Вопросы Экзистенциальной психологии. Ноогенному не

Экзистенциа;льная психоло;гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

Далее я сделала конспект  статьи -

ФилосоФско-психологическая проблема
экзистенциальной жизни в работах
Н.Бердяева, Г.Марселя и В. Франкла


 В экзистенциальной  психологии –  была актуализирована проблематика смысла, выбора, свободы, воли, ответственности, духовности. Фрагментарное изучение
человека здесь отвергается. Человек определяется не системой психомоторных реакций , инстинктов,социальных ролей и других «механизмов», но своей духовной природой, тем, как он сам создает себя в этом мире.


Экзистенциальная психология уделяет большое внимание индивидуальности каждого человека в конкретный момент времени. Каждый человек здесь рассматривается по отдельности,в его уникальной неповторимости, ничто не сводится к общим правилам и законам «усредненного» человечества. При этом не упускается из виду
неразрывная связь человеческой сущности с этим бытием. Экзистенциальный психолог не просто исследует человека как испытуемыий объект, но вступает с ним в равноправный субъектно-субъектный диалог о насущных вопросах жизни, помогает не-
простому процессу становления личности.
 Об экзистенциальной психологии, как одном из направлений гуманистической, нередко говорится как о «психологии с человеческим лицом»



В наше время все больше людей стало подвержено ноогенному неврозу (который В. Франкл называл состоянием экзистенциального вакуума),а именно: чувству смыслоутраты и непонимания путей его преодоления. Причем подвержены ему
оказываются значительно развитые люди, достаточно образованные, имеющие многие знания и опыт, определенную житейскую мудрость. И весь этот огромный багаж знаний , умений, навыков бессилен заполнить их внутренний вакуум и дать
ощущение бытийной, экзистенциальной полноты.

Собственно, такого рода невроз нельзя назвать болезнью в строгом понимании этого слова. Это скорее духовный, мировоззренческий кризис.
 Раньше духовным лечением занимались преимущественно религиозные наставники и школы, сейчас же многим образованным людям требуется «философское лечение».

 Экзистенциальные философы - Н. Бердяев, Г.Марсель и В. Франкл.

 В настоящем наблюдается  глубокий духовно-психологический кризис современных людей.

Одно дело – неизлечимая болезнь, и совсем другое дело – экзистенциальный вакуум, приводящий человека к решимости свести счеты с жизнью или к поддержке других в такой решимости...


По оценкам ВОЗ во всем мире их число людей страдающих затяжными  состояниями  депрессии достигает 350 миллионов.


Самоубийство связано с потерей веры и надежды и неспособностью к служению.


Традиционно считается, что понятие «экзистенциализм» восходит к латинскому «existentia»– существование.
 Однако, например, Р. Мэй , известный американский экзистенциальный психолог,
в своей книге «Экзистенциальная психология» возводит его к латинскому корню «existere» – «несдаваться, подниматься на борьбу» . И довольно емко выражает понимание бытия человека не как некоей совокупности механизмов психики или ста-
тичных моделей сознания, но как живое его существование, и что еще более важно – его возникновение, становление человеком. Это самое важное в экзистенциализме – человек существует именно тогда, когда он делает свободный выбор, формиру-
ющий его и его жизнь.
 Экзистенциальную психологию в связи с этим иногда называют «философией практики».
 «Человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это – первый принцип экзистенциализма», – писал Ж.-П. Сартр .

 Гете: «Вначале было Дело».
 Человек, будучи свободным, сам творит свою судьбу, каждый момент жизни принимая
решения, делая свой выбор.
 И этот принцип лежит также в основе всего этого Бытия: оно сотворено
скорее Делом, нежели Словом или Мыслью.
 Древний термин «логос» (лат.) в данном случае трактуется именно так. Хотя в духе экзистенциальной философии можно было бы перевести его и как Воля,
и как Деятельная Любовь, или, как у В. Франкла,Смысл. Именно экзистенция как живое дело, деятельность «вдыхает жизнь в создание», формирует сущность человека, конструирует его судьбу и историю всего социума. И в этом процессе его
внутренний мир, взгляды, представления непрестанно меняются, меняются его слова и мысли, изменяется его энергия (сила).
Получается, что они – вторичны по отношению к экзистенции Дела. И постижение смысла жизни происходит в процессе деятельности, когда начинают проясняться ответы на вопросы: что, как и зачем делать.

У Г. Марселя есть интересные размышления на эту тему. Есть человек зритель, наблюдатель жизни, который словно просматривает свою жизнь как спектакль.
А есть активный участник, «импровизатор» жизни.
В первом случае жизнь фактически теряет смысл, ведь получается, что собственное Я от-делено от его проявления в воплощенном мире, то есть оно как бы и не живет. Такое стороннее наблюдение может иметь смысл лишь тогда, когда подобная отрешенность осмысливается Я как «способ внутреннего участия», то есть опять же – действие.
То есть всегда должна быть какая-то деятельность– либо внешняя, либо внутренняя. Без нее нет акта творчества жизни. Суть жизни раскрывается именно в таких актах: активных, с полным погружением, по-настоящему экзистенциальных .
С одной стороны, такой подход может показаться очень рациональным, практичным и прагматичным.
Р. Мэй отмечал, например, что американцы на «ура» принимают слова Кьеркегора «Для индивида истинно лишь то, что он лично воплотил в деиствии» .

Но в повседневной реальности,так как человек – не запрограммированный робот,
не машина – его действия никогда не могут бытьполностью рациональны.
Акт действия человека –это всегда в той или иной степени акт творчества.

Причем это касается не только поступков, которые он совершает своим телом, но и его речи, и даже мыслей. Произнесенное слово или продуманная мысль – уже становится «кирпичиком» в построении «дома» – личности человека.
 То есть, и мысль,и слово – в конечном счете, в духе экзистенциализма мы можем тоже считать делом.

 Как отмечал Н. Бердяев - Творчество – это то, что делает человека человеком, то, что от него ждет Бог (а не пассивного послушания). Подобно Богу как творцу
мира, человек – Его со-творец в этом мире, который «оправдывается творчеством» [ Творчество человека – это не только некоторые виды искусства или науки, но гораздо более широкое понятие.

Многие представители экзистенциального направления философии  и психологии сами являли собой пример целостной личности:

Как известно, Бердяев несколько лет провел в ссылке и четырежды был в тюрьме, пережил три войны, изгнание из родной страны был в ссылках и под арестом, а затем ему пришлось эмигрировать.


Марсель потерял мать в четыре года, был очень слаб здоровьем, поэтому не мог пойти воевать во время Первой мировой войны, но он служил в Обществе
Красного Креста, где нес тяжелую службу.

Франкл во время Второй мировой войны прошел пять концлагерей , потерял всю свою семью. В концлагерях он, втай не от СС, занимался врачебной деятельностью, оказывая заключенным психологическую помощь, пробуждая в них волю к смыслу
в тяжелейших физических условиях и психических состояниях.



Человеческое существо изначально очень рассогласованный, кажущийся неслаженным, живой «механизм», человеческое бытие «расколото» .
Природа и культура, сознание и бессознательное,инстинкты и осознанные действия, тело и дух.
И как это проявляется в каждом дне жизни?
 Это рассогласованность воли, мыслей, слов, чувств и поступков. Говорим одно, делаем другое, поступаем как-то по третьему… И это переносится на все
сферы жизни.


Человеческая эссенция выстраивается в соответствии с высокодуховными идеалами. Ежедневный скромный,смиренный внутренний героизм – это экзистенциальный путь.

Можно ли это назвать терпимостью?

Экзистенциальный анализ Марселя выявляет неоднозначность данного понятия. Под маской терпимостимогут скрываться лицемерие, ханжество, а также духовная слабость. Развитая личность может быть толерантной, но подлинная терпимость – это нечто большее. Она связана с глубокой рефлексией и пониманием того самого явления или объекта.

Терпимость как подлинная нейтральность,как живое воплощение веры, силы духа, благожелательности – совсем не те равнодушие, конформизм, неприязнь и даже «скрытый макиавеллизм», а также личностная несостоятельность, которые иногда под этим словом скрываются. Сохранить толерантность и при этом не потерять подлинную духовность в сложных ситуациях – вот что необходимо.

Лишь две вещи человек может практиковать всей своей жизнью: религиозную веру и философию


По сути, любой человек имеет свою религию или философию жизни, даже если они
не сполна осознаваемы ими.


У Марселя есть одно очень емкое понятие recueillement, которое обычно переводят как «сосредоточенность». Но думается, более уместный перевод – «созерцание». Здесь имеется в виду некое «реальное освобождение, реальный отрыв от
всякого опыта» то не столько концентрация,сколько медитативное погружение.


Recueilement и таинство тесно связаны» . Такого рода способ взаимодействия
с реальностью Гете называл «уважительным наблюдением», при котором сознание и явление как бы взаимопроникают друг в друга. И именно в таком состоянии совершаются открытия.


Таинство – одна из важных характеристик экзистенциального восприятия реальности. Таинственны механизмы и самого созерцания.


Классический научный подход к явлениям – субъектно-объектный



Таинством также являются Бог, любовь,смерть.
 К этим таинствам можно, конечно, подойти и научно, но это означает превратить тайну  в проблему, выхолостить ее, разложить на составные элементы, лишить одухотворенности, овеществить и сделать объектом из ряда других.

Вот есть феномен смерти. Смертью как проблемой занимаются,например, патологоанатомы. Но от этого смерть неперестала быть таинством. Эта проблема не разрешилась, не стала понятной .


Или таинство любви.
Некоторые ученые пытаются рассмотреть любовь с чисто биологической,
инстинктивной, а также химической и других точек зрения, сделав из любви проблему, объект.

Рассматривают, какие выделяются гормоны при состоянии влюбленности, как они вызывают привыкание, подобное наркотической зависимости,когда и как рецепторы кожи передают импульсы в кору головного мозга, как работают инстинкты,
связанные с репродуктивной системой, ит.п.
Есть даже мнение, что любовь – это просто болезнь, отравление организма, вызванное гормональным «опьянением». Но действительно ли эти объяс-
нения проясняют таинство любви? Или при этом ускользает сама суть, реальность этого феномена?

Тело – это то, чем человек включен в бытие,через что он с ним соприкасается. Невозможно сказать, что человек – это только тело, но и невозможно считать тело сполна своей собственностью,вещью. Оно живет, растет, стареет, болеет – неза-
висимо от нашего желания. Это таинственная изначальная данность, которой мы таким же таинственным образом когда-то лишимся. Тело – нечто гораздо большее, чем предмет обладания. Физиология, биология, медицина – никогда не дадут пол-
ных знаний о нем, тело всегда будет оставаться таинством.


Таким же образом и многие другие феномены не могут быть поняты лишь разумом. Всегда что-то остается ему недоступным. И здесь приходит черед вере, одному из важнейших экзистенциальных понятй.
 Как говорил Франкл, «Когда знание сдается – факел передается вере.Если мы не можем ответить на вопрос интеллектуально, мы можем сделать это экзистенциально. Там, где интеллектуальное знание терпит неудачу, необходимо принять экзистенциальное решение»


Вера – неотъемлемое свойство человека как духовного существа, где духовность – это «трансцендирующая экзистенция» или «экзистирующая трансценденция» , связы-
вающая бытие и то, что за его пределами. Особенноэто касается веры в наивысший, конечный смысл жизни человека. Разница лишь в том, что религиозный человек верит в Бога, а для нерелигиозного человека это является верой в наивысший смысл.
И эту веру нельзя «иметь». Это духовный процесс,неотделимый от человека, в котором можно только «быть», находиться в неразрывной связи с ним
и быть погруженным в него.

У Г. Марселя Бог – это не некая постигаемая разумом первопричина всех феноменов, Он не познается рационально, Он – не «что», а «кто». Доказать Его Бытие невозможно, оно принимается с помощью веры.


Некоторые ученые, в том числе и представители естественных наук (например, квантовой физики), начали приходить в своих исследованиях к пониманию необ-
ходимости включения в научную теорию понятия Бог, и делаются попытки доказать его существование (Д. Бом, Э. Флю, М.Д. Рис, А.Акимов и др.)



  Мрсель -«Метафизическй дневник», был зачитан им в философском собрании в 1933 году). Быть и иметь – это два способа включенности человека в мир. Бытие – это творчество, сопричастность,свобода, солидарность, подлинность, искренность.

Установка же на обладание – это отчуждение, изолированность, несвобода, неподлинность,неискренность, искусственность, существование.

И это относится ко всему: к самому себе, к миру,
другим людям.

Прежде всего, мы считаем, что обладаем телом. Начиная с тела-вещи, постепенно вещами для нас становится и всё остальное: имущество, деньги,мысли (интеллектуальная собственность), статусы, люди, с которыми мы соприкасаемся, включая родных и любимых. Таковы субъектно-объектные отношения человека с миром.
 Но в состоянии «быть» картина меняется. Теперь человек не может накапливать вещи, профессии и положения,людей , подобно деньгам в банке под проценты.
Теперь это становится неотъемлемой частью его самого. Он уже не просто имеет мысль, но мыслит,не просто учится какой-то профессии – но творчески реализуется в ней , не просто «заводит» друзей и близких, но сотрудничает с ними, сопричастен им. То, чем человек обладает, даже может управлять им. Чем больше мы имеем вещей , тем больше вещи начинают иметь нас. Обладание порабощает
человека. Тут вспоминается пример с Диогеном,кричавшим на корабле работорговцам: «Кто хочет купить себе господина?»

Также есть два вида свободы: подлинная творческая и свобода как произвол.
Свобода Марселя – это выход за собственные рамки, диалог с другими, взаимодействие.


Но в его трактовке свободы прослеживается более глубокое проникновение в суть этого понятия, нежели свобода обычно понималась либералами (т.е. я свободен, ты тоже свободен, но наши свободы не должны пересекаться и мешать друг другу).

Бердяев-различал категории дух и душа. Вспыльчивость своего характера он объяснял наследственными факторами барского самодурства. Но при этом подчеркивал,что глубины духа ничего наследственного не имеют, в отличие от душевно-телесных свойств.
 В себе он замечал силу духа и слабость души. К недостаткам своих душевных проявлений он относил, например, сухость эмоциональной жизни, задавленность лиричности, неспособность выразить свою любовь к людям (хотя сполна проявлял ее к животным).
Он чувствовал свою холодность в человеческих, душевных отношениях и «огонь» внутренней духовной жизни.




 Человек может не признавать никакие авторитеты и власть над ним других людей , церкви,религии, государства, и даже самого Бога. Он может бунтовать против любых «гасителей духа».
 Свобода должна быть бескомпромисснои. Но эта свобода никогда не подразумевает безответственности.

 Марсель рассматривает  понятия талант и гений .

Гений совершает открытия,которых до него не было. Гений – врожденное качество, слитое с натурой данного человека. Говорится, что у каждого человека есть какой-то талант, однако гении рождаются редко.

В глобальном масштабе миру и не нужно много гениев. Достаточно одного, чтобы совершить какое-то открытие в какой -то области. Но дальнейшее развитие этих гениальных идеий, их детализация и конкретизация – это уже дело талантливых людеий , их творчества. Поэтому очень важно найти и развить именно свой талант для полноценной, экзистенциальноий жизни.

Идея о сверхсмысле человеческой жизни и вере в  нее

 Ограниченный интеллект человека слишком мал, чтобы взглянуть в более широком масштабе, увидеть таинство смысла за всеми жизненными явлениями, и особенно болезненными.

В своей книге «Человек в поисках наивысшего смысла» Франкл приводит наглядныий пример с «поперечным сечением», которое ученый прорезает сквозь реальность: в нем может и не быть особого смысла, но нельзя исключить возможность суще-
ствования других сечений.
 Вот на горизонтальнои плоскости случаиным образом расположены пять
изолированных точек, между которыми не видно никакой связи. Однако вполне может оказаться, что эти точки связаны некоей кривой линией, которая проходит через невидимые вертикальные плоскости. То есть связь проходит через многочисленные
измерения, невидимые простым взглядом, неосознаваемые простым рассудочным мышлением в одной лишь горизонтальной плоскости.
 Так и мы:
стоит перестать ограничивать наше представление о мире лишь биологическим планом, расширить горизонт восприятия – сразу же созерцаемая картина

увидится совершенно иной. То, что кажется непознаваемым в данный момент – не значит невероятно ...


Следует ознакомиться с  трудами других экзистенциальных философов (Паскаль, Кьер-кегор, Сартр, Хайдеггер, Ясперс, Ортега-и-Гассет,Камю, Аббаньяно, Шестов) в понимании природы,сущности и психологии человека также неоценим
и нуждается в более глубоком философско-психологическом осмыслении



Список литературы:
1. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Социальный конструкционизм и нарративный
подход. № 1 (2), 2005. – С. 51-71.
2. Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леон-
тьева, В. Г. Щур. М.: «Смысл», 1997. – 335 с.
3. Фатенков А.Н. Экзистенциальная онтология: концептуальный эскиз. Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород-
ский госуниверситет, 2015. – 169 с.
4. Бурханов Р.А. Метафизика веры, надежды и любви Габриэля Марселя // Вестник Нижневартовского государствен-
ного университета, 2010. Вып. 2.
5. Марсель Г. Метафизический дневник. М.: Наука, 2005. – 587 с.
6. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: Апрель Пресс&ЭКСМО-Пресс. 2001 // [Электронный ресурс] URL: http://
ligis.ru/psylib/090417/books/meyro04/index.htm (дата обращения: 16.04. 2017).


https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=39691



При цитировании этой статьи ссылка на doi обязательна
© NOTA BENE (ООО «НБ-Медиа») www.nbpublish.com© NOTA BENE (ООО «НБ-Медиа») www.nbpublish.com
DOI: 10.7256/2454-0722.2016.12.23181


Рецензии