Русалки
Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах.. подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась... В славянской мифологии русалки существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
Особенно опасны в четверг - русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки - венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. (или весну). Русалки обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь.
Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а русалка догоняла. Часто русалок изображали в виде чучела (иногда - обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки».
Сказочный мир русалки
В сказаниях и мифах разных народов есть свои русалки, они бывают добрыми и злыми, но это всегда духи, с того света, они мертвецы, хотя и живут рядом с живыми. У каждой из них есть своя печальная история. И связанна она, прежде всего с таким светлым, а порой и несчастным чувством, как любовь. Сказания о печальной любви расскажут вам и наши предки. У славян есть печальная повесть о двух влюбленных, о Купале и Костроме. История эта началась на берегах реки Волги, в те времена ее называли Ра. А начиналось все так: встретил на берегу реки бог Семаргл богиню ночи Купальницу.
Они поженились, у них родился мальчик Купала, его назвали в честь матери, и дочь – Кострома. Похитили брата птицы и унесли в теплые края. Потому и не знала Кострома, что был у нее брат. Она росла писаной красавицей и похвалялась, что нет ей равного жениха, а потому ни за кого она не пойдет замуж. Боги разгневались на нее за это и решили наказать дерзкую девицу – вернули они на родину Купалу. Плыл он по реке в ладье, заметил проплывавший мимо венок и поднял его. А у славян издавна был тогда обычай – если брал юноша в руки сплетенный девушкой венок, то обязан был на ней жениться.
Они полюбили друг друга, когда увиделись. Сыграли свадьбу. А после нее открыли боги Купале, что женился он на собственной сестре. У многих народов и у наших предков запрещены были кровосмесительные браки. Такой позор можно было смыть только смертью. Бросилась Кострома в темное лесное озеро, нырнула в него с головой, но не утонула, а превратилась в лесную русалку – Мавку. Погиб и ее брат, ринувшийся в костер, чтобы очиститься от страшного греха.
Месть совершилась, но она оказалась слишком жестокой для двух ни в чем не повинных влюбленных. Небожители раскаялись и решили вернуть влюбленных к жизни. Но вернуть им человеческий облик не могли. Тогда и превратили их в цветок Иван - да - Марья, где желтым, огненным цветом сияет Купала, сине-фиолетовым, как воды лесного озера, - Кострома. Символом очищения от греха стали огонь и вода. А на славянских землях появились первые русалки.
Жители Густомесово жалуются на русалок в озере
Русалками в нашей области заинтересовались журналисты «Костромской народной газеты». Как выяснилось, жители районов могут рассказать немало интересного о тайнах костромских водоемов. Все эти факты вошли в материал «Тайны мертвого озера», который публикует издание в свежем номере. Например, жители села Густомесово (Красносельский район) до сих пор обсуждают то, что они называют «миграцией русалок».
«Наше село расположено на правом берегу Волги, далеко от крупных городов, поэтому логично, что большую часть лета мы проводим, не вылезая из воды. Вот и в тот день мы пошли на пирс искупаться. Когда мы уже выкупались и обсыхали, то заметили нечто странное на воде. Вверх по течению под водой двигалась череда светящихся овальных пятен около 80 сантиметров в длину и полуметра в ширину. Их было штук 25, двигались они колонной по одному, в пяти метрах от берега, на расстоянии примерно метр друг от друга.
Пока мы с ошалелыми лицами смотрели на эту процессию, пятна со скоростью спокойно идущего человека двигались дальше. Мы даже сначала не заметили, что последние штук восемь из них притормозили около нас. Мы сначала подумали, что все это нам показалось. Однако вскоре поняли, что нас медленно берут в кольцо! – рассказала одна из свидетельниц необычного явления. - Нам стало не по себе. Одна моя подруга, самая смелая из нас, взяла горсть песка и швырнула в одно из пятен. А оно... зашипело! Как раскаленное масло! Вот когда мы рванули от пирса всей толпой! Только успели полотенца похватать. Еще неделю не ходили купаться!»
Как известно, в Костромской области очень много водоемов, многие из которых практически не исследованы. Интересно, что легенды о русалках появились не вчера. Мало кто читал изданный в середине 19 века роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой «Мертвое озеро». Между тем, произведение – довольно любопытное. Некоторые исследователи полагают: это страшное озеро следует искать в ближайшей к Ярославлю или Костроме округе. Как известно, в наших краях Некрасов был своим человеком и вполне возможно, использовал для книги реальные факты.
Свидетельство о публикации №124122403636