О написании жолтый
Даже выставки, связанные с именем Блока, могут быть названы с включением такого непривычного написания. Например, в Государственном музее истории Петербурга с 20.05.2022 по 26.06.2022 проходила выставка „В соседнем доме окна жолты...“.
Комментарий к выставке:
„Выставка Валерия Филиппова
Открытие выставки состоится 20 мая 2022 года в 15.00
На выставке будут представлены живописные и графические виды Петербурга, в частности, района Коломны, особо любимой Александром Блоком. Дополнят экспозицию рисунки мастера, сделанные им в мемориальной квартире поэта в доме на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов).
...
Вход на выставку по билету на посещение Музея-квартиры А.А.Блока“.
Вот полный текст стихотворения Блока, как он печатался в советское время:
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Текст дан по изданию 1980 года. Сейчас стихотворение Блока часто печатают иначе, приблизив его к современным нормам орфографии. Но в сознании многих читателей осталось написание „жолты“ как блоковское.
Еще цитаты:
„Так, например, Александр Блок в написании слова «жёлтый» различал желтый и жолтый, требуя неукоснительного соблюдения этого различия прямыми указаниями в рукописях и корректурных оттисках. <...> В понятие «жолтый» А. Блок, как видно из его дневников и писем, вкладывал особый идейно-психологический смысл («жолтый» — как синоним душевной сытости, мещанского самодовольства, всяческого хамства) — в отличие от слова «жёлтый», служившего просто обозначением цвета“. otvet.mail.ru/question/190777858
„<...> профессиональные корректоры слишком педантичны и не всегда улавливают, допустим, особенности авторского (поэтического) правописания. Не каждый корректор знает, скажем, что Блок писал «жолтый», а не так, как надо по правилам“. Фаликов Илья. В пугачевском тулупчике // Венок Станиславу Лесневскому. М.: Прогресс-плеяда, 2014. С. 204.
„Перечитал «Записки покойника» Булгакова, думал об их публикации. Между прочим, он пишет слово «чорт» через «о». «Черт» через «е» — привычный, литературный, домашний. «Чорт» через «о» — страшный чорт Гофмана и Достоевского, это и в самом деле нечистая сила. Вот что делает одна буква. Так же, как у Блока: «В соседнем доме окна жолты... «Жолты» совсем иной цвет, чем «желты»“. Лакшин Владимир. Дневник и попутное (1953-1964). М.: Книжная палата, 1991. С. 133 (дневниковая запись 9 июня 1963).
Написание жолтый использовали также современники Блока
Вячеслав Иванов (1866-1949) („я не мог хорошенько узнать, какого направления мой новый жолтый собрат“ v-ivanov.it/wp-content/uploads/2010/11/nlo_10_1994_text.pdf),
Тихон Чурилин (1885-1946) („Оборватый, гряный, жолтый“ reading-hall.ru/publication.php?id=8603)
и др.
В наши дни к нему прибегают, например,
Евгений Мякишев („как жолтый домик жалкий псих“ reading-hall.ru/publication.php?id=19702),
Олег Юрьев („В жолтых сумерках над Яффскими“ newkamera.de/jurjew/ojurjew_34.html)б
Сергей Круглов („в кости твои заиграли жолтые“ http://polutona.ru/?show=0224052445),
Татьяна Красильникова („жолтым взором сверкает сова“ журнальныймир.рф/zhanry/poeziya?page=762)
Игорь Турунтай („жолтых окон негасимый свет“ stihi.ru/2024/05/14/5436),
Наталья Изотова („улыбки в руке, колобки подстекольные жолты“ reading-hall.ru/publication.php?id=29937)
Игорь Турунтай прямо сказал о перекличке с Блоком в своем стихотворении:
„Тут еще М.Анчаров ("Мужики, ищите Аэлиту, Аэлита - лучшая из баб"), и бродская "калитка в Ничто", и Маяковский ямбом подсюсюкивает. И А.Блок затесался“.
Игорь Турунтай, 15.05.2024 09:21 stihi.ru/rec.html?2024/05/15/921
Интересно, как обыгрываются стихи Ахматовой и Блока у Наталии Изотовой:
* * *
Идёшь по едва освещённому снегу ночному
к строению старому, сто двадцать пятому дому.
Живущий в начале столетия двадцать второго,
навстречу мне движешься. Здесь я, жива и здорова.
А сможешь ли ты рассмотреть в непроглядье морозном,
насколько лицо моё в эту минуту серьёзно?
Когда надевала перчатки и снова снимала,
а время к рукам прилипало комками крахмала,
в уме рисовалась… ты знаешь какая картина?
Ахматова в профиль, не знающая карантина
начала двадцатых годов двадцать первого века,
но всё же в перчатках, и тени шептали: "Аптека".
Нам выпали кости иной эстетической масти,
фонят на асфальте столбы фонарей из пластмассы,
улыбки в руке, колобки подстекольные жолты.
Вся жизнь впереди, ты идёшь и идёшь, куда шёл ты.
Свидетельство о публикации №124122208348