Русалка

Русалка.

Русалка – морская дева, которая может в равной степени как помочь путнику, так и утащить его в омут. Строго говоря, у древних славян существовала четкая градация водных духов, которые все вместе назывались русалками. Итак, русалками могут быть названы: - водяницы; - лоскотухи; - мавки; - лобасты.
У каждого из этих существ есть свои уникальные черты и жизнь русалок каждого типа подчинена определенным законам. Кроме того, они отличаются по степени опасности, которую представляют для человека, и методы борьбы с ними также различны. Например, водяницы считаются в этом плане самыми безопасными русалками. Они живут исключительно в воде и на сушу никогда не выходят.
Водяницы – это веселые прислужницы Водяного (владыки того или иного водоема). Фактически водяницы бесплотны и максимум на что они способны, так это легонько пощекотать ногу находящегося в воде человека. Их легкие и едва различимые силуэты можно иногда заметить в сумерках где-нибудь на середине озера. Выглядят водяницы как молодые обнаженные девушки. Могут ненадолго обращаться в лебедей или золотистых рыб. Народные сказания не дают точного ответа на вопрос, как становятся водяницами. Очевидно эти создания, как и все остальные русалки, раньше были девушками, которые либо погибли, будучи некрещеными, либо покончили жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.
Лоскотухи (лоскотки или щекотухи) – особый вид русалок, которые появляются в темное время суток на берегах рек и озер. Обычно лоскотухи выглядят как достаточно красивые девушки, чаще всего – обнаженные. Своей красотой они приманивают неосторожных путников и топят их. Хотя некоторые легенды утверждают, что не все лоскотухи негативно относятся к людям, очевидно, что лучше с этими существами не встречаться. Легенды утверждают, что лоскотухи иногда просто из озорства могут насмерть защекотать человека. Отличить этот тип русалок можно по одной примете: их спина прозрачна и сквозь нее видны внутренние органы. Вероятнее всего, лоскотухами становятся утопленницы, но не самоубийцы. Этот вид русалок, так же как и предыдущий, боится чеснока, полыни, серебра и железа.
Мавки – наиболее распространенный тип русалок. Считается, что первой мавкой стала Кострома, когда узнала о том, что Купала, ее новоиспеченный муж, является ее братом и вместе им быть не суждено. Кострома с разбегу бросилась в реку и утонула. С тех пор по ночам она бродит вдоль берега той реки и если видит молодого красивого парня, то сразу же очаровывает его и тащит в омут. Там мавка осознает, что пойманный ею человек вовсе не ее жених и отпускает его. Понятно, что к этому моменту юноша задыхается и умирает. То есть образ мавки в отличие от других типов русалок имеет вполне конкретные отличия. Во-первых, мавка совершает зло не целенаправленно, просто при виде молодого мужчины она впадает в некий транс.
Во-вторых, это единственный тип русалок, который обращает внимание только на молодых мужчин, остальные русалки не брезгают ни стариками, ни женщинами, ни даже детьми. Полыни, чеснока и железа мавка не боится. Да и серебро, судя по легендам, на нее не действует. Зато считается, что мавку вполне можно заговорить или подарить ей гребешок и тем самым откупиться от нее. Отличительной чертой внешнего облика мавки являются очень длинные волосы, обычно зеленоватого оттенка, а также красота. Красота мавки совершенна. Легенды говорят, что некоторые некрасивые девушки специально топились, чтобы после смерти стать мавками и обрести неземную красоту. При этом мавки в отличие от водяниц или лоскотух умеют петь, а их голоса столь же красивы как и они сами. По некоторым легендам именно мавки, а не лоскотухи прозрачны со спины.
Лобасты (или албасты) – наиболее опасный вид русалок. Очевидно, ими становятся самые старые и самые опытные лоскотухи или мавки, продавшие свою душу Чернобогу. Лобасты живут в камышах или других прибрежных зарослях. В отличие от остальных видов русалок лобасты явно принадлежат к нежити, они не призраки, но и не абсолютные мертвецы. Выглядят лобасты как чудовищные (иногда змееподобные) создания, отдельными частями тела походящие на земных женщин.
Лобасты крайне агрессивны и могут в одиночку нападать на целые группы людей. Они нечеловечески сильны, с ними нельзя договориться и на них не действуют ни чеснок, ни полынь, ни серебро. От этого типа русалок можно либо убежать (к счастью, они не слишком быстро перемещаются), либо убить их, пронзив сердце, отрубив голову, расчленив тело и кремировав его. Сражаться с лобастами можно как серебряным, так и железным оружием.
Таким образом, существует четыре основных типа русалок. При этом в некоторых легендах черты одного типа вполне могут приписываться другому и зачастую сложно определить о каких именно русалках идет речь. Их общая черта – явная принадлежность к женскому полу (видимо, ввиду происхождения) и негативное (по большей части) отношение к живым людям. Жизнь русалок представляет собой серое монотонное и безрадостное существование, видимо именно поэтому ими становятся девушки, чьи души при жизни не знали счастья. То есть русалка – это далеко не то создание, с которым человеку стоило бы встречаться.
Нужно сказать, что существует несколько легенд, в которых упоминается некий магически артефакт – хвост русалки. Очевидно, хвост русалки может выступать в роли ингредиента для колдовского зелья, либо же сам по себе является неким предметом, наделенным удивительной способностью на время приоткрывать завесу между миром живых (Явь) и миром мертвых (Правь).
Некоторые исследователи склонны заблуждаться на счет существования русалов – русалок мужчин. Однако такой вид стихийного духа как русал в славянском фольклоре не упоминается и не существует ни одного источника, который мог бы это подтвердить. Зато наши предки верили в тритонов – прислужников Водяного с явно мужским обликом.

Таинственные животные в Костромской области. 3



Город Кострома: в честь языческого божества
Кострома - сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в традиционной русской крестьянской культуре.
Известен украинцам под именем Коструб. В русских обрядах «проводов Весны» Кострома - молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Существовал также ритуал «похорон Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением песен.
Обряды с Костромой, связанные со значимыми датами весенного и летнего периодов были распространены во Владимирской, Костромской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях. Они совершались в конце всесвятской недели, в воскресенье, которое называлось в различных местных традициях «русальным», «петровским», «всесвятским заговеньем». Реже обряд совершался в Духов день.
В нашей Волге-матушки русалки всяки-разные шастают, воду баламутят, доброго мужика с панталыку сбивают. И имена у них разные. Водяница - жена Водяного: так то утопленница из крещёных или девка несчастная, своей роднёй проклятущая. Есть Лоскотуха (Щекотуха по нашему): заманит она в омут и защекочет до смерти любого хожего-перехожего. Лобаста - самая злющая и старая русалка, из рода нежитей - водяная бабка Ёжка. И Мавка… А вот Мавка не девка-чернавка, как другие русалки, а происхожденьице имеет благородное.
Кострома – сестра и жена Купайлы, дочь Симаргла и Купальницы. Почиталась как богиня плодородия, урожая, лета и Солнца, покровительница влюбленных. Являлась стихийным воплощением Воды, созидательной женской первоэнергии. Образ Костромы в культурно-мифологическом мироощущении древних славян был практически неотделим от образа Купалы (Купайлы), ее единокровного брата.
Древняя легенда гласит, что Кострома и Купала родились в день летнего солнцестояния, после того как небесный страж Семаргл по воле сердца оставил место стражи подле солнечного диска и встретился со своей возлюбленной Купальницей на берегу реки. На день рождения Перун подарил Костроме и Купальнице Цветок папоротника, который те отдали людям, как символ неразделимости мира людей и мира богов.
Однако позже Купала пошел вслед за Сирином и пропал в Навьем царстве. Спустя много лет Купала и Кострома встретились вновь, но не узнали друг друга. Они оба были сильны, красивы и полны сил, под стать друг другу. В итоге они поженились (опять же в летнее солнцестояние), а на следующий день, когда богам открылась истина о том, что Купала – брат Костромы, молодые не сумели справиться со страшной вестью и, взявшись за руки, бросились с обрыва в реку. (полный вариант легенды см. в разделе «Купала»)
В итоге Купала погиб, а Кострома стала первой мавкой, странным, прекрасным и одновременно опасным и злобным созданием. В ясные лунные ночи мавка принимала облик прекрасной девушки и у берега реки караулила одиноких молодых парней. Считается, что мавка в каждом из них пыталась увидеть Купалу. Она своей красотой заманивала очередного парня в омут, а там, осознав, что это вовсе не Купала и ей все равно не добиться его любви, она в ярости бросала его на растерзание водяным духам или упырям. Потом долго горевала о содеянном и молила богов о прощении.
Дык, ни в горе, ни в бедности жил да был на небе бог луны и огня - крылатый пёс Сварожич. И полюбил он богиню ночи Купальницу, ту что на брегах Волги жила. И родились у Сварожича и Купальницы дети: сын Купала и дочь Кострома. А коварный громовержец Перун преподнес новорожденным наичуднейший подарок: вложил он частицу своей силы в папоротник, который расцвёл дивным цветом, и этот цветок Перун подарил детям. Росли детки, подрастали, божьей силы набирались, подарок дядюшки Перуна свято берегли. Но однажды случилось несчастье.
Гулял как-то по бережку Купала с цветком папоротника в руке, учуяла аромат волшебного цветка птица Сирин и захотелось ей забрать его себе. Подлетела она к младому Купале близко-близко, затянула свою песню заунывную и увлекла за собой парубка. Шёл он, шёл за Сирин следом, пока божья птичка ни столкнула его в мир мёртвых Навь, а дивный цветок папоротника с собой унесла. Много лет искали родители сына Купалу, но так и не нашли.
Прошли годы, подросла их дочь Кострома, и удалые молодцы стали звать её замуж, но она ни за кого не пошла. Сплела Кострома венок, надела его на голову и сказала, что станет женой того, кто сумеет сорвать венок с её головы. Но никто не сумел его сорвать. Вышла Кострома на берег Волги и закричала: «Эх, боги, боги! Нет на этой земле никого, достоин меня!»
И тут порыв ветра сорвал с её головы венок и бросил в реку. Венок упал на воду рядом с лодкой, в которой сидел добрый молодец. Подобрал он венок и принес его Костроме, ну и поцеловал нечаянно. И возникла между ними любовная страсть. Решили они идти к Сварожичу и Купальнице, как муж да жена: на поклоны низкие, на благословеньице великое. Но родители узнали в женихе Костромы своего потерянного сына Купалу. А когда Кострома с Купалой поняли, что они родные брат и сестра, не смогли дальше нести свой крест и взявшись за руки, бросились с крутого бережка в глубокие воды реки Волги. Купала погиб, а Кострома обернулась русалкой.
И назвала она сама себя Мавкой, поселилась в самом гибельном омуте и стала в ясен день плакать-горевать, Купалу поминать, а в лунну ночь оборачивалась прекрасной девой и караулила добрых молодцев. В каждом из них она видела Купалу, но осознав, что это не он, в ярости кидала несчастного на растерзание водяным духам да мерзким упырям.
Остался род людской и вовсе без мужичья - всех извела богиня Мавка! Стали бабы думать как проклятущую изжить: палками её забить или утопить? И то и другое не подходило - телом склизка русалка: круть-верть, хвостом махнёт и ищи её, свищи! Кинулись тогда бабы за войском. Бегали туда-сюда, а войско то тю-тю! Коль мужиков нет, то и войска нет. Даже плохонького скотника с вилами иль рыбачка с неводом - и тех не сыскать. Решили бабы сами в последний бой идтить! Взяли они вилы, бредни рыбацкие и пошли! Дошли до Волги-матушки, до той гнилой её заводи, где русалка Мавка живёт, закинули бредни в воду, вилы навострили и ждут. Год ждут, другой, третий… Ждали б они так ещё лет десять, но девка Парашка заприметила на другом бережку спокойно сидящую Мавку и расчёсывающую свои длинные золотистые волосы!
- Ах, ты зараза окаянная! Нежить, на божью жить непохожая! - матерились бабы на Мавку, грозя ей кулаками да вилами.
Но деваться некуда, осталось лишь одно верное средство - звать на помощь поляницу удалую. И пошли бабы. И позвали. Ну что ж, оторвала поляница свой мощный зад от печи, выползла кое-как из терема, вздохнула тяжко-тяжко, разделась догола и попёрлась к реке - русалку Мавку отлавливать. Ходила поляница туда-сюда по бережку, ныряла в воду, выныривала… Но не изловила русалку, та духом бестелесным обернулась и след её простыл! Зато поляница из воды повыкинула всех мужиков, молодцов и парубков - ни живых, ни мёртвых.
Зарыдали бабы, заплакали над телами своих мужей, сыновей и отцов, да стали кумекать: как род мужичий оживить. А поляница не спеша оделась, обулась и давай одного за другим мужичков за ноги переворачивать - воду из них вытрясывать, те откашливались и оживали. Так она их всех порастрясывала да на ноги поставила. Могучих русских богатырей тоже. Никого не пощадила злыдня Мавка, никто ей в женихи не подошёл.
Ну, а пока народ от горя тяжкого отходил да оживал, поляница удалая надумала Мавку замуж отдать и тем самым успокоить ведьму на веки вечные. Вылепила поляница из глины фигурку её брата - Купалы, вдохнула в неё жизнь, нашептала на ушко свои приказы заветные, да и выпустила из могучих рук. Побежала фигурка своими ножками, выросла на бегу до добра молодца статного, красивого, румяного, точь-в-точь на Купалу похожего. Назвала его поляница Иваном, одарила гусельками яровчатыми и отправила к гнилой заводи балакать.
Сел Иван Купала на бережок, ударил по струнам звонким и запел свою песню призывную:
Услыхала эту песню злая Мавка, ёкнуло у неё сердечушко, вышла она на крутой бережок и кинулась Ивашке в объятия. Схватил лжеКупала русалку и стал сжимать её в крепких объятиях! Сжимал он деву, сжимал, пока совсем ни задушил. Обмякла русалка в глиняных руках Ивана и выпустила дух Костромы на волю. Вот так и ушла Кострома в страну мёртвых Навь, а там она встретилась с Купалой. И зажили они там так, как богам положено: по-братски, по-сестрински, без всех этих страстей людского мира.
А на земле Кострому в потусторонний мир очень хорошо проводили. Поляница костёр большущий разожгла, в нём и сожгли тела глиняного Ивана и русалки Мавки. А что эти тела? Как есть - пустышки! Народ от радости через этот костёр прыгать удумал: и мужики прыгали, и бабы, и все вместе. Так до сих пор и прыгают в ночь перед летним праздником «Ивана Купалы».
Кострома – это образ трагической, но искренней и нежной любви. Это аллегория девичьей чистоты и природной женственности. Эти черты сближают Кострому с богиней весны Лелей и многие исследователи склонны полагать, что это один и тот же образ. Также Кострома – это символ воды. На берегу реки Семаргл познал Купальницу. Река привела венок Костромы к Купале. Река же и погубила богиню. Вся жизнь Костромы неразрывно связаны с бегущим речным током, неумолимой водной стихией. И это логично, ведь практически у всех древних народов мужское начало олицетворялось огнем, а женское водой – неутомимой и неспешной энергией созидания, которая в отличие от того же огня может не только отнимать жизнь, но и дарить ее. Таким образом, Кострома – это один из аспектов самой жизни, богини первого поколения Живы.
Свадьба Костромы и Купалы, похороны Костромы, ее проводы в Навий мир, последующее воскрешение-преображение, а также встреча с возлюбленным – все это скрупулезно отражено в обрядовых элементах древнерусских традиций, от которых к настоящему моменту не осталось практически ничего.
Кострома и Купала – аллегория двойственной сущности мироздания, сакральная эмблема единства энергий, которые никогда не смогут соединиться, хотя имеют один корень. Огонь, вода и любовь – таковы ключевые понятия тандемного образа древнерусских Ромео и Джульетты. И хотя в этой легенде никто не стремится помешать браку влюбленных, их союз изначально порочен и обречен. Тем не менее, они все равно соединяют свои тела, чтобы потом, через необозримую пропасть времен, спустя тысячи лет страданий, соединить свои души. Уже навсегда.
По мнению В. Я. Проппа, чучело Костромы являет собой средоточие энергии плодородия, которую при помощи обрядов стремятся передать полям. Людей всегда влечет неизвестное, и, разумеется, костромичей всегда интересовал вопрос о происхождении названия их города. Один из первых историков Костромского края в 1-й половине XIX века зафиксировал, что «по мнению некоторых, «Кострома» получила название от реки Костромы». Таким образом, в то время, и надо думать, и в предшествующие эпохи, среди жителей Костромы существовало понимание логической связи названия города и реки.
Одновременно тот же автор приводит «молву старожилов, будто бы река Кострома получила название свое от заготовляемого зимою, при берегах оной в Солигаличском, Буевском и Костромском уездах, величайшими кострами леса, сплавляемого весною многими тысячами для продажи в Кострому». Разумеется, последнее объяснение является классическим примером «наивной» народной этимологии, когда непонятные географические названия объясняются по случайному созвучию с любыми другими словами и когда не берется в расчет то, что лес в нашем крае аналогичным образом сплавляли и по Унже, и по Ветлуге, и по многим другим рекам, на берегах которых высились не менее величайшие костры (т.е. груды3) подготавливаемых к сплаву бревен. К тому же, как справедливо заметил по этому поводу в начале ХХ века краевед Л.П. Скворцов: «…во времена седой древности вряд ли занимались сплавом леса, а следовательно, и сооружением костров».
Первым из историков высказал свою версию о происхождении названия города князь А.Д. Козловский (1802-1845 гг.), один из основоположников костромского краеведения. В книге «Взгляд на историю Костромы», вышедшей в Москве в 1840 году, он писал, что «всего (…) вероятнее наименование Костромы произвести от города Костра, бывшего в Ливонии, недалеко от Юрьева (ныне Дерпта), или замка Кострума, где после построен город Ревель».
В научном отношении версия А.Д. Козловского практически ничем не отличается от простонародных «костров» леса. Вывод о связи названий русского города на Волге и находящихся более чем в тысяче километров от него города и замка в Прибалтике, основанный только на их некотором сходстве, позднее справедливо вызывал иронию. Более чем через сорок лет костромской историк И.В. Миловидов писал: «Основание для названия города Костромы от замка Кострума князь Козловский видит в сходстве с местоположением этого замка. Нетрудно заметить всю несообразность такого словопроизводства. Таким образом можно название Костромы произвести не только от замка или города в Ливонии, а пожалуй откуда-нибудь и подальше, даже из Африки».
Другую версию о происхождении названия Костромы выдвинул виднейший историк Костромского края протоиерей Михаил Диев (1794-1866 гг.). По его мнению, оно произошло от т.н. элтонского языка (т.е. искусственного языка офеней - бродячих торговцев), в котором слова «костр, кострыга» обозначали город. Прибавив к нему мордовское слово «мас» (красивый), о. Михаил переводил «Кострома» как «красивый город». Эту точку зрения разделил и А.С. Уваров (1828-1884 гг.), один из основателей Русского археологического общества и инициатор Археологических съездов.
К сожалению, версия о. Михаила Диева, признанного классика костромского краеведения, труды которого вошли в его золотой фонд, в научном отношении имеет такую же ценность, что и версия А.Д. Козловского, т.е. никакой. И дело даже не в том, что во времена основания Костромы вряд ли существовал язык офеней и не в том, что если бы он существовал, то вряд ли бы при наречении города прибегли к услугам офеней.
Порочна сама практика, для объяснения географических названий, искусственно соединять слова из разных языков, чего не могло быть в старину. И.В. Миловидов позднее писал о таком элтонско-мордовском объяснении имени города: «Сомнение в верности этого словопроизводства может возникнуть потому уже, что приходится составлять название города Кострома из двух слов… что едва ли отвечает действительности, т.к. трудно составить одно слово из двух, принадлежащих двум отдельным народностям».
В вышедшей в 1885 году в Костроме книге «Очерк истории Костромы с древнейших времен до царствования Михаила Феодоровича» ее автор, уже упоминавшийся выше историк И.В. Миловидов (1850-1898 гг.) выдвинул принципиально новую версию о происхождении названия города, которая получила большую известность и, по сути дела, так или иначе преобладает доныне. Опираясь на опубликованный в Москве в 1866-1869 годах фундаментальный труд выдающегося русского фольклориста и знатока славянской мифологии А.Н. Афанасьева (1826-1871 гг.).
«Поэтические воззрения славян на природу», И.В. Миловидов первым из костромских историков сказал о «божестве весны у языческих славян, называвшемся прямо Костромою». Он писал: «В числе языческих праздников и обрядов, в которых выразилась мысль о замирающих силах природы, был обряд, совершавшийся в летнее время, соответствующий нынешнему первому воскресению после Петрова дня, обряд, известный в народе под названием похорон Костромы, Лады, Ярилы». Описав, как в разных местах России совершался обряд т.н. «похорон Костромы», И.В. Миловидов делал вывод: «… мы вправе заключить, что название города … Костромою… славянское в честь именно этого божества весны…». И в другом месте повторял: «И вот от имени языческого божества весны «Костромы» получил название и самый город, жителями которого этот обряд совершался».
Разумеется, по сравнению с наивными предположениями А.Д. Козловского и М.Я. Диева, версия И.В. Миловидова значительно более серьезна. Конечно, на совпадение названия города и славянского языческого божества нельзя было не обратить внимания. Первым слабым местом версии И.В. Миловидова являлось то, что она игнорировала реку Кострому, говоря только о городе. Учтя это, И.В. Миловидов, выступая через несколько лет, в 1889 году, на VII-м археологическом съезде в Ярославле с докладом «О Костроме в историко-археологическом отношении», повторил свою версию, дополнив ее утверждением, что «от имени языческого божества весны «Костромы» получили название как город, жители которого этот обряд, вероятно, совершали, так и река, впадающая близ этого города в Волгу”15 .
Однако и с такой коррективой у версии И.В. Миловидова осталось много слабых мест. Ведь Кострому, судя по всему, хоронили повсеместно на Руси (во всяком случае - в эпоху, когда на берегу Волги возник город, получивший название Кострома). И почему в таком случае Костромой назвали только один город? И почему именно в честь Костромы? Разве в нашем крае не почитали других, несравненно более важных языческих богов - Перуна, Велеса, Рода и других? Но даже и это не главное. И.В. Миловидов и те, кто поддерживал его точку зрения позднее, плохо представляли себе саму практику наименования нашими предками рек и речек.
Представим себе, что мы живем на берегу реки, название которой нам неизвестно. Как мы будем называть эту реку? Конечно, мы будем называть ее просто «рекой»; будем говорить: «пошли на реку», «мы были на реке» и т.д. И на языках всех народов мира огромное количество рек называется просто «река». Потом на место одних народов приходят другие и для них слово «река» на языке предыдущих насельников зачастую становится уже именем собственным.
Люди редко живут в местности, где протекает только одна река, а для того, чтобы различать разные реки, требовалось дать им какие-то имена. И имена эти давались по простым и незамысловатым признакам. Так появлялись названия: «большая река», «малая река», «черная река» и т.д. И в этой практике наименования просто не оставалось места для названия рек в честь каких-нибудь божеств (только много позднее могли появиться такие искусственные названия, как например, река Лаврентия в Северной Америке).
Судя по всему, прямым следствием выступления И.В. Миловидова на Археологическом съезде стало то, что в вышедшем в 1891 году в Петербурге 2-м томе своей книги «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг.» историк А.В. Экземплярский, говоря о Костромском княжестве и его столице, заметил, что «вопрос о происхождении названия города остается и, кажется, долго должен оставаться в области бесплодных предположений и фантазий».
Однако, несмотря на скептицизм столичных авторитетов, указанное И.В. Миловидовым совпадение названий города и языческого божества не могло не произвести своего впечатления на костромских краеведов. Значительная часть авторов, писавших в начале ХХ века о Костроме и ее истории, как правило, разделяли версию И.В. Миловидова. В вышедшем в 1909 году в Костроме «Кратком путеводителе по Костроме и Костромской губернии» П.А. Алмазов писал: «Наиболее вероятным представляется предположение, что название города произошло от имени «Костромы» - славянского божества весны, олицетворяющего собою живительные силы природы». В опубликованной в 1913 году в Петербурге книге В.К. и Г.К. Лукомских «Кострома» - этой настоящей поэме в прозе о нашем городе и его памятниках старины - В.К. Лукомский заметил: «Быть может, от имени языческого у славян божества весны - Костромы - воспринял и город это поэтическое название».
Противостоять версии И.В. Миловидова попытался только костромской краевед Л.П. Скворцов (1855-1918 гг.). Заметив в своей вышедшей в Костроме в 1913 году книге «Материалы для истории города Костромы», что «многие… говорят, что город Кострома получил свое название от реки Костромы (как и Москва); река же в свою очередь получила название от громаднейших костров леса, заготавливаемого по берегам реки зимою для сплава», он предположил, что «вернее г. Кострома дал свое название реке, а не наоборот».
В подтверждение этой версии он сослался на известную летопись Воскресенского Солигаличского монастыря, в которой говорилось, что «когда галичский князь Феодор Семенович, основатель Солигалича, в 1335 г. прибыл туда для построения Воскресенского монастыря, то не знал и не мог наведаться, какая река протекает тем местом, почему и построил лодку, чтобы узнать имя реки; посланные плыли до г. Костромы и там узнали, что это река Кострома». О происхождении названия города Л.П. Скворцов писал, что «в наших древних летописях, особенно псковских, слова Костр, Кострыга, Кострум встречаются в значении крепости, укрепленного места, и т. к. в прежнее время каждый город был в то же время и крепостью, то естественнее всего предположить, что это общее название (кострум - крепость) и осталось за городом».
Однако, версия Л.П. Скворцова неверна по всем пунктам. Летопись Воскресенского Солигаличского монастыря, на которую он опирался, является, как признают занимающиеся ею специалисты , источником по преимуществу поздним. Во многих местах древнейшей части эта летопись явно баснословна. Никакого галичского князя Федора Семеновича никогда не существовало, как не было и предпринятых по его указанию розысков по установлению названия реки Костромы. Но дело даже не в этом.
Глубоко ошибочна мысль Л.П. Скворцова о том, что не река Кострома дала свое название городу, а наоборот, город реке. Общепризнанно специалистами по топонимике, что названия рек, как правило, являются древнейшими среди географических названий и названия одноименных с реками городов являются вторичными как раз по отношению к рекам, а не наоборот. Случается, конечно, что и населенные пункты «дают» свои названия рекам, но такое происходит, обычно, с деревнями, стоящими на маленьких речках; в этом случае бывает, что название деревни переносится - часто в уменьшительной форме - на речку (например, д. Афонино на речке Афонинке в Буйском районе).
Что же касается объяснения слова «Кострома» с привлечением псковских летописей, то документально в Псковском крае широко известно только слово «костер» (в значении - укрепление, крепостная башня. Например, в Среднем городе Пскова до сих пор высится «Бурковский костер» - каменная крепостная башня, построенная в конце XIV века. Термины «кострум» и «кострыга» в псковских летописях нам неизвестны (второе слово Л.П. Скворцов явно позаимствовал у о. Михаила Диева с его языком офеней). Но даже если допустить, что было слово «кострома», прямо обозначающее крепость (т.е. город), то почему на Руси с ее обилием крепостей-городов только один наш город на Волге получил название Кострома?
Научные изыскания в области происхождения названия Костромы продолжались еще какое-то время и после революции, в относительно либеральные нэповские 20-е годы. В 1925 году в Ленинграде под редакцией В.П.Семенова-Тян-Шанского вышел большой путеводитель по Волге и ряду ее притоков, представляющий собой настоящий научный труд. В этом путеводителе писалось о Костроме: «Неизвестно, почему город получил свое название. Но интересно то, что название «Кострома» совпадает с именем славянского божества, олицетворяющего весну, возрождение жизненных сил природы».
В 1926 году в Костроме вышел сборник «Прошлое и настоящее Костромского края», в котором краевед Ф.А. Рязановский, сославшись на мнение финского исследователя Веске, писал: «Название «Кострома» явно звучит по-чудски и значит «сторона, подверженная ветрам» (Веске). Такое название особенно приложимо к местностям в нижнем плесе реки Костромы, отличающейся болотистостью и безлесностью, многочисленными речками и озерами и напоминающей центры мери: озера Ростовское и Переяславское». Отметим попытку Ф.А. Рязановского отказаться от версии о весеннем языческом божестве и объяснить название слова «Кострома» из языков финских народов. Но о самом мнении Веске, даже не будучи специалистом в финских языках, можно уверенно сказать, что оно неубедительно: мало ли у нас сторон, подверженных ветрам, или, точнее: а разве есть стороны, оным не подверженные?
Впрочем, вскоре вопрос о происхождении названия Костромы был надолго отложен. Как известно, советское государство в конце 20-х годов, в ходе общего «великого перелома», добралось и до краеведения: в духе времени его объявили лженаукой и подвергли беспощадному разгрому. Многие традиционные темы в истории края, в том числе и вопрос о происхождении названия Костромы, как не имеющие прямого отношения к практическим задачам социалистического строительства, были, как казалось в то время, навсегда выброшены на пресловутую свалку истории.
Характерным для той эпохи полного отречения от старого мира стало одно место в большой статье «Кострома», опубликованной в газете «Северная правда» в мае 1930 года, где говорилось: «Кострома, носящая имя лесного языческого божка, начинает улыбаться по-новому, по-большевистски». Удивительно все-таки, что во время самой ожесточенной борьбы со всеми проявлениями «религиозного дурмана» власти не додумались переименовать Кострому, потому что ее строящим новое общество пролетариям не пристало жить в городе, носящем имя «лесного языческого божка». По счастью, для Костромы не нашлось деятеля большевистской партии, как-то связанного с нашим краем. И сия чаша, выпавшая - только на Волге - Твери, Рыбинску, Романову-Борисоглебску, Нижнему, Симбирску, Самаре и Царицыну, наш город миновала.
Однако, все кончается, пришел конец и периоду безумного отрицания нашего прошлого. Постепенно ощущение, что история страны началась только в 1917 году, слабело, жизнь брала свое, и понемногу все стало возвращаться на круги своя. Спустя несколько десятилетий в научную литературу вновь вернулся вопрос о происхождении названия Костромы. В 1966 году в Москве вышел «Краткий топонимический словарь», составленный В.А. Никоновым, одним из крупнейших специалистов по топонимике. Отметив в статье о Костроме, что «город… назван по реке», В.А. Никонов охарактеризовал различные версии о происхождении названия города и, в первую очередь, версию Миловидова, как «этимологические фантазии», заметив, что «эти пути, по-видимому, напрасны: нельзя игнорировать - ма, оно указывает на происхождение от неизвестного языка, оставившего особенно много названий в Северном Заволжье».
Впрочем, мнение специалиста осталось в то время не услышанным. В 70-е годы ХХ века в костромские краеведческие издания вновь вернулась версия И.В. Миловидова (что само по себе свидетельствовало о восстановлении дореволюционного уровня краеведения и в культурном отношении было явлением положительным). В вышедшем в 1970 году путеводителе «Кострома» один из его авторов, известный костромской историк В.Н. Бочков, высказался - весьма, впрочем, неопределенно - в пользу миловидовской версии.
В книге говорится: «Само название Кострома подчеркивает отдаленность ее возникновения. Когда-то, сотни лет назад, в Верхнем Поволжье существовал поэтичный народный обычай отмечать наступление лета так называемыми похоронами Костромы». Описав, как проходили эти «похороны», он отметил, что «этот обычай сохранялся вплоть до XVIII века». Отметим, что хотя в тексте нигде не было прямо сказано о том, что город получил свое имя в честь языческого славянского божества, но косвенно такой вывод был несомненен (укажем еще на грубую, в данном случае, ошибку: обрядом «похорон Костромы» наши предки отмечали не начало лета, а его вершину).
Однако, слово было произнесено, и с этого времени старая версия о языческом весеннем божестве стала в посвященной Костроме краеведческой литературе поистине общим местом. В вышедшем в 1978 году, к 825-летию города, написанном большим коллективом авторов издании «Кострома. Краткий исторический очерк» говорилось: «Название города, как считают, происходит от имени весеннего божества славян-язычников – Костромы». В 1-й части учебного пособия для школьников «Костромской край», вышедшего в том же году, его автор К.А. Булдаков писал: «Название города говорит о том, что на этом месте существовало древнее поселение, названное так в честь языческого божества весны - Костромы».
Впрочем, тезис о языческом божестве никак не уточнялся и не детализировался, так что все это звучало невнятно (ведь авторы и сами плохо представляли, что это за божество такое и каким образом был назван в его честь город).
В 1983 году в Москве вышла книга «Названия древнерусских городов», в которой ее автор, известный специалист по топонимике В.П. Нерознак, говоря о Костроме, осторожно заметил, что «те, кто первостепенное значение придают наличию в топониме города формата - ма, склонны считать его угро-финским по происхождению». Хотя, коснувшись г. Нерехты, В.П. Нерознак уверенно констатировал, что ее «название дано по реке Нерехта…» (в вопросе о происхождении названия городу Нерехте было легче, т.к. о славянском божестве по имени Нерехта ничего неизвестно).
В том же 1983 году в Москве вышла книга «По городам и весям «Золотого кольца», посвященная названиям городов и других селений «Золотого кольца». Ее авторы М.В. Горбаневский и В.Ю. Дукельский неожиданно поддержали старую версию Л.П. Скворцова о том, что не город Кострома получил название по реке, а наоборот - река по городу. Оспаривая мнение В.А. Никонова, они писали: «Принято считать, что город получил свое название по реке. Думается, что этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд».
Авторы отметили, не назвав, правда, при этом имени Л.П. Скворцова: «Но думается, не случайно существует мнение о том, что город мог сам передать свое название реке». В подтверждение этого они сослались, опять же без указания на Л.П. Скворцова, на летопись Воскресенского Солигаличского монастыря с ее мифическим князем Федором Семеновичем, посылавшим слуг, чтобы узнать название реки Костромы. Однако версия М.В. Горбаневского и В.Ю. Дукельского тут же разваливается, т.к. дальше они проявили незнание, непростительное для людей, берущихся за серьезное дело.
Отметив существующую закономерность, что в тех случаях, когда город получает название от реки, на которой он стоит, название последней очень часто получает уменьшительную форму, они пишут: «В случае же с Костромой такого не произошло: нет реки Костромки, нет реки Костромятки и т.п. Есть река Кострома! Пока трудно судить, что явилось тому причиной!». Судить в данном случае совсем не трудно, т.к. причиной тому, к сожалению, явилось невежество обоих уважаемых авторов, ибо, как знают все костромичи, с древнейших времен река Кострома в черте города называется именно Костромкой.
В 1988 году в Москве вышел «Школьный топонимический словарь», автор которого - большой знаток топонимики Е.М. Поспелов - проявил, на наш взгляд, самое глубокое и тонкое понимание сложности проблемы. В статье о городе Костроме Е.М. Поспелов пишет, что «происхождение названия не вполне ясно. Наличие в названии Кострома конечного элементама внешне сближает его с дорусскими (по-видимому, древними финно-угорскими) речными названиями (Толшма, Вохтома, Тотьма).
Основа костр - для дорусских названий нетипична. Поэтому современные исследователи возвращаются к мнению, высказанному еще около 100 лет назад, о славянском происхождении этого названия. В русской мифологии Кострома олицетворяла плодородие и весну. В обряде проводов весны совершался ритуал похорон Костромы в виде ее соломенного чучела. Мифологическое название имеет в основе славянское слово костра – «луб, волокно» или диалектное кострома – «прутья, солома, сорные травы» (почти слово в слово этот текст Е.М. Поспелов повторил в вышедшем в 2000 году «Историко-топонимическом словаре России»).
В 1997 году в Костроме вышло издание «Археология Костромского края», являющееся настоящей костромской археологической энциклопедией. Его авторы - знатоки археологии нашего края - в вопросе о происхождении названия Костромы проявили подлинный профессионализм. В книге говорится: «Свое имя город получил по названию реки. Такой вариант возникновения ойконима с переносом в название населенного пункта уже существующего гидронима характерен для первых поселений в той или иной местности. Существуют и другие версии происхождения названия города, уводящие к русскому мифологическому образу Костромы-весны или некоторым диалектизмам».

Таинственные животные в Краснодарском крае. 1

Таинственные животные в Краснодарском крае
Краснодарский край продолжает удерживать свои позиции в рейтинге самых аномальных зон России. Это происходит благодаря горам окружающим Сочи, в которых путешественники часто сталкиваются с непонятными явлениями, или видят НЛО. До сих пор, в том числе и для уфологов, остаются неразгаданными дольмены – самые загадочные постройки в России. Назначение этих сооружений возрастом порядка пять тысяч лет точно не установлено.
Столица Кубани уже давно «прописалась» в разных рейтингах, занимая, если не лидирующие позиции, то попадая хотя бы в первые десятки. Так, например, Краснодар занимает седьмую строчку среди лучших для жизни городов России. Конечно же, при оценке города учитываются экономические факторы, экология и доступность жилья. По поводу двух последних критериев, впрочем, можно поспорить. Но другие немаловажные факторы, в частности, здоровье краснодарцев, не учитываются никогда. Тем не менее, существует вполне определенная зависимость эмоций и здоровья от мест длительного пребывания: проживания или работы.
Как выяснилось биоэнергокорректоры утверждают, что наш краевой центр изобилует неблагоприятными зонами, оказывающими негативное влияние на здоровье. Считается, что зоны эти формируются подземными водами, пустотами или геологическими разломами земной коры, а также городскими коммуникациями и подземными ходами. Так или иначе, каждая из причин изменяет электромагнитное поле земли, что, в свою очередь, ведет к нарушению энергетики водной среды организма.
Как результат – человек начинает неожиданно болеть или постоянно плохо себя чувствует (сонливость, раздражение, низкая работоспособность). Как ни странно, геопатогенные зоны «притягивают» к себе неблагоприятные ситуации. Именно там случаются аварии, убийства и пр. Человеческий фактор, конечно, никто не отменял: криминал может случиться, где угодно; плохое настроение может «нагрянуть» невзначай. Но речь идет именно о событиях, имеющих тенденцию.


На Кубани чупакабра съела больше сотни кур, уток и гусей
Сельские жители уверены, что птица погибла из-за мифического «козьего вампира».
По данному факту специалисты проводят проверку. По данному факту специалисты проводят проверку. Фото gazetaschk.ru Уже которую неделю хозяев сразу нескольких подворьев станицы Старощербиновской «кошмарит» некое злобное животное. Селяне уверены, что под покровом ночи в их дворы забирается неизвестная науке тварь – чупакабра. Зверюга нападает на домашний скот, предпочитая в основном птицу и кроликов. От кровопийцы полегло уже больше сотни голов.
- Все это происходит ночью. А утром на месте «преступления» мы находим звериные следы, а еще задушенных кур, уток и гусей. Что интересно – тушки остаются целыми, лишь клыками сломан позвоночник. А судя по ранам, расстояние между клыками убийцы – 5-6 сантиметров, - делятся с ужасом станичники.
При этом местные жители жалуются, что это не первый массовый случай помора животины от зубов неизвестного зверя. Около трех месяцев назад у одного из соседей также было задушено все поголовье кроликов, примерно тридцать штук. Причем перед этим кто-то вытащил всех их из клеток, а затем свалил в одну кучу. Тушки были обескровлены, но не разодраны.
Местные эксперты лишь разводят руками. По их мнению, на такое способны ласки, норки, хорьки или другие животные семейства куньих. Но при этом одновременно сомневаются, мол, эти зверки мясо бы не оставляли. Хотя верить в чупакабру ветеринары не хотят, тушки животных забрали на экспертизу. (Галина Копылова).
 

Долина ведьм
В давние времена Крымский район Краснодарского края называли Долиной ведьм. Немало воды с той поры утекло, но жители этих мест становятся свидетелями аномальных явлений и по сей день. По дороге в станицу Неберджаевскую есть родник, окрещенный в народе «святой» рукой. Считается, что вода из него обладает целительной силой. Молодожены по давней традиции отправляются сюда после бракосочетания. Но не всегда это приносит им счастье...
Несколько лет назад на «святую» руку приехала молодая пара. Отдохнув возле источника, решили проехать дальше - в горы. Дорога, ведущая через станицу Неберджаевскую, выходит по горному серпантину прямо к морю. Но ездить таким путем редко кто решается: извилистая грунтовка опасна, труднопроходима, по обеим сторонам обрывы и овраги. У самой высокой горы на перевале Крымск - Кабардинка, названной в народе Семь Ветров, молодожены разбились насмерть...
Хотя эта история больше походит на легенду, чем на реальное событие, местные жители говорят: невеста настолько любила жениха, что до сих пор ее душа не может успокоиться - все ищет любимого по лесам. Грибники не раз встречались с призраком: девушка в свадебном наряде появляется среди деревьев, а потом медленно исчезает, словно растворяясь в воздухе.  Недавно в окрестностях Неберджаевской была сделана видеозапись, увидев которую, даже не верящие в аномальные явления люди были потрясены. Ее сняли из автомобиля, который ехал по дороге вдоль леса. На обочине отчетливо просматривается силуэт девушки в длинном белом платье, она машет рукой, будто хочет остановить машину.
Леший завел
- Несколько лет назад в этом районе с моим другом произошел странный случай, - рассказывает житель Крымска Алексей Родионов. - Он поехал за песком в карьер, который находится в нескольких километрах от Неберджаевской. Остановившись, хотел выйти из кабины, но тут тяжеловесная передняя часть машины стала подниматься вверх. ЗИЛ встал почти вертикально и застыл в воздухе. Друга вдавило в сиденье, он поседел буквально за несколько секунд...
В тех же лесах один видеолюбитель снимал природу. Вдруг перед объективом замелькали солдаты в касках и с ружьями, послышались взрывы... Одним словом, лес на мгновение превратился в место военных действий. Перепуганный мужчина через минуту пристально вгляделся в чащу, но... ничего нигде уже не было видно и слышно! Пленка с этими кадрами хранилась в крымском архиве несколько лет, потом вдруг исчезла.
- Как-то мы с друзьями пошли по грибы, - продолжает свой рассказ Алексей. - Набродившись по лесу, решили сделать привал. Остановились возле большого дуба, отдохнули и отправились дальше. Лес этот небольшой, к тому же бывали в нем не раз: каждая тропинка знакома. Но мы заблудились! Пройдем несколько километров - и опять к тому же дубу выходим.
Очень долго ходили по кругу и не могли выбраться из леса, хотя дорога была совсем рядом - даже гул машин слышали. Это нас леший водит, играет с нами, - сказал кто-то из друзей. Тогда я предложил одежду задом наперед надеть: если это действительно леший, то так мы его обманем - он нас в лицо не узнает. И что вы думаете? Помогло! Как только переоделись, сразу же вышли к дороге.
Черный столб
Аномальные явления происходят не только в станице Неберджаевской. Одна из жительниц поселка Саук-Дере несколько раз видела в небе необычные объекты.
- Около полуночи я вышла на крыльцо, - вспоминает Валентина Николаевна. - Небо было звездным. Вдруг на горизонте появился огонек и стал очень быстро приближаться, увеличиваясь в размерах. Потом превратился в круглый светящийся шар серебристого цвета, повисел несколько секунд в небе, почти у меня над головой, и исчез. Что это было, я так и не поняла...
Недели через две Валентина Николаевна опять увидела в небе нечто подобное, только не серебристого, а желтого цвета. В этот раз НЛО летело медленно и ушел в сторону Крымска.
- Утром я выгуливала собаку в поле, - говорит женщина. - На том месте, где пасут коров, увидела большой черный столб. Сразу же подумала: откуда он взялся? Там ведь никогда не стояло никаких столбов! Может, ночью поставили? И вдруг этот столб поплыл по воздуху в таком же вертикальном положении и остановился через несколько метров от того места, где находился. Я глазам своим не поверила, испугалась, бегом домой побежала. Только потом поняла, почему пес мой не хотел на прогулку идти: тихо поскуливал и в дверь лапами упирался. Видно, чуял что-то недоброе.
Сейчас, конечно, никакого столба на том поле нет - исчез в тот же день бесследно.
Сигары в небе
Немало очевидцев необычных явлений проживает и в самом Крымске. Валерий Лапардин работал сторожем на консервном комбинате. В одну из зимних ночей, обходя территорию, возле железнодорожных путей увидел три светящихся объекта. Они были совсем рядом, и сначала Валерий подумал, что это фонари. Но потом эти фонари стали синхронно перемещаться вправо. Пролетев несколько метров над железной дорогой, огни слились в один большой шар, и он быстро удалился в сторону гор.
Валерий, потрясенный увиденным, вернулся к сторожке. Глянул на небо: над воротами, всего в нескольких метрах, висел еще один такой же шар, только желтоватого цвета.  Еще один мой собеседник по имени Александр (фамилию он просил не называть) некоторое время работал в крымском авиагородке. Как-то двое солдат, дежуривших там на посту возле взлетной полосы, увидели в поле очертания какого-то существа - полупрозрачные, но очень четкие. Существо меняло форму и напоминало не то человека, не то обезьяну. Была ночь, и солдаты испугались не на шутку.
- Об этом происшествии мы не распространялись, - говорит Александр. - Военные, особенно летчики, видят многое, но не афишируют. Я сам был очевидцем прилета НЛО: поздно вечером наблюдал в небе светящийся объект цилиндрической формы, похожий на сигару, с огнями по периметру. Подумал, что показалось, и позвал жену и пятилетнего сынишку. Сын тут же закричал: Папа, смотри, сигарета летит! И жена тоже увидела. НЛО пролетел по небу с севера на юг и скрылся. Но самое интересное, что на следующий день, только часом раньше, мы опять видели то же самое явление, только огни шли по периметру сигары и не мерцали, как накануне, а непрерывно горели. Что это было, я не знаю, но, как военный, скажу точно: ни на что когда-либо виденное мною это похоже не было.
Незваные гости
Летней ночью 2006 года жительница Крымска Анна Васильевна проснулась от того, что прямо на лицо ей свалилось что-то мягкое и тяжелое. Хозяйка схватила это и швырнула на пол. Включила свет, осмотрела комнату. Нигде никого!
- Я подумала, что кошка на меня прыгнула, - рассказывает Анна Васильевна. - Но кошка не отзывалась, двери в комнату были плотно закрыты. Пошла на кухню, думая, что она там. И действительно, кошка крепко спала возле батареи. До сих пор жутко становится, когда вспоминаю о зверьке, прыгнувшем на меня. Это точно была не мышь и не крыса - таких больших размеров они не бывают. К тому же шерсть на ощупь была слишком густая и мягкая. Утром, посмотрев в зеркало, я увидела на носу маленькие царапинки...
Еще одна крымчанка, студентка Оля, тоже была внезапно разбужена ночью. Она разглядела у себя на кровати непонятное животное - пушистое, размером со среднюю собаку, чем-то напоминающее сказочного Чебурашку. У существа тускло поблескивали глаза, и смотрело оно прямо на девушку.
- Я завизжала на весь дом, - призналась она, - испугалась страшно! Даже свет включить не могла, так остолбенела. Прибежали родители и зажгли свет. Но на кровати никого не было - только вмятина на одеяле осталась...
Параллельные миры
Пять лет назад в Крымский район приехали сотрудники Ростовского научно-исследовательского центра Энио.
- Границы параллельных миров сейчас сильно размыты, - говорит сотрудник НИЦ Энио Елена Глазачева. - Виной тому - техногенная революция и плохое экологическое состояние планеты. Поэтому явления, которые прежде были скрыты от нас, постепенно проникают в реальность. Люди чаще становятся свидетелями появления НЛО, привидений, объектов и событий прошлого. Почему они показывают себя? Возможно, им было еще рано уходить в мир иной, как, например, этой невесте, разбившейся у Семи Ветров, и теперь все эти призраки молят о помощи. Душа девушки была так потрясена случившейся катастрофой, что зависла между мирами и не может свободно уйти с Земли. Опасны ли такие пришельцы? В данном случае думаю, что нет. Многие случаи проявления потустороннего мира могут о чем-либо предупреждать либо, наоборот, сообщать о произошедших событиях. Так что не мешает присмотреться к ним повнимательнее!
К слову сказать, Крымский район богат не только на призраки и НЛО. Есть и природные загадки: например, в местах, где почва песчаная, растет такой странный мох, какого на Кубани быть просто не может. Останавливаются часы, перестают работать приборы, стрелка компаса дрожит и крутится по кругу. Одним словом, Долина ведьм продолжает подкидывать загадки... (Елена Регульская, г. Краснодар, «Ставропольский меридиан»).


В легендарной аномальной зоне обнаружили нечто
Загадочное существо видели одновременно четыре жителя Краснодарского края. По всем канонам современной психиатрии, аналогичная галлюцинация не может быть одновременно даже у двоих, а чтоб у четверых - это вообще нонсенс... В разных странах мира, на разных континентах его называют по-разному: в Центральной Азии - йетти, в Северной Америке - сасквоч, в Австралии - бигфут, ну а наши якуты, алтайцы и жители прочих непроходимых восточных гор и таежных чащоб России зовут его незамысловато и уважительно - «хозяин»...
Но во всех случаях речь идет об одном и том же персонаже, о реальном существовании которого уже который век спорит наука - о так называемом снежном человеке. Никто из современных ученых пока за руку его не поймал, но многочисленные свидетельства очевидцев, сталкивавшихся с ним, заставляют задуматься: а вдруг он все же существует? На днях встреча с йетти произошла в Краснодарском крае. Необычное существо появилось в Крымском районе и наследило в лесах Мерчандского сельского поселения.
Нос к носу
- Я с сыном и еще двумя ребятами возвращался домой в Мерчанское из Крымска, - рассказывает очевидец, местный житель Усо Садоян. - Было полпятого вечера - светло, видимость прекрасная.
Прямо у границы поселения, у дорожного знака, обозначающего речку Куафо («куафо» в переводе с адыгского - «серая вода»), мы увидели как с правой стороны трассы к ручью, текущему параллельно дороге, из леса вышло существо, покрытое с ног до головы густыми волосами, такими антрацитово-черными, что они даже блестели и переливались на фоне белого снега. Ростом оно было примерно 1 метр 80 сантиметров. Несколько секунд смотрело на нас, а потом перепрыгнуло речку и скрылось.
Разумеется, мы опешили, ударили по тормозам, что-то закричали. Существо без разбега, с места, одним прыжком перемахнуло через ручей, длина которого два метра, а то и более, в мгновение ока пересекло трассу и скрылось в лесу с другой стороны дороги».
На поиски
О том, что по округе разгуливает мохнатый гость, тут же доложили главе района и сообщили в милицию. Ранним утром следующего дня в кабинете главы Мерчанского сельского поселения Георгия Кельяниди собрались местные охотники, «мобилизованные» то ли на поиски реального снежного человека, то ли иного фантома.
Мужики серьезные, взрослые, стали рассуждать: «Зима в горах нынче суровая. Лето стояло жаркое, засушливое, ни грибов, ни ягод, ни других плодов не уродилось. Да и американская бабочка-вредитель, оккупировавшая Кубань, свою лепту в неурожай внесла. Короче говоря, питаться обитателям тамошней горной фауны нечем. Не в связи ли с этим на наши головы что-то неопознанное свалилось?»
От слов перешли к делу. Выехали к тому самому месту, где накануне вечером было замечено нечто. Проводником у нас, Усо Худоевич - главный очевидец явления йети народу. Человек, между прочим, ведущий здравый и трезвый образ жизни. Всякий, кто знаком с ним (а таковых в Крымском районе множество), это подтвердит. К сожалению, взбудораженная сенсацией мерчанская общественность пыталась обнаружить снежного человека, как говорится, по «горячим следам», поздним вечером. В темноте, при свете фар, ничего конкретного никому разглядеть не удалось, а вот следы потенциального йети на снегу энтузиасты затоптали изрядно.
Загадочный след
И все же на вытоптанном человеческой обувью «пятачке», прямо у ручья, что впадает в Куафо, нам удалось разглядеть необычный след овальной формы. На нем нет отпечатка босой ноги - пальцев, или, скажем, ногтей, но и отпечатков каблука, обувной подошвы тоже нет! Отпечаток абсолютно идеально гладок... Рулеткой старательно измеряем его: 33 сантиметра, что приблизительно соответствует 48-му, если не большему, размеру человеческой обуви.
По этому следу в лес углубляются опытные крымские охотники Станислав Попандопуло, Михаил Игнатов и их товарищи. Ждем долго... Все-таки площадь здешних окрестных заповедных лесных угодий - без малого 1200 гектаров. Если «прочесывать» их тщательно и полностью, можно потратить не одни сутки. Вернувшись к трассе, уставшие охотники пожимают плечами: цепочка следов уходит куда-то в сторону хутора Степного (он же - 2-е отделение Крымской опытно-селекционной станции).
Брести туда по снегу и лесному бездорожью - более десятка километров, а на пути еще и старое русло реки Абин, и еще одна речка - Вторая Куличка. Маршрут практически непроходимый за световой день. В общем, главный вопрос: кого же накануне видели наши земляки? - пока остается без ответа.
Признаемся честно, к появлению снежного человека или иного подобного «хоббита» у нас на Кубани, а тем более в густонаселенном Крымском районе, где нет ни дремучих лесов, ни загадочных горных пещер, относимся с изрядной долей скептицизма. Но ведь уверяют же на полном серьезе энтузиасты и романтики, а за ними и известные ученые, что сталкивались с ним в наши дни не только в безлюдных горах Тибета, но и на Вятке, в костромских и вологодских лесах, аналогичных кубанским...
Кстати, всего в 30-40 километрах от места находки снежного человека находится станица Шапсугская - легендарная аномальная зона с ее знаменитыми дольменами, загадочной скалой «Чертов палец» и еще массой мистических мест, где и не такие чудеса творятся. Так что давайте пока не будем ставить точку в этой загадочной истории.


Рецензии