Русалки
Достаточно определенные представления о русалках, их образе жизни, проделках с людьми записаны нами от потомков российских переселенцев из Курской: «Говорили, что русалки живут на озере. Все пугали детей: «Вот пойдешь на озеро, там русалка. Озера те счас уже пересохли …» (В.Ф.Карпенко, с.Ярки Черепановского района НСО).
Рассказы о человекообразных существах, живущих в морях и реках, – русалках, наядах, ундинах – слишком распространены, чтобы безоговорочно от них отмахиваться, как от небылиц. Еще древнеримский натуралист Плиний сообщал о найденной на прибрежной отмели мертвой наяде. В старинных китайских рукописях встречаются изображения существ, похожих на европейских русалок. Колумб своими глазами видел трех наяд, а мореплаватель Генри Гудзон описывал встреченную им русалку так: «Выше пояса это была обыкновенная женщина с бледной кожей и длинными черными волосами, а ниже пупа у нее был дельфиний хвост». В 70-е годы ХХ века все газеты писали о мертвой наяде, обнаруженной неподалеку от Кейптауна (ЮАР), которая якобы разбилась о пирс во время сильного шторма.
Древние люди считали предками русалок языческих богов. Христиане верили, что наяды – это души утонувших моряков или даже падших ангелов, которых в рай грехи не пускают, а для ада они не натворили достаточного количества пакостей. У средневековых католиков женщина-рыба символизировала судьбу тех, кто погряз в блуде или стал «нечистым» покойником: утопленницы, родившиеся мертвыми младенцы или умершие некрещеными дети... Современные ученые предполагают, что наяды – это реально существующие морские коровы, которые имеют «женоподобную» грудь. Но вряд ли даже истосковавшиеся по женской ласке моряки могли принять этих уродин за женщин...
Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверьях в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев. Русалки - это поэтически воспетые богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их боялись, но по-своему любили и ценили.
Падший ангел из легенд
Предания гласят: как-то русалка подарила некоему юноше золото, серебро и алмазы, собранные ею на затонувшем корабле. Некоторые драгоценности он отдал своей любимой девушке. Да еще и не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал ревность и гнев. Она направила его лодку к пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В тот же миг юноша уснул, а, проснувшись, обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти лишь до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя теперь он обладал сокровищами и русалкой, выполнявшей его желания, при этом оставался пленником из-за собственной жадности.
Русалки жестоко мстят, будучи обмануты или обижены. По некоторым легендам, это – падшие ангелы, чьей пищей служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой они завлекают моряков в свои сети. Если же такой способ не срабатывал, русалка полагалась на уникальный запах своего тела, которому не мог противиться ни один мужчина. Поймав и усыпив жертву, она раздирала ее на кусочки острыми зубами. Менее жестокая легенда гласит, что русалки и тритоны жили в подводном царстве, среди множества сокровищ, забирая жертвы себе. Поэтому моряки считают русалку плохой приметой. Это значит, что увидевший ее вскоре утонет.
Корни легенд о русалках восходят к могущественным вавилонским божествам, связанным с солнцем и луной. Бог солнца имел тело человека с венцом из головы рыбы и мантией из рыбьей чешуи. Постепенно его вытеснил бог Эа, уже полурыба-получеловек. Вероятно, возникновение мифов о тритонах связано именно с ним. Богиня луны Атаргартис, полуженщина-полурыба, была предшественницей русалок. Вавилоняне верили, что солнце и луна, заканчивая путешествие по небу, погружаются в море.
Им казалось естественным, что боги светил должны иметь подходящие тела для жизни и под водой, и вне ее. Необычные тела – соединение человека и рыбы, а также способность погружаться в неизведанные океанские пучины – добавляли таинственности. Русалки унаследовали эти качества. Может, зеркало, с которым их часто изображают, символизирует луну, влияющую на приливы и увеличивающую власть русалок. Связь с этими богами, наделенными в дохристианское время исключительным могуществом, увеличивала веру в легенды о русалках.
Прямые предшественники русалок – и тритоны из греческой мифологии. Они могли вызывать штиль или шторм, а их тела, как и у русалок, состояли из двух частей – человечьей и рыбьей. Древнегреческие сирены были полуженщинами-полуптицами, но они также чудесным пением заманивали людей. Когда герой мифов Одиссей пытался миновать их, он заткнул уши морякам воском, а себя привязал к мачте, чтобы не поддаться искушению их пения. Индийские речные нимфы имели человеческий облик, но многое объединяло их с русалками. Они искусно играли на лютне, были необычайно красивы и соблазнительны. Непостоянные и ищущие новых побед, они никогда не мстили мужчинам, стремясь приносить радость.
С установлением христианства русалок стали описывать как существ, страстно желающих получить душу. Считалось, что русалка может обрести ее, только пообещав оставить море и поселившись на суше. Трогательна и печальна история VI века о русалке, ежедневно навещавшей монаха из братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии. Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил. Русалка страстно полюбила монаха и очень хотела иметь душу, но была не в силах предать море. В конце концов, горько плача, она покинула остров навсегда. Говорят, пролитые ею слезы превратились в гальку, и до сих пор серо-зеленые камешки на побережье Ионы называют «слезами русалки».
Женщины и… мужчины с рыбьим хвостом
Несмотря на скепсис заядлых материалистов, уже в наше время группа ученых-энтузиастов исследовала немногочисленные описания русалок (начиная с Аристотеля) и старинные гравюры. И выяснилось, что у типичной русалки, как и у человека, зрение бинокулярное, то есть смотрит она двумя глазами сразу и видит мир рельефным. Также по-человечески на руке у русалки большой палец противопоставлен остальным. Значит, она может брать в руки предметы и работать с ними.
На всех изображениях видна крупная голова, что говорит о хорошо развитом головном мозге. А вот рыбья чешуя на хвосте русалок существует лишь в воображении художников. На самом деле это, скорее всего, ороговевшие складки кожи. Да и сам хвост напоминает не хвост, а что-то наподобие лопастей китов. Под кожей, в отличие от морских млекопитающих, не было толстого слоя жира, поэтому русалки могли жить только в теплых морях.
К рыбам русалки не имеют никакого отношения. Они млекопитающие, подтверждение чему – наличие молочных желез. Вес взрослой русалки меньше веса взрослого человека, поэтому, по соображению ученых, беременность у нее продолжалась месяцев семь-восемь. Судя по количеству молочных желез, рождался обычно один детеныш, реже два.
Русалки были всеядны, питались морскими водорослями, моллюсками, рыбой. Даже разводили целые «огороды», где выращивали морские растения и съедобных моллюсков. Культура русалок не была высокоразвитой. Они не умели пользоваться огнем, не знали ткачества, книгопечатания, не умели добывать и обрабатывать металл, не делали керамику. Зато русалки были прекрасными музыкантами (играли на морских раковинах) и певуньями.
На некоторых гравюрах можно увидеть изображения особей мужского пола, но очень редко. Вероятно, численность их была крайне невелика, и поэтому русалки влюблялись в простых смертных, а потом страдали от неразделенной любви. Как истинные женщины, русалки были существами переменчивыми: могли то великодушно спасти моряка, то сладкими песнями прельстить его и обречь на гибель.
Когда и почему вымерли эти уникальные существа? Предполагают, что исчезновение русалок произошло в середине–конце XIX века, а причина банальная: экология. Вот и превратились русалочки в мифических существ, вроде Лохнесского чудовища. И тайны их существования хранят лишь темные глубины океана.
Проводы русалки
В Курской губернии среда на Русальной неделе звалась «буроломы» и связывалась с запретом белить холсты; иначе, как считали, начнется буря и разостланные на земле холсты унесет в омут. Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.
В народной среде обязательность проведения обряда «проводов русалки» объясняли желанием вовремя избавиться от этих опасных существ. Так, воронежские крестьяне считали, что, если не бросить в поле «русалку», «то русалки всю лету будут тра-щать (стращать, пугать)». Вместе с тем ритуальное растерзание, сжигание или просто оставление чучела русалки в ржаных полях способствовало, по народным представлениям, лучшему росту хлебов.
«Проводы русалки» сопровождались или завершались еще одним важным ритуальным действием: участники обряда обливали друг друга водой. Это могло происходить во время шествия с «русалкой» и после него, уже на гулянии с хороводами, песнями и плясками. В саратовской традиции обливание осмыслялось как призывание дождя в летний период. Но, кроме того, общеизвестно, что обливание водой, равно как и купание, и перепрыгивание через огонь, в традиционной культуре всегда связывалось с идеей очищения, особенно тех, кто участвовал в ряженье.
Действительно, завершающим актом «проводов русалки» кое-где в Рязанской губернии было обязательное перепрыгивание участников обряда через костер, на котором сгорало чучело русалки. Здесь считали, что каждый перескочивший через огонь получал защиту от болезней, злых духов и колдунов. В Тульской губернии существовал обычай непременного омовения в реке на рассвете, после совершения обряда. Этот обычай местные жители связывали со снятием запрета на купание после ухода русалок.
В русском фольклоре нередко встречается мотив возвращения девушки, ставшей русалкой, в человеческий мир. Обычно мифологические рассказы повествуют о том, что при попытке вернуться русалка обращается к людям: говорили, что мать у них прокляла дочь. Ночью нельзя было ругаться, а она прокляла. Она оборотилась русалкой. Я иду однажды вечером, а она стоит у угла дома и кричит: «Андрей, надень мне крест!» Я думаю, с себя сниму крест, а ей надену. Подхожу, а она в овраг бежит и меня за собой тащит. Я думаю: «Ну нет, в овраг я не пойду». А она так и осталась русалкой.
Чаще же в быличках подмененную в детстве девушку, ставшую русалкой, в невестином возрасте спасают именно накидыванием на ее шею креста, и она остается жить с людьми. По украинским поверьям, русалки в Духов и Троицын день просят себе святого крещения.
Славянская русалочка
Свое название взяла от Русалий – древнеславянских празднеств, связанных с поминанием мертвых и заклятиями воскрешающейся после зимней спячки природы. Русалии приходятся на первую после Троицы неделю, которая называется Русальной. В это время русалок можно встретить даже днем и в лесах, а не только в водоемах: по этой причине всю неделю никто в одиночку не гуляет и не купается. Кроме первого понедельника после Троицы Духова дня, это единственные сутки в году, когда хвостатые девы никому не могут навредить.
Владимир Даль в своем словаре приводит многочисленные названия русских русалок: русавка, водяная, шутовка... А в Малороссии их называют мавками или майками – там они считаются существами веселыми и шаловливыми, в отличие от обитающих на севере и востоке злых и коварных «нежитей».
1 2 3
Таинственные животные в Курской области. 3
Домовой в Прямицыно
В апреле, в жизни Валентины Павловны начали происходить странные вещи. «Муж был в командировке, я смотрела телевизор, – рассказывает Валентина Павловна. – Внезапно со стороны настенных часов пошел странный звук. Такое ощущение, что по детскому барабану кто-то бьет или на губной гармошке играет. Я от страха и не поняла, что это такое».
Это было только начало. Когда через несколько дней Валентина Павловна достала из шкафа свои вещи – увидела на них белые полосы. Заметила похожие следы и на мебели». После этого курянка и подумала, что в ее доме поселилось нечто – домовой или барабашка.
– Я потерла полосы на шкафу – воск, – говорит наша собеседница. – И что странное, рядом в шкафу висели вещи мужа. Так это «существо» их даже не тронуло. Своей жертвой домовой почему-то выбрал меня.
Странные вещи стали происходить чуть ли не каждый день: как-то Валентина Павловна пошла стирать, набрала воду в ванну. «Возвращаюсь, а пробка вынута, – говорит женщина. – И так повторялось несколько раз. Когда принимала душ, сама собой открывалась дверь. Потом я уже рукой махнула – пусть «смотрит».
Свидетелем игр домового стала не только Валентина Павловна. Как-то утром муж собирался на работу. Внезапно из стороны в сторону стала раскачиваться люстра. Сквозняк? Неоткуда ему было взяться: все окна закрыты. К слову, до этого происшествия супруг скептически относился к рассказам жены. Потом поверил. А чуть позже окончательно понял, что в их доме творится что-то неладное. Ночью мужчина проснулся, пошел на кухню воды попить и на фоне окна увидел странный силуэт. Включил свет – никого.
Опасные игры
Валентина Павловна говорит, что могла бы смириться с беспокойным соседом, только стала бояться, что он или поссорит ее с мужем или добьется, что она погибнет.
– В последнее время появилось ощущение, что кто-то руководит мной, – женщина горько усмехается. – Всю жизнь прожили с мужем без скандалов и ссор. А тут что-то нашло на меня. Стала агрессивной, раздражительной, придираюсь ко всяким мелочам. К тому же почувствовала, что моей жизни угрожает опасность. Например, иду на работу, перехожу дорогу. Понимаю, что не успею – машины несутся, а меня будто кто-то толкает под колеса. Сколько раз автомобили тормозили в самый последний момент.
А как-то Валентина Павловна шла по двору, споткнулась о резиновый коврик и ударилась головой об угол дома. «Такое ощущение, что кто-то очень сильно меня толкнул, – говорит наша собеседница, показывая то самое место. – Я рассекла себе лоб, кровь хлынула, я упала и потеряла сознание. Рана оказалась настолько серьезной, что пришлось накладывать швы. Врачи настаивали на госпитализации, но я отказалась. Месяца два прошло, а рана до сих пор не заживает, больно дотронуться».
Соседи давали разные советы: кто-то говорил, что поможет жженая соль, если рассыпать около тех мест, где появляется барабашка. Другие советовали разбросать вокруг дома мак, побрызгать водой и почитать молитву. Все это Валентина Павловна делала, правда, и здесь ее ждали неприятные сюрпризы.
– У меня на огороде росло четыре куста мака, – говорит собеседница. – Оставила для красоты. Пошла на огород, чтобы сорвать коробочки, так и замерла – кто-то опередил и срезал кусты. А ведь чужие в наш двор попасть не могут. Приглашала домой священника, он дал мне иконку с ладаном… Но барабашка не ушел.
Тогда Валентина Павловна позвонила белому магу Елене Деви. Они договорились встретиться в воскресенье в три часа дня около магазина на улице Черняховского. И что странно, обе женщины приехали вовремя, но вначале не увидели друг друга!
– Такое бывает, – утверждает Деви. – Потусторонние существа делают все, чтобы их не тронули, защищаются.
Сам сеанс по изгнанию домового занял не так много времени: сначала определили места, где появлялся барабашка, потом Елена читала молитвы и обходила весь дом со свечой.
– Мне даже жалко его стало, – говорит Елена Деви. – Обычно такие существа живут лет триста. Этот оказался стареньким, морщинистым. Единственное, что непонятно, почему его первые проказы были детскими – стучал, рисовал. В любом случае, в этот дом он больше не вернется. («ДДД Курск»).
Таинственный Курский диктор-домовой полтергейст
Еще не начало смеркаться, а обыватели, взбудораженные слухами о «говорящих стенах», потянулись к «сорокапятке» - ставшему в одночасье скандально известным курскому дому № 45. Как сломали в нем старую печь, так тут же в обычном частном коттедже, где проживало несколько семей, снизу спугнула спокойствие какая-то чертовщина.
Толпа терпеливо ждала нового чуда, словно выхода в эфир точно по расписанию вечерней информационной программы «Маяк». И вот, наконец, к восторгу собравшихся откуда-то из фасадной части типичной городской постройки раздался зычный хриплый мужской голос, который потешил публику каламбуром из изысканных светских обращений и крепких непечатных выражений.
Переодетые в штатское оперативники, шнырявшие у велеречивой «сорокапятки» по долгу службы, вздрогнули и принялись с удвоенным вниманием разглядывать старый приземистый домишко в шесть окон и с флигельком. Как и прежде, «наружка» ничего подозрительного не заметила. Находившиеся внутри злополучного дома жильцы тоскливо взглянули на стоявших рядом с ними стражей порядка, но они лишь бессильно развели руки в стороны и потупили головы.
Дальше случилось и вовсе неслыханное: нахальный голос от безобидных хулиганских выходок переключился на рискованные политические высказывания. Ответственный старший офицер милиции снял фуражку и, пригладив ладонью чуть ли не дыбом вставшие на голове волосы, выругался шепотом: «Проклятая развалюха-шестиоконка провалилась бы ты в тартарары вместе со своим диктором-невидимкой. Теперь от отцов города неприятностей, наверное, не оберешься...».
Но одним крамольным лозунгом в этот тихий вечер «глашатай невидимого фронта» не удовольствовался и запустил в ошарашенные массы новые не менее крамольные слова. Пикантность беспрецедентного ЧП усугублялась тем обстоятельством, что вызывающая контрпропагандистская акция была проведена на улице имени ВЧК.
Очевидцы, отойдя от шока, зашушукались, что вражий голос объявился на именной улице Всероссийской Чрезвычайной Комиссии далеко не случайно: дескать, миссия у неуловимого таинственного антисоветчика вполне определенная - бросить тень на компетентные органы. В 1981 году, когда достославный древний российский город всколыхнула непонятная смута, подобная вольность, безусловно, представлялась немыслимой дерзостью.
Засекреченная палка на «Диктора-невидимку»
Неудивительно, что сотрудники аппарата УВД Курского облисполкома принялись, лихорадочно составлять досье на «диктора-невидимку». В любую минуту недоброжелатели через голову начальника управления внутренних дел могли «стукнуть» в обком, что в Курске творится черт знает что, а это было чревато для шефа милиции малоприятным внеочередным вызовом на «ковер».
Скрупулезное изучение материалов засекреченной папки на «диктора-невидимку», в основу которой легли свидетельские показания обитателей «сорокапятки» и их соседей, позволило предположить с достаточной степенью уверенности, что Курск стал местом рождения какого-то совершенно особенного феномена. Чисто природного или сугубо рукотворного. Под последним подразумевалось, естественно, испытание тщеславным мистером Иксом - неизвестным талантливым изобретателем-самоучкой - или даже неким подрывным подпольным центром политических противников существующего государственного строя уникальной технической суперновинки...
Наблюдения и личные впечатления обескураженных местных блюстителей порядка, своими ушами слышавших разнузданное вещание «говорящих стен» дома № 45, тоже не позволяли сомневаться в достоверности полученной информации из разряда очевидного-невероятного. Сейчас, может быть, все бы шутя списали на полтергейст, а тогда никто еще и не слыхивал о проделках барабашек.
Итак, перейдем теперь к констатации фактов. 28 мая 1981 года самая решительная женщина из «хоромов нечистой силы» на улице ВЧК - служащая воинской части Галина Фоминична Брежнева, 1930 года рождения, написала на имя начальника Кировского райотдела внутренних дел города Курска официальное заявление:
«С 25 мая по настоящее время на территории нашего двора, а также и в самом доме прослушиваются выкрики неизвестного человека, который угрожает всей моей семье, а именно мне, моей дочери и матери, что он нас убьет, повесит, а также оскорбляет бранными словами. Я трижды вызывала работников милиции на место происшествия, но хулигана обнаружить не удалось. Мои предположения: хулиган, действующий из дома напротив, оснащен радиоаппаратурой типа мегафона. Прошу Вашего разрешения установить наблюдение за окнами этого дома с целью обнаружения хулигана, так как жить в такой атмосфере нет сил.
Что за чертовщина
В период описываемых чудес на улице ВЧК в одной половине «сорокапятки» проживали три поколения - почтенная бабушка Мария Васильевна Соляпина, ее дети - Виктор Фомич, носивший ту же фамилию, что и мать, и Галина Фоминична, а также и ее дочь Наталья Брежнева - студентка политехнического института. Кроме того, к ним подселились пару месяцев назад и квартиранты - молодожены: Алла, не успевшая еще сменить свою девичью фамилию, и Исхак Мяхянов. Другую половину «сорокапятки» занимала родственница Марии Васильевны - пенсионерка тетя Шура.
Так вот, вечером 25 мая 1981 года Алла на кухне готовила пельмени и позвала своего суженого к столу. И тут прямо из вентиляционной трубы хриплый мужской голос недовольно процедил:
- Казашка, мне твои пельмени не нужны.
Исхак оторопело обвел глазами кухню, но тут находилась только Алла, которая сама была потрясена услышанным не менее мужа. Посовещавшись, супруги решили не предавать огласке обоюдную звуковую галлюцинацию.
На следующий вечер, когда Соляпины и Брежневы ушли в гости, молодая пара осталась в доме за хозяев. Алла стирала во дворе белье, рядом с ней стоял муж-казах. И вдруг непонятно откуда послышался громкий насмешливый мужской голос, который грубо попенял девушке за замужество на инородце и под конец опять обозвал ее «казашкой». Возмущенный Исхак бросился к кустам в саду, где мог прятаться какой- нибудь пьяный националист, но там никого не было. Недоумевая, разгневанный парень стал прохаживаться по двору, и тут в него полетели несколько камешков, один из которых попал ему в спину. Оглянувшись, муж увидел, что жена вот-вот лишится чувств от странного наваждения.
Только улеглось волнение, как возвратились от застолья коренные жильцы «сорокапятки» и бессердечный говорящий дух завопил со стороны соседского двора на всю улицу:
- Маруська, убью!
Мужчины обыскали все вокруг, но злоумышленника нигде не нашли. Словно воодушевленный неудачей холостого русского дяди Вити и женатого казахского дехканина Исхака басистый бес угрожающе пророкотал:
- Соляпиных за ноги повешу,а Мяхянова зарежу...
Дальше шальной горлопан-шантажист и вовсе перешел на мат-перемат, что слушать было совсем невыносимо. Не выдержав, Галина Фоминична отважно бросилась в сад на звук голоса, но говорящий дух, будто эхо, моментально переместился на огород и смачно выругался там. Перекрестившись, негодующая женщина засеменила к меже, а безбожный смутьян мгновенно перенесся назад и издевательски гаркнул:
- Не ищите меня, человеки, все равно не поймаете...
После звонка Галины Фоминичны по «02» служебный «уазик» с дюжими милиционерами примчался на улицу имени ВЧК, как на пожар, однако их уже встретило полное безмолвие городской усадьбы. 27 мая примерно около восьми часов утра бодрствующий домовой бесцеремонно разбудил Виктора Фомича и стал с потолка кухни костерить почем зря все и вся. Немного позднее в «сорокапятку» зашла знакомая Брежневых Лидия Михайловна Наседкина, и чем-то обозленный говорящий дух недружелюбно крикнул с кухни: зачем-де ты сюда пришла - и отпустил в ее адрес несколько скабрезностей.
Вечером, уже ничего не стесняясь, голос на вольном воздухе всласть поизгалялся над Галиной Фоминичной, кормившей во дворе собаку. На пульте «02» поначалу не восприняли всерьез очередной телефонный звонок с улицы ВЧК и посчитали его однотипным «ложным вызовом», но Галина Фоминична сама заявилась в дежурную часть, и экипаж патрульной автомашины поневоле завернул на Чрезвычайку.
И хотя и на этот раз говорящий дух по какой-то только ему ведомой причине не решился сотрясать воздух грозными тирадами, но внешний вид Соляпиных, Брежневых и их квартирантов, очевидно, заставил патрульных усомниться в стандартной догме здравомыслящих - «этого безобразия не может быть, потому что ТАКОГО не может быть никогда». Начальство, недоверчиво выслушав соображения, по его мнению, чересчур мнительных сержантов, все же с целью перестраховки послало бывалых оперов-«наружников» на Чрезвычайку для разведки обстановки...
Легко ли быть первым
Генерал успел-таки упредить сгущающиеся над его головой тучи: попросившись на экстренный прием, начальник УВД ознакомил первого секретаря обкома с рукописными документами секретной папки. Вальяжно развалившись в кресле, член ЦК КПСС отодвинул от себя официальную справку о «дикторе-невидимке». И, согнав со своего лица непроницаемую маску, по-человечески посочувствовал человеку с красными лампасами на серых форменных брюках, что, мол, милиции приходится заниматься не только обезвреживанием бандитов, но и поисками в темном помещении черной кошки, которой там нет.
Однако от благодушия Первого не осталось и следа, когда вскоре после этой конфиденциальной беседы двух высокопоставленных лиц областного масштаба - партийного лидера и главного милиционера - на Чрезвычайке «диктор-невидимка» от измывания над жильцами «сорокапятки» переключился на обливание словесной грязью местных властей. Молва о «мужчине, который ругается», быстро разнеслась далеко за пределы Курской области, и на улицу ВЧК потянулись иногородние зеваки. На потеху курянам и приезжим, расшалившийся домовой наградил малолестными эпитетами и самого Первого.
С опозданием поняв свою оплошность, номенклатурный товарищ развернул кипучую деятельность - потребовал незамедлительно оцепить район имеющимися милицейскими силами и подключил к ним местных кагэбэшников, которые уже были в курсе дела. Тогда же он сделал заказ в Москву на срочный выезд в провинцию «пеленгаторов» из сверхсекретного учреждения. Столичные спецы пытались оправдать марку своей фирмы, но тончайшие приборы, установленные во всех мыслимых точках на улице ВЧК, не зарегистрировали в «сорокапятке» никаких волновых аномалий.
Московские специалисты, завершив бесплодные эксперименты, вынесли свой категоричный вердикт, что работающую в режимном «диапазоне домового» аппаратуру невозможно создать в принципе, и отбыли восвояси. Тем не менее и в процессе «пеленгации», и после нее в доме №45, где постоянно дежурили представители правоохранительных органов, голос, однажды даже замолвивший доброе словечко за... Пиночета, слышался то из стен, то из труб парового отопления, а то и с потолка.
Свидетельство о публикации №124122403781