Три в одном, или многостаночник

Началось с того, что я попытался уточнить датировку «Мадонны Дони»: одни источники указывают 1505 год, другие – 1507 и даже 8-й. Джорджо Вазари, к которому принято обращаться, на этот раз противоречит сам себе, в разных изданиях «Жизнеописаний» давая разные даты. Пришлось поднять некоторые материалы  и уточнить последовательность работы Микеланджело над всеми заказами, за которые он брался в этот временной промежуток. Вместо ожидаемой ясности, я погрузился в ещё большее недоумение: выяснилось, что мастер вёл одновременно три, четыре разноплановые работы, каждая из которых по идее должна была поглотить всё его внимание, силы и время. Прямо скажем: у меня сложилось впечатление, что под брендом «Микеланджело» трудились по меньшей мере три мастера, причём один из них – в Риме, другой – в Сиене, третий – во Флоренции. Эту гипотезу я сразу же отбрасываю, поскольку авторство работ не подлежит сомнению, все они принадлежат одной руке, задокументированы договорами и свидетельствами современников.

Начать с «Давида». Контракт между Микеланджело, с одной стороны, и Цехом суконщиков с другой подписан 16 августа 1501 года. 13 сентября мастер приступил к работе с блоком.  Спустя три года, летом 1504 года, ваятель наносил последние штрихи и производил полировку.

8 сентября 1504 года «Давида» установили перед зданием Синьории.

Казалось бы – ваяешь Гиганта, и ваяй, забудь обо всём прочем. Не тут-то было! Тем же 1501 годом обозначается начало работы над заказом немецких купцов, посетивших Рим – «Мадонной Брюгге».  За «Мадонну» Буонаротти взялся по завершении «Римской пьеты», и это психологически убедительно: он развивает  глубоко личную тему матери и ребёнка. Потеряв мать в возрасте шести лет, Буонаротти снова и снова воссоздавал в мраморе её идеальный облик.  Но как работа над «Мадонной» согласуется с «Давидом»? Предположим, мастер взял неслыханный темп и завершил «Мадонну» в узком временном промежутке – первой половине 1501 года.

Но это не всё. При содействии влиятельного римского банкира Якопо Галли Микеланджело в том же 1501 году заключает контракт с кардиналом Пикколомини на изготовление 15 фигур для кафедрального собора Сиены. Эта работа известна как «алтарь Пикколомини». Фигуры святых старцев, задрапированные с ног до головы, не слишком вдохновляли мастера. Тем не менее он ответственно отнёсся к работе, нашёл интересные пластические решения и портретные образы. Всего для алтаря он исполнил пять фигур размером меньше натуры, помещённых в декоративные ниши. Эстетика нарядного и мелочного кватроченто была ему чужда, он стремился к другим масштабам и подлинной монументальности. Могу представить, какое счастье его переполняло, когда, бежав от сиенских старцев, он взялся наконец-то за своего юного Гиганта!

Итак, в интервале 1501 – 1504 г. Микеланджело исполнил сразу три крупных произведения: «Мадонна Брюгге», «Алтарь Пикколомини» и «Давид». Непостижимо.


************

Когда мастер завершал работу над «Давидом», во Флоренцию  вернулся в ореоле славы и величия Леонардо да Винчи.  Пользуясь авторитетом непревзойдённого художника, он получил престижнейший заказ на роспись стены в Зале Совета Пятисот, пристроенный к Дворцу Синьории за десять лет до того. Работу Леонардо оценили в 10.000 золотых флоринов, что было на порядок больше того, что платили Микеланджело (400 флоринов за «Давида»). Движимый чувством ревности и соперничества, Буонаротти добился аналогичного заказа: росписи противоположной стены того же зала. 52-летний  Леонардо получил молодого, дерзкого, непримиримого соперника. Контракт заключили ещё до того, как «Давида» установили на площади. Микеланджело хватался за новую работу без какой-либо паузы для восстановления сил. Через полгода ему исполнялось 30.

Темой росписи обозначили победоносную историю Флорентийской республики. Леонардо приступил раньше; сюжетом он избрал битву при Ангиари (battaglia di Anghiari), где сошлись войска итальянской лиги, возглавляемой Флоренцией, с миланцами в союзе с французами. Любовь к лошадям сподвигла Да Винчи на мысль изобразить схватку кавалеристов, облачённых в причудливые доспехи. Разумеется, Микеланджело пошёл от противного: его живо заинтересовал эпизод, когда отряд флорентийцев расположился на берегу Арно и полез в воду, чтоб освежиться. В этот момент на них напали пизанцы. Атаку успешно отбили, опрокинув неприятеля. Этот эпизод получил название «Битва при Кашине». Сражение имело место 28 июля 1364 года, но тема отнюдь не утратила политической актуальности на тот момент: Флоренция в очередной раз пошла на Пизу войной, чтобы подчинить город-государство.

Ныне эти стычки представляются всего лишь отвратительными реалиями средневековой феодальной раздробленности.  Флорентийцы били пизанцев, миланцы воевали флорентийцев, Ватикан, тоже имеющий свою армию – всех, до кого мог дотянуться. Дерущиеся стороны создавали лиги и унии, прибегали к помощи германских и швейцарских ландскнехтов, французских и испанских войск.  Но, разумеется, гражданам Флоренции 16 столетия их история представлялась славной и героической. Буонаротти не был исключением.  Итак, он решительно взялся за «Купальщиков». Ему предстояло создать композицию размером семь на шестнадцать с половиной метров.

Работа продвигалась быстро и успешно, но в этот момент римский понтифик Юлий II пожелал незамедлительно видеть Микеланджело и, возможно, обеспечить заказами на будущее. Пришлось  всё бросить и в марте 1505 года укатить в Рим. Там мастер встретил неожиданно холодный приём: папу уже успела настроить против него враждебная клика во главе с архитектором Браманте, честолюбцем и карьеристом. Надежды на заказ таяли, и однажды мастеру просто отказали в приёме. «Пускать не велено!» В тот же день Микеланджело умчался обратно во Флоренцию, поклявшись не иметь со святым престолом  никаких дел.

Так мастер потерял около года, проболтавшись в Риме. По возвращении в середине 1506-го он незамедлительно приступил к «Битве» и завершил картон (подготовительный рисунок в размер будущей фрески). Это произведение вызвало огромный ажиотаж и, без преувеличения, прямо повлияло на европейское искусство эпохи маньеризма и барокко. Его копировали все ведущие флорентийские мастера и многие приезжие. Вазари приводит дюжину выдающихся имён.

Каким-то образом, по окончании «Давида», работая над «Купальщиками», Микеланджело умудрился изваять два тондо из мрамора и одно исполнить в красках. Можно подумать, не покладая рук работали три человека: один рисовал углём и мелом на громадной стене, другой рубил мрамор, третий писал темперой и маслом, причём каждый с головой погрузился в своё занятие и создал подлинные шедевры. Границей следует положить 1507 год, когда Микеланджело по требованию Юлия надолго расстался с Флоренцией и прибыл в Болонью. Это было очень вежливое, миролюбивое приглашение, от которого нельзя было отказаться, ибо у папы помимо духовной власти была сильная (по меркам итальянского сапога) армия. Флоренция не хотела портить отношения с воинственным первосвященником. Мастер к тому времени закончил все три тондо и готовился приступить к фреске в Зале Совета Пятисот. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Так завершился плодотворный и счастливейший период в жизни Буонаротти. Следующий год в Болонье он убил на бронзовое литьё, к которому не имел ни малейшей склонности; а спустя четыре года болонцы восстали и уничтожили изображение ненавистного папы. Из этой бронзы они отлили пушку, назвали её «Юлий» и направили в сторону Рима.

20. 12. 2024


Рецензии
Микеланджело, безусловно, был человеком исключительных талантов и трудоспособности. Ваше описание его работы в начале XVI века впечатляет и иллюстрирует, насколько многогранной и интенсивной была его карьера. Он не только создавал великие произведения искусства, но и справлялся с огромным количеством проектов одновременно, будь то скульптуры, живопись или архитектурные работы. Такое количество завершенных работ и проектов за столь короткий период действительно поражает воображение и показывает, насколько он был выдающимся мастером.

Михаил Палецкий   23.12.2024 01:39     Заявить о нарушении
Как обычно бывает, и крест ему достался соответствующий, по силам. Крест в виде Сикстинской капеллы и гробницы Юлия II, который он тащил всю жизнь до старости.

Дмитрий Постниковъ   23.12.2024 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →