Не ходите, йети, в темный лес гулять!

Не ходите, йети, в темный лес гулять!

Заповедник для «авдошки». В последние годы заметно увеличивается поток журналис¬тов, туристов, исследователей аномальных явлений, которые приезжают в Верхнешижемский район Кировской области в поисках следов «реликтово¬го гоминоида», известного под именем «снежный человек».
О мифическом «вятском ле¬шем» первым рассказал журна¬листам бывший охотовед Вале¬рий Сергеев. По его словам, он лично многократно встречал в лесах Верхнешижемья необыч¬ных существ, хорошо разглядел их вблизи и даже пытался при¬кормить «вятских йети». Теперь Валерий Сергеев предлагает ор¬ганизовать в Верхнешижемском районе охраняемый заповедник для «авдошки» - так местные жители называют «снежного человека». В противном случае «снежные люди» погибнут под натиском цивилизации.
В берлоге
В Кировской области недавно побывала экспедиция российского уфолога Вадима Черноброва. Этот уфолог известен в Коми своими поисками на реке Усе российского «Стоунхенджа», аналога загадочного английс¬кого комплекса, состоящего из многотонных вертикально пос-тавленных камней. Экспедиция Черноброва обнаружила в Верхнешижемье берлогу, совсем не похожую на медвежью. «Создавалось такое впечатление, - рассказал один из участников экспедиции.
-  что кто-то, огромного роста, согнул и надломил деревья на двухметровой высоте, образовав своеобразный шатер. Внутри шатра оказалась пихтовая подстилка, а вход был прикопан, как нора».
Участники экспедиции записали множество свидетельств местных жителей, встречавших «авдошку» в лесу. Правда, как выяснилось, большинство встреч произошло в 50-е годы прошлого века. Интересно, что именно на это время приходится пик встреч жителей Коми со «снежным человеком». Однако самое большое количество случаев столкновений людей с йети зафиксировал ис¬следователь, археолог, учитель истории из усть-куломского по¬селка Ягкодж Лениан Игнатов. (Владимир Овчинников. газета «Трибуна» от 18.04.2008г.).

Таинственные животные в республике Коми. 3

Хранитель музея из Коми выбил зуб вампиру
Вампиры существуют. В этом уверен житель Коми-округа, который рассказывает, что собственным кулаком выбил зуб одному из вурдалаков. Теперь свидетельство общения с иной формой жизни хранится в музее в качестве самого таинственного экспоната. В ту роковую ночь, вспоминает хранитель заводского музея п. Пожва Алексей Панфилов, на небе светила очень яркая луна. По словам мужчины, на раскопках древнего селения ему пришлось встретиться с самым настоящим оборотнем, или как называет его сам очевидец, кровососом. Мужчине удалось отбиться. Как говорит, выбил своему противнику зуб. Теперь в коллекции заводского музея это самый таинственный экспонат.
А вот у жителя Кудымкара Алексея любопытство взяло верх - подержал в руках зуб вампира. Как говорит, всегда был скептиком. Но после того, что с ним произошло, пересмотрел свой взгляд на мир.  «Не поверил сначала, подержал. Ну, зуб как зуб. А на второй день не вышел на работу - страшная ангина, 2 недели пролежал в больнице под капельницей», - рассказывает Алексей.
На Алексея Панфилова «зуб вампира» никак не влияет. Не так давно он показывал зуб стоматологам. Врачи признали его человеческим, только с аномалией- очень уж острый, что характерно только для плотоядных животных.  Уфологи выдвигают более земную версию: это снежный человек или прапредок древней цивилизации Биармия.
«В Пермском крае есть легенда о том, что еще до чуди здесь обитали существа-великаны», - рассказал Николай Субботин, директор русской уфологической исследовательской станции. Снежного человека местные жители видят время от времени. Описывают его примерно одинаково, он всегда неожиданно появляется и так же неожиданно исчезает.  Чей же это зуб - вампира-оборотня или представителя древнейшей цивилизации - вопрос пока открытый. Уфологи собираются отвезти находку на профессиональную экспертизу. Уверены, результаты станут громким открытием. («Пермь ТВ»).


Где живут гномы
Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, утверждают, что именно гномы научили людей ковать железо. Колдовство их обладает страшной силой. По их приказанию меркнут Солнце и Луна. Ненцы, живущие на побережье Ледовитого океана, рассказывают, что «давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили «сииртя» - маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли».
У русских землепроходцев, обосновавшихся на Урале, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами. Так же как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свете, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот не случаен.
«Чудь белоглазая» - под таким именем фигурируют карлики в уральских сказах - занималась под землей добычей золота, серебра, меди. Когда на Урал пришли русские, по совету вещих, знающих будущее шаманов чудь белоглазая, жившая на западных склонах Урала, прокопала длинные подземные ходы и скрылась в недрах гор со всеми своими сокровищами.
По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.
Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.
очных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.
Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями...».
Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».
Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.
Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта - и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично искусственное - крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.
Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» - это название крупной длинной насыпи вытянутой формы.
Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» - домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы - в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа.
Если честно, я, зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. Дело было так. В конце августа мне пришло письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь - Соловки. Информация была настолько неожиданной, что я связался с ним. Итак. На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери.
На мой вопрос: «Что это?» - экскурсовод рассказал потрясающую историю. Оказывается, летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо острова Русский Кузов. Корабль шел вблизи берега, и люди с наслаждением рассматривали живописные скалы. Экскурсовод же в это время рассказывал им истории о загадочных встречах с мифической чудью-сикиртя. Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина.
Все действо продолжалось несколько секунд, однако туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков.
К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери. Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходится! (Дмитрий Сивицкий).


Рецензии