Аониды 3

Итак…
Касательно комментария к фрагменту. Не без наложения на него Жениного (мы – о Шешине) уличения иных – не обязательно только Бродского и Миши – в «образованстве».
Зачем Одоевцевой понадобилось именно «Лето в аду» («Une saison en enfer» Рембо), ради которого она прокралась к книжному развалу в «предбанник», сразу так и не скажешь. Впрочем, Артур увлекал в те годы не одних посеребрённых веком акмеистов.
Прокралась и, вместо Рембо, наткнулась на Мандельштама, запрокинувшего голову у статуи Родена. Бледный, как смерть, Осип Эмильевич бредил. А мабыть – радел. Слову, о Слове... В набегавшей ему «Ласточке».
Кем производилось послышавшееся Ирине (Ираиде) «лёгкое жужжание» – вдруг прекратившееся в полной Тишине – я так и не понял. То ли камлающим Мандельштамом, то ли самой Тишиной.
Гений! Печать (исходящая сияющим ореолом) гениальности лежала на всём его облике. Но особенно – на лунатическом лице. И это – уже не в сумерках, а в совершенной темноте.
Да уж... Бродского (а тем более Мишу) таким точно никто не видел.
И без рыдающих аонид в этом магическом действе, конечно, не обошлось. Без их (в имени) торжественно-трагического «АО».

 Я слово позабыл, что я хотел сказать...

Слово вообще или именно их – аонид – имя?! Что О. М. не помнил (или, попросту, не знал) значения (смысла?!) – изначально было не так важно. Его мучило забытое Слово. Целиком. В его нераздельности на фонему, семему и пр. А когда Слово наконец возрыдало (из забытия, в «выпуклой радости узнавания»), значение так себя и не объявило.
А ну его! –
Мы – о Значении. Главное – Звучание. Выпуклое (не плоское, как у соритмичных тому «данаид»), богатое, высокое...
Так, это – скорее, к Символизму (да уже не столько от Рембо, сколько от Малларме), чем к Акмеизму. Потому Гумилёв и не мог так бледнеть и заходиться, как Мандельштам. И лоб его морщился и краснел от натуги – куда там до матовости!
Арифметическая операция (у Николая Степановича). А тут – Чудо! Священнодействие, а не рядовое стихосложение.

...Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне...

Дудки! Фигушки тебе, Сальери. Накося-выкуси!
Вообще-то (на счёт гениальности), Пушкин там (в «М и С») – как бы о Музыке, а не о Поэзии. Поэзия и Музыка. Музыка и Математика. Всё там – непросто. Всё – и сходится, и расходится.
Как и в Творчестве с Ремеслом.
Ниии... Я – не к тому, что Мандельштам не круче Гумилёва. Круче, конечно... Хотя – «дело вкуса, слуха и т. п.».
Я о том, что увиденного Одоевцевой также мало, дабы судить о настоящих различиях в Предмете

[Так вот как это происходит. А я и не знала. Не догадывалась. Я не раз видела, как Гумилев, наморщив лоб и скосив глаза, то писал, то зачеркивал какое-нибудь слово и, вслух подбирая рифмы, сочинял стихи. Будто решал арифметическую задачу. Ничего таинственного, похожего на чудо, в этом не было. И я не испытывала волнения, охватившего меня сейчас. Волнения и смутного страха, как перед чем-то сверхъестественным.]

Что касается Бродского... Раз уже Жене именно он (а не тот же Н. С.) понадобился в лице образца «образованца». Бродского, на моей памяти, кто только не шпынял-не лягал. Особенно под известный «русский интерес» к «космополитам». Но и не без «двух евреев на одного» (как в том старом фельетоне – «Окололитературный трутень» – от Лернера и Бернера).
Только по Стихире я (и не столько в защиту – Иосиф в этом особенно не нуждается – сколько просто в «фу») «заметил» от Льва Алабина до Елены Лигинченко.
С последней я, было, оговорился – в «Лигвиненко». Ладно бы – в «Лингвиненко» (к отлатыненному «языку»)...
Поскольку Елена была одним из первых «бродскоедов», кого я в сей обители приметил (ещё в 2015-м), предъявлю и то своё «фу». «Бродскоеды».

На Бродского наехали: «Говенный, – мол, – пиит.
Не русский, нобельман, притом – зануда.
И вовсе он – не веха, а заноза, что сидит
В здоровом теле нашего народа.
Иуда – если в рифму. И приблуда – ничего.
Но мы блюдём законы этикета.
Без мата вам доложим, что талант не ночевал
В его эклогах, виршах и сонетах.
На критиков сошлёмся. И обилием цитат
На камушке песчинки не оставим.
Набор заёмных фраз и философий нищета
Просеются в магическом кристалле.
Покажем, что не стоит и полушки лауреат.
Откроем все намеренья лихие.
В канонах православия построим первый ряд
И вычислим всех пришлых на Стихире».
(3.07.2015)
PS:
По поводу статьи Елены Лигинченко «Бродский – российский поэт?» (23-24.06.2015).

С последующей (моей) оговоркой:

[Бродский для меня – не кумир. Он – разный. Есть замечательные вещи. Есть и лабуда. Как у любого приличного поэта.
Но ревнители «русского слова» порой меры не знают. И путают божий дар (поэзию) с псевдохристианской (псевдорусской и т.п.) трескотнёй.
Сам – русский (и рьяных пропагандистов всего еврейского и хулителей России – а журить её есть за что! – не обожаю). Но... «Этих» не люблю не меньше.]

Сегодня (спустя почти 10 лет) я бы оговорился чуть иначе...
Да. Эпитет «говенный» заимствован мною у Вадима Кожинова (из его откровения в адрес поэзии Владимира Фирсова).
А опус Е. Л. начинался с отсылки к суждениям Михаила Веллера. Из его статьи «Критика критики» (см. «Перпендикуляр», 2008). Представленный отрывок весьма характерен для стиля Михаила Иосифовича. Интонации – как живые. Особенно с фирменным «значит».
Надо отдать должное Веллеру. Пару добрых слов о творчестве И. Б. он всё-таки замолвил. О «золотом ленинградском периоде». А дальше... Дальше – «виршеплётство» («Плиний старший, Плиний младший»). Но... Нобельман. А «значит»... Простите великодушно!
Веллеру, впрочем, и самому доставалось. И не только от ретивого Александра Бурьяка (коему доставалось уже от меня).
Щепотка – уже от меня. Иосифовичу. Бичуя «маразматика» Байдена он как-то лишнего полагается на Трампа. Поживём-увидим. А о Бродском (его) – где-то справедливо. О «периодах». Впрочем, справедливость (как и «правда») – у каждого своя. О чём Веллер знает не хуже меня.
Касательно Елены (Л) меня умиляет то, что впервые о Бродском она узнала из веллеровского «Перпендикуляра», а (из 2015-го)

[Несколько лет назад в одной городской библиотеке я случайно наткнулась на выставку стихов Бродского – они, иллюстрированные чёрно-белыми фотографиями, были в рамках развешаны на стенах. «Почитала, полюбопытствовала» – не впечатлило абсолютно. Не запомнилось ни одно!]

Бывает. Случайно наткнулась. Не впечатлило (саму меня). Абсолютно (для убедительности).
Но, считаю нужным – засвидетельствовать. Подкрепив своё мнение ссылкой на Веллера (отнюдь не «русака»!) и рядового пенсионера Альберта Буторина. Почему бы и не сразу на Филиппа Денисовича Бобкова!?
На этом с адресным «фу» в адрес непочитателей почти закрою. Разве, где-то о Жене вспомню.
А о том, что сам (по сравнению с 2015-м) оговорился бы иначе... Девять лет – немалый срок. Особенно в связи с произошедшим (как на личном, так и...).
«На личном» – о Ксюше. Многое из моей «сумасбродской бродскианы» шло в переклик с ней. А потому – уже в память о ней – я к Иосифу подобрел ещё больше. Притом, что «злым» к нему никогда не был.
Не кумир, но...

Между Бродским и Пушкиным.
Между адом, нирваной и Богом.
Виртуальная нежность заветные ищет слова.
А за ними – конвой да синдром одинокого логова
Частоколы ловушек…
В раздачу халява-халва.
Там не кони храпят и не волки лютуют тамбовские.
Там заложники Матриц плетут до зари кружева.
Правду-матку несут, разбавляя её отголосками.
«Что молчишь? Ты – живой?! Я, пока, слава Богу, жива…».
Тень погасших страниц. Новый клон очумевшего юзера.
Подвизаться у неба не всем в лейтенантах дано.
Здесь рукою подать от шедевра до злобного высера.
Гипертексты и рэнга – стихирного мира панно.
По кругам Интернета, до лимба, на стругах хароновых,
огибая бурлящей воронки тугую спираль,
в свой последний приют от пиров и пиаров андроновых
уплывают за мэтрами те ещё, блин, мастера.
(Валерию Прокошину (1959-2009), 3-4.02.2018)

И это – пока без Аонид. Почти...

24.12.2024


Рецензии
Эпиграф:
Как пред военной трубой умолкают звуки свирели,
Так пред тобою, о Пиндар, всякая лира молчит.
Видно, недаром, жужжа, роились вокруг тебя пчелы,
Сладкие соты свои у тебя на устах оставляя.
Слушая песни твои, великий Пан меналийский,
Сельские игры и песни своих пастухов забывал.
Антипатр Сидонский
____________

Просто показалось странным недоумение Ваши по поводу “жужжания”))

Это “жужжание” прямо связано с Аонидами, т.е. с музами (если верить Павсаний)

Павсаний (IX, 23, 2) сообщает, что Пиндар, по дороге в Феспии к святилищу муз, утомился и прилег поспать. Во время сего должно быть продолжительного отдыха пчелы успели создать медовый сот у него на устах, «и с тех пор Пиндар сделался поэтом».

Сам Пиндар нередко говорил о пчелах и о меде: «Мой голос слаще медового сота, слепленного пчелами»; «слаще меда песни мои»; «скроплю я медом (стихов моих) славный мужами город локрийцев», что послужило укреплению рассказанной Павсанием легенды.

Схожие легенды сложены о Гомере, Анакреоне, а также и о Платоне.

Пиндар в контексте легенды, рассказанной уже не Павсанием , а Одоевцевой(ОДА: и здесь дивно сквозит синь неба утраченной навсегда родины гуманизма, Эллады)!!!!
Так вот Пиндар в контексте легенды И.О. — именно то, о чем и хотелось, собственно, поговорить: Музыка, как стихия, Глоссолалия, как стихия!

Пиндар— из семьи древнейшей фиванской аристократии, его отец, Даифант, не только μενεπτόλεμος =воитель, но и искусный флейтист.
Эгиды, собственно род, к которому принадлежал Пиндар, издревле чтили Аполлона. У Пиндара есть об этом:
«Из Спарты раздается голос в награду мне, говорит он, так как оттуда пришли в Феру эгиды, мои предки, не без воли божества»

Кстати, сын Пиндара был дафнефором= лавроносцем в Беотии, в процессиях в честь Аполлона Лавроносного. Для участия в этой процессии выбирались только самые прекрасные и знатные юноши .

Насчёт флейты у эгидов.
Плутарх сообщает, что в Фивах законодатели принимали решения на основании звуков флейты, “смягчающей нравы людей”.
По поводу “образованцев” у меня достаточно подробно объяснено: речь не о сумме знаний, чаще всего устаревших и совершенно бесполезных для израильских(и не только) пенсионеров, а о невощдержанном и нетребовательном чтении и обобщениях на основе такого чтения. Плюс чудовищное самомнение и презрение к людям.

Это презрение сквозит слишком уж часто и у боготворимого , но не богоподобного ИБ.

Остров Любви   24.12.2024 20:58     Заявить о нарушении
День Добрый!
Вы не обиделись?!
Вроде бы, я тут булавой не махаю. Разве пощипываю. Так - и Пушкина, и Мандельштама, и... Любя! А Бродского - с уважением. А... Самого себя - тоже не более с чем (я - про уважение).
Про Жужжание Оных - вполне вероятно. Так и мы на то намекали: мол, ежели не от самого О. Э. оно исходило, то тогда - от Тишины. Ну, это для созерцавшей сие Таинство Ираиды-Ирины. Самих-то Аонид она узреть не могла. Да и не слышала о них до упоминания М. ничего. Ну, почти...
Но - Спасибо! За ссылку.
Да и вообще - за этих дамочек-барышень-штучек. Вам и Одоецевой. Ну, и Осипу Эмильевичу, конечно.
Случился повод поболтать. Возможно, не слишком требовательно (с обобщениями - к коим я, вроде, как и не прибегал, просто набалтывая-перекликаясь).
А "чудовищное самомнение"...Самомнением все мы страдаем. В компенсацию к комплексу неполноценности, присущему, опять-таки, всякому. Се человек... Природа такая. Мало, что смертен, так ещё и знает о том. Оттого и... Кидает его - бедолагу - из стороны в сторону.
Но... Каждого кидает по-своему. Лукапутов (я - о вождях) вона как подкидывает. Бессмертия хочется! Любой ценой... А зачем мир без меня?! Такое мелькает. У Лукапута. А тут ещё и ядерная кнопка под рукой. Ну, не совсем... В смысле - не совсем там с кнопкой просто. Да и не в них (Лукапутах) одних дело-проблема.
Се человек...
Есть за что и презирать (как такого!). Есть за что и жалеть (без презрения). А и полюбить можно. Но - тяжко.
А без него (без человека) и мир не мир. Потому он - как-то и бог - какой-никакой. Умноженный-разложенный...
Тьфу на меня! За болтовню...
Не серчайте!
За Аонид - точно, Спасибо! Я там ещё не всё сказал ))
Владимир.

Вольф Никитин   25.12.2024 11:20   Заявить о нарушении
О "презрении"—это не про Вас: Вы— Добрый!

Про "жужжание" меня как-то сразу "осенило", я ещё подумал:"Какая умница Одоевцева, так просто свела О.М и Элладу!"

Обо "всех" я точно не люблю рассуждать, это — наследство навсегда ушедшей эпохи, ныне агонизирующей, тут недавно мелькало в новостях высочайшее:"Сами мы не без греха!" по поводу распространения мата. Так что я от "всех" всегда старался дистанцироваться.

К Вам у меня с самого начала—глубочайшее уважение!

Вот и надысь Поэзию Гегеля открыл , замечательно получилось: отзыв писать не стал, чтобы не застить собою другую, несомненно дорогую для Вас рецензию.

Так что Певцу Либавы шлю поздравления с католическим и лютеранским Рождеством!

Здоровья и всех благ!

Ваш Яўген

Остров Любви   25.12.2024 12:09   Заявить о нарушении
Уххх... Отлегло!
А то (подумалось), что обидел. Своими подколками ))

Вольф Никитин   25.12.2024 12:20   Заявить о нарушении
За поздравления - особая. Благодарность.
Хай сам я і не каталік, і не... А - ася-сяй! - праваслаўны.
Але ж каталікоў - паважаю. Яны (нашы) і за сваё беларускае больш трымаюцца.

Вольф Никитин   25.12.2024 12:26   Заявить о нарушении
Так Зянон бо каталік а ў мяне да яго цікавасць )))

Так што ў вашай асобе ўсіх беларускіх каталікоў і лютэран віншую

Остров Любви   25.12.2024 12:31   Заявить о нарушении