Репост. Тара - патронесса живой природы

               Таре в славянской мифологии отведён функционал покровительницы русских лесов и их обитателей. В этом контексте неслучайно, что лесистую Западную Сибирь, именуемую в ведическом фольклоре Беловодьем, нередко называют в её честь Великой Тартарией. Не оставляет она своей помощью и людей, особенно тех, которые помнят о значении природы и о том, что сами являются её частью.

Тара – младшая дочь Перуна, сестра Деваны и Тарха-Даждьбога, стоит отметить, что как и брат она обладает вторым именем - Дара, этимология которого имеет сходную подоплёку, восходящую к её функционалу благодетельницы, дарующей всяческие блага людям и другим обитателям мира Яви. Тара – аллегория излучающей тепло и дружелюбие покровительницы всего живого, этим она отличается и от хохотушки Лели, и от многоопытной сводницы Лады и от мудрейшей Макоши. Не этот ли труд стал причиной её прославления нашими достославными предками?

Легенды чаще всего изображают Тару светловолосой голубоглазой девушкой, одетой в белый сарафан с традиционными славянскими оберегами. Непременным атрибутом её гардероба является берегиня, причём имеющая не только эстетические, но и практические функции. Облик Тары характеризуется естественной красотой, что и определило её прозвание вечно прекрасной богини леса.

В качестве эпических деяний Тары следует упомянуть командование дружиной из двадцати семи витязей-святоруссов, освободивших бога Митру, пленённого дасунями и прикованного к одной из Кавказских гор. Она реанимировала силой своей любви изрядно пострадавшего ясуня, после чего на своей огненной колеснице доставила в Ирий. Также в качестве её деяний стоит отметить, что в своей бесконечной заботе об обитателях мира Яви Тара принесла из мира Прави семена всех деревьев, которыми и засеяла планету, дав жизнь её лесам.

К её повседневным заботам относится защита духовных путей развития человека, дабы ничто не могло сбить его с Пути Истины. Также ей, как и многим другим ясуням воздавали требы как богине плодородия, прося о хорошем урожае и достатке.

Таре, подобно Велесу приписываются и ведические способности, причём по одной версии они распространяются исключительно на её лесную епархию, где ей ведом каждый аспект её эзотерической составляющей; по другой – на всю Вселенную, что значительно расширяет её функционал и масштабы деятельности, свидетельствуя о владении ею многих основополагающих знаний об устройстве Всемирья. В пользу второй версии свидетельствует масштаб распространения культа этой богини и его значение – Тару почитали, во всяком случае, не меньше других богинь Сварги.

Река Тара в Черногории
О её капищах очень мало информации, единственный обнаруженный храмовый комплекс в урочище Тары Омской области практически не исследован, хотя археологи, в том числе и чёрные, весьма неслабо изрыли соседние с ним погребальные курганы. На основе имеющихся данных можно лишь констатировать, что непременным атрибутом храмов в её честь был вечно горящий огонь, как проводник между миром Яви и горней обителью богини, что является ещё одним свидетельством её популярности в славянском мире.

Стоит отметить, что культ Тары в разные времена имел самое широкое распространение как на территории современной России, так и в Европе – везде имеется множество географических топонимов, название которых восходит к её имени. Так реки, названные в честь этой богини, имеются и в Сибири, и в европейской части России, и на территории бывшей Югославии. В Калужской области на одной из них стоит город Таруса, кроме того в Ирландии устремилась в небо гора Тара на которой располагается королевская резиденция.

Её сакральным символом является солярный знак «Вайга»:

Растения – фактически все лесные, но тотемными считаются – берёза, вяз, дуб, кедр и ясень.
Животные – заяц, символизирующий плодородие и, конечно, другие лесные обитатели.
Треба – семена или зёрна.
Число – 27.
День чествования: 29.03. – Великая Братчина. Каждый участник этого праздника должен был принести лично приготовленное угощение, лучшие куски сжигались на алтаре. Вопреки некоторым версиям, Таре, как и другим ясуням, могли приноситься только бескровные требы – это тем более очевидно в контексте того, что богиня леса, олицетворяя участие и сострадание ко всему живому, попросту, не могла принимать иных.

Оценивая её значение для славянского мира надо констатировать, что в её компетенции не только оптимизация ареала обитания человека, но и привнесение в его жизнь выраженного гуманистического аспекта, призванного обеспечить его гармонию с природой, неотъемлемой частью которой он является. Или в более широком смысле – обеспечить гармонию человека со всем мирозданием. Этот труд и стал причиной прославления богини Тары нашими пращурами и их искреннего уважения к ней.
https://dzen.ru/a/ZQ6f8t_gKhX6Ruri

Мусагет [мифы, легенды, сказания] https://dzen.ru/musaget_mythology


Рецензии