Что за Звуки, что за Путь?
либо было придумано до тебя, либо происходит на
самом деле»
«Хромая судьба» А. и Б. Стругацкие
И вот, по прошествии четырех лет небурной деятельности нашего музыкального коллектива, получаем на этот вопрос: «Что мы за Звуки? Что за Путь мы выбрали ?», промежуточный ответ.
Изначально проект «Звуки Пути» планировался как музыкальная группа, играющая в нео-фолк формате, от поиска своего «уникального» стиля временно воздержались, так как все уже распридумано давно. Рисовалась искрящаяся дерзперспектива, набирающей обороты команды, с бдением в студии, раздачей концертов, шествием в турах и проявлением в прочих арт-событиях. Мы starались, как могли.
Попробовали это в микромасштабе, в пределах нашего славного столичного городка. Покрыли выступлениями библиотеку, музей, околостадион, недостроенный замок, планетарий, клуб, бар и другие оживленные места. Потолкались музыкальным образом на местечковых фестивалях, поджемствовали, узрели намеки на топулярность. Записали мини-альбом, отправив его в просторы интернета, пусть Мир, как раз, занятый своими делами, слушает его внимательно.
Да, выход альбома был важным для нас событием! Благодаря нашему сотрудничеству с потрясающей профессиональной вокалисткой Р., от голоса которой мурахи бегали по телу и искали укрытие, мы сумели воплотить в цифре несколько музыкальных историй восточной тематики и дать несколько концертов. Мы также осознали, что у профессионалов очень высокие требования к творчеству и остальные соучастники должны им соответствовать и развиваться, иначе им не интересно играть в игры любителей, что вполне объяснимо. Также, в виду активизации собственного проекта и вокальной студии, на новый уровень наше сотрудничество с Р. в тот период выйти постеснялось, оставив эту дверь открытой.
Со звукарем то же повезло, В., без свойственной технарям зауми, при минимальных заморочках, собрал альбом в домашних условиях и запустил. Он сэкономил нам массу свободного времени, которое мы не стали в дальнейшем хоронить в студиях, а слили в живые выступления. Возможно к серьезной студийной работе мы тогда были не готовы, а может и нечего было увековечивать в цифре.
Были также и другие коллаборации с известными «на районе» музыкантами, которые обогатили наш восточный арт-караван своими стараниями, за что мы им благодАРТны и признательны! Имен можно даже не называть, ибо сделав срез событий и выступлений сегодняшнего дня, сразу станет ясно о ком едет речь. В настоящем каждый из нас идет своим путём, лайкая обнадёживающие посты и оставляя скромные коменты, на цифровой поверхности.
Со временем, взаимополученные впечатления от такой арт-суеты поблекли и потускнели, как фамильное серебро. Возможно, кто-то скажет, что эмоции из-за слабости и чистоты сигнала не впечатались, потому и растворились и, может быть, будет прав. Но нам от этой правды ярче не стало, и мы временно расстались с этой поношенной формой творческого проявления и стали облачаться, как говорят, в некоторых сферах, по гражданке.
Стали просто играть в творчество, как детки играют в казаков-разбойников, далее, воспользовавшись привилегией автора, буду писать слово Игра с большой буквы, а также с большой буквы буду указывать героев этой статьи.
Первое, что мы сделали - размыли во времени арт-план действий, вытащили голову из sos-сетей и временно отсоединились от соучастия в различных добровольческих культ-походах-расходах и схожих тусовок.
Изначально, в качестве альтернативы не было конкретной устойчивой идеи, условно, лежала открытая тетрадь, первый лист был чист, перо обмакнутое в чернила, замерло в руке, в ожидании импульса...
А.
Ждать долго не пришлось ибо рядом пролетела Комета А, так мы по доброму именуем одну нашу знакомую, в бурной творческой деятельности которой иногда с интересом утопали. Есть у нее свойство активировать людей, которые попадают в ее биополе и наделять их частичкой своей движущей силы, так сказать раздувать дремлющие, тлеющие угли до состояния праздничного костра. Ее игры по масштабу и наполнению всегда ярки и грандиозны, поэтому ее появление в нашей полупустующей орбите сразу повысило градус творчества и плотность идей.
Применительно к нашему блюду, от А, как шеф-повара восточной кухни, был внесен особый ингредиент - хореография и танцевальная терапия. Заработала танцелярия. Скажете не магия, когда человек, удобно расположившись на подушках, слушая живую музыку, через некоторое время незаметно для самого себя начинает ее танцевать? А вы попробуйте, так, при случае, нивелировать невидимые барьеры к спонтанному движению тела у людей, пришедших в новое для них место, находясь среди незнакомцев.
Очередной идеей, исходящей от А и воплощенной в нашем проекте, было отсутствие фактических границ между артами и зрителями, не было т.н. сцены, поскольку все, расположившись на полу, образовывали единый круг, в процессе создающий единое поле.
Привлечение в это действо ее учениц из танцевальной студии, задавало нашим мероприятиям желаемой динамики и искроты. Изюминка здесь была в том, что танцовщица кружится, буквально, на расстоянии вытянутой руки от зрителя, и воздушный поток, сопровождающий танцующее тело касается созерцателя, делая его соучастником.
Теперь, вы, наверно, уже догадались, что первая, появившаяся в дневнике Игры запись, оставила в артмосфере соответствующий след. Нас просто присыпало обжигающими инсайтами и бьющих копытом идеями, которые неспокойно толкались на входе, занимали очередь на прием, а ворвавшись, фонтанировали, сбивая у нас действующие настройки, предвещая артастрофу. Со временем всех пожаловавших «гостей» усадили за стол, обняли, накормили и выслушали, многих зарукописили на бумаге.
Ю. Второй импульс проявился, как ни странно, из Тибета, точнее от тибетских чаш, вибрации которых имели общее созвучие с нашими гитарно-перкуссионными зарисовками и осторожным вокалом.
Мы познакомились с Ю., повелителем этой замечательной «посуды», как мы в шутку стали называть эти магические инструменты, и наша игра в музыку стала интересней не только нам, но и слушателям. Включать в минорные инструментальные зарисовки-размышления вибрации этого неблагородного по научному определению, но благородного по звучанию, металла, было удачной для нас находкой. Особенность участия чаш в начале концерта, способствовала вводу видящего слушателя в таинство музыкального действа, а после звучания последней композиции чаши погружали в звук уже исключительно слушателя, поскольку перед погружением мы просили наших гостей одеть на глаза повязки.
Особым явлением в концерте было хождение Ю «в люди», когда она брала в руки одну из чаш, подходила к каждому человеку с закрытыми глазами и прикасалась вибрирующим металлом к его телу. Обязательно попробуйте сами! Потому что, как бы я не описал это состояние словами, все будет не то.
Так, в нашем условном творческом дневнике Игры появилась вторая запись.
Эксперименты начались и наша АРТель заработала.
Одно из первых детищ, было поименовано «Шатёрник»! Есть в нем что-то от квартирника, капустника, гаражника и иных форм объединения артов и их поклонников, но мы топили за восток, поэтому Шатёрник.
Все просто. Представьте, что вы путники, движущиеся по своим дела, наступивший вечер застал вас в пути, нужно остановиться на ночлег. В недалеке вы видите, группу палаток с кострами, среди которых возвышается шатер, в нем горят фонари, из него звучит живая музыка и раздаются голоса. Как тут пройти мимо и не расположиться рядом?
И вот вас пригласили, вы в шатре, вас угощают чаем и согревают теплыми словами. Вы в тесной компании других путников, и слушаете интересные рассказы, и уже делитесь своими историями, слушаете музыку, поете, танцуете …
Транс восточной Гитары и пересыпы Перкуссии, вибрации томного Бубна и кочевого Варгана, откровения волнующего Дудука, и все это, в сочетании с аурой тибетских Чаш.
Поначалу, мы сами по-хорошему млели, особенно от забирающего с собой звука чаш, и погружались вместе с гостями в это звуковое полотно, сбиваясь и забывая свои музыкальные партии, но со временем выработали некий иммунитет, позволявший сохранять осознанность на время звучания.
Еще нашей относительной устойчивости от погружения способствовали танцевальные вспышки, выдаваемые нашими dance-попутчицами между композициями. Когда рядом с тобой Восток играет телом, оторвать взгляд от этого не просто, который как минимум должен быть направлен в сторону инструмента коим ты соучаствуешь в этой церемонии. Со временем научились успевать.
Н. Запись третья.
Спустя некоторое время, в нашу орбиту было совершено проникновение с соседней планеты (города), в виде целого отряда музыкальных инструментов, возглавляемого Н. Перкуссия, диджериду, флейта, бубен, варган приземлились дружной компанией на нашу поверхность и разместились в ожидании своего выхода в звуковой простор. Но самым ценным сотрудником в этом квинтете был чарующий голос, местами изливавшийся горловыми интонациями. И вот, к нашей Игре стала присоединяться человек-оркестр, к тому моменту наполненная до краев собственными музыкальными изысканиями, местами выливавшимися через край (фигурально артпосылы пребывали из Краснодарского края в Адыгею). Мы обрадовались этакому вторжению и объединив Звуки продолжили Путь.
Для полноты картинки, конечно, нужно дать хотя бы краткое описание другим участникам погружающей команды, «звучащим» со дня основания группы.
ЙЮ.
Она, длительное время в музыке была слушателем и наблюдателем, а с момента появления группы стала соучастницей всех экспериментов, которые мы устраивали, прикрываясь названием «Звуки Пути». За время наблюдения она припарковала много интересных идей и арт-заготовок, ждущих приглашения на танец. Теперь, достает их в нужный момент и добавляет в общий орнамент, делая его ярче.
Основная ее миссия в проекте - это перкуссионные узоры, ну и, конечно, уводящий за собой томный даф-бас. Без звучания этого простого, но проникновенного инструмента, путешествие по просторам нашего музыкального зодчества будет не таким присутственным.
Стоит добавить, что в определенной степени ее идеи касались создания образов соучастников и оформления пространства, где происходит действо. Какое-то время мы выступали в разработанных и выполненных ею костюмах и выглядели интересно даже для самих себя. Потом эта мода прошла, но обещает вернуться.
С этой облачительной задумкой мы солидарны на все сто, костюмы нужны, особенно после воспоминаний о музыкальных фестах, где десятки людей в джинсах и трениках, с гитарками, по очереди и без неуклонно пели свои одинаковые 20-куплетные песни…..
С.
Первый раз пишу о себе не как автобиографию, резюме или характеристику, а описываю себя как героя повествования.
Начать можно так: кто в детстве не мечтал стать рок-музыкантом? Который дремал лет 40, пропуская вперед по жизни другие амбиции, и наконец, не имея музыкального образования, взялся за гитару и другие инструменты, а спустя 10 примерил костюм вокалиста. Вот именно взялся, дотронулся, коснулся понравившихся по звучанию инструментов, с надеждой на более частый и тесный контакт с ними, но по сей день все так и идет, по касательной.
Конечно, отсутствие образования может показаться неуважительным жестом по отношению к профессионалам своего дела, поскольку такие самозванцы как я заполняют их рабочее пространство, отвлекая слушателя от настоящего искусства, но это отдельная тема.
Во всяком случае, мы откровенны со слушателем, не претендуем на оригинальность, избегаем нирванхолии и дхарматургии, не уходим на клубину, не каверяемся в чужом успехе, а играем свою музыку для тех, кто ее слышит.
Ну вот, с кратким представлением основных действующих лиц покончено, думаю, в дальнейшем, описывая наши творческие происки, познакомлю вас с ними поближе.
Теперь к творческой составляющей.
Какое-то время мы сонастраивались друг с другом, позволяя сохранять сформировавшуюся индивидуальность и принимая друг друга как есть, а потом и эти формальности ушли в сторонку и началось то, что продолжается и сейчас.
Организовывая сеанс звучания аутентичных музыкальных инструментов, голоса и поющих чаш с завязанными у слушателей глазами, мы стараемся обеспечить слушателю полное погружение в мир его внутренних чувств и телесных ощущений.
Тибетские чаши, начиная это звуковое путешествие, в сопровождении перкуссии и диджериду, плавно подводят к грустному монологу дудука. Появляющиеся более смелые ритмы джембе и других перкуссий, усиливают раскачивание, обрывающееся пустотой, с которой и начинается наше путешествие- размышление.
Далее, продолжая восточную канву, мы, музыкальным образом, рассказываем свои истории, обращенные к извечным вопросам бытия.
О чём эти истории? О времени, текущем как песок сквозь пальцы, о тайнах и суевериях, что движут людьми, о мудрости и людях, пытающихся ее донести до нас, о никчемной суете, являющейся нашей постоянной спутницей, которую мы почему-то лелеем и боимся с ней расстаться и о многом другом.
Наши совместные размышления заканчиваются и дальше мы приглашаем немного раствориться в архаике….
Диалог мужского и женского голосов, переходящих в горловое пение, сопровождаемое томным рокотом нескольких бубнов, образующих объемный бубно-vibe, переносят слушателя в суровый и таинственный мир древнего Севера. В этот момент первобытный звук говорит напрямую с нашими внутренними ритмами, утраченной наследственной мудростью, которая существует внутри каждого из нас.
Остающаяся после такой волнующей прохлады тишина пребывает не долго, поскольку низкие звуки-шаги тибетских чаш возвращают всех нас на волну покоя и созерцания. Когда замолкает гул последнего прикосновения к самой старшей чаше, время для нас реально останавливается и зависшая тишина долго не отпускает…
Вот такие мы сейчас, арт - группа«Звуки Пути». https://t.me/zvukiputi
Свидетельство о публикации №124122303995