Ташкентскому авиационному институту - 10 лет

"АВИАСОЗ-АВИАСТРОИТЕЛЬ" № 14 от 17 июня 2005г.
               
                ( Как это было...)

               
                ВЗЛЁТНАЯ МАССА    -720 кг.
               
                ДАЛЬНОСТЬ ПОЛЁТА  -500 км.

                ДЛИНА РАЗБЕГА     -120 м.

                ПЛОЩАДЬ КРЫЛА     -12,2 кв.м.

                РАЗМАХ КРЫЛА      -10 м.

                ДЛИНА САМОЛЁТА    -7,8м.

                ДВИГАТЕЛЬ "Luncoming"
                modeL O-320-B
               
                Мощность двигателя -160 л.с
               
     31-го мая у студентов и преподавателей одного из
самых молодых ВУЗов столицы, ТГАИ был большой праздник-
десятилетний Юбилей. И, конечно, мы, авиастроители, не
могли пройти мимо такого события. Представители ГАО
"ТАПОиЧ" участвовали и в прошедшей накануне конференции
 по мониторингу, и в праздничных торжествах.

     А начиналось всё не 10 лет назад, а гораздо раньше,
в сентябре 1955 года, с открытия в Ташкентском политех-
ническом институте вечернего самолётостроительного от-
деления, которое затем было преобразовано в самолёто-
строительный факультет.

     История факультета неразрывно связана с развитием
нашего Объединения. Ни один из ВУЗов Узбекистана и Сред-
ней Азии не готовил специалистов для нашего завода, и
стало ясно, что нужно срочно организовать подготовку
своих инженеров-самолётчиков в Ташкенте. В создание
и развитие самолётостроительного факультета, который
сейчас называется "аэрокосмическим", много сил влож-
жили бывший директор авиационного завода С.Н.Кадышев,
главный инженер К.С.Поспелов. Первыми преподавателя
ми специальных дисциплин на факультете также были ра-
ботники авиационного завода: главный металлург завода
Н.В.Мышак, зам.главного металлурга Т.И.Ферштат, а так-
же В.К.Каль, М.Л.Трилесский, Х.Г.Сарымсаков, А.И.Та-
бачник. Многие из выпускников этого факультета стали
крупными руководителями на ТАПОиЧ - это А.С.Сысцов,
М.Г. Шакирзянов, М.С. Галеев и многие другие.

     Как же живёт ТГАИ сегодня? Институт имеет четыре
факультета- "общетехнический" , "Гражданской авиации",
"Менеджмент" с дислокацией в основном корпусе ВУЗа и
"Аэрокосмический", расположенный на Лабзаке, недалеко
от территории "А" нашего ГАО "ТАПОиЧ". С тремя из них,
на наш взгляд наиболее интересными, мы вас и познако-
мим.

     Итак, кафедра " Конструкция и проектирование лета-
тельных аппаратов", которую в 1969 году возглавлял про-
фессор Х.Г. Сарымсаков, а ныне её возглавляет доцент
А.Х.Султанов.

     На кафедре имеется научно-исследовательская лаборатория
 "САПР самолётов", где проводятся фундаментальные исследования
по определению схемы и параметров перспективных магистральных
гражданских и грузовых самолётов и конструкторские разработки
по лёгким самолётам для использования в народном хозяйстве нашей
республики. Так в период с 1997 по 1999 год была разработана
конструкторская документация на проект лёгкого многоцелевого
самолёта. В работе над проектом участвовали преподаватели ка-
федры, студенты старших курсов и конструкторы ГАО "ТАПОиЧ".
Сейчас на кафедре в рамках Государственной научно-техничес-
кой программы (ГНП) проводятся научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы по 2-м типам лёгких самолётов.
Это специализированный сельскохозяйственный самолёт и лёгкий
самолёт патрульного класса с винтовой электрической установ-
кой, использующий солнечную энергию. Кроме того, на кафедре
работает студенческое конструкторское бюро (СКБ), где студен-
ты занимаются спортивным авиамоделизмом, проектированием и по-
стройкой макетов перспективных самолётов. Среди них есть очень
одарённые ребята, такие как: А.Шакиров, А.Бирюля, Ш.Гозиханов,
Н.Жмыхов. Окончивший в 2002 году бакалавриатуру  У. Машарипов
стал обладателем гранта фонда "Умид" и окончил магистратуру тех-
нологического университета США. Окончившие в 2004 году магистра-
туру кафедры с отличием А.Азаматов и Э. Бобохонов, работают се-
годня на кафедре в качестве стажеров-исследователей.

     На кафедре ТПЛА функционируют 3 учебные лаборатории: сбо-
рочных работ , заотовительно-штамповочных работ и метрологии и
технических измерений. При кафедре открыт научно-производствен-
ный центр "Ракета", действующий в рамках конверсионной программы,
где разработаны конструкции и опытные образцы модельных ракетных
двигателей. Работа вндётся по конкурсной программе.

     На кафедре "Аэрогазодинамика летательных аппаратов", кото-
рой заведует старший преподаватель факультета Л.С.Ермакова, под
самым потолком подвешена модель космической станции "МИР", а
компьютер, за которым работает студент магистратуры Дима Колчев
над темой "Усовершенствование самописца системы "Лайнер", соеди-
нён многочисленными кабелями  с лабораторными установками. Другая
работа по теме "Исследование лётно-технических характеристик са-
молёта ИЛ-114 на основе метода объективного контроля", руководи-
телем которой является Генеральный директор ГАО "ТАПОиЧ" В.П.Ку-
черов, проводится на ЛИСе лётно-экспертной группой под руковод-
ством В.Н. Проценко, А.М. Иванова, и А.Н.Ермаковой. Работа очень
нужная и перспективная в производстве, активное участие в ней
принимают многие работники 36 цеха.

      В прошлом году ТГАИ выпустил 43 магистра, из которых 17
закончили его с отличием. Часть из них продолжает образование
в аспирантуре и научно-исследовательских подразделениях инсти-
тута, но большинство ребят, конечно же, пошли работать в авиацию.
Сейчас нв ТАПОиЧ проходят преддипломную практику выпускники-
Дильшод Уразов, Камол Исаев и три Азиза- Умарходжаев, Ниязов
и Рузиев. Как сложится их профессиональная карьера? Останутся
ли они на нашем предприятии, чтобы стать достойной сменой сего-
дняшним специалистам? Это во многом будет зависеть и от того,
насколько заинтересованно подойдут к этому вопросу администра-
ция и профсоюзный комитет нашего Объединения. Давно назрела не-
обходимость создания специального фонда оказания помощи молодым
специалистам, для того, чтобы закрепить их на нашем производстве.

     А ТГАИ, как и все ВУЗы, ждёт новый поток абитуриентов. Же-
лающих учиться в нём немало и из числа учеников нашего авиацион-
ного колледжа, а также вчерашних школьников. Именно им и предсто-
ит стать слушателями новых программ, выработанных в ходе подго-
товки единых общеобразовательных стандартов для авиационных спе-
циалистов.

                Вера Снарская








 

               
               


Рецензии