Колонны града Петра! Ростральные колонны

   Велик наш дивный град,
Которым мир весь наслаждаться у Невы прекрасной рад!
______
   Ростральные колонны - Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей порта столицы.
   Две ростральные колонны были возведены в 1805—1810 годах по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей по обе стороны Васильевского острова. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.
Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года. В 1925 году выполнена реставрация колонн.
    Южный фонарь указывает путь в Большую Неву (59°56;35; с. ш. 30°18;25; в. д.HGЯO), а северный в Малую (59°56;41; с. ш. 30°18;18; в. д.HGЯO). У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространённой гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Впрочем, эта гипотеза возникла относительно недавно и не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям фламандского скульптора Жозефа Камберлена и француза Жака Тибо. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сделаны Тибо.
Внутри каждой колонны имеется винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником. В чашу до 1896 года заливали конопляное масло, дающее огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Позднее этот способ освещения применяли редко «по причине великого расхода». В 1957 году к светильникам подвели газ и теперь, в наши дни, их зажигают только по особо торжественным случаям.
Колонны ничем не закреплены и держатся за счёт собственного веса.
   


Рецензии