «Путинку». На мой немой вопрос, священник ответил – Вам-то можно … Не из мяса.
В разговоре игумен рассказал немного о себе. Он когда-то служил на Афоне. Написал книгу «Афонская трагедия», Гордость и сатанинские замыслы (о имябожническом бунте в 1910 году на Афоне), Москва, 2005.
Своё творение он достал откуда-то с полки и с дарственной надписью подарил мне. В ответ я ему подарил печатные материалы из МДС.
Посидели в разговоре плодотворно. Игумен обещал устроить встречу с отцом Спиридоном, при одном условии – машина от меня.

В один прекрасный вечер мне раздался звонок от отца Петра – Завтра едем к отцу Спиридону. От меня выезжаем во столько-то …
Для такой поездки директор МДС отдал свою машину. В назначенное игуменом время я вместе с ним отъехал от ворот одного монастыря, к воротом другого.

В Аносинский монастырь въехали через служебные боковые ворота. Отец Спиридон проживал в двухэтажном доме из оцилиндрованного бревна, выстроенного на отдельном участке. Земля примыкала к противоположной от служебных ворот стороне монастырской крепостной стены. К дому мы подошли пешком.

Освободившись от посетителя, отец Спиридон принял нас. С отцом Петром они крепко обнялись со словами – «Спаси Господи, батюшка!», оба были однокашниками по лавре. Отец Пётр представил ему меня. Мы поздоровались рукопожатием. Сели за стол.
Перед разговором отец Спиридон крикнул прислуживающую ему женщину. Она спустилась сверху.
– Вот праздник-то сегодня … У неё внук родился … Очень хорошее сухое завезли в Аносино … Я просил, чтобы мне запас сделали … – было к нам.
И уже к женщине – Неси ка нам вина сухого из холодильника … Да принеси овощей с грядки …
И в нашу сторону – Такие перцы уродились. Хотя на дворе был июнь месяц.
– Что ты батюшка пост ведь … – попыталась перечить служанка.
– У тебя внук, у меня сотоварищ старинный … Неси …
Охая, служанка накрыла стол.

Сначала священники обменивались своей информацией. Игумен рассказал об успехах в издании своих трудов и научной деятельности. Отец-хозяйственник порадовался, что возродил монастырь из руин и теперь является поставщиком овощей к столу Святейшего.
Когда дали мне слово, я рассказал о работе МДС С ОВЦС и нашем интересе … Построить здесь Паломнический центр на Истринских землях … Да вот надо бы чтобы нам их выделили … Ненароком спросил, нет ли монастырских свободных …
Отец Спиридон дал мне свою визитку (с номером не для всех) и пообещал устроить нашу просьбу через главу местного самоуправления … Глава, мол, ему благоволит ...

Вино было выпито, разговор в принципе был выговорен … Можно было бы … В этот самый момент в дом вошёл батюшка.
– Спаси Господи, батюшка – отец Спиридон … О! И ты тут … Спаси Господи, батюшка – отец Пётр! – раздалось от дверей.
– Отец Владимир … Спаси Господи, батюшка! – произнесли по очереди отец Спиридон и отец Пётр.
Застолье занялось с новой силой. Для его насыщенности отец Спиридон послал служанку в магазин за сухим вином.

Из разговора батюшек я понял, что гость тоже их однокашник по лавре. Служит он сельским священником где-то под Ярославлем. Сюда приехал по нужде – купить кое-какой литературы для двух приходов.
Приглядевшись к отцу Владимиру, я заметил, что ряса его вытертая от труда физического … А ещё она штопана, перештопана … Не то, что была на отце Спиридоне – серо-голубого цвета, атласная … Без дырочек от исполнения хозяйственного послушания. И не такая, какая была на отце Петре – шелковая, блестящая от научных мыслей.
Визави отца Владимира ещё раз повторили отцу Владимиру истории о своей жизнедеятельности.
Отец Владимир вспомнил о том, как отец Спиридон помог ему КАМАЗом в лихие годы развала СССР …
Его рассказ был пропитан чем-то жизненно особенным – Власть в то лихое время почти вся разбежалась незнамо куда … Люди понадеялись на меня и признали во мне самую сейчас нужную власть … Грузовик твой батюшка очень пригодился для выживания прихожан из окармляемых мною приходов … И дрова, и пропитание … Даже в роддом возили на нём … Да и так … Выжили, Спаси Господи! Был один приход … Пришли селяне и попросили, чтобы я и их тоже взял к себе для веры … Вот служу, насколько сил хватает … Окармляю всех, кто ко мне тянется и тех, кто во мне нуждается … Никому отказа нет! Спаси Господи!».

Разговор затянулся до самого вечера. Я и отец Петр засобирались в дорогу. Отец Владимир по настоянию отца Спиридона остался с ночевой у него.
К сожалению, решение вопроса с землей оказалось не быстрым, даже при такой духовной поддержке … Чем закончилась та историю не могу сказать, по причине … Но об этом впереди.

Не могу не упомянуть ещё один момент в работе с ОВЦС. Для полноценного взаимодействия я предложил ввести Валентина Р. в создаваемый «Общественный совет МДС». После этого его руководство написало соответствующее письмо в наш адрес. Новый член того совета участвовал в работе МДС, как официальный представитель ОВЦС!

И ещё. Я всегда был за формализацию отношений на договорной основе. При поддержке Валентина Р. я разработал текст проекта «Договора о сотрудничестве между МДС и ОВЦС». В ходе обсуждения в ОВЦС сотрудничество было заменено – на «соработничество».
Текста проекта «Договора …» сотрудниками с обеих сторон был согласован и доведен до нужного «ума». Подписать его планировалось в помещении ОВЦС от МДС его директором, а от ОВЦС – Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Дальнейшая судьба его тоже мне не известна.


Продолжение следует.


Рецензии