Два холста - две даты ноября 1941 года
Передо мной два полотна войны (1),
В них сорок первый год, две даты,
До лаконичности доведены
Сюжеты их, где мысли сжаты
До грани восприятия тех дней,
Когда ноябрь метели вьюжил
В двух древних городах страны моей (2)
По улицам жестокой стужи.
Художник упразднил батальность сцен,
Кровавых красок вероломство,
В своих полотнах отразил взамен
Духовное противоборство
Добра былинного богатыря
Со злом тщеславного арийца (3)
Второго и седьмого ноября (4) –
В холстах, как в зеркалах, их лица.
В «Нашествии» два символа войны.
Один – развалины собора,
Служившего славянам с древних пор
До зла эсэсовца минёра,
До ненависти к русскому во всём,
До взрыва в ноябре тротила,
Но Божья воля стену с алтарём,
Пускай не всю, но сохранила,
Где так суровы лики всех святых
Сомкнув уста поющих гимны,
О вечном аде для пока живых,
Кто в символе втором повинны,
Те, что размеренно чеканят шаг,
Не чувствуя угрозы в гимнах,
Ещё не зная, что падёт рейхстаг,
Не видя будущность в могилах
По Киеву извилистой змеёй
В парадном марше волчьей своры,
Мечтая, города сравнять с землёй,
Штандартенфюреры, майоры,
С Железными крестами(5)или без,
Солдат колонны, офицеры
Из вермахта, а также из СС
Мимо святых славянской веры.
В «Параде сорок первого» сюжет
Двух символов решён иначе,
Заложен исторический акцент
Их единения в задаче
Для зрителя предстать судьбой страны
В Победе, пусть пока не скорой,
Над злом «Нашествия», над злом войны,
Над гитлеровской волчьей сворой.
Основы композиции холста,
Собора Покрова (6), глубинны
В распахнутых глазах души Христа,
Вне полотна – интуитивны.
Казалось бы, что первый символ прост,
Седьмого ноября с парада
Уходят с Красной площади на фронт
Полки, бить супостата-гада.
Но внёс художник в тайну простоты
Оригинальный ракурс взгляда
С крестов и стен собора, с высоты
На чёткий шаг и строй парада.
В ритмичность поступи стальных колонн,
Одетых в серые шинели,
Проник невольно драматизма фон
Атак из завтрашней недели.
Другой аспект холста передний план –
Скульптура «Минин и Пожарский»,
Античность поз – победы талисман
Мифологической окраски.
Скульптура – доминанта на холсте,
Размер нарочно увеличен,
Героев сила духа во Христе,
И образ их не архаичен,
В нём связь и неразрывность всех времён
С Россией и её народом,
Чей дух Победой предков освящён
Над Речи Посполитой (7) сбродом.
Мощнейший по духовной силе план
Передний, первый на картине –
Скульптурный в бронзе образ россиян
Благословляет верой ныне
Героев на священную войну
В защиту Родины, Отчизны,
И в смертный бой идут её сыны
С парада, не жалея жизни…
Передо мной два полотна войны,
В них сорок первый год, две даты,
До лаконичности доведены
Сюжеты их – донельзя сжаты.
Примечания:
1. Два полотна войны - картины художника Константина Ваильева "Нашествие" и "Парад1941-го"
2. Два древних города страны моей – Киев и Москва, две столицы в истории Руси
3. Ариец – в идеологии нацистов, «арийцы» – древний народ, который, по их мнению, ответственен за весь прогресс человечества.
4. Второго и седьмого ноября – на картине «Нашествие» изображены развалины Успенского собора Киево-Печорской лавры, взорванного фашистами 2 ноября 1941 года, а на картине «Парад 1941-го» – парад в ознаменование годовщины Великой октябрьской революции на Красной площади 7 ноября.
5. Железный крест – основная высшая награда Третьего рейха.
6. Собор Покрова – «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву», храм на Красной площади в Москве. Неофициальное название «Храм Василия Блаженного».
7. Речь Посполитая (польск. rzecz – «дело», pospolita –«общее»);– федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского. В 1610 году войско Речи Посполитой без боя в результате сговора поляков с частью столичного боярства. заняло Москву. В 1612 году Москва была освобождена ополчением под руководством князя Пожарского и купца Минина.
Свидетельство о публикации №124122302731
Лариса Чайка Белоцерковец 24.12.2024 19:26 Заявить о нарушении