Под Сыктывкаром замечен снежный человек

Под Сыктывкаром замечен «снежный человек».

В существование реликтового гоминида, прозванного в наших СМИ «снежным человеком», уже верят многие. Но не все знают, что эти йети живут не только на Памире и Гималаях, но также встречаются в глухих уголках коми пармы. В ижемском фольклоре «снежного человека» окрестили Яг-мортом. Другое название – пасьт;м г;на морт («нагой мохнатый человек»). Вот как выглядит сказочный Яг-морт: «Ростом он был с добрую сосну, по голосу и обличью – дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза кровавого цвета, дико сверкающие из-под густых бровей, одежда из невыделанной медвежьей шкуры».
А вот записанное в Коми уже в XX веке свидетельство: «Впереди переходит дорогу нагой мохнатый человек. И с руками, и с ногами, а только сам-то двухметрового роста. Лошадь вся дрожит. А собаки изо всех сил лают. А он и не смотрит на собак, как вот бывает, когда собаки лают на лося, а тот на них и внимания не обращает, идет себе своей дорогой, вот так же и он. Широко шагает, санную дорогу в один шаг и перешагнул. Так и пошел куда-то по снежной целине, прямо по целине и идет. Мужского пола. Не на лыжах, а как будто на лыжах идет, быстро так. Шерсть на нем беловатая. Я словно онемел, и лошадь тоже не может шагу ступить. А потом, когда он ушел, я подошел – и точно – следы, без лыж прошел. А следы от ног длиной в тридцать сантиметров».
Снежный человек – человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времен предков человека. Судя по свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заостренной формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи, массивной нижней челюстью, относительно короткими бедрами. Имеют волосяной покров по всему телу черного, рыжего или седого цвета. Лица темного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные – строят гнезда на ветках деревьев.
Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.
Новгородцы зовут «снежных людей» авдошками. Как гласит местная легенда, когда-то давным-давно жила в деревне Селищи баба Авдотья. Никто не брал ее замуж, потому как уж очень странной она была, со многими недостатками. Никогда и ни с кем ни в чем не соглашалась, со всеми спорила. Не смогла она с людьми жить и ушла в лес. Стала жить в норах. Год жила, два жила, а потом исчезла совсем. Кто-то из охотников видел ее с диким человеком, покрытым шерстью. Родились у них волосатые дети, а лицом все пошли в Авдотью...
В Коми рассказы о «снежном человеке» характерны в основном для коми-ижемцев. «Нагой мохнатый человек» в ижемском фольклоре – существо, во всем похожее на человека, только обросшее шерстью, высокого роста и хорошо приспособленное к жизни в зимнем северном лесу. «Лесной человек» не обладает фантастическими чертами, а выглядят вполне реальным существом. Занимающиеся изучением «снежного человека» криптозоологи пришли к выводу, что параллельно с цепочкой развития «снежного человека» существует линия эволюции «лесного человека». Этот реликт отличается от своего собрата тем, что лицо его обрамлено длинной бородой и более очеловечено, чем неандертальский лик «снежного человека». Именно так и выглядит таинственный обитатель наших лесов.
Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На пленке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека.
Не так давно присутствие снежного человека было отмечено в окрестностях Сыктывкара. Как рассказал нам один из столичных охотников, в сезон он ходит за добычей в лес неподалеку от бывшей деревни Соколовка, что в двадцати километрах к югу от Сыктывкара. В глубине пармы у мужика срублена небольшая избушка. Здесь он ночует во время многодневных походов на природу.
Обычно в этом месте все спокойно. Попадаются только медвежьи следы, да и самого хозяина леса пару раз доводилось встречать. Но минувшей весной охотник столкнулся в лесу с чем-то почти необъяснимым. Ночью, когда он спал в избушке, его разбудил странный звук за стенкой. Словно кто-то ходил рядом с домиком и что-то бормотал. Хотя мужчина был, как говорится, не робкого десятка, его охватил необъяснимый страх. «Медведь или человек, – подумал он. – но если человек, то почему не стучится в дверь?»
Дверь, к счастью, была закрыта изнутри на засов. Мужчина попытался преодолеть страх и выглянуть в небольшое окошко. На улице было темно и почти ничего не видно. В чащобе что-то пошевелилось, и перепуганный охотник услышал, как кто-то подходит к дверям его избушки. Окно выходило на противоположную сторону, поэтому разглядеть «незваного гостя» было невозможно. Когда «гость» поскреб дверь, охотник уже не стал сдерживаться и крикнул: «Стой! Стрелять буду!» Это первое, что пришло в голову...
За дверью притаились, а спустя несколько минут ночной «гость» потихоньку стал удаляться от избушки. Охотник так и просидел всю ночь без сна с заряженным ружьем в руках. Утром, когда поднялось солнце, он осторожно вышел из избушки. Перед дверью никого не было, но на мху и траве были видны следы очень больших ног. По следам можно было определить, что ночью вокруг избушки кто-то ходил кругами.
На одном из следов охотник разглядел даже пять пальцев явно большой стопы. К сожалению, фотоаппарата у него с собой не было. Охотник быстро собрал свой нехитрый скарб и вернулся в город. После этого ему еще несколько раз доводилось ночевать в избушке, но никто в двери не ломился и вокруг и около не шастал... (Валерий Громов).


В Кудымкарском районе встречают снежного человека
В Кудымкарском районе появился чочком морт. Именно так на коми-пермяцком языке называют снежного человека. Раньше его видели в знаменитой аномальной зоне Молебка в Кишертском районе. И вот теперь в Коми-округе. Как говорят очевидцы, они к появлению Йети даже уже привыкли.
Житель деревни Гурино Сергей Баяндин до сих пор с дрожью вспоминает самый ужасный момент в жизни - встречу с непонятным для него существом, прозванного в этих местах чочком морт, что в переводе с коми-пермяцкого «белый человек». По словам Сергея, от страха он даже детали не успел рассмотреть. Помнит только, это существо под 2 метра ростом, цвет тела белый.
И это не первый случай. По рассказам местных жителей, чочком морт встречается грибникам в лесу, или вообще рядом с деревнями. А Владимира Даниловича местный Йети проводил как-то раз даже до дома, только его описание больше схоже с чертами какого-нибудь пришельца. В Интернете можно найти информацию о том, что первые упоминания коми-пермятского Йети датируются 1907 годом, когда местный этнограф Василий Налимов зафиксировал «феномен снежного человека». В последние годы это существо видели в деревнях Мижуй и Серва Кудымкарского района.
По словам местных жителей, видевших это существо, чочком морт не оставляет за собой никаких следов, поэтому и обнаружить его невозможно. И при встрече с человеком он всегда возвращается обратно в лес. Но большинство местных жителей скептически относятся к этому феномену, считая, что это больше выдумка, чем быль. Любой след на дороге можно посчитать за мистический, или отдаленный силуэт принять за нечто невиданное. Ведь тот факт, что в глубинке пьют, ни для кого не новость. Хотя среди очевидцев - и продавец магазина, и почтальон, только рассказывать они отказались, испугавшись, что сочтут за сумасшедших.  Пока вопрос о существовании коми-пермяцкого Йети остается открытым, а у аномальной зоны в Молебке, возможно, появился конкурент.




У ручья Эташор появлялась нечисть и пропадали люди
Овраг, расположенный в Удорском районе на Верхней Вашке на проселочной дороге от Усть-Вачерги до Острово, а именно в том месте, где дорогу пересекает овраг с ручьем Эташор, в пяти километрах от деревни Острово. За оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места». В этом месте были случаи когда дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается. Людей в этом месте преследуют галлюцинации, бывали случаи исчезновения людей.
Местные краеведы предпологают, что это место является аномальной зоной и связано оно с электромагнитным излучением, где существуют разломы земной коры. Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации, и другие непонятные явления, а иногда отказываются работать электроприборы.
Едет, бывало, человек на санях или телеге, спускается в овраг, и тут дуга упряжи как бы самопроизвольно выскакивает из оглоблей, лошадь останавливается.  Именно это произошло с жителем деревни Лоптюга Кириллом Ждановым зимой 1938 года. Возвращался он домой из Усть-Вачерги на санях-розвальнях. Был поздний вечер. Седок задремал. Как только сани съехали в овраг Эташор, лошадь распряглась. Кирилл Матвеевич – мужик неробкого десятка – знал о проделках нечистой силы в этом месте.
Он быстро пришел в себя, закрепил дугу в оглоблях, достал нож и, ругаясь последними словами, стал рассекать им воздух крест-накрест перед мордой лошади, чтобы отогнать нечистую силу. Как только сани выехали на другой берег оврага, вся злость седока вылилась на несчастную лошадь: под ударами хлыста та резво побежала от «нехорошего» места.
А летом 1952 года супруги Борисовы с малолетней дочерью ехали в Острово на телеге-одноколке. Припозднились. Дорога песчаная, лошадь шла медленно. Ребенок спал, да и взрослые вздремнули. Уже около полуночи подъехали к Эташору. Когда телега съехала в овраг и колеса коснулись края моста, тяжелая и высокая дуга отлетела в сторону. Упряжь из-за плохой заделки могла рассупониться значительно раньше, ведь были спуски и подъемы не менее крутые. Поворчали супруги, да делать нечего, надо запрягать по новой. Нашли дугу и, закрепив в оглоблях с особой тщательностью, выехали из оврага.
Из-за подобных случаев за оврагом Эташор закрепилась слава «нехорошего места».
Почудилось, померещилось
Летом 1939 года учитель Федор Мингалев шел пешком из Усть-Вачерги в деревню Лоптюга. Дойдя до оврага, заметил несколько куриц и петухов и очень удивился: как домашняя живность очутилась в такой глуши? Федор Петрович погнался было за ними, углубляясь в лес. Но птицы вскоре исчезли, а учитель опомнился и вернулся на дорогу.
Небольшое происшествие, приключившееся с молодой учительницей Л. Елисеевой в конце августа 1948 года, тоже было связано с птицами. Не один раз она проходила мимо Эташора и никаких странностей не замечала. Вот и на этот раз спокойно наклонилась к воде, чтобы попить. И тут над головой громко и отчетливо раздалось: «Кук-ну, кук-ну, ка-ка-на!» От неожиданности учительница даже вздрогнула. Посмотрела наверх – никакой птицы на деревьях не было. Да и не остается здесь кукушка в это время года. Перекрестила себя и ту сторону, откуда голос доносился. Птичий крик сопровождал девушку, пока она не выбралась из оврага. И лишь тогда пустилась бегом.
А осенью 1952 года из двух верхневашских колхозов погнали гурты скота в райцентр на мясопоставку. Дойдя до Эташора, телята и коровы остановились и дальше идти не захотели. Как рассказывают погонщики, в одном случае мост через ручей был завален кучами ягеля, а в другой раз скотину отпугивали петухи и курицы. Лишь через пару дней, когда знающие люди особым образом «настроили» животных, гурты благополучно преодолели этот овраг.
Лесные девушки увлекают мужчин
В середине 20-х годов прошлого века в конце лета Семен Елисеев из Усть-Вачерги, мужчина лет 50-ти, отправился в лес. На обратном пути встретили его две босоногие девушки. Разговорились. Девушки пригласили мужика пойти с ними, но тот не согласился. Тогда лесные обитательницы попросили у него нательный крестик – в подарок. Семен знал: отдать крестик – все равно, что отдать душу.
Девушки, однако, попались настырные. Чтобы отвязаться, Семен Николаевич вырезал ножом крестик из бересты и протянул его девушкам на стволе ружья. Лесные жительницы на это только громко рассмеялись и исчезли в лесу. Пришел в себя Семен посреди одного из болот далеко от проселочной дороги. Как туда попал, вспомнить не смог.
Зять Елисеева, уроженец Вендинги, кадровый военный Александр Калинин, осенью 1934 года гостил у тестя. И захотелось ему поохотиться на боровую дичь. Ушел в лес с ружьем и собакой и пропал. Собака к вечеру вернулась, а человека не было. Все всполошились: искали день, другой – безрезультатно. На третий день Александр Николаевич появился сам, исхудавший и сильно изменившийся в лице. Где он бродил в лесу и что с ним случилось, объяснить не сумел.
А в конце 30-х годов прошлого века паренёк из Лоптюги Вася Жданов поехал летом в Усть-Вачергу на тарантасе. В овраге Эташор повозку остановили две босоногие девушки, взяв лошадь под уздцы с двух сторон.
- Куда едешь, парень, и зачем?
- В Усть-Вачергу, за сенокосилкой.
- Ладно, поезжай, привези что надо, но смотри: как только стемнеет, обязательно приходи к нам в лес, – пригласили девушки.
Парнишка доставил сенокосилку, отвел лошадь на колхозную конюшню. Зашел ненадолго домой, а потом, тайком от домашних, ушел в лес. И пропал. Искали день, два, но парень как в воду канул. И только спустя две недели он обнаружился в охотничьей избушке у реки Лопи. Как там очутился, Вася объяснить не мог.
Подобные вещи случались не только с впечатлительными подростками. Летом 1953 года председатель Усть-Вачергского сельпо Василий Карнышев ехал верхом на лошади в деревню Лоптюга. Проехав Эташор, верховой почему-то сошел с дороги, слез с лошади и встал около дерева, обхватив его руками. Заметив проезжающую верхом женщину, Карнышев окликнул ее.
- Не заболел ли? – участливо поинтересовалась та.
- Я здоров, но не знаю, как и почему здесь очутился, – отвечал Василий Егорович.
- Креста на тебе нет, вот и понесла тебя нечистая сила в свою обитель!
- Может, и правда. Только не рассказывай никому, засмеют ведь люди, а я – человек партийный, – взмолился председатель сельпо.
Женщина помогла Карнышеву выйти на дорогу и пообещала молчать.
Похожие случаи в этих местах в первой половине ХХ века бывали часто. Местные жители тогда строили разные предположения по поводу встречи мужчин с лесными девушками. В ходу была даже такая молва: у лесных девушек брачная пора, вот и заманивают мужчин в лесную обитель.
Описав эти события, я подумал, что в наше время, когда люди ездят на машинах, такого быть не должно. Но я ошибался. Подобное случается у Эташора и сейчас. Есть предположение, что это связано с электромагнитным излучением в аномальных зонах, где существуют разломы земной коры.  Под его воздействием психика человека рождает галлюцинации. Но тогда непонятно, почему животные в этом месте ведут себя странно, дуга вылетает из оглоблей, а иногда отказываются работать электроприборы. Загадки по-прежнему остаются. (Николай Калинин).


Рецензии